Трудовой пост и его структура
Под трудовым постом понимают ограниченную вследствие разделения труда и зафиксированную документально область приложения сил человека с целью создания социально ценного продукта (материальных вешей, информации, услуг, функционально, эстетически и социально полезных эффектов, упорядоченного протекания социальных процессов) Трудовой пост понимается как одна из форм существования профессии, как одна из ее подсистем. В свою очередь трудовой пост выступает как метасистема по отношению к своей подсистеме — рабочему месту. Характеристики профессии, трудового поста, рабочего места как системы определяются их функциональной динамичностью, обусловленностью как нормативными документами, так и объективными потребностями организации, индивидуальными особенностями конкретных субъектов и социально-психологическими феноменами, возникающими при взаимодействии конкретных участников совместной профессиональной деятельности, основными составляющими которого являются: 1) социально заданные цели и представления о результате труда; 2) заданный предмет (исходные материалы, объекты, процессы — предметные, информационные, социальные, биологические); 3) система средств труда; 4) система профессиональных служебных обязанностей (заданных трудовых функций); 5) система прав работника; 6) производственная среда (предметные и социальные условия труда). Социально заданные цели и представления о результатах труда фиксируются посредством образцов соответствующей работы, их документального описания, изображения, формулирования общего требования к ним. Однако не всегда подобные цели и результаты могут строго документально фиксироваться, отражаться в государственных стандартах. Результатом деятельности руководителя является эффективное функционирование трудового коллектива;
Предмет труда есть система свойств и взаимоотношений объектов, явлений, процессов, которыми человек должен практически или мысленно оперировать на определенном трудовом посту. I. Вещественные средства, орудия труда: 1) средства приема, получения информации (приборы, дающие информацию в виде условных сигналов, в виде изображения); 2) средства обработки информации; 3) средства передачи информации; 4) средства осуществления практических действий в биологических, технических, знаковых системах и системах художественного отображения действительности (ручные средства труда, машины с ручным управлением, автоматизированные и автоматические системы). И. Внешние функциональные средства труда: 1) выразительные средства поведения и речи человека (в работе руководителя, госслужащего, педагога, актера, радио- и телеведущего); 2) организм человека (тренер, артист балета, цирка); 3) группа функционирующих людей (в работе руководителя, дирижера, режиссера). 4.1. Трудовой пост и его структура 91 III. Внутренние функциональные средства труда: 1) знания, умения, навыки; 2) образы, цели, представления о результатах деятельности; 3) мотивы труда; 4) личностные и интеллектуальные особенности, или — шире — личностный и профессиональный потенциал [68]. Система обязанностей субъекта труда, характеризующая трудовой пост, задает требования и предписывает основные формы активности (функции) трудящегося.
Под трудовыми функциями можно понимать любые процессы активности людей, упорядоченные в соответствии с целями и обстоятельствами их труда. Под обязанностями понимают отображение трудовых функций в нормативных документах (инструкциях, предписаниях). Необходимо отметить, что предписания, нормативные акты, инструкции часто не могут отразить всю специфику реальности и таким образом совпасть с выполняемыми в действительности трудовыми функциями субъекта, что может быть источником объективных конфликтов. Вероятность конфликтов отчасти снимается посредством уравновешивания обязанностей, системой прав работника. Проблема оценки и регламентации труда всегда будет оставаться крайне актуальной. Поскольку труд есть не только экономическая категория, но и культурное явление, всегда будет сохраняться историческая изменчивость оценок результатов труда и деятельности его субъекта, изменение равновесия и преобладания одних «трудовых функций», «служебных обязанностей» и «прав работника» над другими. Эта динамика со временем становится все более многозначной в той степени, в которой возрастают уровень образования и профессионализма работника, а сам он все более выступает не в ограниченной роли «субъекта», но также в роли «личности» и «индивидуальности».
17. "Золотое правило" психологии труда Золотое правило труда – это правило организации взаимосоответствия элементов системы «человек – предмет труда – средства – среда», суть которого состоит в том, что мы, желая повысить производительность, качество, эффективность, не можем делать все, что хотим, не считаясь с актом взаимодействия человека и трудового поста.
Центральная проблема областей знания, ориентированных на изучение особенностей организации труда и становления профессионала, заключается в установлении наилучшего взаимного соответствия, взаимной сообразности человека как субъекта труда, с одной стороны, и объективных требований социально фиксированного трудового поста — с другой «Золотое правило» психологии труда состоит в требовании комплексного воздействия на эргатическую систему «человек - предмет труда - средства труда - среда», в возможности успешно решать задачи повышения эффективности деятельности лишь при условии обеспечения взаимного соответствия особенностей субъекта и трудового поста. Вторым важным условием «установления наилучшего взаимного соответствия... человека как субъекта труда... и объективных требований социально фиксированного трудового поста» является развитие человека как личности, как индивидуальности, формирования его индивидуального стиля деятельности, стиля жизнедеятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|