Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экспериментальное изучение уровня ассертивности и тревожности подростков

Целью экспериментальной работы является исследование уровня ассертивности у старшеклассников.

Задачи исследования:

1. Изучение уровня ассертивности подростков с помощью тест-опросника «Исследование уровня ассертивности» (модифицированный В. Каппони, Т. Новак) до и после проведения социально-педагогического тренинга ассертивности.

2. Изучение уровня тревожности у старшеклассников при помощи методики оценки тревожности по Ч.Д. Спилбергеру - Ю.Л. Ханину.

3. Установление корреляционной взаимосвязи между низким уровнем ассертивности и высокой тревожностью подростков.

4. Составление и проведение программы социально-психологического тренинга, направленного на развитие у подростков коммуникативных навыков и коррекцию межличностных отношений в группе сверстников, способствующего повышению уровня ассертивности подростков, повышению их социальной адаптации.

5. Установить достоверность второй гипотезы с помощью полученных результатов экспериментальной и контрольной группой по формуле Стьюдента.

В эксперименте принимали участие учащиеся 10-х классов средней школы №3 им. Макаренко г. Симферополя.

В соответствии с целями и задачами проводимого исследования запланированы и осуществлены 3 этапа эксперимента:

I ЭТАП – констатирующий.

Диагностика уровня ассертивности с помощью тест-опросника «Исследование уровня ассертивности» (модифицированный В. Каппони, Т. Новак).

II ЭТАП – формирующий.

Составление и выполнение программы тренингов по повышению уровня ассертивности в группе подростков.

III ЭТАП – контрольный.

Повторная диагностика уровня ассертивности с помощью тест-опросника «Исследование уровня ассертивности» (модифицированный В. Каппони, Т. Новак) в экспериментальной группе.

Методики исследований

1) Тест-опросник «Исследование уровня ассертивности» (модифицированный В. Каппони, Т. Новак).

Цель исследования: выявить уровень ассертивности подростков

Инструкция по применению методики.

Учащимся предлагается ответить на 24 вопроса:

1. Меня раздражают ошибки других людей: да, нет.

2. Я могу напомнить другу о долге: да, нет.

3. Время от времени я говорю неправду: да, нет.

4. Я в состоянии позаботится о себе сам: да, нет.

5. Мне случалось ездить зайцем: да, нет.

6. Соперничество лучше сотрудничества: да, нет.

7. Я часто мучаю себя по пустякам: да, нет.

8. Я человек самостоятельный и достаточно решительный: да, нет.

9. Я люблю всех, кого знаю: да, нет.

10. Я верю в себя. У меня хватит сил, чтобы справиться с текущими проблемами: да, нет.

11. Ничего не поделаешь, человек всегда должен быть начеку, чтобы суметь защитить свои интересы: да, нет.

12. Я никогда не смеюсь над неприличными шутками: да, нет

13. Я всегда признаю авторитеты и уважаю их: да, нет.

14. Я никогда не позволяю вить из себя веревки и, когда это необходимо, заявляю протест: да, нет

15. Я поддерживаю всякое доброе начинание: да, нет.

16. Я никогда не лгу: да, нет.

17. Я практичный человек: да, нет.

18. Меня сильно угнетает даже представление о том, что я могу потерпеть неудачу: да, нет.

19. Я согласен с изречением: «Руку помощи ищи прежде всего у собственного плеча»: да, нет.

20. Друзья имеют на меня большое влияние: да, нет.

21. Я всегда прав, даже если другие считают иначе: да, нет.

22. Я согласен с тем, что важна не победа, а участие: да, нет.

23. Прежде чем что-либо предпринять, хорошенько подумаю, как это воспримут другие: да, нет.

24. Я никогда никому не завидую: да, нет.

Теперь подсчитайте количество ответов, совпадающих с ключом по следующим шкалам:

Шкала А (независимость, автономность) = ­–1, +6, –7, +11, –13, –18, –20, –23;

7-8 баллов – ребенок чересчур независим и не прислушивается к словам других. Эгоистичен, переоценивает себя. Попытки вести себя ассертивно, часто выливаются в агрессию.

4-6 баллов – достаточно независим, но в своей независимости все же с вниманием и уважением относится к мнениям других людей. Самостоятелен, достигает желаемой цели, не причиняя вреда окружающим. Реалистично оценивает себя, что необходимого при контактах с окружающими.

0-3 балла – это означает, что ребенок очень зависим от окружающих людей, несамостоятелен и неуверен в себе. Он не способен решить свои проблемы самостоятельно, и отвечать за себя и свои поступки.

Шкала Б = +2, +4, +8, +10, +14, +17, +19, +22; (уверенность, решительность, опора на свои силы)

7-8 баллов – Ребенок точно знает чего хочет и идет к цели, опираясь на свои собственные силы. При столкновении интересов он способен договориться и найти компромиссное решение, удовлетворяющее обе стороны. Он добивается своего, не манипулируя оппонентами посредством чувства вины или каким-либо иным способом из разряда приемов эмоционального шантажа. Такой ребенок уверен в себе, действует четко и решительно.

4-6 баллов – характеризуется наличием ассертивности в типичных для подростка ситуациях, но малейшее изменение обстоятельств разрушает у него чувство уверенности в себе.

0-3 балла – страх перед непредвиденными ситуациями настолько велик, что даже, например, выигрывая в лото, ребенок и тут, прежде всего, испытывает какие-то сомнения, опасения.

Шкала В (социальная желательность) = –3, –5, +9, +12, +15, +16, +21, +24.

Показатель 7-8 – это неискренность или неадекватно завышенная самооценка. Но, скорее всего, попадание в такие стандартные «ловушки» свидетельствует о невысоком социальном интеллекте – он не схватывает провокационную сущность вопросов. Такой ребёнок наивно пытается скрыть свою заниженную самооценку, поскольку в его представлении – это плохо. А быть правильным и уверенным – хорошо. То есть, это явное проявление социальной желательности.

Если же это действительно неадекватно завышенная самооценка, то это тем более показатель низкого социального интеллекта, что может проявляться в неадекватной самоуверенности. Чтобы выяснить, что же это всё-таки с конкретным ребёнком – нужна беседа, наблюдение, информация и другие методики.

Но такой результат – это сигнал для дальнейшей работы – диагностической, а затем и коррекционной или развивающей. Обнаружение таких детей (7-8 баллов по шкале В – уже хороший результат работы. Ведь это, фактически, экспресс-диагностика группы риска.

Показатели от 3 и до 6 баллов – свидетельствуют о промежуточной позиции ребёнка относительно тех крайних значений и их интерпретации, которые уже описаны.

Показатель 0-2 балл демонстрирует правдивость, искренность и только. Либо хороший социальный интеллект, поскольку такой ребёнок определяет ловушки и понимает, что попадаться в них – глупо.

Обработка результатов

Полученные результаты экспериментального исследования предоставим в таблицах:

 

Таблица 2.1.

Данные по тест-опроснику «Исследование уровня ассертивности» (модифицированный В. Каппони, Т. Новак) 10-го А класса


Таблица 2.2.

Данные по тест-опроснику «Исследование уровня ассертивности» (модифицированный В. Каппони, Т. Новак) 10-го Б класса

 

Интерпретация результатов

Результаты проведения представленной методики в группах детей подросткового возраста выглядят следующим образом:

10-А класс – высокий уровень ассертивности – 17%, средний уровень ассертивности – 67%, низкий уровень ассертивности – 17%.

10-Б класс - высокий уровень ассертивности – 9%, средний уровень ассертивности – 73%, низкий уровень ассертивности – 18%.

Предоставим процентное соотношение полученных результатов в виде диаграммы:

 


Рис. 2.1. Результаты исследования уровня ассертивности по тест-опроснику «Исследование уровня ассертивности» (модифицированный В. Каппони, Т. Новак)

 

2) Методика оценки тревожности по Ч.Д. Спилбергеру - Ю.Л. Ханину

Этот опросник состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (состояние тревожности, реактивная или ситуативная тревожность) и из 20 высказываний на определение тревожности как диспозиции, личностной особенности (свойство тревожности). Тревожность как черта личности, означает мотив или приобретенную поведенческую диспозицию, которая обязывает индивида к восприятию широкого круга объективно безопасных обстоятельств, как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них состояниями тревоги, интенсивность которых не соответствует величине реальной опасности. Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера является единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние. В нашей стране употребляется в модификации Ю.Л. Ханина (1976), которая им же была адаптирована к русскому языку.

Реактивная (ситуативная) тревожность — состояние субъекта в данный момент времени, которая характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью в данной конкретной обстановке. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на экстремальную или стрессовую ситуацию, может быть разным по интенсивности и динамичным во времени. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий “веер” ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.

Инструкция к тесту тревожности

Обследуемому предлагается — «Прочитайте внимательно каждое из приведенных предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь. Обычно первый ответ, который приходит в голову, является наиболее правильным, адекватным Вашему состоянию». Проводится тестирование с использованием бланка опросника (Таблица1).

Таблица 2.3.

Бланк опросника ситуативной тревожности (Спилбергера-Ханина)

  Суждения шкалы СТ Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно
1 Я СПОКОЕН 1 2 3 4
2 МНЕ НИЧТО НЕ УГРОЖАЕТ 1 2 3 4
3 Я НАХОЖУСЬ В НАПРЯЖЕНИИ 1 2 3 4
4 Я ИСПЫТЫВАЮ СОЖАЛЕНИЕ 1 2 3 4
5 Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ СВОБОДНО 1 2 3 4
6 Я РАССТРОЕН 1 2 3 4
7 МЕНЯ ВОЛНУЮТ ВОЗМОЖНЫЕ НЕУДАЧИ 1 2 3 4
8 Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ОТДОХНУВШИМ 1 2 3 4
9 Я ВСТРЕВОЖЕН 1 2 3 4
10 Я ИСПЫТЫВАЮ ЧУВСТВО ВНУТРЕННЕГО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ 1 2 3 4
11 Я УВЕРЕН В СЕБЕ 1 2 3 4
12 Я НЕРВНИЧАЮ 1 2 3 4
13 Я НЕ НАХОЖУ СЕБЕ МЕСТА 1 2 3 4
14 Я ВЗВИНЧЕН 1 2 3 4
15 Я НЕ ЧУВСТВУЮ СКОВАННОСТИ 1 2 3 4
16 Я ДОВОЛЕН 1 2 3 4
17 Я ОЗАБОЧЕН 1 2 3 4
18 Я СЛИШКОМ ВОЗБУЖДЕН И МНЕ НЕ ПО СЕБЕ 1 2 3 4
19 МНЕ РАДОСТНО 1 2 3 4
20 МНЕ ПРИЯТНО 1 2 3 4

 

Таблица 2.4.

Бланк опросника личностной тревожности (Спилбергера-Ханина)

  Суждения шкалы ЛТ Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно
1 У МЕНЯ БЫВАЕТ ПРИПОДНЯТОЕ НАСТРОЕНИЕ 1 2 3 4
2 Я БЫВАЮ РАЗДРАЖИТЕЛЬНЫМ 1 2 3 4
3 Я ЛЕГКО МОГУ РАССТРОИТЬСЯ 1 2 3 4
4 Я ХОТЕЛ БЫ БЫТЬ ТАКИМ ЖЕ УДАЧЛИВЫМ, КАК И ДРУГИЕ 1 2 3 4
5 Я СИЛЬНО ПЕРЕЖИВАЮ НЕПРИЯТНОСТИ И ДОЛГО НЕ МОГУ О НИХ ЗАБЫТЬ 1 2 3 4
6 Я ЧУВСТВУЮ ПРИЛИВ СИЛ, ЖЕЛАНИЕ РАБОТАТЬ 1 2 3 4
7 Я СПОКОЕН, ХЛАДНОКРОВЕН, СОБРАН 1 2 3 4
8 МЕНЯ ТРЕВОЖАТ ВОЗМОЖНЫЕ ТРУДНОСТИ 1 2 3 4
9 Я СЛИШКОМ ПЕРЕЖИВАЮ ИЗ-ЗА ПУСТЯКОВ 1 2 3 4
10 Я БЫВАЮВ ПОЛНЕ СЧАСТЛИВ 1 2 3 4
11 Я ВСЕ ПРИНИМАЮ БЛИЗКО К СЕРДЦУ 1 2 3 4
12 МНЕ НЕ ХВАТАЕТ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ 1 2 3 4
13 Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ БЕЗЗАЩИТНЫМ 1 2 3 4
14 Я СТАРАЮСЬ ИЗБЕГОТЬ КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ 1 2 3 4
15 У МЕНЯ БЫВАЕТ ХАНДРА 1 2 3 4
16 Я БЫВАЮ ДОВОЛЕН 1 2 3 4
17 ВСЯКИЕ ПУСТЯКИ ОТВЛЕКАЮТ И ВОЛНУЮТ МЕНЯ 1 2 3 4
18 БЫВАЕТ, ЧТО Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ НЕУДАЧНИКОМ 1 2 3 4
19 Я - УРАВНОВЕШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК 1 2 3 4
20 МЕНЯ ОХВАТЫВАЕТ БЕСПОКОЙСТВО, КОГДА Я ДУМАЮ О СВОИХ ДЕЛАХ И ЗАБОТАХ 1 2 3 4

Обработка и интерпретация результатов

При помощи ключа к данной методике (см. приложение А), определяется количество баллов, полученных испытуемым за избранные им ответы на суждения, приведенные в шкалах. Общее количество баллов, набранное по всем вопросам, делится на 20, и итоговый показатель рассматривается как индекс развития соответствующего вида тревожности у испытуемого.

Уровни развития

3,5 – 4,0 балла – очень высокая тревожность,

3,0 – 3,4 балла – высокая тревожность,

2,0 – 2,9 балла – средняя тревожность,

1,5 – 1,9 балла – низкая тревожность,

0,0 – 1,4 балла – очень низкая тревожность.

Данные исследования ситуативной и личностной тревожности предоставим в таблицах:

 

Таблица 2.5.

Исследование тревожности по методике Спилбергера – Ханина, 10-А класс


Результаты проведения представленной методики в 10-А классе выглядят следующим образом:

- личностная тревожность (средний уровень – 56%, низкий уровень – 33%, очень низкий уровень – 11%);

- ситуативная тревожность (высокий уровень – 16%, средний уровень – 28%, низкий уровень – 39%, очень низкий уровень – 17%).

Полученные данные предоставим при помощи диаграммы:

 

Рис. 2.2. Ситуативная и личностная тревожность учеников 10-А класса

 

Полученные результаты исследования тревожности 10-Б класса выглядят следующим образом:

 


Таблица 2.6.

Исследование тревожности по методике Спилбергера – Ханина, 10-Б класс

 

Предоставим данные в процентном соотношении:

- личностная тревожность (высокий уровень – 5%, средний уровень – 54%, низкий уровень – 36%, очень низкий уровень – 5%);

- ситуативная тревожность (высокий уровень – 5%, средний уровень – 40%, низкий уровень – 50%, очень низкий уровень – 5%).

Полученные данные предоставим при помощи диаграммы:

 


Рис.2.3. Ситуативная и личностная тревожность учеников 10-Б класса

 

3) Корреляционный анализ полученных данных.

Для подтверждения первой гипотезы нами был использован метод расчета коэффициента корреляции вычисляемый по формуле Спирмена.

Целью нашего корреляционного анализа является выявить взаимосвязь между низким уровнем ассертивности и высокой тревожностью.

 

Таблица 2.7.

Коэффициент корреляции между полученными данными ассертивности и личностной тревожности

P1 Ряд Ранж. Ранг d1 P2 Ряд Ранж. Ранг d2 d=d1-d2 d2
1 3 7 3 36,5 2,8 3,1 1 4 32,5 1056,25
2 6 7 3 11,5 1,7 2,85 2 31 -19,5 380,25
3 5 7 3 22 2,1 2,8 4 21,5 0,5 0,25
4 7 7 3 3 1,6 2,8 4 36 -33 1089
5 5 7 3 22 2,15 2,8 4 19 3 9
6 4 6 11,5 30 2,4 2,75 6,5 11,5 18,5 342,25
7 7 6 11,5 3 1,4 2,75 6,5 39 -36 1296
8 4 6 11,5 30 2,5 2,6 8 10 20 400
9 6 6 11,5 11,5 1,7 2,55 9 31 -19,5 380,25
10 7 6 11,5 3 1,4 2,5 10 39 -36 1296
11 4 6 11,5 30 2,55 2,4 11,5 9 21 441
12 6 6 11,5 11,5 1,7 2,4 11,5 31 -19,5 380,25
13 3 6 11,5 36,5 2,75 2,35 13,5 6,5 30 900
14 3 6 11,5 36,5 2,8 2,35 13,5 4 32,5 1056,25
15 5 6 11,5 22 2,3 2,3 15,5 15,5 6,5 42,25
16 6 6 11,5 11,5 1,7 2,3 15.5 31 -19,5 380,25
17 6 6 11,5 11,5 1,65 2,2 17,5 33,5 -22 484
18 5 5 22 22 2,2 2,2 17,5 17,5 4,5 20,25
19 6 5 22 11,5 1,75 2,15 19 27,5 -16 256
20 6 5 22 11,5 1,8 2,1 21,5 25 -13,5 182,25
21 7 5 22 3 1,4 2,1 21,5 39 -36 1296
22 7 5 22 3 1,5 2,1 21,5 37 -34 1156
23 4 5 22 30 2,35 2,1 21,5 13,5 16,5 272,25
24 6 5 22 11,5 1,8 1,8 25 25 -13,5 182,25
25 5 5 22 22 2,2 1,8 25 17,5 4,5 20,25
26 3 5 22 36,5 2,8 1,8 25 4 32,5 1056,25
27 5 4 30 22 2,1 1,75 27,5 21,5 0,5 0,25
28 4 4 30 30 2,4 1,75 27,5 11,5 18,5 342,25
29 3 4 30 36,5 2,75 1,7 31 6,5 30 900
30 6 4 30 11,5 1,75 1,7 31 27,5 -16 256
31 4 4 30 30 2,6 1,7 31 8 22 484
32 6 4 30 11.5 1,7 1,7 31 31 -19,5 380,25
33 5 4 30 22 2,1 1,7 31 21,5 0,5 0,25
34 6 3 36,5 11,5 1,65 1,65 33,5 33,5 -22 484
35 6 3 36,5 11,5 1,8 1,65 33,5 25 -13,5 182,25
36 5 3 36,5 22 2,1 1,6 36 21,5 0,5 0,25
37 5 3 36,5 22 2,3 1,5 37 15,5 6,5 42,25
38 4 3 36,5 30 2,35 1,4 39 13,5 16,5 272,25
39 3 3 36,5 36.5 2,85 1,4 39 2 34,5 1190,25
40 2 2 40 40 3,1 1,4 39 1 39 1521
                  20430

 

Коэффициент корреляции вычисляется по формуле Спирмена:

 

;  (высокий уровень зависимости)

 

Это свидетельствует о достаточно высокой зависимости низкой ассертивности с высоким уровнем личностной тревожности. Из выше сказанного следует: проведенный анализ позволяет утверждать о достоверности нашей первой гипотезы.


Таблица 2.8.

Коэффициент корреляции между полученными данными ассертивности и ситуативной тревожности

P1 Ряд Ранж. Ранг d1 P2 Ряд Ранж. Ранг d2 d=d1-d2 d2
1 3 7 3 36,5 2,7 3,4 1 8,5 28 784
2 6 7 3 11,5 1,4 3,3 2,5 38,5 -27 729
3 5 7 3 22 1,55 3,3 2,5 33,5 -11,5 132,25
4 7 7 3 3 1,7 3,1 4 26,5 -23,5 552,25
5 5 7 3 22 3,1 2,85 5 4 18 324
6 4 6 11,5 30 1,75 2,8 6,5 23 7 49
7 7 6 11,5 3 1,4 2,8 6,5 38,5 35,5 1260,25
8 4 6 11,5 30 3,3 2,7 8,5 2,5 17,5 306,25
9 6 6 11,5 11,5 1,75 2,7 8,5 23 -11,5 132,25
10 7 6 11,5 3 1,4 2,6 10 38,5 -35,5 1260,25
11 4 6 11,5 30 2,2 2,5 11 16 14 196
12 6 6 11,5 11,5 2,8 2,4 13,5 6,5 5 25
13 3 6 11,5 36,5 3,4 2,4 13,5 1 35,5 1260,25
14 3 6 11,5 36,5 2,1 2,4 13,5 17 19,5 380,25
15 5 6 11,5 22 1,8 2,4 13,5 20 2 4
16 6 6 11,5 11,5 2 2,2 16 18 -6,5 42,25
17 6 6 11,5 11,5 1,55 2,1 17 33,5 -22 484
18 5 5 22 22 1,75 2 18 23 -1 1
19 6 5 22 11,5 1,65 1,9 19 29,5 -18 324
20 6 5 22 11,5 2,4 1,8 20 13,5 -2 4
21 7 5 22 3 1,6 1,75 23 32 -29 841
22 7 5 22 3 1,75 1,75 23 23 -20 400
23 4 5 22 30 2,8 1,75 23 6,5 23,5 552,25
24 6 5 22 11,5 1,4 1,75 23 38,5 -27 729
25 5 5 22 22 1,75 1,75 23 23 -1 1
26 3 5 22 36,5 2,4 1,7 26,5 13,5 23 529
27 5 4 30 22 1,7 1,7 26,5 26,5 -4,5 20,25
28 4 4 30 30 1,65 1,65 29,5 29.5 0,5 0,25
29 3 4 30 36,5 2,7 1,65 29,5 8,5 28 784
30 6 4 30 11,5 1,9 1,65 29,5 19 -7,5 56,25
31 4 4 30 30 1,65 1.65 29.5 29,5 0,5 0,25
32 6 4 30 11.5 1,5 1,6 32 35,5 -24 576
33 5 4 30 22 3,3 1,55 33.5 2,5 19,5 380,25
34 6 3 36,5 11,5 2,4 1,55 33,5 13,5 -2 4
35 6 3 36,5 11,5 1,65 1,5 35.5 29,5 18 324
36 5 3 36,5 22 2,85 1,5 35,5 5 17 289
37 5 3 36,5 22 1,5 1,4 38,5 35.5 -13,5 182,25
38 4 3 36,5 30 2,6 1,4 38,5 10 20 400
39 3 3 36,5 36.5 2,5 1,4 38,5 11 25,5 650,25
40 2 2 40 40 2,4 1,4 38,5 13,5 26,5 702,25
                  15671,5

 

Вычислим коэффициент корреляции по формуле Спирмена:

 

(средний уровень зависимости)

 

Это свидетельствует о средней зависимости низкой ассертивности с высоким уровнем ситуативной тревожности.

Констатирующий этап позволил нам увидеть необходимость проведения социально-психологического тренинга, направленного на развитие у подростков коммуникативных навыков и коррекцию межличностных отношений в группе сверстников, способствующего повышению уровня ассертивности подростков, повышению их социальной адаптации.

 

Формирующий эксперимент

 

4)Проведенное нами исследование теоретического материала и результаты констатирующего эксперимента позволяют разработать программу тренинга по развитию ассертивного поведения у подростков.

Главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Чем больше потребностей не реализовано, не удовлетворено, тем больше вероятность того, что подросток будет искать нестандартные способы их удовлетворения, будет возрастать тревожность и неуверенность в себе, при этом возникает риск попадания в девиантную группу. Ассертивность — уверенность в себе – именно то личностное качество, которое позволяет человеку, подростку принимая и уважая себя, находить способы удовлетворения своих потребностей, при этом не вредить другим людям, (так как это уже не ассертивность, а агрессивность). Человек ассертивный ценит себя, свое здоровье, умеет противодействовать влиянию, которое он считает вредным для себя.

Выделенные проблемы позволяют определить нам главную цель тренинга уверенного поведения, способствующего формированию уверенности в себе (ассертивности). Под уверенностью в себе понимается способность индивида выдвигать и претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, интересы, чувства и т. д. в отношении своего окружения.

Ценности образовательного курса.

Самосознание; уверенность в себе; самоуважение, контроль над собственной жизнью; личные цели; потребности; доверие к себе, ассертивные права человека.

Целевое назначение образовательного курса

Освоение обучающимися знаний в области практики развития ассертивности. Развитие коммуникативной культуры и коммуникативной компетентности, развитие ассертивности и комплекса способностей ее составляющих.

Задачи курса:

Сформировать у подростков основные понятия теории ассертивности, умения и навыки реализующие ее на практике.

Структурные компоненты. Тренинг проводится 1 день, 3 часа, включая 1 перерыв, состоит из 3-х основных упражнений (см. Приложение Б).

Описание выборок

По предыдущим диагностическим показателям мы можем предположить, что уровень ассертивности на начальном этапе (до тренинга) в 10-Б и в 10-А классах одинаков.

Пусть наше предположен служит гипотезой h0, а противоположное ей суждение h1. С помощью Т-критерия Стьюдента рассчитываем достоверность гипотез:

 

,

 

Где x ср, y ср среднее арифметическое в 10-Б и 10-А классах;

x - y – стандартная ошибка разности средних арифметических

 

.

 

Подсчет числа степеней свободы для нахождения табличного значения tкрит осуществляется по формуле:

 

K= n1+n2-2.

 

Подставляем данные полученные в диагностическом исследовании описанном выше:

 

;

x ср = 4,9; y ср = 5,1;

;

;

 

Табличное значение tкрит = 2,02 при допущении возможности риска сделать ошибочное суждение в пяти случаях из ста (уровень значимости=5 % или 0,05). tкрит сравниваем с tэмп, получаем, что 2,02>-1,05.

Отсюда следует, что альтернативная гипотеза h1, не подтверждается, а значит мы можем говорить о том, что уровень ассертивности на начальном этапе (до тренинга) в 10-А и в 10-Б классах примерно одинаков.

Для того, чтобы получить достоверные результаты эффективности тренинга мы проведем его только в одном классе – экспериментальная группа (10-Б), а второй мы примем за контрольную группу (10-А).

После проведенного тренинга мы проводим повторную диагностику уровня ассертивности в экспериментальном классе. Данные предоставим в виде таблицы:

 

Таблица 2.9.

Данные по тест-опроснику «Исследование уровня ассертивности» (модифицированный В. Каппони, Т. Новак) 10-го Б класса после проведенного тренинга


В процентном соотношении результаты тренинга выглядят следующим образом: высокий уровень – 32%; средний уровень – 68%; низкий уровень – 0%.

Полученный результат отобразим при помощи диаграммы:

 

Рис. 2.4. Уровень ассертивности в 10-Б классе после проведения тренинга

 

5) Для того, чтобы подтвердить нашу вторую гипотезу о том, что после проведения социально-психологического тренинга, уровень ассертивности в исследуемой группе повысится, рассчитаем Т-критерий для двух независимых выборок по формуле Стьюдента, которую мы использовали выше. Примем за гипотезу h0 – что тренинг не повлияет на уровень ассертивности подростков, h1 – тренинг положительно влияет на уровень ассертивности у подростков. Подставим данные повторной диагностики экспериментальной группы:

x ср = 5,7; y ср = 5,1;

;

.

3,75>2,02

 

Полученное в эксперименте эмпирическое значение t превышает табличное, то есть основания принять альтернативную гипотезу (h1) о том, что учащиеся экспериментальной группы повысили свой уровень ассертивности после тренинга.

 

ВЫВОДЫ

 

В экспериментальной части нашей работы мы провели исследование особенностей ассертивного поведения и уровня тревожности. Мы доказали что, между высоким уровнем личностной тревожности и низкой ассертивностью поведения подростков существует взаимосвязь. Из вышесказанного следует: проведенный анализ позволяет утверждать, что первая гипотеза доказана.

С помощью методик направленных на исследование тревожности и ассертивности, удалось выявить у подростков средний и низкий уровни ассертивности, а так же высокий и средний уровни тревожности.

Констатирующий этап позволил нам увидеть необходимость проведения социально-психологического тренинга, направленного на развитие у подростков коммуникативных навыков и коррекцию межличностных отношений в группе сверстников, способствующего повышению уровня ассертивности подростков, повышению их социальной адаптации.

Следующим нашим шагом было составление и проведение коррекционной программы (социально–психологического тренинга) направленного на повышение уровня ассертивности у подростков и снижение личностной тревожности.

После проведения оценки эффективности п

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...