Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Строение периферического речевого аппарата.

Понятие «речь», «речевое общение». Формы речи и речевого общения.

 

Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. Благодаря речи сознание одного человека не ограничивается личным опытом, а становится данностью для другого, обогащается результатами общественного опыта.

 

Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной целевой установки. Протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.

Форма речевого общения есть речевое поведение.

Существуют следующие виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная речь, внешняя и внутренняя.

Письменная речь – это вербальное (словесное) общение при помощи графических знаков
Устная речь – это вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух.
Все перечисленные виды речи являются разновидностями внешней речи, поскольку в них осуществляется общение с использованием языка при наличии процесса реальной коммуникации.

Внутренняя речь предполагает использование языка вне процесса реальной коммуникации. В настоящее время выделяют 2 вида внутриречевых процессов. Первый из них – это речь про себя, беззвучное проговаривание, которое при озвучивании становится обычной внешней речью. Главная особенность состоит в ее сокращенности.
Второй вид – внутреннея речь как речь монологическая, противопоставлена социализированной (представители гештальтпсихологии). Эту точку зрения опроверг С.Л. Рубинштейн. Признавая, что внутренняя речь не служит целям сообщения, он оспаривал тезис о ее антисоциальном характере.

 

Функции речи.

 

1 Коммуникативная функция – функция общения или сообщения, включает как средства выражения, так и средства воздействия.. Выразительная функция – всякая речь говорит о чем- то, т.е имеет свой предмет, она обращена к кому-то и вместе с тем она выражает что – то.

2. Эмоциональная функция – принадлежит к генетически первичным ее функциям. Существует термин эмоциональная речь.

3. Регулирующая – регулирует, управляет поведением других людей и своего собственного.

4. Познавательная – опыт одного человека становится доступным другим людям.

 

Понятие «мышление». Эгоцентрическая речь.

Мышлением называется процесс отражения в сознании человека связей и отношений между предметами или явлениями действительности.
Речь и мышление связаны между собой сложными и часто противоречивыми соотношениями. Речь имеет свою структуру, несовпадающей со структурой мышления: грамматика – речь, логика- мышление.

Эгоцентрическая речь ребенка очень подробно и часто рассматривалась в психологии. Одним из первых эту тему рассматривал Жан Пиаже - швейцарский психолог, проводивший ряд экспериментов в этой области. Несколько позже концепцию Ж. Пиаже критиковал Л.С. Выготский, предложивший некоторые изменения в теории эгоцентрической речи.

Эгоцентрическая речь- одно из внешних проявлений эгоцентрических позиций ребенка. Речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка. Наблюдается в возрасте трех - пяти лет, а к концу дошкольного возраста практически исчезает. Проявляется в том, что дети говорят вслух, как будто ни к кому не обращаясь, в частности, задают вопросы, не получают на них ответа и нисколько этим не беспокоятся.

Связь речи и мышления.

 

Речь и мышление связаны между собой сложными и часто противоречивыми соотношениями. Речь имеет свою структуру, несовпадающей со структурой мышления: грамматика – речь, логика- мышление.

В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы ее и формируем, т. е. создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь не отождествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается. Таким образом, между речью и мышлением существует не тождество, а единство; в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь; речь и мышление возникает у человека в единстве на основе общественной практики.

Строение центрального речевого аппарата.

Центральный речевой аппарат находится в левом полушарии головного мозга. Он состоит из:

1. Коры г.м

2. Подкорковых узлов

3. Проводящих путей

4. Ядер ствола (продолговатого мозга)

5. Нервов, идущих к дыхательным, голосовым, артикуляционным мышцам.

 

 

1.Некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли левого полушария (у левшей правого).

Лобные извилины (нижние) – являются двигательной областью и участвуют в образовании устной речи (центр Бро ка)

Височные извилины (верхние) – являются речеслуховой областью, куда поступают слуховые раздражения (центр Ве рнике). Обеспечивают восприятие чужой речи.

Теменная доля коры – понимание речи

Затылочная доля – зрительная область, которая обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие букв при чтении и письме). Зрительное восприятие артикуляции взрослых обеспечивает ребенку развитие собственной артикуляции.

2. Подкорковые узлы или ядра отвечают за темп, ритм и выразительность речи.

3. Проводящие пути.

Кора головного мозга связана с органами речи (периферическими) двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными.

 

 

Строение периферического речевого аппарата.

 

Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов:

1. Дыхательный

2. Голосовой

3.Артикуляционный или звукопроизводящий.

 

Дыхательный отдел состоит: грудная клетка, легкие, трахея, бронхи.
Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха

Голосовой отдел состоит: гортани, голосовых складок.

Гортань – широкая, короткая труба, состоящая из хрящ0ей и мягких тканей

Голосовые складки - совсем застилают просвет гортани, оставляя узкую голосовую щель.

Артикуляционный отдел

Состоит: язык, губы, челюсти, твердое и мягкое небо, альвеолы.

Язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть подвижны, остальные нет.

Язык – главный орган артикуляции. Это мышечный орган.

Важную роль в образовании звуков речи принадлежит нижней челюсти, губам, зубам, небу. Альвеолам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...