Строение периферического речевого аппарата.
Понятие «речь», «речевое общение». Формы речи и речевого общения.
Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. Благодаря речи сознание одного человека не ограничивается личным опытом, а становится данностью для другого, обогащается результатами общественного опыта.
Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной целевой установки. Протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности. Форма речевого общения есть речевое поведение. Существуют следующие виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная речь, внешняя и внутренняя. Письменная речь – это вербальное (словесное) общение при помощи графических знаков Внутренняя речь предполагает использование языка вне процесса реальной коммуникации. В настоящее время выделяют 2 вида внутриречевых процессов. Первый из них – это речь про себя, беззвучное проговаривание, которое при озвучивании становится обычной внешней речью. Главная особенность состоит в ее сокращенности.
Функции речи.
1 Коммуникативная функция – функция общения или сообщения, включает как средства выражения, так и средства воздействия.. Выразительная функция – всякая речь говорит о чем- то, т.е имеет свой предмет, она обращена к кому-то и вместе с тем она выражает что – то. 2. Эмоциональная функция – принадлежит к генетически первичным ее функциям. Существует термин эмоциональная речь. 3. Регулирующая – регулирует, управляет поведением других людей и своего собственного. 4. Познавательная – опыт одного человека становится доступным другим людям.
Понятие «мышление». Эгоцентрическая речь. Мышлением называется процесс отражения в сознании человека связей и отношений между предметами или явлениями действительности. Эгоцентрическая речь ребенка очень подробно и часто рассматривалась в психологии. Одним из первых эту тему рассматривал Жан Пиаже - швейцарский психолог, проводивший ряд экспериментов в этой области. Несколько позже концепцию Ж. Пиаже критиковал Л.С. Выготский, предложивший некоторые изменения в теории эгоцентрической речи. Эгоцентрическая речь- одно из внешних проявлений эгоцентрических позиций ребенка. Речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка. Наблюдается в возрасте трех - пяти лет, а к концу дошкольного возраста практически исчезает. Проявляется в том, что дети говорят вслух, как будто ни к кому не обращаясь, в частности, задают вопросы, не получают на них ответа и нисколько этим не беспокоятся. Связь речи и мышления.
Речь и мышление связаны между собой сложными и часто противоречивыми соотношениями. Речь имеет свою структуру, несовпадающей со структурой мышления: грамматика – речь, логика- мышление.
В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы ее и формируем, т. е. создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь не отождествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается. Таким образом, между речью и мышлением существует не тождество, а единство; в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь; речь и мышление возникает у человека в единстве на основе общественной практики. Строение центрального речевого аппарата. Центральный речевой аппарат находится в левом полушарии головного мозга. Он состоит из: 1. Коры г.м 2. Подкорковых узлов 3. Проводящих путей 4. Ядер ствола (продолговатого мозга) 5. Нервов, идущих к дыхательным, голосовым, артикуляционным мышцам.
1.Некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли левого полушария (у левшей правого). Лобные извилины (нижние) – являются двигательной областью и участвуют в образовании устной речи (центр Бро ка) Височные извилины (верхние) – являются речеслуховой областью, куда поступают слуховые раздражения (центр Ве рнике). Обеспечивают восприятие чужой речи. Теменная доля коры – понимание речи Затылочная доля – зрительная область, которая обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие букв при чтении и письме). Зрительное восприятие артикуляции взрослых обеспечивает ребенку развитие собственной артикуляции. 2. Подкорковые узлы или ядра отвечают за темп, ритм и выразительность речи. 3. Проводящие пути. Кора головного мозга связана с органами речи (периферическими) двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными.
Строение периферического речевого аппарата.
Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: 1. Дыхательный 2. Голосовой 3.Артикуляционный или звукопроизводящий.
Дыхательный отдел состоит: грудная клетка, легкие, трахея, бронхи.
Голосовой отдел состоит: гортани, голосовых складок. Гортань – широкая, короткая труба, состоящая из хрящ0ей и мягких тканей Голосовые складки - совсем застилают просвет гортани, оставляя узкую голосовую щель. Артикуляционный отдел Состоит: язык, губы, челюсти, твердое и мягкое небо, альвеолы. Язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть подвижны, остальные нет. Язык – главный орган артикуляции. Это мышечный орган. Важную роль в образовании звуков речи принадлежит нижней челюсти, губам, зубам, небу. Альвеолам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|