10.Мировой рынок информационных услуг
10. Мировой рынок информационных услуг
Значительная часть информационной деятельности вовлечена в рыночные отношения и выступает в качестве одного из важнейших элементов рыночной инфраструктуры по обслуживанию, реализации и развитию рыночных отношений, а также как самостоятельный специализированный сектор рынка
10. 1. Основные понятия
В современный информационный рынок закономерно включают три взаимодействующих области: информацию, электронные сделки и электронные коммуникации. В области электронных сделок рынок информации выступает непосредственным элементом рыночной инфраструктуры, область электронной коммуникации находится на стыке с отраслью связи, а информация относится к нематериальному производству.
Принято различать следующие основные сектора информационного рынка:
· сектор деловой информации; · сектор информации для специалистов; · сектор массовой, потребительской информации. Предпосылки возникновения и функционирования полнофункционального и широкомасштабного информационного рынка:
· Слияние в последнее время телефонных и компьютерных систем, телекоммуникаций и обработки информации в одну моделью. · Замена бумаги электронными средствами, включая электронные банковские услуги, электронную почту, передачу газетной и журнальной информации факсимильными средствами и дистанционное копирование документов. · Расширение телевизионной службы через кабельные системы с множеством каналов и специализированными услугами. · Реорганизация хранения информации и систем ее запроса в интерактивную информационную сеть. Одной из важнейших составных частей информационного рынка выступает Интернет.
· Расширение системы образования на базе компьютерного обучения. 10. 2. Информация как экономический ресурс
В рыночной среде имеют место практически все виды информации, однако наиболее актуальными являются следующие:
Конъюнктурная – характеризует состояние рынка (уровень изменения цен на товары и услуги, курсы ценных бумаг, банковские ставки, биржевые котировки и т. д. ).
Коммерческая – представляет совокупность сведений о спросе и предложении на определенные виды товаров и услуг, соотношении спроса и предложения (маркетинговая информация, предлагаемые товары и услуги, их качество, конкуренты, конкурентоспособность на внутреннем рынке и т. д. ).
Финансовая – сведения о финансовой устойчивости, платежеспособности и кредитоспособности партнеров и конкурентов.
Внешнеэкономическая – об объемах импорта-экспорта, ценах, качестве, конкурентоспособности на внешнем рынке, влиянии на внутренний рынок и др.
Научно-техническая – о достижениях науки и техники, изобретениях, научных исследованиях и их результатах, ноу-хау, патентах, лицензиях и т. д.
Статистическая – о динамике количественных и качественных изменений в экономике (в основном на уровне народного хозяйства страны, отрасли, региона).
Правовая – о системе и источниках права, юридических фактах, правоотношениях, правопорядке, правонарушениях и борьбе с ними.
Справочно-энциклопедическая – словари, справочники, энциклопедии и т. д.
Массовая – газеты, журналы, радио, телевидение, кино, видео и т. д.
Существование ряда свойств информации, аналогичных свойствам традиционных ресурсов, дало основание использовать многие экономические характеристики (цена, стоимость, издержки, прибыль и т. д. ) при анализе информационного производства.
В качестве экономического ресурса информация предназначена для обмена, имеется в ограниченном количестве, при этом на нее предъявляется платежеспособный спрос. Ценность, или полезность, информации состоит в возможности дать дополнительную свободу действий потребителю.
10. 3. Спрос, предложение и ценообразование на информационном рынке
Несмотря на тенденцию снижения цен на многие виды информационных товаров и услуг, информационный бизнес растет быстрыми темпами, что свидетельствует о значительном потенциале спроса на продукцию информационного сектора.
При высоком уровне развития современных информационных технологий потребитель имеет возможность делать выбор между традиционными и нетрадиционными способами предоставления информации. Например, уже во многих библиотеках можно использовать ручной или электронный каталог, запрашивать ксерокопии необходимых журнальных статей или проводить поиск в полнотекстовых базах данных и т. п. Практика маркетинговых исследований в разных странах говорит о том, что фирмы производители информационных продуктов используют несколько основных подходов при установлении цен. Продуктовый подход основан на особенностях конкретных информационных продуктов.
Институциональный подход концентрирует внимание на производителях информационных товаров и услуг. Управленческий подход сочетает в себе некоторые черты предыдущих двух подходов и используется в выработке ценовой стратегии той или иной фирмы.
Информационные службы часто делают ставку на уникальность продукта, что, естественно, дает преимущество при определении уровня цен. Качественное разнообразие информационных продуктов обуславливает такую особенность ценообразования на рынке информации, как широкое использование договорных цен, наценок за новизну, уценок, скидок, ценовых льгот, т. е. всех доступных способов придания гибкости ценам. Существует проблема платности. С одной стороны, ориентация на принцип бесприбыльности, нежелание выходить на информационный рынок могут иметь сегодня катастрофические последствия для традиционных государственных и бесприбыльных информационных организаций. С другой стороны, полный перевод информационной деятельности на коммерческие рельсы может поставить под угрозу общедоступность информации.
Основные отрицательные и положительные свойства платности информационных продуктов и услуг:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|