Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примечание. При подготовке данного раздела (автор О.Н. Бахвалова ) были использованы ранее опубликованные материалы Т.Н. Левковской.

КОСТРОМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра экономики и управления

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Первый проректор

А.П. Болотный

«____»_____________ 2007___г.

 

П Р О Г Р А М М А

ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080502 –

«ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ»

(очная форма обучения)

 

Кострома, 2007

 

В В Е Д Е Н И Е

 

Настоящая Программа является основным внутривузовским документом, определяющим прохождение преддипломной практики студентами 5-го курса очной формы обучения в течение десяти недель на промышленных предприятиях (в организациях), а также базой для разработки рабочей (или иначе – индивидуальной) программы этой практики.

Основные задачи практики:

1. Собрать необходимый материал для разработки дипломного проекта на соответствующую (согласованную с руководителем дипломного проекта) тему.

2. Изучить опыт экономической работы на предприятия в части содержания тех дисциплин учебного плана, которые изучались студентами на 4-ом и 5-ом курсах:

· Организация производства на предприятиях отрасли;

· Планирование на предприятии;

· Бухгалтерский учет;

· Налоги и налогообложение;

· Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности.

 

Рабочая программа разрабатывается студентом и должна учитывать специфику темы дипломного проекта, а также другие обстоятельства. В обязательном порядке такая работа должна быть проведена, если дипломный проект носит научно-исследовательский характер или когда местом практики является организация, в структуре которой отсутствует технологическая система машин и оборудования. Рабочая программа должна быть согласована с руководителем дипломного проекта и утверждена заведующим кафедрой экономики и управления (не позднее, чем за 10 дней до начала практики).

Основные требования к разработке рабочей программы сводятся к следующему:

- необходимо ориентироваться на приводимый ниже перечень разделов данной (или иначе – типовой) Программы практики: изменения в нем возможны лишь при прохождении практики в научно-исследовательских институтах, в налоговых инспекциях, в банках и в других организациях непромышленного профиля;

- каждый раздел программы необходимо представить в «развернутом виде», выделив подразделы с характеристикой их содержания;

- следует откорректировать нормы времени (они приводятся ниже) на освоение всех ее разделов. При этом на раздел «Сбор материалов для дипломного проекта» следует предусмотреть не менее 50 и не более 70 процентов общего времени, отведенного на практику;

- разделы «Организация производства», «Планирование и управление затратами», «Бухгалтерский учет» и «Анализ и диагностика ФХД» могут быть заменены производственной работой в соответствующих функциональных отделах предприятия или организации;

- необходимо подготовить три экземпляра (подлинник и две ксерокопии) рабочей программы:

· первый – направляется на предприятие по его требованию или вручается непосредственно руководителю практики от предприятия (организации);

· второй – остается у студента для совместного пользования с руководителем практики от университета;

· третий – сдается ответственному за организацию практики на кафедре экономики и управления преподавателю и, будучи контрольным, хранится в делах кафедры.

 

 

Нормы времени на освоение основных разделов типовой программы практики (при 5-дневной рабочей неделе):

 

1. Сбор материалов для дипломного проекта – 30 дней (или 60 %).

2. Организация производства – 3 дня (или 6 %).

3. Планирование и управление затратами – 5 дней (или 10 %).

4. Бухгалтерский учет – 4 дня (или 8 %).

5. Налоги и налогообложение – 3 дня (или 6 %).

6. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности – 5 дней (10 %).

 

Примечание. Количество рабочих дней за весь период практики в нашем случае составит 50. При шестидневной рабочей неделе нормы времени (в днях) следует откорректировать, ориентируясь в каждом случае на долю времени (в процентах по отношению к общему времени), указанную в скобках выше при пятидневной рабочей неделе. Количество рабочих дней за весь период практики при «шестидневке» составит 60 дней.

 

 

СБОР МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

 

1.1. Материалы для разработки раздела «Характеристика объекта исследования»

 

«Характеристика объекта исследования» – первый из пяти основных разделов (или первая часть) в типовой структуре дипломного проекта. Применительно к промышленному предприятию в нем должны быть представлены следующие сведения:

- краткая историческая справка (организационно-правовая форма предприятия; этапы и основные проблемы развития предприятия за последние десять лет);

- масштабы производства важнейших видов продукции;

- основные поставщики сырья (основных материалов) и объемы поставок;

- технологический процесс и используемое оборудование на примере одного или двух важнейших видов продукции;

- производственная структура предприятия и структура управления (не всегда затрагивая уровень цехов основного и вспомогательного производств);

- внешнеэкономическая деятельность;

- основные технико-экономические показатели (ТЭП) и/или финансовые показатели работы предприятия за последний отчетный период (год, девять месяцев, шесть месяцев или квартал) и оценка их выполнения;

- перспективы развития предприятия.

 

Примечание. Если объектом исследования (анализа – здесь и далее по нашему тексту) является основное или вспомогательное производство, а не предприятие в целом, то соответствующие сведения надо рассматривать в контексте данного производства.

 

1.2. Материалы для разработки раздела «Состояние проблемы: теория и опыт»

 

Данный раздел является вторым в типовой структуре дипломного проекта. Изучение литературы по теме дипломного проекта не предусмотрено настоящей Программой: основная литература должна быть изучена студентом до начала практики, а дополнительная – в процессе дипломного проектирования.

В процессе практики студент в целях контроля и пополнения своих знаний о предмете исследования в обязательном порядке должен ознакомиться со специальной и нормативно-справочной литературой, хранящейся в технической библиотеке, а также в функциональных и производственных подразделениях предприятия. Отдельные страницы раритетных изданий, а также тексты действующих на предприятии инструкций, положений, правил и т.д. следует отксерокопировать.

 

 

1.3. Материалы для разработки «Аналитической части»

 

«Аналитическая часть» – третий раздел в типовой структуре дипломного проекта. Для этого раздела необходимо собрать как имеющиеся материалы по выполненному анализу предмета исследования, так и исходные данные для его продолжения и развития, в том числе по новым направлениям.

Перечень конкретных материалов в контексте этапов и методов анализа может быть расписан студентом в приложении к типовой программе или отражен в рабочей программе практики.

 

1.4. Материалы для разработки «Проектной части»

 

В типовой структуре дипломного проекта «Проектная часть» – это четвертый раздел. Проектные решения должны логически вытекать из результатов «Аналитической части» и содержать технико-экономические, финансово-экономические и другие расчеты. Для выполнения таких расчетов и должны быть собраны соответствующие материалы: это цифровые данные, методика и примеры выполнения аналогичных расчетов на предприятии, а также другая информация.

Перечень подлежащих сбору материалов также может быть расписан студентом в приложении к типовой программе или отражен в рабочей программе практики, о которой уже шла речь выше.

 

1.5. Материалы для разработки раздела «Безопасность жизнедеятельности»

 

В типовой структуре дипломного проекта «Безопасность жизнедеятельности»– это пятый раздел. Перечень подлежащих сбору материалов по этому разделу определяется кафедрой промышленной экологии и безопасности с учетом темы дипломного проекта.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

 

Особенности основного (здесь и далее – одного) производства как объекта организации; основные тенденции и закономерности развития организации этого производства.

Структура производственных систем основного производства.

Организация производственного процесса в основном производстве: содержание и система основных организационно-экономических расчетов (в текстильном производстве – это обоснование сопряженности технологического оборудования и нормальных размеров незавершенного производства).

Длительность технологического цикла изготовления продукции (в текстильном производстве в расчете на 1000 килограммов пряжи и на 10000 метров суровой ткани конкретного вида): порядок и сущность определения.

Основные технико-экономические нормативы организации производства: методика их расчета и использование при обосновании потребности в основных видах ресурсов.

Оценка и анализ уровня организации производства: порядок и примеры расчетов.

Содержание и порядок проектирования организации основных производственных процессов (проиллюстрировать примерами).

Содержание и порядок проектирования организации вспомогательных и обслуживающих производственных процессов (проиллюстрировать примерами).

 

ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ

 

Выполнение данного раздела начинается со знакомства с работой планового отдела, ОТиЗа и службы маркетинга; подробно изучается маркетинговая деятельность и методология внутрипроизводственного планирования, как правило, на примере данных отчетного (предшествующего) года и первого квартала текущего года.

Кроме того, необходимо ознакомиться с паспортом (уставом) предприятия, кратко отразив его содержание в отчете.

 

3.1. Маркетинг в планировании

 

Структура службы маркетинга, перспективы ее развития на предприятии. Основные вопросы, разрабатываемые этой службой. Существующие способы изучения покупательского спроса на продукцию предприятия. Разработка новых видов продукции, трудности предприятия по их изготовлению.

Ценообразование, его характеристика. Методы ценообразования. Динамика изменения цен за последние три года.

Каналы реализации продукции предприятия. Система сбыта продукции, ее характеристика. Проблемы сбыта продукции в настоящее время и предпринимаемые меры по их решению.

 

3.2. Прогнозирование ассортимента, объема и качества

продукции в системе внутрипроизводственного планирования

 

Нормативная база прогнозирования, ее характеристика. Производственная мощность производства: основные расчеты и динамика за последние три года.

Производственная программа: особенности разработки, примеры разработки по двум основным производствам. Графики работы, их характеристика.

Прогнозирование ассортимента, объема и качества продукции на основе использования ЭММ и компьютерной техники.

Динамика товарной (реализованной) продукции за последние три года и факторы ее определяющие (в том числе в связи с реализацией мероприятий по повышению качества продукции).

 

3.3. Плановая потребность в материальных ресурсах

 

Нормирование материальных (сырьевых) ресурсов и проблемы обеспечения ими производства в настоящее время.

Потребность в материальных (сырьевых) ресурсах на прогнозируемый в производственной программе объем производства.

Оценка использования материальных (сырьевых) ресурсов при выполнении расчетов по определению их плановой потребности.

 

3.4. Прогнозирование затрат на производство и прибыли в системе внутрипроизводственного планирования. Механизм управления затратами

 

Нормативная база при прогнозировании затрат на производство продукции. Состав затрат на производство (номенклатура калькуляционных статей расходов). Методика определения снижения затрат. Прогнозирование уровня затрат на примере одного из основных производств и одного - двух подразделений вспомогательного производства. Методика разработки сметы затрат на производство и сортовых (видовых) калькуляций. Особенности организации калькуляционной работы на предприятии.

Характеристика используемого механизма управления затратами на предприятии.

Использование ЭММ и компьютерной технике в прогнозировании затрат на производство продукции.

Расчет абсолютной величины плановой прибыли. При этом каждый студент по заданию руководителя практики от предприятия самостоятельно выполняет следующие расчеты по определению:

- товарной (реализованной) продукции за месяц;

- ожидаемого объема производства продукции за квартал;

- расчетной прибыли, используя основные подходы финансового менеджмента при максимизации массы и темпов роста прибыли.

 

Примечание. Это означает, что, во-первых, надо сопоставить предельную выработку с предельными затратами на ее производство, а во-вторых, – выработку от реализации продукции с суммарными, а также с переменными и постоянными затратами.

 

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

 

4.1. Учет основных средств

 

Учет поступления основных средств. Порядок начисления и учета износа (амортизации) основных средств производственного и непроизводственного назначения для целей бухгалтерского и налогового учета. Ведомость начисления износа.

Учет затрат на содержание основных средств и форма реализации.

Учет выбытия основных средств.

Первичные документы для оформления движения основных средств.

 

 

4.2. Учет нематериальных активов

 

Учет поступления и создания нематериальных активов (НМА).

Порядок начисления и учета износа (амортизации).

Учет выбытия НМА предприятия.

Первичные документы по учету НМА.

 

 

4.3. Учет расчетов по оплате труда

 

Состав затрат на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции, работ и услуг.

Учет расчетов с персоналом по оплате труда; при этом необходимо изучить на примере порядок начисления как основной, так и дополнительной заработной платы.

Учет депонентских сумм, реестр депонированной заработной платы.

Учет удержаний из заработной платы (НДФЛ, удержания за выпуск недоброкачественной продукции, по исполнительным листам, в связи с возмещением материального ущерба и т.д.).

Учет расчетов с работниками предприятия в связи с их временной нетрудо-способностью; документация.

Порядок оформления расчетов по оплате труда рабочих и служащих, первичные документы: табель учета использования рабочего времени, накопительные карточки заработной платы и пособий по временной нетрудоспособности и др.

Регистрация в бухгалтерском учете расчетов по оплате труда.

 

4.4. Учет материально-производственных запасов

 

Оценка материально-производственных запасов (МПЗ), порядок определения учетной цены.

Учет поступления МПЗ. Лимит стоимости малоценных предметов при списании в производство.

Учет транспортно- заготовительных расходов.

Учет списания МПЗ; первичные документы по учету МПЗ.

Учет МПЗ в пути, «неотфактурованные» поставки.

 

 

4.5. Учет затрат на производство

 

Состав и классификация затрат на производство, порядок их учета и распределения.

Незавершенное производство, варианты его оценки и учета.

Учет полуфабрикатов собственного производства и их оценка.

Учет расходов будущих периодов и предстоящих расходов и платежей.

Сводный учет затрат на производство.

 

4.6. Учет готовой продукции

 

Учет выпуска продукции. Оценка готовой продукции в бухгалтерском и налоговом учете.

Учет движения готовой продукции.

Учет продажи готовой продукции.

Учет расходов на продажу.

 

4.7. Учет обязательств

 

Учет расчетов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками.

Учет барторных операций.

Учет расчетов с различными дебиторами и кредиторами. Оценка дебиторской задолженности и ее влияние на финансовый результат.

Учет расчетов с социальными фондами.

Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам.

 

 

4.8. Учет финансовых результатов и распределение прибыли

 

Структура и порядок формирования финансовых результатов на предприятии.

Учет результатов от продажи продукции, работ, услуг.

Учет прочих доходов и расходов.

Доходы будущих периодов, порядок их учета.

Порядок распределения прибыли предприятия.

 

 

4.9. Отчетность предприятия

 

Состав финансовой и налоговой отчетности.

Баланс по состоянию на 1 января текущего года, приложения к балансу №2 и №5.

 

4.10. Учетная политика предприятия

 

Основные разделы учетной политики.

Задание студенту: подготовить заключение о принятой на предприятии учетной политике и оценить ее влияние на финансовые результаты.

 

Примечание. При подготовке данного раздела (автор О.Н. Бахвалова) были использованы ранее опубликованные материалы Т.Н. Левковской.

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Выполнение данного раздела начинается со знакомства с расчетами по всем видам налогов:

- налог на прибыль;

- налог на добавленную стоимость (НДС);

- единый социальный налог;

- налог на имущество;

- налог на доходы физических лиц;

- прочие налоги.

При этом необходимо обратить внимание на исчисление налогооблагаемой базы, обоснование льгот по налогообложению, особенности исчисления налогов, соблюдение сроков перечисления налоговых сумм, а также на наличие штрафных санкций за несоблюдение налогового законодательства.

Если на предприятии в текущем или предшествующем году проводились налоговые проверки, то их результаты необходимо изучить и привести в отчете по практике.

Расчеты предприятия по всем уплачиваемым налогам также необходимо привести в отчете.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...