Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация и руководство практикой




ПРОГРАММЫ ПРАКТИК

для студентов

направления «Менеджмент»

(квалификация специалиста «Бакалавр менеджмента»)

 

 

Саратов

 

Составители:

к.э.н., доцент Мищенко Е.С.

к.э.н. Попова Л.Ф.

 

 

Программы практик для студентов направления «Менеджмент» (квалификация специалиста «Бакалавр менеджмента»). / сост. Е.С. Мищенко, Л.Ф. Попова/- Саратовский государственный социально-экономический университет. – Саратов, 2010, -12 с.

 

 

Утверждено

ученым советом факультета

экономики и менеджмента

22.03.2010 г.

 

 

© Саратовский

государственный

социально-экономический

университет, 2010

 

 

Введение

Обучение студентов по направлению «Менеджмент» квалификации «Бакалавр менеджмента» предполагает наряду с овладением универсальными навыками анализа, принятия решений, планирования, организации, мотивации и контроля над ресурсами предприятия умение адаптировать выработанные наукой управленческие методы и инструменты к условиям конкретной сферы деятельности. Этому способствует система практик, которые студенты проходят на производственных предприятиях. Их цель — систематизировать теоретические знания и приобретённые навыки, уметь их применять для анализа реальных организационно-экономических процессов на производственных предприятиях.

В соответствии с учебным планом для студентов по направлению «Менеджмент» квалификации «Бакалавр менеджмента» организуются учебно-ознакомительная и производственная практики. Это этапы освоения навыков менеджмента на реальном производстве, основанных на глубокой переработке теоретического материала, зарубежного опыта деятельности ведущих конкурентоспособных фирм, изучении нормативных документов, действующих в настоящее время, а также их приложение к условиям конкретной хозяйственной деятельности.

Учебно-ознакомительная практика проводится в 12 модуле, производственная - в 16 модуле.

Продолжительность учебно-ознакомительной практики - 2 недели, производственной - 4 недели.

 

Содержание учебно-ознакомительной практики

 

В ходе учебно-ознакомительной практики студент должен углубить и закрепить полученные теоретические знания, приобрести навыки анализа управляющей и управляемой подсистем предприятия, а также изучить методы их взаимодействия, применяемые на конкретном предприятии.

 

1. Предприятие как хозяйствующий субъект.

История предприятия, его организационно-правовая форма, цели и масштаб деятельности, отраслевая принадлежность. Организационная структура предприятия и ее особенности. Функции, права, обязанности отдельных служб, отделов, подразделений.

2. Производственная инфраструктура предприятия.

Анализ и оценка организации технического обслуживания и ремонта оборудования. Применяемые методы планирования ремонта оборудования. Организационная структура управления ремонтным хозяйством.

Анализ и оценка организации обеспечения производства инструментом. Используемая на предприятии методика определения потребности в инструменте.

3. Кадровый потенциал предприятия.

Профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень кадров (по категориям персонала) и анализ изменения за последние годы. Используемые на предприятии формы найма персонала. Процесс и методы подбора кадров руководителей и специалистов. Оценка кадрового потенциала предприятия.

4. Организация закупок предприятия на рынках материальных ресурсов.

Потребности предприятия в материальных ресурсах. Используемые методы определения потребности в материальных ресурсах. Поставщики материальных ресурсов. Характер отношений предприятия с поставщиками. Применяемые на предприятии подходы при выборе поставщика.

5. Организация логистики на предприятии.

Материальные потоки, их виды на предприятии. Организация поставок материальных ресурсов, формирования производственных запасов на предприятии.

Транспортное хозяйство предприятия, его структура и функции.

Складское хозяйство предприятия. Система складского обеспечения.

Политика и методы формирования запасов, используемые на предприятии.

Организация доставки готовой продукции заказчикам.

6. Финансы предприятия.

Себестоимость продукции предприятия, ее структура. Факторный анализ изменения себестоимости продукции на предприятии.

Объем продаж и его структура. Рентабельность продукции и деятельности предприятия. Процедура распределения прибыли на предприятии.

Оценка финансового состояния предприятия.

Содержание производственной практики

 

В ходе производственной практики студент должен приобрести навыки анализа работы функциональных служб на конкретном предприятии. Студент должен выявить сильные и слабые стороны в деятельности функциональных служб предприятия, оценить эффективность их работы. По итогам практики студент должен оценить эффективность менеджмента предприятия и показать пути совершенствования планирования, организации, мотивации и контроля над ресурсами и деятельностью предприятия.

 

 

1. Краткая характеристика предприятия – базы практики

Полное название предприятия. Организационно-правовая форма и форма собственности. Краткая историческая справка по предприятию. Основное содержание учредительных документов (законодательная основа, функции, права, ответственность). Цель создания и миссия предприятия. Цели функционирования организации. Экономическая и социальная значимость предприятия.

2. Анализ и оценка стратегического управления на предприятии.

Система стратегического планирования на предприятии: процедуры и методика разработки стратегических планов. Используемые методы анализа отрасли и конкуренции в ней. Структура формального стратегического плана. Подразделения, занимающиеся разработкой стратегии.

Отношения высшего руководства к стратегическому планированию (результаты интервью). Методы принятия стратегических решений предприятия. Процесс формирования стратегического плана на предприятии и организация его выполнения. Применяемые на предприятии методы анализа ситуации в отрасли и конкуренции в ней. Используемые на предприятии подходы к оценке потенциала предприятия, его сильных и слабых сторон. Оценка конкурентной позиции предприятия на рынке.

Стратегические проблемы и содержание текущей стратегии предприятия.

Контроль за реализацией стратегии. Структуры, отвечающие за ход реализации стратегии. Процедуры и правила, направленные на внедрение стратегий. Изменения в структуре предприятия, соответствующие изменению стратегии.

3. Бизнес-планы, их использование в процессе планирования на предприятии. Цели и структура бизнес-планов.

4. Организационная структура управления и процедура принятия решений на предприятии.

Права и ответственность структур аппарата управления предприятием. Система сбора, обработки, обмена и распространения информации на предприятии. Анализ этапов, процедур и методов принятия решений.

5. Маркетинг и его место в системе управления предприятием.

Маркетинговая стратегия предприятия. Опыт проведения маркетинговых исследований на предприятии. Практика использования маркетинговых инструментов: сегментирование рынка и выбор целевого рынка, позиционирование товаров, реклама и продвижение товаров на рынок.

6. Менеджмент качества на предприятии.

Стандартизация и сертификация выпускаемой продукции. Контроль качества на этапах закупки материальных ресурсов, в процессе производства и при реализации готовой продукции. Анализ уровня брака и его причины на предприятии. Оценка системы управления качеством на предприятии.

7. Инновационный менеджмент на предприятии.

Инновационная стратегия предприятия. Система управления НИОКР, принятая на предприятии. Анализ управления технической и организационной подготовкой производства. Применяемые способы и модели взаимодействия инновационного менеджмента с маркетинговым, производственным и финансовым менеджментом.

Инновационная стратегия предприятия и проблемы ее разработки. Источники и размер финансирования инновационных преобразований. Система управления инвестиционной деятельностью на предприятии и ее особенности. Анализ эффективности работы инновационного проекта на предприятии. Используемые подходы к определению экономической эффективности инновационной деятельности предприятия.

8. Анализ и оценка управления производством на предприятии.

Принятая на предприятии методика формирования производственной программы. Система оперативного планирования выпуска продукции на предприятии. Календарное планирование и диспетчеризация производства на предприятии. Организационная структура управления производством. Распределение полномочий и ответственности по управлению производством. Оценка эффективности управления производством.

9. Анализ и оценка управления сбытом (продажами) на предприятии.

Динамика объемов продаж и изменения в структуре реализованной продукции за последние годы. Участие предприятий в формировании планов распределения готовой продукции. Организация товарных потоков от предприятия к потребителям его продукции: формирования партий отгрузки; запасов готовой продукции. Организационная структура управления сбытом (продажами). Мониторинг и контроль за сбытом продукции на предприятии.

10. Управление персоналом в кадрах и изменений кадровой структуры.

Организация управления персоналом на предприятии. Мотивация и стимулирование персонала.

11. Финансовый менеджмент на предприятии.

Процедура формирования финансового плана, баланса доходов и расходов предприятия. Оценка финансового состояния предприятия на основе бухгалтерского баланса. Организационная структура финансового менеджмента на предприятии. Управление инвестициями на предприятии. Оценка и анализ финансовых рисков предприятия.

 

Организация и руководство практикой

(учебно-ознакомительной и производственной практик)

 

Учебно-методическое руководство и контроль за проведением практики студентов направления «Менеджмент» осуществляет кафедра менеджмента. Заведующий кафедрой назначает руководителей практики из числа преподавателей, знающих специфику производства на базах практики.

Студент имеет право самостоятельно выбрать место практики, согласовав его с руководством кафедры.

Руководитель практики от кафедры менеджмента заблаговременно согласовывает с администрацией предприятия перечень подразделений и служб, где студенты будут проходить практику;

– обеспечивает проведение всех организационных мероприятий перед выездом студента на практику; проводит инструктаж о порядке прохождения практики;

– учитывая интересы предприятия и направления исследования студентов, оказывает помощь в формулировании темы курсовых работ и дипломных проектов, заполнении задания по их выполнению;

– обеспечивает высокое качество прохождения учебно-ознакомительной и производственной практики и ее соответствие учебным планам и программам;

– осуществляет методическое руководство всеми видами практик, регулярно контролируя студентов по вопросам, возникающим при выполнении программ практики, составлении отчета;

– обеспечивает руководство научно-исследовательской работой студентов, проводимой ими по заданию кафедры менеджмента и предприятия, участвует в подготовке и проведении научно-практических конференций;

– осуществляет контроль за обеспечением предприятием нормальных условий труда студентам и проведение с ними обязательного инструктажа по охране труда и технике безопасности;

– контролирует соблюдение студентами правил внутреннего трудового распорядка, норм и правил по охране труда и технике безопасности;

– составляет заключения по отчетам студентов о прохождении учебно-ознакомительной и производственной практики, курсовым работам и дипломным проектам;

– участвует в работе комиссии по защите отчетов о практике и курсовых работ на кафедре или предприятии.

Общее руководство практикой студентов от предприятия возлагается приказом его руководителя на одного из специалистов экономической службы (заместителя директора по экономическим вопросам, главного экономиста, начальника планово-экономического отдела и т.д.).

Руководитель практики от предприятия, осуществляющий общее руководство практикой:

– подбирает опытных специалистов в качестве непосредственных руководителей практики студентов в цехе, отделе и т.д.;

– обеспечивает качественное проведение со студентами инструктажа по охране труда и технике безопасности;

– совместно с руководителем практики от университета вовлекает студентов в научно-исследовательскую работу;

– контролирует соблюдение студентами правил внутреннего трудового распорядка, сообщает в университет о всех случаях нарушения практикантами производственной дисциплины.

Руководитель практики студентов от предприятия, осуществляющий непосредственное руководство практикой:

v совместно с руководителем практики от университета составляет календарный план ее прохождения;

v организует прохождение учебно-ознакомительной и производственной практики в соответствии с их программой и календарным планом;

v оказывает помощь студентам в подборе необходимых плановых и отчетных данных;

v осуществляет постоянный контроль за производственной работой студентов, помогает выполнять им все задания, знакомит их с передовыми методами работы и консультирует их по производственным вопросам;

v контролирует ведение дневников, подготовку отчетов о прохождении учебно-ознакомительной и производственной практики, составляет на практикантов производственные характеристики, содержащие сведения о выполнении программ практики и индивидуальных заданий, об отношении студента к работе и т.д.;

v участвует (по возможности) в работе комиссии по защите отчетов о практике, дипломных проектов.

При прохождении всех видов практик студент обязан:

· Полностью выполнять задание, предусмотренное программой практики;

· Подчиняться действующим на предприятии правилам внутреннего распорядка;

· Строго соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии;

· Ответственно выполнять работу;

· Вести дневник, отражающий ежедневно выполнение работ;

· Представлять руководителю практики в установленный срок письменный отчет о результатах прохождения учебно-ознакомительной и производственной практики и защитить его на кафедре менеджмента.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...