Пейзажная живопись в культуре Китая
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Китайский живопись пейзаж искусство
Введение «форма - это лишь средство для выражения духа» Вэнь Тун, рисовавший бамбук в XI веке, сказал, что прежде чем приступать к изображению бамбука, нужно чтобы сперва «бамбук полностью прорисовался в уме». История китайской живописи насчитывает, по меньшей мере, пять тысячелетий и, конечно же, она обладает уникальными национальными особенностями, сформировавшимися в ходе становления китайской культуры. Изучая материал для данной работы, мною была замечена очень сильная связь китайской живописи с философией, роль духа изображаемого будь то человека или пейзажа. Художники стремились показать не просто подобие образа, копирования, а передать подвижность и атмосферу, строя картину согласно своему глубокому пониманию и ощущению. Китайская живопись, безусловно, очень отличается от западной. Наличие совершенно другой религии, взглядов на жизнь, философии, использование туши, рисовой бумаги, а так же сочетание картин со стихами и каллиграфией делает ее абсолютно уникальной и не похожей ни на что. В своей работе я рассматриваю особенности одного из периодов расцвета китайской живописи - Сун. Моей целью является подчеркивание характерных художественных особенностей китайской живописи, ее плотная связь с политикой, а так же углубление в исторический процесс и взаимосвязь между периодами и отдельными художниками.
Пейзажная живопись в культуре Китая
В Китае значительно раньше, чем в других странах, было сделано своеобразное эстетическое открытие природы и появилась пейзажная живопись. Сложившаяся на заре Средневековья, она не только стала выражением духовного идеала времени, но и пронесла свои устойчивые традиции сквозь века, сохранив их до нашего времени, не утратив, ни поэтичности, ни живой связи с миром. Несмотря на необычность художественного языка, она и сейчас волнует нас глубоким поэтическим проникновением в мир природы, тонкостью его понимания, искренностью чувства. Зоркость, безошибочная точность рисунка, стремление художников постичь мир в его многообразии составляют силу и обаяние китайской традиционной пейзажной живописи, заставляющей нас при знакомстве с ней пережить душевное волнение.
Раннее появление пейзажа в китайском искусстве связано с особым отношением человека к природе, сложившимся еще в древности. В Китае - стране высоких гор и больших рек, где жизнь земледельца целиком зависела от воли стихии, а сам человек рассматривался как часть природы, - природный мир очень рано стал предметом философских размышлений. Горы и вода в сознании китайцев воплощали важнейшие силы Вселенной - энергию и покой, активность и пассивность. Китайцы поклонялись им как святыням. Само понятие пейзажа «шань-шуй» и произошло от сочетания двух иероглифов: «шань» - гора, и «шуй» - вода. Так в самом термине «шань-шуй» закрепились главные мотивы китайского ландшафта и воплотились основные понятия древней натурфилософии. Первоначально сложившаяся система символов и форм постепенно развивалась и усложнялась. Образы природы, сначала отвлеченно-символические, а затем все более живые и одухотворенные, заняли главное место в искусстве. На очень ранней стадии в Китае вся человеческая жизнь стала соизмеряться с природой, через которую люди пытались осмыслить законы бытия. Конечно, пейзаж не исчерпывал всего многообразия жанров китайской средневековой живописи. Значительное место принадлежало также бытописательной живописи, сосредоточенной на показе жизни и разнообразных занятий придворной знати. Между разными жанрами существовало известное разделение эмоциональных сфер. Полная интереса к повседневной жизни человека, нравоучительной тематике, беседам и прогулкам придворных жанровая живопись черпала сюжеты в повестях, романах, дидактической прозе, тогда как пейзажная живопись, затрагивающая сферы философии и высоких чувств, к которым не примешивалось ничто мелкое и случайное, искала созвучия в поэзии.
Огромное влияние на формирование духовной жизни средневекового Китая оказали три сложившихся в середине I тысячелетия до н.э. философских учения - конфуцианство, буддизм и даосизм, сыгравшие важнейшую роль в развитии всего китайского средневекового искусства и особенно пейзажной живописи. Каждое из них охватывало свою сферу проблем. Конфуцианство, возникшее в VI-V вв. до н.э. как этико-моральное учение, стремилось к обоснованию и укреплению установленных в государстве порядков. Опираясь на законы патриархальной древности, оно установило целую систему правил для разных видов искусства и разработало устойчивые традиции в области истории, музыки, поэзии и живописи. В древности природа являлась для жителей Китая чем-то грозным, властвующим над их жизнью. Вместе с тем она была и щедрой дарительницей жизненных благ, дающей людям тепло, кров и пищу. Уже самые ранние из дошедших до нас свитки, показывают, что в китайскую повествовательную живопись, зародившуюся раньше пейзажной, проникали неведомые в прошлом лирические мотивы, связанные с природой. Новым для китайского искусства было и развитие эстетической мысли. При участии Гу Кайчжи начали разрабатываться первые теоретические правила написания картин, которые с V в. были обобщены и сформулированы художником и теоретиком искусства Се Хэ в «Шести законах живописи», где главные требования сводились к передаче не столько внешнего сходства, сколько внутреннего трепета, дыхания жизни. Выраженные краткими формулами, эти правила комментировались и использовались китайскими живописцами на всем протяжении Средневековья. Хотя пейзажные мотивы в качестве фона встречались в произведениях художников IV-V вв., пейзаж как самостоятельный жанр оформился только к VII в. и получил широкое развитие лишь в VIII-X веках.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|