Экономические и финансовые основы местного самоуправления
Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт национальной экономики Кафедра региональной экономики, государственного и муниципального управления Утверждено ученым советом Института национальной экономики (протокол №_____ от ________________) Директор ИНЭ, д.б.н., профессор А.А. Сидоров ______________________ Программа производственной практики Для студентов 4 курса Заочной формы обучения Специальности «Национальная экономика» Специализации «Региональная экономика»
Составители: д.э.н., профессор Королева Е.Н., к.э.н., доцент Лабзин А.В.
Утверждено на заседании кафедры региональной экономики, государственного и муниципального управления Протокол № от «___» ___________ 2012г. Зав. кафедрой, д.э.н., профессор Хасаев Г.Р. _______________
Самара 2012 Цель и задачи практики
Производственная практика является органической частью учебного процесса и одним из важнейших элементов в подготовке экономистов по специальности «Национальная экономика» специализации «Региональная экономика». Практика проводится: - в министерстве экономического развития, инвестиций и торговли Правительства Самарской области; - в экономических службах других министерств Правительства Самарской области; - в экономических службах городов и районов (муниципалитетов) Самарской области; - в государственных налоговых инспекциях; - на предприятиях различных организационно-правовых форм. Цель практики заключается в закреплении теоретических знаний и приобретении навыков практической работы по курсам общетеоретической и специальной подготовки.
За время прохождения практики студент должен: 1) Ознакомиться со структурой и функциями органов государственного (областного) или муниципального управления; 2) Изучить структуру и функции экономической службы в системе органов государственного (областного) или муниципального управления; налоговых инспекций, предприятий различных организационно-правовых форм. 3) Приобрести навыки практической работы по прогнозированию, планированию и регулированию экономического и социального развития территорий области, городов и районов, а также отдельных отраслей областного, городского (районного) хозяйства. Для студентов, проходящих практику в налоговых инспекциях различного уровня - приобрести навыки практической работы по реализации налогового законодательства на территории, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законами РФ, законами субъекта РФ, муниципалитетами. Для студентов, проходящих практику на предприятиях, необходимо приобрести навыки практической работы по прогнозированию и планированию деятельности предприятия: разработки стратегических и бизнес-планов, проведению аналитической работы как основы прогнозирования и планирования деятельности субъектов хозяйствования. 4) Выполнить задания, предусмотренные программой практики. В ходе практики студент может выполнять специальные задания кафедры по госбюджетной и хоздоговорной тематике. 5) Подготовить отчет о практике в объеме 40-45 страниц машинописного текста, выполненный в соответствии с требованиями кафедры. Содержание практики Содержание практики в министерстве экономического развития, инвестиций и торговли Правительства Самарской области, В экономических службах других министерств Правительства Самарской области, в экономических службах городов и районов (муниципалитетов) Самарской области
2.1.1. Общая характеристика области, города или района Данный раздел включает следующие вопросы: 1) Общая характеристика области, города или района по состоянию на 1 января текущего года (географическое положение, природная среда, территория, население, трудовые ресурсы, объем производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, объемы инвестиций и строительно-монтажных работ, производственная и социальная инфраструктура). 2) Анализ динамики основных показателей экономического и социального развития территории за последние пять лет. Отраслевая структура хозяйства области, города или района, тенденции ее изменения. Роль и место города или района в развитии экономики области, городского района - в развитии экономики города. 2.1.2. Характеристика системы органов управления экономическим и социальным развитием территории 1) Основополагающие нормативные документы, регламентирующие деятельность администрации области, города или района. 2) Задачи и полномочия областной, городской или районной администрации по вопросам: - прогнозирования социально-экономического развития; - бюджета, финансов, учета и налогообложения; - управления областной, муниципальной собственностью; - образования, здравоохранения и культуры, - организации досуга, массовой физической культуры и спорта; - жилищного хозяйства, коммунально-бытового и торгового обслуживания населения; - социальной защиты населения; - строительства, транспорта и связи; - сельского хозяйства, использования земли, охраны окружающей среды. 3) Разграничения полномочий между областной, городской или районной администрациями по регулированию экономического и социального развития территории. Взаимодействие органов управления различных уровней. 4) Организационная структура администрации области, города или района. Функции, задачи и структура: - министерства экономического развития, инвестиций и торговли, его управления или отдела; - другого министерства Правительства Самарской области, его управления или отдела; - городской или районной администрации.
Экономические и финансовые основы местного самоуправления 1) Состав муниципальной собственности города или района. Система управления муниципальной собственностью, учет и регистрация. Характеристика собственности. Земля как муниципальная собственность. Доходы (убытки) от муниципальной собственности. Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Характеристика и организационно-правовые формы предприятий и учреждений территории. 2) Источники и порядок формирования местного бюджета и внебюджетных фондов. Доходы местных бюджетов от федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, дотации, субвенции, муниципальные заимствования. Исполнение местного бюджета. 2.1.4. Прогнозирование и планирование социально-экономического развития территории Общая характеристика системы планово-прогнозных документов, разрабатываемых министерством экономического развития, инвестиций и торговли Правительства Самарской области, его управления или отдела, экономическими службами другого министерства Правительства Самарской области, экономическими службами городов и районов (муниципалитетов). Методы прогнозирования и планирования развития территории. Практическое применение балансового, нормативного и программно-целевого метода. Методика составления одного из разрабатываемых балансов.
2.1.5. Структура, задачи и функции конкретного отдела экономической службы министерства, городской или районной администрации Данный раздел включает следующие вопросы: 1) Структура (штаты), задачи и функции отдела. Должностные инструкции и выполняемые виды работ. Организация учета экономических и социальных показателей. Документооборот и отчетность. 2) Анализ экономического и социального развития отрасли (подотрасли, сферы) областного, городского хозяйства, курируемой отделом. Динамика основных объемных и сетевых показателей за последние пять лет. Степень удовлетворения потребности в продукции (услугах) отрасли (подотрасли) областного, городского хозяйства. Источники финансирования и ресурсные ограничения. Перспективы развития отрасли (подотрасли) в условиях рыночных отношений.
3) Система планово-прогнозных документов, разрабатываемых отделом (экономической службой).
Содержание производственной практики в государственных налоговых инспекциях Необходимо изучить следующие вопросы: 1) Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации. Федеральные, республиканские (областные, краевые) и местные налоги. Объекты и субъекты (плательщики) налогообложения, способы взимания основных видов налогов. 2) Общий объем налоговых поступлений и его структура по отдельным видам платежей в области, городе (районе) за последний год (квартал). Распределение налоговых поступлений между бюджетами различных уровней. 3) Задачи, права и функции государственной налоговой инспекции. Взаимодействие налоговой инспекции с областной, городской (районной) администрацией. 4) Структура и штаты государственной налоговой инспекции области, города (района). 5) Содержание работы отдела (сектора) налоговой инспекции области, города (района): задачи, функции, виды работ, штаты. Должностные обязанности главного (старшего) государственного налогового инспектора и государственного налогового инспектора. План работы отдела (сектора) налоговой инспекции, отчетность (сроки предоставления и форм документов), ведение делопроизводства. Учет плательщиков, содержание инструкций по начислению и срокам уплаты отдельных видов налогов. 6) Финансовые санкции и административные штрафы за нарушение законодательства о налогообложении. Студент может принимать участие в плановых проверках, анализировать результаты проверок и отражать их в отчете о практике. Содержание практики на предприятиях различных организационно-правовых форм. Необходимо изучить следующие вопросы: 1) Форма собственности предприятия и его организационно-правовой статус. 2) Производственная структура предприятия, структура и функции органов управления предприятием. 3) Роль, место и функции экономической службы в структуре управления. 4) Динамика показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия за последние пять лет. 5) Прогнозирование и планирование деятельности предприятия. Методика разработки стратегического плана развития предприятия, бизнес-планов. Развитие методов прогнозирования и планирования. 6) Прогнозирование и планирование объема производства продукции (работ, услуг). 7) Методы планирования заработной платы.
8) Прогнозирование и планирование себестоимости продукции (работ, услуг), прибыли и рентабельности. 9) Система распределения доходов предприятия. Взаимоотношения предприятия с бюджетами различных уровней. 10) Расчеты экономической эффективности. 11) Взаимоотношения предприятия с внешней средой (органами государственного и муниципального управления, поставщиками, потребителями и т.д.). 12) Основные направления развития (реформирования) предприятия в условиях конкурентной среды. Организация практики Порядком прохождения практики и ее содержание определяются индивидуальным календарным графиком, разработанным для каждого студента. Индивидуальный график по содержанию и срокам выполнения отдельных этапов составляется руководителем практики от института и согласовывается с руководителем практики от базовой организации. В нем определяется подробный перечень работ студента на весь период практики, с указанием сроков их выполнения. Во время практики студенты ведут рабочие дневники, куда ежедневно заносятся все работы по выполнению индивидуального графика. Записи в дневнике используются при составлении отчета. Прохождение студентами практики, выполнение ее программы и графика работ контролируется руководителями практики от академии и от организации - базы практики - в установленные сроки. Руководство практикой осуществляется преподавателями кафедры национальной экономики и природных ресурсов и руководителем практики со стороны организации — базы практики. Руководитель со стороны академии: - до начала практики посещает базы практики для организации необходимой подготовки к прибытию студентов-практикантов; - проводит инструктаж по программе и порядку прохождения практики, по работе со статистическими и плановыми материалами и т.д.; - обеспечивает высокое качество прохождения практики студентами в строгом соответствии с ее учебным планом и программой; - контролирует выполнение студентами на базах практики правил внутреннего трудового распорядка; - рассматривает отчеты студентов о практике и дает отзыв об их работе; - участвует в работе комиссии, принимающей защиту отчетов о практике, подготовке научных и научно-практических студенческих конференций по ее итогам. Руководитель практики от базы практики. - совместно со студентами составляет и утверждает рабочий план- график прохождения практики, согласовывает его с руководителем практики от академии; - организовывает ежедневный инструктаж практикантов, обеспечивает их рабочими местами, нормативной и планово-отчетной документацией; - регулярно проверяет качество работ выполняемых студентами и дает по ним заключение; - по окончании практики проверяет и подписывает отчет, дневник практики, составляет характеристику на практиканта. Студенты в период прохождения практики подчиняются правилам внутреннего распорядка, действующим в учреждениях, организациях и на предприятиях - базах практики. Они обязаны: - качественно и в установленный срок заполнить все работы, предусмотренные программой и планом-графиком прохождения практики; - регулярно вести дневник практики; - по окончании практики представить на кафедру отчет, характеристику, план-график и дневник с заключением и подписью руководителя от базы практики, заверенные печатью учреждения, организации, предприятия; - защитить отчет о практике в сроки, установленные кафедрой. Запрещается использование студентов на работах, не связанных с выполнением программы практики. Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется на практику повторно в период студенческих каникул. В отдельных случаях ректор академии может рассмотреть вопрос о дальнейшем пребывании в высшем учебном заведении студентов, не выполняющих программу практики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|