Религия в общественно-политической жизни страны
Курсовая работа по дисциплине: «Религиозные конфессии Беларуси» на тему: «Религиозное возрождение в Беларуси в постсоветский период»
ГРОДНО 2006 Содержание
Введение За годы, истекшие после распада Советского Союза, в Беларуси заметно изменилось общественное сознание, в частности, претерпели серьезную эволюцию его религиозные характеристики. Во времена СССР неверующими себя называли до 70 процентов белорусов. К 1998 году численность неверующих сократилась до 25,4 процента, а к 2000 году - до 20 процентов, то есть примерно в 3 раза. Одновременно существенно увеличилась когорта тех, кто зачисляет себя в разряд верующих людей. Рост численности верующих особенно заметен среди женщин. К середине 2000 года их стало почти 60 процентов от числа опрошенных. Для сравнения, верующими себя считают 35,3 процента мужчин. Переход от общества, всячески ограничивавшего религиозные потребности граждан, к обществу, в котором религия признается нормальным аспектом духовной жизни, вызвал к жизни новые религиозные организации и объединения, культовые сооружения, а также кадры духовенства. Только на протяжении последних девяти лет почти на 40 процентов увеличилось количество религиозных объединений. Религиозная картина Республики Беларусь в настоящее время отличается пестротой и разнообразием. На ее территории действуют с зарегистрированными уставами 2780 религиозных общин, центров и управлений, миссий, братств, духовных образовательных учреждений 26 вероисповеданий, направлений и толков. Функционируют учреждения и епархии белорусской православной и римско-католической церкви, духовное управление мусульман, старообрядческий религиозный центр, белорусские объединения церкви евангельских христиан-баптистов, адвентистов седьмого дня, христиан веры евангельской и т. д.
Данные социологических исследований, проведенных белорусскими социологами, говорят о том, что считают себя верующими около 50 процентов взрослого населения республики. Среди верующих — более 80 процентов православных, 10 — католиков, почти 2 процента протестантов, 0,2 — мусульман, 0,2 — иудеев; еще около 1 процента исповедуют другие религии. В структуре конфессий основную долю занимают православные (44 процента), католические (15,6) и протестантские (35,7) общины; 4,6 процента — остальные вероисповедания и религиозные течения. Вопрос будущего нашей страны, ее исторической судьбы, как европейского государства, во многом зависит от того каким образом белорусское общество будет понимать место религии и церкви в нравственном и культурном самоопределении, на какие религиозные традиции и ценности станет ориентировать своих граждан, к какому вероисповедному берегу направит национальное самосознание белорусов. Цель нашей работы – наиболее полно изложить картину религиозных изменений в Беларуси в постсоветский период. Для достижения указанной цели необходимо решить несколько задач: рассмотреть религиозную ситуацию на территории Беларуси в период распада СССР и до настоящего времени; изучить государственно-правовое регулирование религиозных процессов; выявить территориальные различия в вопросе вероисповедания, определить место религии в ближайшем будущем нашего общества.
Религия в общественно-политической жизни страны
Рассмотрим вопрос о том как шло развитие религиозных конфессий на территории Беларуси начиная с конца 1980-х гг. [4, С 465]. В 1988 в Беларуси зарегистрировано 29 православных, 7 католических, 3 протестантские новые общины.
В 1989 в Беларуси действовало 399 православных приходов. На 1999 функционировали 10 епархий, возглавляемые архиереями в сане епископа или архиепископа, епархии были разделены на 54 благочинных округа во главе с благочинными. Каждое благочиние объединяет 10—20 приходов, в которых служат священники, диаконы и псаломщики. В 1989 на базе Жировичского монастыря возобновила деятельность православная духовная семинария. Возрождены известные монастыри в Полоцке, Гродно, Могилёве, Пинске и др. Оживление религиозной деятельности коснулось и римско-католической церкви. Возобновилась деятельность монашеских орденов, миссионерская деятельность, издание религиозной литературы. Открывались старые и строились новые костёлы. После встречи М.С.Горбачёва с папой римским Иоанном Павлом II установились благоприятные отношения между руководством советского государства и римско-католической церковью. В 1989 между правительствами СССР и Польши заключён договор, по которому в Беларусь приглашены 50 ксендзов-поляков, по частным приглашениям верующих временно приехали 40 ксендзов. В 1990 в Гродно открыта Высшая духовная семинария, где начали обучение 78 слушателей. Усилили свою миссионерскую деятельность протестанты В 1990-е гг. нормализация отношения государства к религиозным объединениям содействовала возрождению греко-католической церкви. Продолжался процесс конфессионализации общества. Зарегистрированы 2 новые общины старообрядцев. Начали действовать 3 иудейские общины (кроме Минска, зарегистрированы в Витебске и Бобруйске). Построены новые мечети в Новогрудке и Смиловичах. Деятельность религиозных общин и церквей регулируется соответствующими статусами и государственными законодательными актами. Закон особо отмечает роль традиционно существующих в Беларуси религий (в т.ч. православной, католической, лютеранской, иудейской и мусульманской), которые внесли значительный вклад в историческое развитие и становление духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. После перерегистрации религиозных организаций, которая происходила на протяжении 2004, на 1.1.2005 насчитывается 25 конфессий и зарегистрировано 2829 религиозных общин. По данным белорусских социологов 1994 и 1997, абсолютное большинство респондентов считают себя: православными (около 80% в 1994 и около 77,4% в 1997), католиками (соответственно 9,9 и 10,4; по другим данным 14,8%), протестантами (0,7 и 0,4%), иудеями (0,3 и 0,4%), в т.ч. регулярно принимают участие в исполнении религиозных обрядов и таинств 5,5%, изредка — 37%. Носителями традиций являются не только священники, но и старшее поколение, которое в семье выполняет роль хранителя сакральных знаний.
В современной белоруской православной традиции в богослужение постепенно вводится белорусский язык. Абсолютное большинство православных священников — этнические белорусы. На двух языках — белорусском и русском — ведётся преподавание в церковных учебных заведениях, публикуются Послания митрополита Филарета, патриаршего экзарха всея Беларуси по поводу праздников и праздничных дат. Второй в Беларуси по числу верующих и общин является римско-католическая церковь. В созданную в 1999 в Беларуси Конференцию католических епископов (епископат) вошли 4 епископа во главе с кардиналом Казимиром Свёнтаком. На 1.1.2005 в республике зарегистрировано 5 епархий, 433 прихода, 9 миссий, 8 монашеских общин (монастырей), 3 добровольных товарищества «Каритас» и 2 высшие духовные семинарии. Миграция, расширение информационного пространства, совершенствование технологии воздействия на массовое сознание в конце 19 — начале 20 в. повлияли на возникновение и распространение в мире новых религиозных движений. Процессы демократизации, оживление религиозной жизни в республике в 1990-е гг. привели к появлению в исторически сформировавшейся конфессиональной структуре белорусского общества новых религий. Они явились конкурентами классическим религиям. Этому способствовали активная миссионерская деятельность новых религий и отсутствие у большинства советских граждан опыта религиозной жизни. Сначала общины и центры новых религий создавались в столице (некоторые и в небольших населённых пунктах), затем их структуры распространялись в областные центры, крупные города. На интенсивность распространения новых религий в Беларуси, особенно в начале 1990-х гг., повлияли пропагандировавшие их средства массовой информации.
Существуют неопротестантские объединения: Новоапостольская церковь (20 общин), Церковь Христова (5 общин), общины мессианского служения (2), Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны; 3 общины). Большинство неопротестантских общин находится в Минске и областных городах. Насчитывается 21 миссия протестантского вероучения и около 70 тыс. верующих. В середине 1990-х гг. классические религии существенно возродили свои структуры в Беларуси и нашли поддержку со стороны государства. Это было вызвано и обеспокоенностью общества, связанной с деструктивными проявлениями в мире со стороны ряда новых религий. Трагические события 1990-х гг., связанные с деятельностью таких новых религий, как Аум Синрикё, Белое Братство, Храм Солнца, стали свидетельством того, что новые религии являются факторами повышенного риска и требуют внимания со стороны общества. Совместные действия представителей классических религий и общественных организаций против новых религий привели к складыванию в начале 2000-х гг. «антикультовой» коалиции и способствовали формированию их отрицательного восприятия в обществе. На 1.1.2005 в Беларуси официально зарегистрированы 5 общин бахай, 5 общин Международного общества Сознания Кришны. Часть религиозных групп действует без регистрации. Следует отметить что религиозный мир нашей страны крайне неоднороден, противоречив, многопланов. Сегодня известно большое количество религиозных организаций, отличающихся друг от друга не только вероучением, происхождением, историей, количеством последователей и ролью в этнокультурном развитии Беларуси, но и особенностями их социальной структуры, положением в социуме и набором социальных целей. Весь спектр нравственных, правовых, политических проблем современной Беларуси характерен для деятельности религиозных движений. Религиозные организации инициируют ценнейшие нравственные, экологические начинания, стремясь сделать наш мир подлинно гуманным. Отдельные религиозные организации, появившиеся в нашей стране в последние годы, нередко используют такие формы социальной активности, которые находятся на грани правовых норм. Все это приводит к тому, что антигражданские установки, ревизия социокультурной памяти их последователей, активная финансово-политическая помощь из-за рубежа и другие обстоятельства формируют негативное общественное мнение по отношению к ним, что может стать источником межконфессиональной напряженности в обществе, чреватой серьезными социальными последствиями. Причем деятельность подобных религиозных организаций имеет практически неконтролируемый характер. Традиционные для Беларуси христианские церкви осуждают нашествие миссионерства, движущегося из-за рубежа, главным образом из США, Германии, Швеции. Западные эмиссары налаживают выпуск литературы, добиваются влияния на воспитание и образование молодежи. Трудно в настоящее время говорить о последствиях такой деятельности зарубежных религиозных организаций и их представителей. Но, бесспорно, это нарушает религиозную стабильность в стране и веками сложившийся этно-конфессиональный баланс.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|