Стиль изложения курсовой работы
Курсовая работа должна быть выдержана в стиле письменной научной речи, который обладает некоторыми характерными особенностями. Прежде всего, стилю письменной научной речи характерно использование конструкций, исключающих употребление местоимения первого лица единственного и множественного числа, местоимений второго лица единственного числа. При этом рекомендуется использовать следующие варианты: - неопределенно-личные предложения, например, «Вначале производят отбор факторов для анализа, а затем устанавливают их влияние на показатель»; - формы изложения от третьего лица, например, «Автор полагает...»; - предложения со страдательным залогом, например, «Разработан комплексный подход к исследованию...». В научном тексте нельзя использовать разговорно-просторечную лексику. Нужно использовать терминологические названия. Если есть сомнения в стилистической окраске слова, лучше обратиться к словарю. Важнейшим средством выражения смысловой законченности, целостности и связности научного текста является использование специальных слов и словосочетаний (таблица 1.1).
Таблица 1.1 – Средства связи между предложениями
Для выражения логической последовательности используют сложные союзы: благодаря тому что, между тем как, так как, вместо того чтобы, ввиду того что, оттого что, вследствие того что, после того как, в то время как и др. Особенно употребительны производные предлоги в течение, в соответствии с, в результате, в отличие от, наряду с, в связи с, вследствие и т.п. В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные, перечисленны е). В научной речи очень распространены указательные местоимения «этот», «тот», «такой». Местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» в тексте научной работы обычно не используются. Для выражения логических связей между частями научного текста используются следующие устойчивые сочетания: приведем результаты исследования; как показал анализ; на основании полученных данных. Для образования превосходной степени прилагательных чаще всего используются слова наиболее, наименее. Не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой по- (например, повыше, побыстрее). Особенностью научного языка является констатация признаков, присущих определяемому слову. Так, прилагательное следующие, синонимичное местоимению такие, подчеркивает последовательность перечисления особенностей и признаков (например, Рассмотрим следующие факторы, влияющие на формирование рынка труда). Выбор темы и анализ литературы
Тематика курсовых работ по дисциплине «Экономика предприятия» разрабатывается в соответствии с проблемами рыночной экономики на современном этапе и утверждается на заседании кафедры. Выбор темы можно осуществить, исходя из перечня примерных тем, представленного в приложении Г.
Студент может изменить тему курсовой работы после согласования с преподавателем: сделать ее более углубленной, или на стыке нескольких дисциплин, или рассмотреть ее в более широком аспекте. Знакомиться с литературой рекомендуется в следующей последовательности: руководящие документы (вначале законы, затем законодательные акты), научные издания (первоначально книги, затем периодические издания), статистические данные. При этом вначале целесообразно изучить самые свежие публикации, затем – более ранние. При подборе нормативно-правовых актов необходимо использовать возможности тематического поиска документов в справочной правовой системе «Гарант», а также в других справочных системах - «Консультант», «Кодекс». Эти справочно-информационные системы значительно облегчают тематический поиск необходимых нормативных документов. Статистический и аналитический материал, связанный с протекающими в экономике процессами, можно получить через Интернет. При этом очень важным является умение работать в поисковых системах (таблица 2.1). Для подбора изданий по интересующей теме могут быть использованы списки литературы, содержащиеся в уже проведенных исследованиях (диссертации на соискание ученых степеней, отчеты по НИР и т.д.). Одним из основных аспектов работы с литературой является определение главного в данном источнике, при этом не нужно читать его целиком. В издании изучается: заглавие; фамилия автора; наименование издательства (или учреждения, выпустившего книгу); время издания; аннотация; оглавление; введение или предисловие; список литературы, иллюстративный материал.
Таблица 2.1 - Русскоязычные поисковые системы и каталоги
При изучении заглавия следует сопоставить его с темой курсовой работы. Если заглавие совпадает с темой или уже ее, то для Вас будет представлять интерес весь материал публикации. Если заглавие шире темы, то Вам будет интересна только часть издания. Известность автора важна для исследования. Если автор широко известен, то книга будет содержать устоявшиеся положения. Если автор малоизвестен, то к материалу следует подходить с критических позиций и обращать внимание на доказательства приводимых положений. Работы малоизвестных авторов не менее важны, чем публикации известных ученых, поскольку малоизвестные авторы – это начинающие исследователи. Именно они выдвигают и доказывают новые положения. Наименование издательства может содержать информацию о качестве опубликованного материала. Современные книжные издательства специализируются на определенной тематике и предъявляют разные требования к качеству работ. Среди издательств, специализирующихся на экономической литературе, широко известны такие, как «Финансы и статистика», «Инфра-М», «Дело и Сервис», ЮНИТИ, штат которых укомплектован высококвалифицированными сотрудниками, обеспечивающими качественную подготовку к изданию наиболее интересных и актуальных работ.
3 Составление плана курсовой работы
После выбора и утверждения темы курсовой работы составляется план. Он должен соответствовать ранее выданному заданию на курсовую работу. План курсовой работы должен включать заголовки трех взаимосвязанных глав: - теоретической главы, которая предусматривает изучение выбранной проблемы с использованием общенаучных методов (наблюдение, сравнение, измерение, анализ, синтез, дедукция, индукция, абстрагирование, исторический и логический методы, моделирование, идеализация, формализация, аксиоматический метод); - аналитической главы, задачей которой является выявление недостатков снижающих эффективность производственно-финансовой деятельности предприятия и (или) резервов повышения эффективности работы предприятия, выбранного в качестве объекта курсовой работы;
- практической главы, которая должна содержать разработанные студентом конкретные предложения по совершенствованию деятельности предприятия в разрезе выбранной темы. Каждая глава должна включать не менее трех параграфов (пунктов), которые раскрывают ее содержание. При этом название параграфа не должно совпадать с название главы, и тем более темы работы. Формулировки глав и параграфов должны быть достаточно краткими, не содержать лишней информации. Как правило, формулировка главы (параграфа) включает одно предложение. Но не следует стремиться к чрезмерной краткости, поскольку, чем короче заголовок, тем шире он шире по своему содержанию. Окончательный вариант утверждает руководитель. Пример плана курсовой работы приведен в приложении Д. Структурно-логическая схема работы представляет собой схематическое отражение взаимосвязей отдельных частей работы, указанных в плане. Форма схемы отличается в зависимости от того, из скольких частей состоит работа. На форму схемы влияют и множество других факторов, определяемых творческим замыслом автора и научного руководителя. Пример структурно-логической схемы работы, состоящей из трех глав, приведен на рисунке 3.1. Поскольку взаимосвязей в работе большое количество, то полная схема содержит множество линий и стрелок. Пожалуй, полный вариант структурно-логической схемы может быть только черновым.
Рисунок 3.1 – Вариант структурно-логической схемы работы, состоящей из трех глав
Составление развернутого плана и структурно-логической схемы курсовой работы необходимы для того, чтобы избежать диспропорции составных частей работы, пробелов в изложении, или, наоборот, наличия повторов. Содержание основной части курсовой работы должно четко соответствовать выбранной теме и принятому плану.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|