Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)




Ассоциация (союз) - организационно-правовая форма некоммерческих организаций, являющаяся добровольным объединением юридических лиц и / или граждан.

Деятельность ассоциаций регламентируется Гражданским Кодексом и законом «О некоммерческих организациях».

Целью создания ассоциации является координация их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих, в том числе имущественных интересов.

Учредительными документами ассоциации (союза) являются учредительный договор (подписывается ее членами) и утвержденный устав.

Реорганизация Ассоциации осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством (может преобразоваться в товарищество, фонд, хозяйственное общество) Решение принимается общим собранием

членов.

Ликвидация Ассоциации производится либо по решению Общего собрания членов Ассоциации, либо по решению судебных или иных уполномоченных на то органов.

Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность (дополнительная ответственность возлагаемая на членов).

Имущество формируется за счет поступлений от членов; доходы от акций, ценных бумагам и другим вкладам; другие, не запрещенные законом поступления.

Примеры: Пермская туристическая гильдия, Пермская гильдия добросовестных предприятий, Союз Машиностроителей, Союз Строителей, Союз Металлургических предприятий и тд.

Картель

 

Картель - представляет собой объединение предприятий, как правило, одной отрасли, предполагающее совместную коммерческую деятельность, т.е. регулирование сбыта с помощью установленных квот, товарных цен, условий реализации.

Целью любого картеля является монопольное овладение рынком, увеличение прибылей путем установления монопольных цен и монопольное давление на не в ходящие в картель предприятия.

В отличие от концернов и трестов картельные соглашения непосредственно не затрагивают производственную и коммерческую самостоятельность вступивших в союз предпринимателей, договаривающихся между собой о монополизации и разделе рынка, ценах и сроках платежа, и т.д.

Что касается организационного строения, то картели никогда не имеют ярко выраженного доминирующего звена. Соглашения достигаются в результате встреч и договоренностей руководства производственных структур, сохраняющих свою самостоятельность. Сейчас соглашение об образовании картеля практически не оформляется договором в письменном виде.

Картель не имеет уставного капитала. Участники картеля сохраняют свою юридическую и хозяйственную самостоятельность и осуществляют свою деятельность на основе картельного договора.

Картель представляет собой союз предпринимателей на основе картельного соглашения.

Картельное соглашение часто существует негласно, в виде секретных статей, дополняющих какой-либо официальный текст, либо в устной форме «джентльменских соглашений».

Главной побудительной причиной создания картеля является стремление обезопасить свою прибыль при большом соблазне подчинить себе рынок и построить его на монопольной основе. Другими словами, картели обычно создаются для использования совместной рыночной мощи производителей, чтобы получать монопольные прибыли, либо как средство предотвращения конкуренции.

В настоящее время существует немало неформальных картелей в экспортно-импортной сфере и ряд легально действующих картелей. К ним относятся ОПЕК (Организация стран - экспортеров нефти, картельное соглашение между государственными нефтяными компаниями), «Семь сестер» (нефтяной картель семи ведущих западных нефтяных компаний).

Учредителями картеля могут стать только крупные, обладающие примерно одинаковой мощью предприятия, производящие одинаковые изделия или их аналоги и составляющие значительную, если не наибольшую часть производства в данной отрасли.

Синдикат

Синдикат - объединение однородных промышленных предприятий, созданное в целях сбыта продукции через общую сбытовую контору, организованную в форме особого торгового общества или товарищества (акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и т.п.), с которой каждый из участников синдиката заключает одинаковый по своим условиям договор на сбыт своей продукции.

Участниками синдиката могут быть отдельные предприятия, тресты и концерны.

Цель - снизить, расширить и удержать рынки сбыта, регулировать объемы выпуска внутри синдиката и цены на внешних рынках. Все, что направлено к возвышению размера прибыли или что имеет целью удержать прибыль на прежнем уровне, может составить задачу синдиката. Цель синдиката определяет и личный его состав. Достижение цели, поставленной себе синдикатом, возможно только при объединении действий однородных предприятий.

Особенностями синдиката как организационной формы интеграции компаний являются:

· сохранение участниками синдиката юридической, производственной, но ограничение коммерческой самостоятельности;

·   Синдикаты более, чем картели и тресты, стремились к полной монополизации соответствующих отраслей промышленности и рынков сбыта.

 

· входящие в состав синдиката участники не утрачивают юридической самостоятельности, а синдикат не приобретает права юридического лица

·   это разновидность картельного соглашения. Синдикаты позволяют устранить внутреннюю конкуренцию среди его участников, в частности, в борьбе за заказы и квоты, что в конечном счете ведет к ослаблению синдиката и нередко к его распаду.;

·   централизация сбыта продукции, организация сбыта продукции его участников через единый сбытовой орган. Функции централизованного сбыта продукции участников синдиката могут быть также поручены одному из его участников. В зависимости от условий соглашения через единый сбытовой орган может сбываться не вся, а только определенная часть продукции участников синдиката;

·   сохранение участниками синдиката порой и собственной сбытовой сети, которая тесно связана с синдикатской сбытовой конторой или обществом;

·   осуществление зачастую через синдикатскую сбытовую контору или сбытовое общество также и закупок сырья для участников синдиката. Форма синдиката наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: горнодобывающей, металлургической, химической.

Синдикат не имеет представительства.

Под именем синдиката следует понимать основанное на договоре соединение самостоятельных предпринимателей, имеющее своею целью устранение или ограничение действия свободной конкуренции на производство или сбыт известного рода продукта.

Синдикат представляет собою соединение самостоятельных предпринимателей. В союз вступают не просто отдельные лица, хотя бы и очень состоятельные, но организованные уже предприятия в лице своих принципалов. Вступая в синдикат, предприниматели не теряют своей юридической самостоятельности.

Главная задача синдиката - организовать совместный сбыт продукции.

Наибольшее распространение синдикаты получили в России, Германии, Франции в начале XX века. В дореволюционной России (в 80-90-х гг. XIX в.) синдикаты были господствующей формой соединения предприятий, в их числе имелись такие крупные, как «Продамет», «Продуголь», «Продвагон», «Продаруд». Одним из первых монополистических объединений в России был синдикат сахарозаводчиков, образованный в 1887 г. В период 1900-1903 гг. возник ряд крупнейших синдикатов в тяжелой промышленности. В советские времена синдикаты получили распространение в 20-30-х гг. XX в. как торгово-распорядительные аппараты трестов, охватывающие сферы кредита, расчетов, снабжения, сбыта, ценовой политики и распределения заказов.

Синдикат приобретает ту хозяйственную и юридическую самостоятельность, которая не согласим уже с самостоятельностью предпринимателей.

 

Трест

Трест - это объединение нескольких предприятий (или как еще их называют, объектов) с целью централизованного управления, создания коммерческой и экономической целостности. Притом трест может быть объединен как предприятиями и заводами, так и простыми частными лицами. Естественно, все субъекты, которые, так или иначе, лежат между предприятием или заводом и частным лицом (Всяческие ООО или другие юридические лица) также могут объединиться в трест.

Первый трест появился в 1879 году в Штатах. Этот трест руководил нефтяными запасами США. Он был создан благодаря объединению нескольких больший предприятий по добыче и обработки нефти. Такая централизация помогла обеспечить стойкий рост нефти на территории страны.

В СССР также было несколько трестов. В голодные 30-е годы было объединено несколько предприятий с целью поддержания их экономической жизни.

Сейчас создано много трестов в каждой стране. Как и принято, большинство трестов ориентировано на те направления, которые могут принести большую прибыль. Существуют тресты по добыче и обработке золота, нефти, недвижимости.… Также множество трестов мы можем видеть на наших рынках, когда один предприниматель берет несколько мест, или «точек» и на основе их начинает развивать свою деятельность. Такая деятельность будет более стабильна, будет приносить больше прибыли. Проблема с конкуренцией, естественно, решается сама.

Трест представляет собой объединение, в котором различные предприятия, ранее принадлежащие разным предпринимателям, сливаются в единый производственный комплекс, теряя свою юридическую и хозяйственную самостоятельность.

В тресте объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий, а не одна какая-нибудь сторона, как в картели или синдикате. Форма треста удобна для организации комбинированного производства, т.е. объединения в одной компании предприятий разных отраслей промышленности, либо представляющих собой последовательные ступени обработки сырья, либо играющих вспомогательную роль одна по отношению к другой.

 


Концерн

Концерн - крупное объединение предприятий, связанных общностью интересов, договорами, капиталом, участием в совместной деятельности.

Считается, что первый концерн создал, Косимо Медичи во Флоренции.

Основным преимуществом концерна является концентрация финансовых и других ресурсов.

Объединятся в концерн могут промышленные предприятия, торговые предприятия и фирмы, транспортные предприятия, финансовые и научно - исследовательские фирмы.

Концерн имеет общие финансовые ресурсы для развития, единого научно - технического потенциала и устойчивых кооперативных связей между входящими в его состав организациями.

Главное предприятие держит у себя акции всех участников концерна. Дочерние предприятия могут располагаться в разных частях страны и за рубежом, иметь хозяйственную самостоятельность и оставаться юридическими лицами.

Международные концерны известны под названием транснациональных концернов. Ну то есть объединения смешанных национальностей.

В русском языке слово «Концерн» чаще всего применяется по отношению к мультинациональным финансово - промышленным группам Европы, например «Сименс», «Фольксваген», «Митсубиси».

В России концерны создаются на базе крупных государственных предприятий и объединений и существуют в разных формах:

·   В форме государственных акционерных отраслевых комплексов (Газпром)

·   В военно-промышленном комплексе, как государственно - кооперативные

·   В виде «народных», т.е. без участия государственных структур.

! Большую роль в становлении современных концернов сыграла динамика рынков 60-х годов.

Консорциум

Консорциум - организационная форма временного объединения независимых предприятий и организаций с целью координации их предпринимательской деятельности.

Консорциум создается предприятиями. В консорциум могут объединяться и крупные, и мелкие предприятия, желающие принять участие в проекте, но не обладающие самостоятельными возможностями

решения конкретных задач - реализации крупных целевых программ и проектов.

В качестве особенностей консорциумов можно назвать:

·   оформление организации консорциума соглашением;

·   Организационно-правовой формой консорциума в виде юридического лица может быть АО или другие хозяйственные общества;

·   отсутствие в рамках консорциума, как правило, организационных структур, за исключением небольшого аппарата (например, совета директоров консорциума);

·   полное сохранение экономической и юридической самостоятельности компаний

·   часто консорциумы являются бесприбыльными организациями;

·   компании могут одновременно входить в состав нескольких консорциумов,

·   для консорциумов характерны единая инвестиционная политика.

Как правило, консорциум создается для высококачественного исполнения срочных и дорогостоящих заказов и проектов, требующих консолидации усилий и средств научно-технических, производственных, обслуживающих и финансовых компаний, способных совместно решить поставленную задачу. Зачастую консорциумы создаются для совместной разработки месторождений.

Союз нескольких банков для проведения крупных финансовых операций, например размещения займов.

Члены консорциума резервируют за собой право на получение комиссионного вознаграждения, размеры которого определяются долей их участия в размещении займа, суммой эмиссии акций или пропорционально сумме реализуемых консорциумом акций и других ценных бумаг.

Консорциумы могут быть закрытыми и открытыми. В закрытом консорциуме компания-заказчик заключает контракт с каждым участником в отдельности. При образовании открытого консорциума все его участники подчиняются в части.

 

Промышленные холдинги

Холдинговая компания - это совокупность двух и более юридических лиц, связанных между собой отношениями по управлению одним из участников (головной компанией) деятельностью других участников холдинга (дочерних компаний), на основе права головной компании определять решения, принимаемые другими участниками, так же головная компания владеет контрольными пакетами акций и / или паями дочерних компаний. Управляющая компания может выполнять не только управленческие, но и производственные функции. Дочерним же признаётся хозяйственное общество, действия которого определяются другим (основным) хозяйственным обществом.

Холдинги образуются для определенной цели. Это, как правило, завоевание новых секторов рынка и / или снижение издержек.

Существуют:

а) простые холдинги, которые представляют собой: одно материнское общество; одно либо несколько контролируемых им дочерних обществ (о которых говорят, что они по отношению друг к другу являются «сестринскими» компаниями)

б) более сложные холдинговые структуры, в которых: дочерние общества сами выступают в качестве материнских компаний по отношению к другим («внучатым») компаниям; материнская компания, стоящая во главе всей структуры холдинга, именуется холдинговой компанией.

Ограничения создания и деятельности холдинга

. Головная компания может входить в состав финансово - промышленной группы только вместе с другими участниками холдинга.

. Дочерние хозяйственные общества могут входить в состав только того холдинга, в который входит основное хозяйственное общество.

. Головной компании запрещается увеличение ее доли в уставных капиталах других участников холдинга путем накопления их кредиторской задолженности.

. Головной компании запрещается изъятие активов участника холдинга до суммы, меньшей размера его уставного капитала.

. Договорный холдинг создается на срок не менее одного года.

Ответственность участников холдинга

. Участники холдинга не несут ответственность по долгам головной компании.

. Головная компания, которая имеет право давать участнику холдинга обязательные для исполнения им указания, отвечает солидарно с участником холдинга по сделкам, заключенным участником холдинга во исполнение таких указаний.

. В случае несостоятельности (банкротства) участника холдинга по вине головной компании последняя несет субсидиарную ответственность по его долгам. Несостоятельность (банкротство) участника холдинга считается происшедшей по вине головной компании только в случае, если головная компания использовала право давать участнику холдинга обязательные для исполнения им указания в целях совершения участником холдинга действия, заведомо зная, что вследствие этого наступит несостоятельность (банкротство) участника холдинга.

. Участники холдинга вправе требовать возмещения головной компанией убытков, причиненных по ее вине участнику холдинга.

 

Финансовая группа

Согласно российскому законодательству, ФПГ - это совокупность юридических лиц, действующих как основные и дочерние общества, либо полностью, либо частично объединивших свои материальные и нематериальные активы в целях технологической или экономической интеграции.

Основная цель создания финансово-промышленных групп - повышение конкурентоспособности и эффективности производства, создание рационально технических связей, привлечение инвестиций, расширение рынков сбыта, создание новых рабочих мест.

Особенности создания и деятельности финансово-промышленных групп.

В отличие от концерна во главе финансовой группы стоит один или несколько банков, которые распоряжаются денежным капиталом входящих в него компаний, а также координируют все сферы их деятельности. Каждая фирма самостоятельно выступает в торговых сделках.

Участниками финансово-промышленной группы признаются юридические лица, подписавшие договор о создании ФПГ, либо дочерние общества, образующие ФПГ. В состав ФПГ могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций. Участие более чем в одной ФПГ не допускается.

В состав участников финансово-промышленной группы могут входить негосударственные пенсионные истраховые организации.

Правовой основой организации и деятельности финансово-промышленных групп являются:

·   Федеральный закон «О финансово-промышленных группах»

·   Указ Президента РФ «О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп»;

Необходимость создания ФПГ в Российской Федерации определяется рядом факторов:

·   ростом финансового капитала, являющегося пока только потенциальным инвестором производства;

·   наличием серьезного структурного и финансово-инвестиционного кризиса в промышленности, особенно в инвестиционной сфере;

·   Кроме того, ФПГ часто рассматриваются как средство борьбы с отечественным монополизмом

Пример ФПГ:

ООО Пермская финансово-промышленная группа «ИНТЕК», Пермский край.

Основной вид деятельности: оптовая торговля металлами.

 

Франчайзинг

1) Франчайзинг (в России коммерческая концессия) - вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и / или бренды франчайзера.

Участники - Фирма правообладатель(франчайзер), приобретатель (юр или физ лицо, дистрибьюторы, дилеры и тд имеющее лицензию и взнос), Ассоциация франчайзинга.

Франчайзор - физическое или юридическое лицо, предлагающее на продажу соглашения на условиях франшизы и обеспечивающее со своей стороны выполнение условий такого соглашения. Владелец исключительных прав: товарный знак, фирменного стиля, патента, идеи, авторского права, ноу-хау. Чаще всего являются обществами с ограниченной ответственностью.

Франчайзи - физическое или юридическое лицо, действующее в соответствии с приобретенной франшизой. Работают по договору с франчайзером (правообладателем)

Цель франчайзинга - деловое партнёрство между франчайзором и франчайзи с целью обоюдного финансового успеха. Для франчайзера - расширение бизнеса. Франчайзи получает возможность опираться на репутацию, опыт и по сути уже состоявшийся успех компании-франчайзера.

Особенность франчайзинга заключается в возмездной передаче одной стороной (фирмой, имеющей, как правило, ярко выраженный имидж и высокую репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (фирме или индивидуальному частному предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (товарного знака обслуживания, фирменного стиля), технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации, использование которой другой стороной будет содействовать росту и надежному закреплению на рынке товаров и услуг.

При этом передающая сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь.

Одна из положительных особенностей франчайзинга в том, что владельцы франшизы часто являются источником инновационных решений, а франчайзинг тестируют их и воплощают в жизнь.

Франчайзинг является одним из экономических инструментов, повышающих доверие к малому бизнесу и его эффективность.

Существуют франшизы, где минимальная сумма инвестиций всего 200000-300000 рублей. Но по-настоящему доходные бренды потребуют от вас от 300.000 до 1 миллиона долларов. Потому выбор очень огромен, а кроме того франчайзинг является хорошим выходом для тех, у кого имеется неиспользованный капитал. Большинство франшиз возвращают вложенные в них деньги уже через 2 года.

Между франчайзером и франчийзи заключается Договор Коммерческой концессии между сторонами. Франчайзер должен указать номер Регистрации, ИНН, адрес местонахождения, счет организации.

Франчайзинг был создан для расширения бизнеса за счет выдачи франшизы более мелким физическим и юридическим лицам. Так же получение прибыли и более широкий охват рынка. Реклама и маркетинг. А так же деловое партнёрство и получение прибыли.

Исаак Зингер стал родоначальником современного франчайзинга. Начиная с 1851 года, фирма Зингера заключала с дистрибьюторами (закупка товара) товара письменный договор на передачу франшизы, договором передавалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определённой территории Соединенных Штатов.

Пример - McDonalds, General Motors, Columbia sportswear company, Subway, Warner Brothers, Wrangler одежда, 1C, Пятёрочка, Спортландия, Форвард одежда.

Примеры в городе Перми Франшизы различных компаний горда (спа-салона, пекарни и тд), Магазины - Пятёрочка, Форвард, Спортландия.


Список литературы

1. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика В 2-х томах. Институт «Экономическая школа», Санкт-Петербург, 2004.

.   Учебник «теория организации» Б.З. Мильнер Издание второе, переработанное и дополненное, Москва ИНФРА-М 2000.

.   А.В. Тебекин, Б.С. Касаев «Менеджмент организации», второе издание, Москва 2007.

.   Б.З. Мильнер. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, 1998, 1999.

.   Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в РФ» от 19 июня 1992 года №3085-1 (в ред. Федеральных законов (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 №31-ФЗ).

.   «Потребительская кооперация: Учебное пособие/ Под общ. Ред. М.В. Сероштан» - Москва, 2007.

.   Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник Издательство «Банки и биржи» Генеральный директор В.Н. Закаидзе 1992 год

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...