Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игровые моменты на уроке истории с использованием художественных произведений.

Игра для ребенка в любом возрасте интересна. Она должна постоянно пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь ребенка интересным содержанием. Игра – это путь детей к познанию. Причем она не похожа на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение знаний, установление сходства и различия между отдельными событиями.

Но самое важное – это то, что по желанию самих учащихся во время учебных игр происходит многократное повторение предметного материала. Она заставляет учащихся мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее - отбрасывать негодное, сопоставлять, оценивать. Сейчас очень много выпущено задачников по истории, всевозможные тесты. Любимые игры у моих ребят на компьютере «Цивилизация», «Кто хочет стать миллионером?». При всей сегодняшней технике, я все же хочу, чтобы мои ребята любили книгу. Поэтому использую опять таки художественные произведения. Например, игра «Поймай дату».

1)1147 год.

Москва-река, тебе хвала!

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Ты б рассказала нам о том,

Как люди начали селиться,

За тыном – тын, за домом дом

Росло на берегу твоем

Начало будущей столицы.

Ты отражала в глади вод

Тот первый Кремль и город новый,

Что строил русский наш народ

Под первою стеной сосновой…

Вот этот первый городок

На перекрестке всех дорог.

2)1380 год.

Как мне о битве на Дону

Рассказ продолжить мой?

Читатель, я не обману,

Сказав о битве той,

Что не было еще такой.

И, хоть кого спроси, -

«Мамаево побоище»

Все знают на Руси!..

Стоял такой великий стон,

Шел бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

До самого низовья…

А князя Дмитрием Донским

С тех пор прозвал народ,

И слава добрая за ним

До наших дней живет.

С помощью стихотворной формы можно «воспроизвести» и события 1242,1480,1606-1607,1649,1667-1671 годов.

Существует еще немало игр: игра по истории нашего края, с использованием художественных произведений Носова, Гайдара, игра «Ветер в рукописи».

Хотелось бы подчеркнуть еще одну важную черту познавательных игр, превращающих себя в орудие воспитания. Они всегда ведутся по определенным правилам, в игре учащиеся мобилизуют свои знания, обращаются к материалу, не вошедшему в учебник, умственно и морально обогащают себя. А сознание этого приносит чувство удовлетворения, уверенности в себе.

Роль художественной литературы в раскрытии темы Великой Отечественной войны на уроках и во внеурочное время.

Изучая раздел IV Советский Союз во второй мировой войне (1939-1945гг), в свои уроки обязательно включаю стихи О.Берггольц, Б.Окуджавы, К. Симонова, Седьмую симфонию Д. Шостаковича и многие другие произведения. Большие возможности к сближению истории с литературой открывают многообразные формы внеклассной работы с учащимися: исторический кружок, тематические выставки и вечера, встречи, поездки, экскурсии и т.д. Поэтому использую уроки- повторения, кружок, внеклассную работу. Особенно в этом 2005 году, в год 60-летия Великой Победы. Весь год насыщен подготовкой к празднику. Это урок – блок по музыке «Песни, опаленные войной», урок – блок по рисованию «Война глазами советских художников». Конкурс рисунков «Тебе мой защитник, посвящается». Встреча с ветеранами ВО войны «Живые, пойте о нас», встреча со вдовами «Еще не погасла свеча». Уроки – блоки по истории «Дорогами войны», «Курская огненная», «Это надо не мертвым, это надо живым»… Составление интервью «Мой разговор с участником войны».

Этап. Составление плана: О чем я хочу узнать?

о семье

о наградах

о роде войск, в котором служил

о самом близком друге на войне

самый страшный случай на войне

самый забавный случай на войне

Этап. Формулировка вопросов.

где родились?

как узнали о войне?

где воевали?

как часто писали письма с фронта?

где встретили победу? и т.д.

Этап. Конкурс статьи о ветеране. «Расскажи о жизни ветерана ВО войны» (лучшие посылаю в районную газету). Вот одна из них:

«Каждый участник Великой Отечественной войны свой рассказ о боевом прошлом начинает по-разному. Память солдатская особенная, необычно восприимчивая. Она не просто заполнялась неожиданными, острыми впечатлениями фронтового быта. У этих фронтовых впечатлений, как у осколков снарядов, у разрывных пуль, «режущие края». Забыть эти врезавшиеся в душу суровые картины невозможно порой и много лет спустя.

Василий Яковлевич Полянский-ветеран той жестокой войны - исключительно интересный собеседник. О своих друзьях, о своем селе может говорить долго, а вот о себе все больше умалчивал.

Родился Василий Яковлевич 14 января 1925 года в селе Шевелево, Обоянского района, Курской области. Семья Полянских – надежного крестьянского рода. Отца своего он не помнит. Рос с отчимом. Учиться в школе не довелось.

Василий Яковлевич – один из Обоянских юношей, кто ушел на фронт в свои неполные 18 лет. Ему было всего 16, когда в село ворвалось это жуткое слово «война». Плакали женщины, поникли старики. А они, мальчишки, разносили повестки на фронт по селу и хуторам.

В 1943 году Василий Яковлевич сам получил повестку. В это время он болел тифом. Дали отсрочку. А 20 мая 1943 года повезли новобранца Полянского в далекую Чувашию. Два месяца готовили простого крестьянского парнишку владеть оружием. А потом повела его судьба фронтовыми дорогами: Москва, Киев, Днепр. Полтора года служил в зенитной части на Днепре. Немец уже отступал, но постоянно совершались налеты на Киев. Задача зенитчиков – сохранить мосты через Днепр. Здесь и получил Василий Яковлевич свое первое боевое крещение. Два легких ранения в левую руку. Зацепило осколком, но в госпиталь не поехал, остался в строю.

- Знаете, даже трудно выделить какой – то бой. Дни как – то похожи, сливались воедино. Все время на передовой стоит в воздухе гул, идет стрельба. К этому не привыкнешь. Но надо идти вперед, отвоевывать каждую пядь земли, - говорит ветеран.

Довелось воевать Василию Яковлевичу в Румынии, Венгрии, Австрии. Суждено было стать пулеметчиком.

По – дружески звал он своего верного помощника «Максимкой». И вот уж как получилось, что трое друзей: Анапенко Сергей из Киева, Андросов (имени не помнит) из Курской области прошли всю войну вместе. На войне такое редко.

- Закончится бой, кричу: «Жив, Серега?»

- Живой.

В Австрии еще одно легкое ранение. Медсанбат. И снова в бой.

… В тот день фашисты были особенно агрессивны. Атака за атакой. Немцы пошли в атаку, но у молодого бойца хватило выдержки подпустить их на близкое расстояние. И вот Василий Яковлевич уже четко видел довольные рожи наступающих.

Тихо сказал сам себе: «Не подведи, Максим!». И застрочил из пулемета. Через две – три минуты цепь залегла, фрицы стонали. Тяжелейший бой, казалось, длился вечность. Не достигнув успеха, гитлеровцы отступили. Вместе с другими пулеметчиками Василий Яковлевич отсекал пехоту от танков. После боя построили бойцов для поверки и награждения. Многие были награждены орденами и медалями посмертно. За мужество, стойкость проявленные в данном бою Василий Яковлевич получил орден Славы 3 степени.

Война близилась к концу. Каждый солдат мечтал дойти до стен Рейстага. Мечтал об этом и Василий Яковлевич. Однако их молодых, горячих чуть придерживали. Для него война закончилась в Австрии на границе с Германией. Весть о Победе молниеносно разнеслась по части. В этот день бойцам вручали медали «За победу над Германией». Радости не было предела: «Домой!» Да нет судьба распорядилась по – иному: шесть месяцев в Германии в саперной роте, не меньше в Румынии, затем снова Германия.

И только в апреле 1949 года вернулся Василий Яковлевич на Родину.

Поездом до Бреста, с Киева через Ржаву на Обоянь. Вот они родные до слез его Курские соловьиные края, вот за леском его малая родина – село Шевелево. Как долго длилась разлука с родными и как сладка радость встречи! Ему было всего двадцать четыре, а он уже пол- Европы прошагал. В боях за безымянные высотки, небольшие населенные пункты под его огнем нашли бесславный конец десятки вражеских солдат и офицеров. Вот это судьба: трудная, горькая не многовато ли для одного Полянского? Да уж, постарались с лихвой и ведь не убила в человеке самого главного – веру в жизнь. На фронт шел с верой в победу, сидел в лютый мороз в траншее – с верой, раненый – верил, и вот так всю жизнь.

После войны трудился Василий Яковлевич в родном селе. Шестнадцать лет работал прицепщиком, десять лет – трактористом. Вырастил двух сыновей и дочь. Выросли внуки, есть уже правнуки. В свои 76 лет он старается всем помочь.

И за каждый раз, когда его премировали за доблестный труд, он стоял смущенный тем вниманием, речами, к которым не привык, потому что считает, что человек должен отдавать все делу, к которому приставлен. Так он поступал на фронте, таким его знали на работе. Скромным и трудолюбивым.

Болезнь притупила память ветерану, с трудом вспоминает боевых товарищей, их имена. Позабыл названия поселков, городов. Да мало ли их было на его солдатском пути с 1943 по 1949 годы. Но ужасы войны не забыть солдату. Может поэтому в любую погоду спешит Василий Яковлевич к стеле в честь погибших воинов односельчан.

- О чем молчишь, о чем думаешь, старый солдат?

Не будем тревожить его душу. Пусть хоть на миг забудет о войне.

Оглянемся мысленно назад: обо всем ли я сумела рассказать? Нет, конечно. Всего не охватишь, да и задача сложная: рассказать о жизни солдата. Но это ведь целая жизнь… А у нее должно быть только начало…»

А со 2 мая по 10 мая провожу ежегодную «Неделю памяти»

2 мая – игра

2 мая – Работа у памятника (уборка, посадка цветов)

3 мая – Просмотр кинохроники и викторина по ВО войне

4 мая – Посещение ветеранов ВО войны и оказание им помощи

5 мая – Посадка деревьев в память тех, кто умер в 2004 году

6 мая – Конкурс патриотической песни

7 мая – Конкурс рисунков и фотографий

8 мая – «41-45» конкурс стихов по произведениям писателей и поэтов, участников ВО войны.

9 мая – «Линейка славы», концерт в СДК, спортивные мероприятия на стадионе.

10 мая – Подведение итогов «Недели славы»

На таких мероприятиях и межпредметная связь и нравственно ответственная личность воспитывается.

Изучая в 9 классе раздел «Новая история» на обобщающем уроке прочла своим ученикам «Послевоенную доктрину Алена Даллеса»:

«Посеяв в СССР хаос, - сказал в 1945 году американский генерал Ален Даллес, руководитель политической разведки США в Европе, ставший в последствии директором ЦРУ, - мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокоренного на Земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства, например, мы постепенно вытравим их социальную сущность. Отлучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением и исследованием тех процессов, которые происходят в глубине народных масс. Литература, театры, кино – все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства.

Мы будем всячески поддерживать и понимать так называемых творцов, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства – словом, всякой безнравственности.

В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводить в добродетель.

Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу: все это мы будем ловко и незаметно культивировать.

И лишь немногие, очень немногие, будут догадываться или понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратив в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества».1

Читала медленно, чтобы каждое слово было понятно ребятам. После непродолжительной паузы они вдруг сказали: «Так вы же прочитали нам о том, как мы сейчас живем». Обсуждали бурно. А главное сделали вывод: «Нельзя уничтожить страну, где народ не утратил свои нравственные ценности: чувство собственного достоинства, чувство долга, патриотизм».

Чтобы эти ценности сберечь, надо знать историю своего Отечества, любить свой народ, беречь свои традиции.

1 «Послевоенная доктрина Америки» по мат. публик. на www.forumhistori.ru

Заключение.

Для меня история – это наука без знания которой, просто трудно дышать. Она воспитывает человека, гражданина, патриота. Наша история богата и разнообразна и как здорово, что вся она отражена в не менее богатой нашей литературе. Уроки истории с использованием художественной литературы могут быть многоплановыми и разнообразными. Художественный образ я ввожу не для украшения урока и развлечения учащихся, а для помощи в познании исторического прошлого, то есть для решения образовательных и воспитательных задач урока. Целесообразная и хорошо продуманная работа по использованию художественной литературы в процессе изучения истории принесет неоценимую пользу учащимся, повысит интерес к предмету, обеспечит большую эффективность труда учителя истории.

В.А.Сухомлинский считал чтение обязательной составной частью воспитания и обучения учащихся. Он писал: «Трудно представить полноценное воспитание без того, чтобы ребенок не зачитывался до полуночи книгой о нравственном величии, чтобы его сердце не забилось учащенно от чувства восторга. Нравственный идеал рождается в сердце тогда, когда человек как бы всматривается в самого себя, сравнивает себя с тем, кто является в его представлении образцом моральной красоты – верности убеждениям, мужества, стойкости, непоколебимости перед трудностями».1

Я считаю, синтез истории с литературой интересен и весьма полезен для учителя и учащихся. Проверен собственным многолетним опытом, хотя любой учитель, может свой урок творчески переструктурировать.

1 Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М. 2000. с.75.

Список литературы

1. Берггольц О. Избранные произведения. - Л.: Советский писатель, 1983. – стр.9

2. Бородин С.П. Дороги.- В кн.: Бородин С. Молниеносный Баязет.- М.: 2000г изд.Вагриус, стр. 528-529

3. Вагин А. Художественная литература в преподавании новой истории.- М.: Просвещение, 2002

4. Васильев Б.Л. “В списках не значился”… - М.: Детская литература, 1996. - стр. 220

5. Вольтер. Кандид, или Оптимизм. - М.: Художественная литература, 1991

6. Ворожейкина Н.И., Егорова В.И., Клокова Г.В. и др. 1000 вопросов и ответов по истории. - М. «АСТ» 1999.

7. Клетогонов А. Произведения древнерусской литературы на уроках истории.- “Преподавание истории в школе”, №8, 1994

8. Колесниченко Н.Ю. Методическое пособие по истории России конец XVI-XVIII века. - Волгоград, издательство «Учитель» 2005.

9. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. – М. «Просвещение» 1983.

10. Методическое пособие по истории: 8 класс. Под ред. А.Преображенского.- М.: Просвещение, 1989

11. Паршаченко П. Художественная литература на уроках истории.- “Преподавание истории в школе”, №5-6, 2001

12. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории 8 класс. – М. «ТЦ Сфера» 2002.

13.Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Том 2… - М.: Художественная литература, 1986. - стр. 173

14. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М. 2000. с.75.

15. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М. «Владос» 2000.

16. Шестаков А. История СССР в художественно-исторических образах.- М.: Просвещение, 1999изд. дом ТТТ. - стр. 432

17. «Послевоенная доктрина Америки» по мат. публик. на www.forumhistori.ru

 

1 Васильев Б.Л. “В списках не значился”… - М.: Детская литература, 1996. - стр. 220

1 Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Том 2… - М.: Художественная литература, 1986. - стр. 173

2 Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Том 3… - М.: Художественная литература, 1986. - стр. 240

1 Бородин С.П. Дороги.- В кн.: Бородин С. Молниеносный Баязет.- М.: 2000г изд.Вагриус, стр. 528-529

1 Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Том 2… - М.: Художественная литература, 1986. - стр. 341

1 Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Том 2… - М.: Художественная литература, 1986. - стр. 120

2 Берггольц О. Избранные произведения. - Л.: Советский писатель, 1983. - стр. 126

3 Вольтер. Кандид, или Оптимизм. - М.: Художественная литература, 1991 изд. дом ТТТ. - стр. 432

1 Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Том 2… - М.: Художественная литература, 1986. - стр. 194-195

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...