Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отражение суммовых разниц по приобретенным товарам

 

 

В соответствии с пунктом 6 ПБУ 5/01 себестоимость приобретаемых организацией

 

 

9

 

товаров определяется с учетом суммовых разниц, возникающих до принятия товаров к учету, в тех случаях, когда их оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте(условных денежных единицах).

При этом под суммовой разницей следует понимать разницу между рублевой оценкой

фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), кредиторской задолженности по оплате товаров, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолжности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения.

Возникающие суммовые разницы могут отражаться как непосредственно по счетам учета приобретенных товаров, так и с использованием счетов 15 и 16.

 

Пример:

 

Организация оптовой торговли приобретает товары по договору, предусматривающему их цену, выраженную в долларах США, а оплату в рублях по официальному курсу Центробанка России на дату платежа. Стоимость товара согласно договору – 24 000 долларов США, в том числе НДС – 4 000 долларов. Курс доллара на дату поставки составил 30 руб. 30 коп.

Отражение операций на счетах.

Вариант 1. (Без применения счетов 15 и 16).

Курс доллара на дату оплаты составил 30 руб. 50 коп.

В бухгалтерском учете отражаются следующие записи:

· дебет счета 41 кредит счета 60 – 606 000 руб. ((24 000 – 4 000) * 30 руб. 30 коп.) – стоимость поступивших товаров;

· дебет счета 19 кредит счета 60 – 121 200 руб. (4 000 * 30 руб. 30 коп.) – НДС со стоимости поступивших товаров;

· дебет счета 60 кредит счета 51 – 732 000 руб. (24 000 * 30 руб. 50 коп.) – оплата стоимости полученных товаров;

· дебет счета 41 кредит счета 60 – 4 000 руб. ((30 руб. 50 коп. – 30 руб. 30 коп.) * 20000 долларов) – увеличение стоимости приобретенных товаров на возникшую суммовую разницу; дебет счета 19 кредит счета 60 – 800 руб. ((30 руб. 50 коп. – 30 руб. 30коп.) * 4 000 долларов) – увеличение суммы «входного» НДС на возникшую суммовую разницу.

 

Вариант 2. (С применением счетов 15 и 16).

Курс доллара на дату оплаты составил 30 руб. 50 коп.

В бухгалтерском учете отражаются следующие записи:

· дебет счета 15 кредит счета 60 – 606 000 руб.((24 000 – 4 000) * 30 руб. 30 коп.) – стоимость поступивших товаров;

· дебет счета 19 кредит счета 60 – 121 200 руб. (4 000 * 30 руб. 30 коп.) – НДС со стоимости поступивших товаров;

· дебет счета 60 кредит счета 51 – 732 000 руб.(24000 * 30 руб. 50 коп.) – оплата стоимости полученных товаров;

· дебет счета 41 кредит счета 15 – 606 000 руб. – стоимость приобретенных товаров по учетным ценам;

10

· дебет счета 16 кредит счета 60 – 4 000 руб. ((30 руб. 50 коп – 30 руб. 30 коп.) * 20000 долларов) – отражена положительная суммовая разница в части стоимости приобретенных товаров;

· дебет счета 19 кредит счета 60 – 800 руб. ((30 руб. 50 коп. – 30 руб. 30 коп.) * 4000долларов) – положительная суммовая разница «входного» НДС.

Метод оценки товаров по средней себестоимости

 

 

Метод оценки товаров по средней себестоимости является традиционным для отечественной учетной практики. В течении отчетного месяца товары независимо от того, по каким ценам они приобретались, учитываются и списываются на производство как правило, по твердым учетным ценам. В конце месяца сюда же списываются соответствующая доля отклонений себестоимости товаров от стоимости их по учетным ценам. При этом делается расчет представленный в таблице 1

 

 

Расчет распределения отклонения фактической себестоимости материалов от их учетной стоимости за отчетный месяц (руб.)

 

Таблица 1

 

№ п/п Показатель Стоимость материалов по учетным ценам Отклонение в стоимости материалов Фактическая себестоимость материалов (гр. 3 + гр. 4)
1 2 3 4 5
1. Остаток на начало месяца 7500 500 8000
2. Поступило за месяц 42500 2500 45000
3. Итого 50000 3000 53000
4. Средний процент отклонений, % - 6 -
5. Остаток на конец месяца 2812 168 2980
6. Списывается на производство 47188 2832 50020

 

Оценка товаров по методу ФИФО

 

 

При оценке товаров по методу ФИФО применяют правило: первым пришел, первым

 

11

 

ушел. Это означает, что независимо от того, какая партия товаров отпущена, сначала списывают товары по цене (себестоимости) первой закупленной партии, затем по цене второй партии и т. д. в порядке очередности, пока не будет получено общее количество отпущенных товаров за месяц.

 

 

Оценка товаров по методу ЛИФО

 

 

При оценке товаров по методу ЛИФО применяют другое правило: последним пришел, первым ушел. При этом методе вначале списываются товары по себестоимости последней закупленной партии, затем по цене предыдущей партии и т. д. до расхода общего количества.

Пример оценки по методам ФИФО и ЛИФО представлен в таблице 2.

 

Расчет оценки материалов по методам ФИФО и ЛИФО за отчетный месяц

 

Таблица 2

 

№ п/п Показатель Количество единиц, шт. Цена за единицу, руб Сумма, руб
1 2 3 4 5
1. Остаток материалов на начало месяца 800 10 8000

2.

 

Поступление материалов за месяц: Первая партия Вторая партия Третья партия   1050 3500 500   10 8 13   10500 28000 6500
Итого за месяц 5050 - 45000
3.     Расход материалов за месяц: А) по методу ФИФО: Первая партия Вторая партия Третья партия   1850 3500 200   10 8 13   18500 28000 2600

 

 

12

 

№ п/п Показатель Количество единиц, шт. Цена за единицу, руб Сумма, руб
1 2 3 4 5

 

Итого за месяц 5550 - 49100
Б) по методу ЛИФО: Первая партия Вторая партия Третья партия     500 3500 1550     13 8 10     6500 28000 15500
Итого за месяц 5550 - 50000
4 Остаток материалов на конец месяца А) по методу ФИФО Б) по методу ЛИФО     300   300     13   10     3900   3000

 

Примечание: Общее количество товаров по предприятию за месяц условно составляет 5550 шт.

Метод ФИФО целесообразно использовать организациям, планирующим осуществление капитальных вложений за счет собственных средств и пользующимися при этом соответствующими льготами.

Метод ЛИФО рекомендуется использовать тем организациям, которые преследуют цель минимизировать налогооблагаемую базу по отдельным видам налогов (налог на прибыль, налог на имущество и д.р.).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...