Отражение суммовых разниц по приобретенным товарам
В соответствии с пунктом 6 ПБУ 5/01 себестоимость приобретаемых организацией
9
товаров определяется с учетом суммовых разниц, возникающих до принятия товаров к учету, в тех случаях, когда их оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте(условных денежных единицах). При этом под суммовой разницей следует понимать разницу между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), кредиторской задолженности по оплате товаров, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолжности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения. Возникающие суммовые разницы могут отражаться как непосредственно по счетам учета приобретенных товаров, так и с использованием счетов 15 и 16.
Пример:
Организация оптовой торговли приобретает товары по договору, предусматривающему их цену, выраженную в долларах США, а оплату в рублях по официальному курсу Центробанка России на дату платежа. Стоимость товара согласно договору – 24 000 долларов США, в том числе НДС – 4 000 долларов. Курс доллара на дату поставки составил 30 руб. 30 коп. Отражение операций на счетах. Вариант 1. (Без применения счетов 15 и 16). Курс доллара на дату оплаты составил 30 руб. 50 коп. В бухгалтерском учете отражаются следующие записи: · дебет счета 41 кредит счета 60 – 606 000 руб. ((24 000 – 4 000) * 30 руб. 30 коп.) – стоимость поступивших товаров; · дебет счета 19 кредит счета 60 – 121 200 руб. (4 000 * 30 руб. 30 коп.) – НДС со стоимости поступивших товаров;
· дебет счета 60 кредит счета 51 – 732 000 руб. (24 000 * 30 руб. 50 коп.) – оплата стоимости полученных товаров; · дебет счета 41 кредит счета 60 – 4 000 руб. ((30 руб. 50 коп. – 30 руб. 30 коп.) * 20000 долларов) – увеличение стоимости приобретенных товаров на возникшую суммовую разницу; дебет счета 19 кредит счета 60 – 800 руб. ((30 руб. 50 коп. – 30 руб. 30коп.) * 4 000 долларов) – увеличение суммы «входного» НДС на возникшую суммовую разницу.
Вариант 2. (С применением счетов 15 и 16). Курс доллара на дату оплаты составил 30 руб. 50 коп. В бухгалтерском учете отражаются следующие записи: · дебет счета 15 кредит счета 60 – 606 000 руб.((24 000 – 4 000) * 30 руб. 30 коп.) – стоимость поступивших товаров; · дебет счета 19 кредит счета 60 – 121 200 руб. (4 000 * 30 руб. 30 коп.) – НДС со стоимости поступивших товаров; · дебет счета 60 кредит счета 51 – 732 000 руб.(24000 * 30 руб. 50 коп.) – оплата стоимости полученных товаров; · дебет счета 41 кредит счета 15 – 606 000 руб. – стоимость приобретенных товаров по учетным ценам; 10 · дебет счета 16 кредит счета 60 – 4 000 руб. ((30 руб. 50 коп – 30 руб. 30 коп.) * 20000 долларов) – отражена положительная суммовая разница в части стоимости приобретенных товаров; · дебет счета 19 кредит счета 60 – 800 руб. ((30 руб. 50 коп. – 30 руб. 30 коп.) * 4000долларов) – положительная суммовая разница «входного» НДС. Метод оценки товаров по средней себестоимости
Метод оценки товаров по средней себестоимости является традиционным для отечественной учетной практики. В течении отчетного месяца товары независимо от того, по каким ценам они приобретались, учитываются и списываются на производство как правило, по твердым учетным ценам. В конце месяца сюда же списываются соответствующая доля отклонений себестоимости товаров от стоимости их по учетным ценам. При этом делается расчет представленный в таблице 1
Расчет распределения отклонения фактической себестоимости материалов от их учетной стоимости за отчетный месяц (руб.)
Таблица 1
Оценка товаров по методу ФИФО
При оценке товаров по методу ФИФО применяют правило: первым пришел, первым
11
ушел. Это означает, что независимо от того, какая партия товаров отпущена, сначала списывают товары по цене (себестоимости) первой закупленной партии, затем по цене второй партии и т. д. в порядке очередности, пока не будет получено общее количество отпущенных товаров за месяц.
Оценка товаров по методу ЛИФО
При оценке товаров по методу ЛИФО применяют другое правило: последним пришел, первым ушел. При этом методе вначале списываются товары по себестоимости последней закупленной партии, затем по цене предыдущей партии и т. д. до расхода общего количества. Пример оценки по методам ФИФО и ЛИФО представлен в таблице 2.
Расчет оценки материалов по методам ФИФО и ЛИФО за отчетный месяц
Таблица 2
12
Примечание: Общее количество товаров по предприятию за месяц условно составляет 5550 шт. Метод ФИФО целесообразно использовать организациям, планирующим осуществление капитальных вложений за счет собственных средств и пользующимися при этом соответствующими льготами. Метод ЛИФО рекомендуется использовать тем организациям, которые преследуют цель минимизировать налогооблагаемую базу по отдельным видам налогов (налог на прибыль, налог на имущество и д.р.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|