Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы и способы использования ассоциативных карт в психологии и психотерапии

Ассоциативные карты весьма эффективный инструмент практической психологии, с успехом используются разными специалистами, независимо от выбранного ими направления психотерапии.

Этот относительно новый инновационный метод приобретает все больший интерес и огромную популярность, как среди практических специалистов, так и среди той категории населения, которая стремится к самопознанию, саморазвитию, испытывая желание заглянуть внутрь себя, узнать нечто новое и неизвестное.

 

Выбранная клиентом карта, как правило, резонирует с наиболее важным в момент сеанса актуальным переживанием, событием, неудовлетворенной потребностью, травматическим воспоминанием, скрытым комплексом и пр.. В случае успешного преодоления психологических защит возникает инсайт (озарение, чувство прозрения), приводящий к ошеломляющим результатам, помогающим найти ответ на вопрос или проблему. Нейтрализация психологических защит возникает потому, что, описывая картинки, клиент перестает защищаться.

Можно выделить следующие принципы использования ассоциативных карт:

 

1. Метафоричность и имажинативность. Карта – это дверь во внутреннее пространство человека, обеспечивающая быстрый контакт с бессознательным. Метафора, подобно ключу в сказке про Буратино, с легкостью отрывает эти двери. Метафоры, образы и ассоциации позволяют с легкостью соприкоснуться с вытесненным материалом. И, поскольку бессознательное проявляется метафорой, карты воспринимаются этой структурой психики как некие метафоры.

 

2. Символизм. Каждый клиент видит в символе определенный, значимый только для него смысл, возникающий в результате интеграции сознательного (мысли, представления, идеи, воспоминания и пр.) и бессознательного материала. Мотивы, ценности, потребности, диспозиции и конфликты могут проявляться в символическом варианте. В процессе интерпретации карт происходит трансформация языка, используемого в повседневной жизни, в особый символический язык-продукт символической логики.


3. Универсальность. Ассоциативные карты как инструмент арт-терапии, используются психологами различных психотерапевтических школ в работе с клиентами любого возраста, любого уровня образования, любой национальности и любого вероисповедания. Более того, карты облегчают работу с широким кругом людей, имеющих недостаточный уровень образования, низкий уровень интеллекта, сложности вербализации (например, при алекситимии).

4. Однозначность и точность. Подразумевает правильное, корректное и точное формулирование вопросов.

5. Доступность обращения к клиенту. Обращенная к клиенту речь должна быть ему ясна, понятна и должна совпадать с его речевой практикой. Так, например, психолог обращающийся к клиенту с просьбой выбрать в качестве ресурса карту, ассоциирующуюся с его хобби, использует именно слово «хобби», а не его синоним.

 

6. Алгоритмизированность. Последовательность предъявления карт и сопровождающих их вопросов, осуществляется с учетом использования определённого алгоритма изучения проблемы.

7. Проверяемость и адекватность. Специалистом клиенту задаются уточняющие вопросы, для уточнения адекватности, соотнесенности обсуждаемых понятий и исключения неэкологичной интерпретации ответов.

 

8. Беспристрастность. Не существует «правильной» и «неправильной» интерпретации карт, так же как не бывает правильного и неправильного способа вытаскивать карты. Специалист не навязывает клиенту своей интерпретации и собственного мнения о наличии того или иного симптома.

9. Ассоциативность актуализирует проблему посредством возникающих ассоциаций, помогающих заново пережить некоторые главы истории своей жизни.

 

Мы выделяем два способа ассоциирования: прямое ассоциирование с рассматриваемой проблемой. Например, при изучении проблемы алкоголизма клиенту достается слово «саморазрушение» и связь воспринимается как буквальная и прямая.

 

В случае косвенной ассоциации при рассмотрении этой же проблемы клиент вытягивает, например, слово «унижать» и видит в нем главную причину злоупотребления алкоголем –постоянные конфликты с женой, желающей его унизить.

 

Дихотомичная ассоциация (синоним/антоним). Например, клиент с вышеописанной проблемой извлекает из набора «ОH» карту «с огнем в камине» и говорит, что не видит никакой связи изображения на карте со своей проблемой. Клиенту задается вопрос: «а Вы на этой карте скорее где? (покажите пальцем)». Ответ клиента «Я – в огне». Далее ему предлагается, не задумываясь и в быстром темпе перечислить 4-5 слов-синонимов, ассоциирующихся со словом «огонь» и выбрать одно – наиболее «горячее» из них (синонимичная ассоциация). Клиент выбирает «горение». «…Для меня это – горение. Я сгораю в этом огне». Если и далее клиент затрудняется в установлении связи изображения с проблемой, просим перечислить антонимы. Так, например, в данном случае, наиболее впечатлившим клиента словом явилось предложенное им полярное огню понятие «наводнение», которое он связал со множеством наводнивших его дополнительных проблем, появившихся в результате частых и неконтролируемых алкоголизаций.

 

10. Комплексность воздействия. Несмотря на то, что возможными мишенями терапии могут стать духовный, когнитивный, эмотивный, телесный и поведенческий уровни, следует помнить, что главной задачей терапевта являются первоочередное воздействие на эмотивный и телесный уровень, поскольку именно в них чаще всего и «оседает» отрицательный заряд. Непроработанные отрицательные эмоции, чувства, страхи и пр. вызывают телесное напряжение, пренебрежительное отношение к которому трансформирует его в телесный психосоматический симптом.

 

11. Безопасность. Ассоциативные карты, дают возможность в режиме безопасности спроецировать на них свое внутреннее состояние, отключившись на время от тревожного материала. Любая карта может быть по-разному интерпретирована, а благодаря многочисленности карт и вариативности их комбинаций клиент находит именно ту картинку, которая помогает спроецировать актуальное состояние. Принцип безопасности заключается, во-первых в том, что карту в процессе работы можно перевернуть, убрать, отодвинуть, переместить на выбранное клиентом безопасное расстояние, во-вторых, рассказ о картах сопровождается ощущением того, что человек говорит не про себя, а про карты, и, в третьих, клиент сам выбирает степень самораскрытия и глубину погружения в бессознательное.


12. Экологичность. В терапевтической работе используются два основных принципа: 1) не хотеть больше того, что хочет клиент (исключить доминирование, авторитарность, психологическое давление), и 2) не навязывать клиенту того выбора, от которого он отказывается.

13. Конфронтационность. Выбранная клиентом карта позволяет быстро проникнуть в глубины бессознательного. При этом человек не осознает, что предпочитаемое им изображение «говорит» о проблеме намного больше того, что он хочет сообщить. Конфронтационные вопросы помогают не только рассказать о том, что происходит на картинке, выяснить причину проблемы, но и «столкнуть» клиента с теми мыслями, ощущениями, чувствами и переживаниями, которых он избегает. Возникающие в момент конфронтации спонтанные и неожиданные образы воссоздают обстоятельства травмы, инцидента и пр.

 

14. Медиативность. Карта является посредником между спрашивающим специалистом и отвечающим клиентом.

 

15. Экспрессивность. Возможность с помощью метафорических ассоциативных карт выражать актуальное состояние, эмоции и чувства.

 

16. Информативность. Карты обеспечивают доступ к множеству посланий, хранящихся в бессознательном.

17. Креативность. Ассоциативные карты являются триггером запуска креативного центра, в котором с помощью фантазий и нетривиальных ассоциаций происходят внезапные инсайты.

18. Эффективность. Ассоциативные карты выводят на поверхность глубинные конфликты, комплексы, переживания, помогают их осознать, отрефлексировать, облегчая саморазвитие и самопознание.

К основным способам использования метафорических ассоциативных карт можно отнести:

1. Открытый: (карты, представляемые клиенту кверху изображениями, снижают тревогу) способ является наиболее предпочтительным и безопасным для клиентов. Карты хаотично раскладываются на столе (или на полу). Вглядываясь в изображения, клиент выбирает наиболее впечатлившие его картинки.

 

2. Закрытый: карты раскладываются «рубашкой» вверх. Клиент выбирает любую из них. Предварительно задается вопрос, связанный с проблемой или с ее решением. Разворачивая карту картинкой к себе (контакт с бессознательным) он пытается найти ответ на этот вопрос. В другом варианте клиент берет карту (ни о чем не думая), и, увидев изображение, самостоятельно интерпретирует ее (например, рассказывает сказку).

 

3. Комбинированный: сначала предлагается сделать выбор карты в открытую, затем извлечь несколько картинок вслепую. Возможен закрытый выбор изображения и открытый выбор слова.

4. Работа с картами-словами и картами-изображениями (фотографиями, рисунками).

Список литературы:

 

1. Дмитриева Н.В. Психологические факторы трансформации идентичности личности. Автореферат диссертации на соиск.уч. степени доктора психол.наук. Новосибирск. Изд-во НГПУ. 1996. 38 с.

2. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В. Метафорические ассоциативные карты в пространстве психокоррекции эмоциональной недостаточности // СМАЛЬТА, 2014. № 4. С. 71-77.

3. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В. Метафорические карты в пространстве консультирования и психотерапии. Новосибирск, 2015. 228 с.

4. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В., Перевозкина Ю.М. Использование ассоциативных карт в нарративной психотерапии работоголизма // Сибирский педагогический журнал. № 4. 2014. С. 166-172.

5. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Homo Postmodernicus. Психологические и психические нарушения постмодернистского мира /монография/. Новосибирск: изд-во НГПУ, 2009. 230 с.

 

Автор: Дмитриева Наталья Витальевна, Буравцова Наталия Владимировна (приводится в сокращенном варианте - прим. администратора группы).

19.06.2015

Источник: https://psy-practice.com/publications/na-prieme/printsipy-i-sposoby-ispolzovaniya-assotsiativnykh-kart-v-psikhologii-i-psikhoterapii/

Материал взят с сайта © psy-practice.com

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...