Политика выставления баллов
Силлабус дисциплины для студентов Информация о дисциплине
Краткое описание дисциплины. Цель курса «Психология и развитие человека» сформировать целостное представление о закономерностях человеческого развития с точки зрения психологического знания.
Задачи курса «Психология и развитие человека»: 1. Раскрыть основные понятия, категории, принципы и методы психологии как науки. 2. Раскрыть понятие психического развития, его закономерностей, факторов и механизмов. 3. Ознакомить с основными психологическими теориями, раскрывающими сущность и закономерности развития человека. 4. Представить характеристику развития личности, деятельности и психических функций на всех этапах онтогенеза. 5. Сформировать навыки анализа психологических фактов онтогенетического развития.
В результате изучения дисциплины «Психология и развитие человека» студент должен знать 1. основные понятия психологии и психологии развития, 2. факторы, закономерности и механизмы психического развития, методы его исследования 3. основные теории психического развития человека в онтогенезе в отечественной и зарубежной психологии,
4. особенности развития поведения, психических функций и личности на различных этапах онтогенеза.
Должен уметь - оперировать основными категориями психологии развития, - сравнивать по ключевым позициям и понятиям различные теории психического развития, - соотносить теоретически описываемые возрастные феномены с эмпирическими фактами развития человека, - проектировать и осуществлять эмпирическое исследование онтогенетического развития различных сфер психического.
3. Пререквизиты дисциплины. Введение в специальность, История Казахстана, Информатика, Философия 4. Постреквизиты дисциплины. Социология, Возрастная психология, Политология. 5. Календарно-тематический план.
Литература для изучения
Основная: 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- М., 1997. 2. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. // Собр. соч.: в 6 т. - М., 1982–1984. 3. Зеньковский В.В. Психология детства. - М.,1996. 4. Крайг Д. Психология развития (Human Development). СПб., 2000. 5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). - М., 1997. 6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 2001. 7. Психология человека от рождения до смерти. / Под общ. ред. А.А. Реана. - СПб., 2001. 8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М., 2000. Дополнительная:
1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. - М., 1998. 2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. / Пер. с англ. Ю. Брянцевой и Б. Красовского. - М., 1999. 3. Бернс Р. Развитие Я–концепции и воспитание. - М., 1986. 4. Бине А. Измерение умственных способностей. - СПб., 1998. 5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - Воронеж, 1995 6. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и нуач. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов.- М., 1999. 7. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования убеждений. - М., 1982. 8. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989. 9. Маркова А.К., Матси Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990. 10. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России. - Дубна, 1995 11. Перре-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. - М., 1991. 12. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М., 1990. 13. Психология подростка. Полное руководство. / Под ред. А.А.Реана. - СПб., 2003. 14. Райгородский Д.Я. Психология личности. Хрестоматия. В 2 т. Т. 1, 2. Издание второе, дополненное. - Самара, 1999. 15. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб., 2000. 16. Роджерс К. Вопросы, которые я бы задал себе, если бы был учителем. Хрестоматия по педагогической психологии. - М., 1995. Политика выставления баллов
8. Требования преподавателя. Студент обязан осуществлять конспектирование читаемого курса лекций, активно участвовать в учебном процессе, выполнять задания, вовремя сдавать на проверку письменные работы (рефераты, доклады и др.), готовиться к коллоквиумам и экзаменам. Приветствуется: а) Обязательное посещение занятий; б) Активность во время практических (семинарских) занятий;
в) Подготовка к занятиям, к выполнению домашнего задания и СРС; г) Соблюдение норм поведения, принятых в вузе; Недопустимо: а) Опоздание и уход с занятий; б) Пользование сотовыми телефонами во время занятий; в) Обман и плагиат; г) Несвоевременная сдача заданий; д) Просить без особых причин выйти из аудитории; е) Мешать другим во время лекций и семинарских занятий. 9. Экзаменационные вопросы 1. Предмет и задачи психологии развития. 2. Основные категории психологии развития. 3. Основные закономерности психического развития человека. 4. Схемы построения периодизации психического развития. 5. Психоаналитическая теория развития индивида. 6. Стадии психического развития индивида в классическом психоанализе. 7. Биогенетический подход в психологии развития. 8. Социогенетический подход в психологии развития. 9. Эпигенетическая концепция развития личности Э. Эриксона. 10. Бихевиоризм и теория социального научения. 11. Общая характеристика стадий интеллектуального развития в теории Ж. Пиаже. 12. Основные понятия теории интеллектуального развития Ж. Пиаже: гомеостаз, адаптация, ассимиляция, аккомодация. Эгоцентризм и проблема децентрации. 13. Л. Колберг и Ж. Пиаже о нравственном развитии личности. 14. Культурно – историческая концепция Л.С. Выготского и его школа. 15. Возрастная периодизация психического развития индивида Д.Б. Эльконина. 16. Теория нравственного развития Л. Колберга 17. Возраст как категория психологии развития 18. Факторы, механизмы и цели психического развития. 19. Проблемы построения интегральной периодизации психического развития. 20. Психическое развитие младенца. 21. Кризис новорожденности. 22. Познавательное, психомоторное и эмоциональное развитие младенца. 23. Кризис одного года. 24. Раннее детство: развитие предметно-манипулятивной деятельности и познавательных процессов ребенка. 25. Раннее детство: особенности речевого развития. 26. Раннее детство: социальное, эмоциональное и личностное развитие ребенка. 27. Кризис трех лет. 28. Развитие психических функций в дошкольником возрасте. 29. Характеристика игровой деятельности в дошкольном возрасте. 30. Становление личностной сферы дошкольника: эмоций, мотивов, Я - концепции. 31. Психологическая готовность детей 6-летнего возраста к школе. 32. Среднее детство: кризис 7 лет. 33. Среднее детство: становление учебной деятельности. 34. Среднее детство: развитие когнитивной сферы. 35. Среднее детство: развитие мотивационной сферы и Я - концепции. 36. Развитие Я - концепции и личностные новообразования подросткового возраста.
37. Подростковый возраст: особенности общения со взрослыми и сверстниками. 38. Подростковый возраст: развитие когнитивной сферы. 39. Юность как этап развития. Основные задачи юности 40. Проблема определения оснований для построения периодизации психического развития на этапе взрослости. 41. Развитие в период ранней взрослости (молодость) 42. Кризис 30-ти лет 43. Развитие в средней взрослости. 44. Кризис среднего возраста 45. Развитие в поздней взрослости 46. Личность и старение 47. Родительство и развитие взрослости 48. Профессиональная деятельность и развитие. Стабильность и развитие 49. Проблема здоровья и болезни в средней взрослости 50. Проблема когнитивной непрерывности и изменчивости у взрослых 51. Психологические аспекты умирания и смерти. 52. Адаптация к старости.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|