Существуют два вида аналогий: аналогия права и аналогия закона.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Аналогия закона – это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи. - Есть факт, требующий разрешения, - отсутствуют нормы, его предусматривающие, - имеются нормы, регулирующие сходные отношения. Аналогия права – это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права (законодательства). Данный способ преодоления пробелов возможен лишь тогда, когда нет конкретной нормы, которая бы регулировала сходный случай. Причем ее нет ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении важное значение имеют принципы права (справедливость, равенство перед законом и судом и т. п.), которые, как правило, устанавливаются в Конституции. Поэтому правоприменитель, базируясь во многом на собственном правосознании и мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конституционные статьи. - Имеется факт, требующий правового разрешения, - отсутствие норм, его предусматривающих, - отсутствие норм, предусматривающих сходные отношения. * В уголовном и административном праве аналогия исключается. Частое применение права по аналогии таит в себе опасность нарушения законности. Аналогия является исключительным юридическим средством, сфера ее применения ограничена. Наиболее целесообразное применение аналогии в отраслях частного права. В публичном праве применяется редко или вообще запрещена. Аналогия разрешена повсюду, где нет специального запрещения, и где – законодатель не связывает наступление юридических последствий только с конкретным законом. Режим законности диктует ряд требований использования аналогии. 1. Решение дела по аналогии допустимо только в случае полного отсутствия или неполноты правовой нормы.
2. Сходство аналогируемых обстоятельств и обстоятельств, предусмотренных имеющейся нормой, должно быть в существенных равнозначных в правовом отношении признаках. 3. Выводы по аналогии не допустимы, если она прямо запрещена законом или если закон связывает наступление юридических последствий с наличием конкретных норм. 4. Исключительные нормы и изъятия из общих законодательных правил могут приниматься во внимание только тогда, когда рассматриваемые обстоятельства также являются исключительными. 5. Выработанное в ходе использования аналогии правоположение не должно противоречить ни одному из действующих предписаний закона. 6. Решение по аналогии предполагает поиск нормы вначале в актах той же отрасли права и только за неимением такой возможности обращение к другой отрасли и законодательству в целом. Ответ 7. * Юридические коллизии – расхождение или противоречия между отдельными нормативными правовыми актами, регулирующими одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления государственными органами и должностными лицами своих полномочий (столкновения, противоречия). Н.И Матузов считает, что следует различать коллизии в праве и юридические (или правовые) коллизии вообще; последние могут выходить за пределы собственно права и охватывать всю правовую систему. В то же время и те и другие коллизии в рамках общей для них правовой сферы тесно взаимосвязаны и поэтому в данном случае рассматриваются в едином контексте. И.Н. Сенякин верно указывает на отличие коллизий правовых норм от их конкуренции, когда не противоречащие друг другу две, три и более нормы регулируют один и тот же круг родственных общественных отношений, только с разной степенью конкретизации, детализации, объема и т.д.
Юридические коллизии выражаются: - в конкретных различиях правовых взглядов и позиций, в правопонимании; - в столкновении норм и актов внутри правовой системы, как в отраслевом, так и федеральном аспектах; - в неправомерных действиях внутри механизма публичной власти между негосударственными и иными институтами и органами; - между нормативными правовыми актами (законы и подзаконные акты федерации и субъекта федерации); - компетенцией или отдельными полномочиями государственных органов и должностных лиц; - при реализации одних и тех же правовых предписаний, в т.ч. между актами правоприменения, актов толкования, юридических процедур; - между национальным и международным правом. Можно выделить объективные причины коллизии (например, в условиях отставания права от более динамичных общественных отношений одни нормы «устаревают», другие же – появляются, не всегда отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними) и субъективные (недостаток опыта законодателя, низкое качество законов, непоследовательная систематизации нормативных актов и проч.). Виды коллизий: 1. Между нормами права (темпоральные – расхождение во времени): между актами одного и того же органа, но изданные в разное время (применяется позже принятый акт); 2. Пространственные (обусловлены действием правовых норм в строгих территориальных границах) – между общефедеральными актами и актами субъектов Федерации: - если последний принят в пределах ведения, то в соответствии с ч. 6 ст. 76 Конституции РФ действует именно он; - если последний принят вне пределов своего ведения, то действует общефедеральный акт; 3. Иерархические (несогласованность норм разной юридической силы): 1) между Конституцией и всеми иными актами (разрешается в пользу Конституции); 2) между законами и подзаконными актами (разрешается в пользу законов как актов большей юридической силы); 3) между актами, принятыми разными органами (применяется акт, обладающий более высокой юридической силой); 4. Содержательные (между общей и специальной нормой): - если они приняты одним органом, то применяется последний; - если они приняты разными органами, то действует первый;
5. Расхождение между национальным (внутригосударственным) и международным правом (споры между государствами и противоречия между нормами международного и национального права). *Возможные способы разрешения коллизий Под способами разрешения юридических коллизий понимаются конкретные приемы, средства, механизмы, процедуры их устранения. Наиболее распространенными способами разрешения юридических коллизий являются следующие: - принятие нового акта; - отмена одного из противоречащих друг другу актов; - внесение изменений и уточнений в действующие акты; - разработка коллизионных норм и принципов; - конституционное правосудие; - судебное, административное, арбитражное и третейское разбирательство; - систематизация законодательства, гармонизация юридических норм; - референдумы; - переговорный процесс через согласительные комиссии; - толкование; - оптимизация правопонимания, взаимосвязи теории и практики; - международные процедуры. Таким образом, можно сделать следующий вывод: коллизии – результат слабой проработанности законодательства. Правотворческий орган может регулировать одни и те же отношения несколькими актами, забывая привести их в соответствие друг с другом. Наиболее успешно проблемы коллизий решаются путем правотворчества, систематизации законодательства. В результате этого: 1) можно отменить одну норму; 2) могут быть отменены все, противоречащие нормы и установлена новая; 3) создана новая коллизионная норма. Следует особо отметить, противоречия можно снять (они снимаются) путем издания новых, так называемых коллизионных норм. Ю.А Тихомиров справедливо считает, это – нормы-«арбитры», они составляют своего рода коллизионное право – отрасли автономной и равноправной с другими. В действительности, условия для формирования коллизионного права назрели – имеются как свой предмет (специфическая сфера общественных отношений), так и метод правового регулирования, т.е. два необходимых критерия в системе российского права в качестве выделения отдельной отрасли права, соответственно, оправдана дальнейшая разработка и преподавание учебного курса по указанной дисциплине.
Однако, главная причина подобных катаклизмов в правовой сфере Российского государства – кризисное состояние общества. Пути преодоления юридических коллизий или сведения их к минимуму очевидны. Это, прежде всего, устранение следующих причин: 1) повышение профессионализма и правовой культуры законодателя; 2) совершенствование законодательства и практики его применения; 3) своевременное издание коллизионных норм, восполнение пробелов в праве; 4) прекращение «войны законов и властей»; 5) строгое соблюдение конституционных и иных юридических процедур для разрешения возникающих споров; 6) глубоко продуманная систематизация всех нормативных актов в трех ее формах – инкорпорации, консолидации и кодификации; 7) четкая работа государственного аппарата и его должностных лиц, недопустимость выхода чиновников за рамки своих статусов и полномочий; 8) снижение уровня полярного правопонимания и толкования законов; 9) укрепление порядка, организованности и управляемости в стране, избавление от политической конфронтации в рамках модернизации современной политической системы России; 10) приведение в соответствие друг с другом федерального и регионального законодательства, гармонизации единого правового пространства, правовой системы. Ответ 8. * Юридическая практика – это особый вид социально-демократической практики, представляющий собой деятельность компетентных субъектов по принятию (толкованию, применению, и т. д.) юридических предписаний, взятую в единстве с накопленным социально-правовым опытом. * Выделяют три точки зрения на понятие «юридическая практика»: - юридическая практика – это юридическая деятельность; - юридическая практика – это социально-правовой опыт; - юридическая практика – это юридическая деятельность вместе с социально-правовым опытом (разделяется большинством ученых-юристов). Признаки юридической практики: 1. она выступает в качестве структурного элемента социально исторической практики, т. е. является особой разновидностью материальной деятельности людей по изменению природы и общества; 2. юридическая практика строится на основе норм права и выражается в деятельности компетентных субъектов по изданию, изменению или отмене нормативных юридических предписаний, их толковании и реализации; 3. она всегда порождает соответствующие юридические последствия (например, суд в ходе рассмотрения конкретного дела вынес решение об отказе в удовлетворении иска);
4. она представляет собой часть культуры общества, содержит сведения – о социально-правовом положении личности, о методах государственного управления населением, об особенностях организации и деятельности механизма государства и общественного устройства в целом; 5. юридическая практика имеет определенное нормативное значение, другими словами, положительный опыт применения права способствует формированию правоположений – определенных правил общего характера (наиболее оптимальное разрешение конкретной юридической ситуации берется за образец при рассмотрении в дальнейшем аналогичных дел); 6. она является интегрирующим элементом правовой системы, объединяет в единое целое нормативные и индивидуальные правовые предписания;
* Структура юридической практики: 1. Юридическая деятельность (динамическая сторона), элементами содержания которой выступают ее объекты, субъекты и участники, юридические действия и операции, средства и способы их осуществления, принятые решения и результаты действий. Элементы содержания: 1) субъекты – это компетентные государственные органы и должностные лица, осуществляющие правотворческую, правоинтерпретационную и правоприменительную практику, а также участники юридической деятельности (граждане и организации), содействующие принятию и реализации правовых решений; 2) объекты – это те предметы материального мира и духовные ценности, по поводу которых совершаются различные правовые действия; 3) правовые действия – это выраженные во вне акты субъектов практики (например, издание нормативного правового акта, подписание договора), вызывающие конкретные юридические последствия; 4) средства юридической деятельности – это набор инструментов, используемых для достижения ее целей (например, в качестве средств выступают субъективные права и юридические обязанности, поощрения и наказания в праве, льготы и иммунитеты и т. д.); 5) результаты правовых действий – определенные итоги конкретных юридических действий и операций.
2. Социально-правовой опыт (статическая сторона), который в качестве основного элемента включает правоположения, т. е. достаточно устоявшиеся, выработанные в ходе многолетней правоприменительной и иной юридической практики наиболее оптимальные образцы, варианты разрешения типичных юридических дел (предписания общего характера), аккумулирующие социально-ценные и стабильные стороны конкретной юридической деятельности. Правоположения обеспечивают единообразное толкование и применение нормативных правовых актов; позволяют конкретизировать содержание норм права, выступают промежуточным звеном, облегчающим разрешение конкретного юридического дела; содействуют унификации практики восполнения пробелов в законодательстве; способствуют отбору наиболее целесообразных юридических процедур, другими словами – процессуальные правоположения позволяют учитывать специфику определенных категорий юридических дел, оптимизируя юридический процесс в целом. В юридической литературе по форме выражения выделают следующие виды правоположений: 1) правоприменительные обычаи – это правоположения, возникающие в текущей практике применения права и имеющие локальный, неустойчивый характер; 2) правоположения, содержащиеся в обзорах юридической практики (в этой форме обобщаются, например, судебная, нотариальная, прокурорская практики); 3) прецеденты толкования правоположения, опубликованные в официальных сборниках и направленные на определение оптимального варианта решения наиболее сложных категорий дел. Таким образом, правоположения имеют вспомогательный характер в ходе правового регулирования, обслуживают процесс применения права. Они адресованы в первую очередь профессиональным юристам и помогают им найти наиболее оптимальный вариант решения юридического дела. Наибольшее значение для юридической практики имеют, правоположения, содержащиеся в постановлениях центральных юрисдикционных органов (Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ). Такие правоположения носят официальный и общеобязательный характер. Например, правоположения в форме руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по вопросам применения законодательства обязательны для всех нижестоящих судов.
* Виды юридической практики В зависимости от характера, способа преобразования общественных отношений юридическая практика подразделяется на следующие виды: 1) правотворческую практику; 2) правоприменительную практику; 3) правоинтерпретационную практику.
Правоприменительная практика, в свою очередь, может быть поделена на подвиды в зависимости от субъектов, ее осуществляющих: - судебная практика – наиболее развитый подвид юридической практики, характеризующийся четкой системой обобщения, фиксации и распространения положительного правового опыта; - прокурорская практика – это юридическая деятельность и соответствующий опыт органов прокуратуры по надзору за соблюдением законности и иным направлениям; - следственная практика – это деятельность правоохранительных органов по расследованию уголовных дел и обобщению практики раскрытия наиболее сложных преступлений; - практика органов внутренних дел – формируется на основе их деятельности по исполнению приговоров, постановлений и решений судебных органов, по рассмотрению дел об административных правонарушениях, по надзору за соблюдением правил дорожного движения и т. д.; - арбитражная практика – складывается на основе разрешения хозяйственных споров; - нотариальная практика – это сама нотариальная деятельность и ее обобщенный и систематизированный опыт. В юридической литературе называются и иные основания для классификации юридической практики. Например, в зависимости от осуществляемых функций выделяют контрольную, учредительную, координационную, правоконкретизирующую, правообеспечительную и иные виды практик.
* Систематизацииюридической практики Систематизации юридической практики – это деятельность государственных органон и иных субъектов по изучению и обобщению материалов юридической практики в целях ее совершенствования. Систематизация имеет особое значение для правоприменительной практики. Изучение и обобщение правоприменительной практики ведутся, как правило, в плановом порядке. Темы обобщений выбираются исходя из конкретных задач по обеспечению прав и свобод граждан, по укреплению законности, по борьбе с преступностью и т. д. Процесс систематизации юридической практики состоит из трех основных этапов: 1) познавательный (подготовительный) этап – сначала осуществляется изучение соответствующего законодательства, актов его толкования, опубликованных ранее материалов юридической практики по определенным категориям дел, юридической литературы, 2) этап разработки программы систематизации – включает в себя следующие стадии: определение периода времени систематизации (год, полугодие, квартал); анализ статистических данных за этот период; составление программы путем формулирования вопросов, по которым будет проводиться обобщение материалов; определение методов обобщения; отработка формы систематизации, фиксации результатов обобщения – анкеты, таблицы, графики и т. п.; 3) этап изучения дел и фиксации данных – характеризуется непосредственным анализом материалов юридической практики на основе ранее составленной программы систематизации; 4) этап подведения итогов и реализация материалов обобщения – по результатам изучения отдельной категории дел составляется обзор или справка, а также предлагается система конкретных мер по совершенствованию работы судов, правоохранительных органов, прокуратуры и других субъектов практики. В настоящее время показателем квалификации юриста служат не только объем и качество его теоретических знаний, способность ориентироваться в действующем законодательстве, но и знание юридической практики, умение оперировать ею – собирать, систематизировать и использовать.
* Юридическая практика, будучи специфической правовой реальностью, выполняет ряд функций, отражающих ее сущность и социальное назначение в процессе правового регулирования. В процессе самосовершенствования правовой системы. Функции юридической практики – это основные ее воздействия на правовую и социальную жизнь в целом. В юридической литературе функции юридической практики подразделяются на две большие группы – общесоциальные и специально-юридические. Вместе с этим, все функции тесно связаны, взаимодополняют друг друга, и поэтому их классификация носит условно-познавательный характер. К числу общесоциальных функций относят: экономическую, политическую, идеологическую, познавательную, сигнально-информационную и др. Для совершенствования правовой системы особое значение имеют выполняемые юридической практикой следующие специальные функции: 1) правоконкретизирующая – проявляется в детализации содержания действующих норм права и восполнении пробелов в законодательстве на основе обобщения опыта правоприменительной деятельности; 2) функция оптимизации правообразования (обновления и корректировки) – связана с обратным воздействием юридической практики на процесс правотворчества, т. е. практика нередко сигнализирует о недостатках нормативной базы и указывает на приоритетные направления совершенствования законодательства; 3) правообеспечительная – юридическая практика обеспечивает процесс правового регулирования в целом, способствует реализации правовых целей различного уровня; 4) координационная (прогностическая) – социально-правовой опыт позволяет осуществлять координацию, согласование в дальнейшем различных видов юридической деятельности; 5) контрольная – юридическая практика позволяет осуществлять контроль над состоянием законности и уровнем правопорядка в обществе. Юридическая практика – это сбалансированная система, функции которой оказывают многосторонне воздействие на окружающую действительность. Они не существуют изолированно друг от друга, а образуют систему функций, реально имеющихся в действительности и играющих свою роль в процессе функционирования разнообразных типов, видов и подвидов практики. Система функций практики позволяет более обстоятельно раскрыть место и роль последней в правовой системе общества. Юридическая практика, таким образом, направлена на обеспечение самого существования права, на достижение целей правового регулирования, на более грамотное обеспечение реализации права, на реальное воплощение юридических предписаний в фактическое поведение участников общественных отношений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|