Фрагмент пособия « Речевые и грамматические ошибки»
Мастер-класс по русскому язык
Разработала Селиверстова В.П.,
учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №6» города Лангепаса
Тема: Проект «Речевые и грамматические ошибки»
Цель: использование метода проектов для формирования умения видеть речевые и грамматические ошибки.
Форма: практическое занятие
Оборудование: толковые и фразеологические словари; материал, в котором представлен характер речевых и грамматических ошибок с примерами и исправлениями; проектор, компьютеры.
Ход работы:
I этап. Мотивирующий информационный ввод.
Учитель обосновывает актуальность предстоящей деятельности.
(Мы, люди, получили от природы бесценный дар - возможность речевого общения.
Наша повседневная жизнь и работа неразрывно связаны с общением, а значит- с языком, с речевой деятельностью.
Известно, что совсем не безразлично, что и как сказать и написать. Речевая коммуникационная культура необходима: чем точнее и правильнее мы оформим свои мысли, тем лучше поймёт их собеседник или читатель.
Ещё Ф.М.Достоевский писал: «Язык есть, бесспорно, тело, оболочка мысли…Отсюда ясно, что, чем богаче тот материал, те формы для мысли, которые я усваиваю себе для их выражения, тем буду я счастливее в жизни, отчётнее для себя и для других, понятнее себе и другим, владычнее и победительнее; тем скорее скажу себе то, что хочу сказать, тем глубже скажу это и тем глубже сам пойму то, что хотел сказать, тем буду крепче и спокойнее духом - и, уж конечно, тем буду умнее…Понятно, что, чем гибче, чем богаче, чем многоразличнее мы усвоим себе тот язык, на котором предпочли мыслить, тем легче, тем многоразличнее и тем богаче выразим на нём нашу мысль…»
Но хорошая речь невозможна без соответствующих знаний, умений и навыков. Это всё происходит как результат труда. Недаром А.П.Чехов советовал молодым актёрам «вдумываться в речь, в слова». Говоря о языке М.Ю.Лермонтова, Чехов однажды заметил: «Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах,- по предложениям, по частям предложения…Так бы и учился писать» Вот это чеховское «так бы и учился писать» очень важно: это путь к овладению речевой культурой. Нужно изучать словари, грамматики и иные пособия, посвящённые языку, речи. Изучать – и быть требовательным не только к речи других, но и к своей собственной. И когда чувство нормы будет воспитано у человека, тогда-то он и начинает чувствовать всю прелесть языка – этой национальной ценности, важнейшей части духовной культуры, которую нужно беречь, любить, сохранять и защищать.
Сегодня мы с вами сделаем очередной шаг навстречу безошибочной речи.)
II этап. Оформление паспорта проекта
На слайде представлены основные пункты описания предстоящего проекта:
- Название проекта.
- Руководитель проекта.
- Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
- Возраст учащихся, на который рассчитан проект.
- Состав проектной группы (Ф.И.учащихся, класс)
- Тип проекта (информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой)
- Заказчик проекта.
- Цель проекта (практическая и педагогическая)
- Задачи проекта.
- Необходимое оборудование.
- Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, краткое содержание)
- Предполагаемые продукты проекта.
- Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).
- Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
Перед началом работы учитель предлагает оформить паспорт проекта по предложенной форме.
В готовом виде он может выглядеть следующим образом:
1. Название проекта: Речевые и грамматические ошибки
2. Руководитель проекта: Селивёрстова В.П.
3. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: русский язык
4. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 14-16 лет
5. Состав проектной группы: 8-11 классы
6. Тип проекта по доминирующей деятельности учащихся: Практико-ориентированный (продукт заранее определён и ориентирован на социальные интересы самих участников – это проверочная работа, составленная самими учащимися, она будет использоваться в качестве материала для повторения и формирования умений видеть речевые и грамматические ошибки, анализировать, классифицировать и синтезировать материал)
Тип проекта по предметно-содержательной области: монопроект
Классификация проекта по продолжительности: краткосрочный
7. Заказчик проекта: учитель
8. Цели проекта:
1. Познакомившись с типологией речевых и грамматических ошибок, научиться находить их и исправлять в устной и письменной речи.
2. Формировать учебно - познавательную (учащиеся овладевают способами организации анализа, синтеза, классификации, логической деятельности: учатся рассуждать, делать умозаключения);
информационную (учащиеся работают в программах Microsoft Word, Power Point); коммуникативную (ребята учатся предъявлять себя, продукт своей деятельности) компетентности.
9. Задачи проекта:
1. Организация малых групп.
2. Оформление паспорта проекта.
3. Знакомство с источниками информации (материалом, в котором представлен характер речевых и грамматических ошибок с примерами и исправлениями; словарями)
4. Оформление продукта проектной деятельности (задания с комментариями, презентации с заданиями) и его предъявление.
5. Подготовка электронного учебного пособия «Речевые и грамматические ошибки» (за рамками учебного занятия)
10.Необходимое оборудование: толковые, фразеологические словари; материал, в котором представлен характер речевых и грамматических ошибок с примерами и исправлениями; проектор, компьютеры.
11. Аннотация:
С помощью заданий подобного типа учителю можно не только сформировать у учащихся умение видеть речевые и грамматические ошибки, классифицировать их, но и оценить уровень сформированности логического мышления учащихся, их способность классифицировать и анализировать, их умение работать с компьютером как источником воспроизведения и хранения информации, а также умение предъявлять себя и продукт своей деятельности, аргументировано излагать свою позицию относительно выбора «лишнего» в задании.
12. Предполагаемые продукты проекта: Работа в виде слайдовой презентации (проверочная), учебное пособие
Этапы работы над проектом
1. Знакомство с условиями выполнения задания и с материалом к нему.
2. Выполнение заданий, предложенных учителем (они, как правило, вызывают живой, неподдельный интерес).
3. Подготовка презентации.
4. Представление проектов (с участием учащихся всего класса в качестве
экспертов)
5. Рефлексия.
III этап. Практическая работа в малых группах (Изучение предложенных источников информации, разработка заданий и комментария к ним, подготовка презентаций)
IV этап. Подведение итогов. Рефлексия.
(Для осознания своей деятельности учащимся можно предложить классическую рефлексию:
1. Чем был интересен этот проект?
2. Как менялись мои чувства и настроения во время выполнения заданий?
3. Лучше всего у меня получилось … Этого я достиг благодаря …
4. Труднее всего было … Эти трудности я преодолевал так …
5. Чему я научился в процессе деятельности?
6. Замечания и предложения на будущее (себе, учителям)
По окончании практической работы весь разработанный учащимися материал (задания с комментариями, презентации) помещаются в одну папку, составляется оглавление будущего пособия, которое может быть использовано для отработки умения определять характер речевых и грамматических ошибок. Такой вид деятельности позволит ребятам научиться избегать подобных ошибок в устной и письменной речи, сформирует у них умение логически мыслить, разовьёт лингвистическое чутьё.
Материал к практическому занятию можно предлагать учащимся более мелкими порциями (по мере изучения блоков программы: имя существительное, имя прилагательное… простое предложение и т.д.), тогда поменяется классификация проекта: из краткосрочного он может стать долгосрочным. Но продукт проектной деятельности останется прежним.
Фрагмент пособия «Речевые и грамматические ошибки»
Задание: найди «лишнее», аргументируй свой выбор.
А) давайте попробуем
Б) около тысячи пятисот человек
В) много яблок
Г) более быстрейший (грамматическая ошибка: недопустимое сочетание форм сравнительной и превосходной степени)
На слайде в презентации будет помещено только 4 сочетания без комментария. Учащиеся самостоятельно должны будут найти «лишнее» и определить характер ошибки.
Материал к практическому занятию:
- Речевые (стилистические ошибки)- это нарушение законов употребления в речи лексических единиц, а также недочёты в образовании синтаксических конструкций.
Характер ошибки
| Пример
| Исправление
|
Употребление слова в несвойственном ему значении
| Вместе с духовным ростом у Павла и Ниловны растёт их речь.
Павел Корчагин – зачинщиксоревнования.
| Одновременно с духовным ростом Павла и Ниловны развивается и их речь
Павел Корчагин- инициаторсоревнования
|
Нарушение лексической сочетаемости
| В стихах Есенина особую роль имеют сравнения.
| В стихах Есенина особую роль играют сравнения
|
Употребление лишнего слова (плеоназм)
| Бесчисленное множество.
Он негодовал от возмущения.
| Множество.
Он негодовал.Или:Он возмущался.
|
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)
| В рассказе «Муму» рассказывается…
В образе Катерины изображена…
| В рассказе «Муму» повествуется…
В образе Катерины представлена…
|
Повторы
| Недавно я прочла одну интересную книгу. Эта книганазывается «Собачье сердце». В этой книгеинтересно рассказывается…
| Недавно я прочна одну интересную книгу, которая называется «Собачье сердце». В ней рассказывается…
|
Употребление слова (выражения) иной стилевой окраски.
| Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору.
| Попечитель богоугодных заведений перед ревизором ведёт себя заискивающе.
|
Смешение лексики разных исторических эпох.
| В сочинении по картине Васнецова на богатырях кольчуги, брюки, варежки.
| На богатырях кольчуги, латы, рукавицы.
|
Бедность и однообразие синтаксических конструкций
| Мужчина был одет в прожжённый ватник. Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью.
| Мужчина был одет в грубо заштопанный прожжённый ватник, хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъеденными молью.
|
Неудачный порядок слов
| Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе.
| В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.
|
Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения.
| Рыжий, толстый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлёк Серова как личность огромной внутренней энергии.
| Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.
|
- Грамматические ошибки - нарушение норм слово- и формообразования, а также норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
Характер ошибки
| Пример
| Исправление
|
Ошибочное словообразование
| утопичество
взятничество
скучание
| утопия
взяточничество
скука
|
И
М
Я
С
У
Щ
Е
С
Т
В
И
Т
Е
Л
Ь
Н
О
Е
| Неправильный выбор падежного окончания
| нет время
без рельс
выбора
| нет времени
без рельсов
выборы
|
Существительные мужского рода
2-го склонения в родительном падеже в устойчивых фразеологических сочетаниях должны иметь окончание У (а не А)
| Ни слуха, ни духа
С мира по нитке
| Ни слуху, ни духу
С миру по нитке
|
Существительные мужского рода
2-го склонения в предложном падеже в случае обстоятельственного значения должны иметь окончание У, в случае объектного значения – окончание Е.
| Деревья в вишнёвом саде.
Декорации в «Вишнёвом саду»
| Деревья в вишнёвом саду.
Декорации в «Вишнёвом саде»
|
Не допускается образование множественного числа от отвлечённых и вещественных существительных (его можно образовать только в случае конкретного значения: радости жизни, животные жиры)
| В партизанских движениях участвовали самые различные слои населения.
Татьяне свойственны тонкие понимания русской природы.
| В партизанском движении участвовали самые различные слои населения.
Татьяне свойственно тонкое понимание русской природы.
|
Неверный выбор падежа
| Мечта к свободе.
Согласно плана…
| Мечта о свободе.
Согласно плану…
|
Нарушение управления
| Толстой описывает о войне.
Маяковский- певец за мир.
| Толстой описывает войну.
Маяковский- певец мира.
|
И
М
Я
П
Р
И
Л
А
Г
А
Т
Е
Л
Ь
Н
О
Е
| В составном сказуемом нельзя одновременно употреблять полную и краткую формы
| Жизненный путь героя тяжёл и трагичный.
| Жизненный путь героя тяжёл и трагичен.
Жизненный путь героя тяжёлый и трагичный.
|
Управляемые слова могут быть только при краткой форме прилагательного.
| Сюжет рассказа интересный во многих отношениях
| Сюжет рассказа интересен во многих отношениях
|
Нельзя соединять формы сравнительной и превосходной степени,
а также простые и составные формы обеих степеней сравнения.
| Это произведение более худшее.
Самый способнейший студент.
| Это произведение ещё хуже.
Самый способныйстудент.
Способнейший студент.
|
Форма прилагательного на ЕНЕН сейчас почти не встречается.
| Его вклад в работу был существенен.
| Его вклад в работу был существен.
|
И М Я
Ч И С Л И Т Е Л Ь Н О Е
| При склонении составных количественных числительных должны изменяться все слова, входящие в их состав
| Этот переход составил около четыреста шестьдесят пяти километров
| Этот переход составил около четырехсот шестидесяти пяти километров
|
При склонении составных порядковых числительных должно изменяться только последнее слово
| Это событие состоялось в начале тысячи восьмисот четвёртого года
| Это событие состоялось в начале тысяча восемьсот четвёртого года
|
Собирательные числительные (ДВОЕ, ТРОЕ и проч.) не должны употребляться с одушевлёнными существительными, обозначающими животных и лиц женского пола
| двое героинь
трое зайцев
| две героини
три зайца
|
Недопустимо употребление формы ОБА с существительными женского рода (форма женского рода – ОБЕ)
| обими героинями
| обеими героинями
|
М Е С Т О И М Е Н И Е
| Сочетания ДЛЯ НЕЙ, ОТ НЕЙ имеют архаический характер
| Для ней нет имени
| Для неё нет имени
|
Ошибочное образование форм местоимений
| ихнийребёнок
около его
| их ребёнок
около него
|
Местоимения 3-го лица обычно указывают на ближайшее существительное. При несоблюдении этого правила возникает двусмысленность.
| Когда Ниловна везла прокламации с речью Павла, её захватила полиция (кого- Ниловну или речь Павла?)
Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ему ничего хорошего (кому- Чацкому или Фамусову?)
| Полиция схватила Ниловну, когда она везла прокламации с речью Павла.
Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла Александру Андреевичу ничего хорошего.
|
Нельзя заменять личным местоимением 3-го лица множественного числа существительные с собирательным значением (СТУДЕНЧЕСТВО, КРЕСТЬЯНСТВО, НАРОД и проч.)
| В комедии обличается провинциальное чиновничество. Среди них процветают взяточничество, беззаконие, воровство.
| В комедии обличается провинциальное чиновничество. Среди него процветают взяточничество, беззаконие, воровство.
|
Местоимения СВОЙ и СЕБЯ указывают на тех лиц, которые производят действие. Если об этом забыть, возникает двусмысленность.
| Тургенев приводит героя к постепенному осознанию своихошибок (чьих- Тургенева или героя?)
Каждый из помещиков уговаривает Павла Ивановича поехать к себе (к кому- к помещику или к самому себе?)
| Тургенев приводит героя к постепенному осознанию совершённых имошибок.
Помещики уговаривают Павла Ивановича поехать к ним в гости.
Каждый из помещиков предлагает, чтобы Павел Иванович к нему приехал.
|
Г Л А Г О Л
| Ошибочное образование глагольных форм
| ложит
ездиет
| кладёт
ездит
|
У глаголов УБЕДИТЬ, ПОБЕДИТЬ, ОЩУТИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ и некоторых других не употребляются формы 1-го лица единственного числа
| Я ощущу…
Я побежу (побежду)…
Я убежу его…
| Я могу ощутить…
Я надеюсь победить..
Я должен убедить его…
|
Недопустимо использование суффикса ЫВОВА вместо ОВА (ИВА)
| Результаты подытоживовались
| Результаты подытоживались
|
При употреблении возвратных глаголов возможны неточности, связанные с неразличением собственно возвратного и страдательного значения таких глаголов.
| После лекции слушатели нередко задерживаются в аудиториях (сами остаются или их задерживают?)
| После лекции слушатели нередко остаются в аудиториях.
После лекции слушателей нередко задерживают в аудиториях.
|
Нельзя допускать разнобой
в формах времени и
вида глаголов
| Чуткий художник, он откликается на события окружающей жизни и отмечал только что зарождающиеся в ней явления.
Чтобы правильно понять творчество писателя, необходимо тщательно изучатьего эпоху
| Чуткий художник, он откликается (откликался) на события окружающей жизни и отмечает (отмечал) только что зарождающиеся в ней явления.
Чтобы правильно понять (понимать) творчество писателя, необходимо тщательно изучить(изучать)его эпоху
|
П Р И Ч А С Т И Е
| Недопустимо одновременное использование суффиксов ОВА и ЕМ (ИМ)
| исследоваемый процесс
| исследуемый процесс
|
Нельзя пропускать частицу СЯ в причастиях, образуемых от возвратных глаголов
| В центре повести представитель нарождающего класса буржуазии
| В центре повести представитель нарождающегося класса буржуазии
|
Недопустимо рассогласование причастия во времени с глаголом- сказуемым или окружающей лексикой
| На совещании былипредставители всех районов, за исключением двух делегатов, отсутствующих по уважительной причине.
Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, господствующего в дореволюционное время в России.
| На совещании былипредставители всех районов, за исключением двух делегатов, отсутствовавших по уважительной причине.
Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, господствовавшего в дореволюционное время в России.
|
Причастный оборот не должен включать в себя определяемое существительное.
| Отредактированная рукопись автором
| Отредактированная автором рукопись
Рукопись,отредактированная автором
|
Причастный оборот обычно примыкает (спереди или сзади) к определяемому существительному;
Переносить оборот не рекомендуется
| Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов
| Горная цепь, состоящая из множества хребтов, тянется с востока на запад.
Состоящая из множества хребтов горная цепь тянется с востока на запад
|
Д Е Е П Р И Ч А С Т И Е
| Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия предметов или лиц
| Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народом были созданы произведения большой глубины и силы.
| Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народ создал произведения большой глубины и силы.
|
Нельзя допускать разнобой в употреблении видов деепричастий
| Читаястатью и отметив нужный материал, я всегда делаю выписки
| Читая (прочитав) статью и отмечая (отметив) нужный материал, я всегда делаю выписки
|
Нельзя относить деепричастный оборот к сказуемому, выраженному страдательным причастием
| На картине изображён мальчик, широко расставив ноги и уперевшись руками в колени
| На картине изображён мальчик, широко расставивший ноги и упершийся руками в колени.
|
П Р О С Т О Е П Р Е Д Л О Ж Е Н И Е
| Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
| Выставка-просмотр открыт ежедневно.
Связь с революционерами: Николаем Ивановичем, Сашей, Софьей и другими – оказалиогромное влияниена мировоззрение Павла.
| Выставка-просмотр открыта ежедневно.
Связьс революционерами: Николаем Ивановичем, Сашей, Софьей и другими – оказалаогромное влияниена мировоззрение Павла.
|
Падежное рассогласование имён.
| Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанныхпеплом, наполненныенеизбывной тоской.
| Он никогда не видел таких глаз, словно присыпанныхпеплом, наполненныхнеизбывной тоской.
|
Нельзя сочетать в качестве однородных членов инфинитив и существительное
| Эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей.
| Эта книга научила меня честности, смелости и уважению друзей.
|
Однородные члены должны согласовываться в падеже с обобщающим словом
| Во встрече участвовали делегаты от следующих стран: Англия, Франция, Италия.
| Во встрече участвовали делегаты от следующих стран: Англии, Франции, Италии.
|
Нельзя ставить общее слово при однородных членах, требующих разного управления.
| Трест организовали руководит предприятиями
| Трест организовал предприятия и руководит ими.
|
Нарушение порядка слов при использовании двойных сопоставительных союзов.
| Народные массы не только не создают материальные блага, но и великие сокровища культуры
| Народные массы создают не только материальные блага, но и великие сокровища культуры
|
Пропуск необходимых слов
| Владик кое-как прибил доску и побежал в волейбол
| Владик кое-как прибил доску и побежал играть в волейбол
|
Нарушение границ предложения
| Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю.
| Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю.
|
С
Л
О
Ж
Н
О
Е
П
Р
Е
Д
Л
О
Ж
Е
Н
И
Е
| Загромождение сложного предложения придаточными
| Врачи считают, чтоболезнь настолько серьёзна, чтоприходится опасаться за жизнь больного.
| Врачи считают болезнь настолько серьёзной, чтоприходится опасаться за жизнь больного.
|
Разнотипность частей сложного предложения
| В повести содержится две идеи: 1) всё большее значение приобретает укрепление нравственных устоев общества;
2) роль в этой работе широких слоёв интеллигенции.
| В повести содержится две идеи: 1) всё большее значение приобретает укрепление нравственных устоев общества;
2) большую роль в этой работе играют широкие слои интеллигенции (или: необходимо вовлечь в эту работу широкие слои интеллигенции)
|
Нельзя смешивать конструкции главного и придаточного предложений
| Последнее, на чём я остановлюсь, это на вопросе о Ленском
| Последнее, на чём я остановлюсь, это вопрос о Ленском
|
Неправильное совмещение конструкции простого и сложного предложений
| Пьеса разоблачает «тёмное царство» и как Дикие и Кабанихи жестоко относятся к зависимым от них людям
| Пьеса разоблачает «тёмное царство», показывает, как Дикие и Кабанихи жестоко относятся к зависимым от них людям
|
Нельзя объединять причастный оборот и придаточное определительное предложение
| На столе у Манилова лежала книга, открытая на одной и той же странице и которую он никогда не читал.
| На столе у Манилова лежала открытая на одной и той же странице книга, которую он никогда не читал.
|
Придаточное определительное предложение со словом КОТОРЫЙ нельзя отрывать от определяемого существительного.
| Из разговора Лизы и Софьи мы узнаём о Чацком, выросшем в этом доме, который сейчас где-то путешествует
| Из разговора Лизы и Софьи мы узнаём о выросшем в этом доме Чацком, который сейчас где-то путешествует
|
Неоправданное повторение одинаковых союзов
| Некоторые критики полагали, чтоавтор так молод, чтоедва ли сможет убедительно решить поставленную проблему.
| Некоторые критики полагали, будтоавтор так молод, чтоедва ли сможет убедительно решить поставленную проблему.
|
Неправомерное столкновение близких по значению подчинительных союзов
| Он считал, что будтомы его неправильно поняли.
| Он считал, что (будто)мы его неправильно поняли
|
Неверное употребление союзов и союзных слов
| Вопрос обсуждался на совещании, где и было принято решение.
| Вопрос обсуждался на совещании, на котором и было принято решение.
|
Смешение прямой и косвенной речи
| Базаров говорит Аркадию, что твой отец- человек отставной.
| Базаров говорит Аркадию, что его, Аркадия, отец- человек отставной.
Базаров говорит Аркадию: «Твой отец- человек отставной»
|
Список литературы:
1. Дейкина, А.Д., Пахнова, Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов.- М.: Вербум-М, 2005.- 415 с.
2. Руссова, Н.Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант.- Н.Новгород: Деком, 1995.- 192 с.
3. Единый государственный экзамен: русский язык: контр. Измерит. Материалы: 2005-2006/ под общ.ред. И.П.Цыбулько.- М.: Просвещение, 2006.- 77 с.
4. Фроянова, Т.И. Культура русской речи. Практикум: Учебное пособие.- СПб.: Паритет, 2003.- 160 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: