Причины и условия возникновения конфликтов учителя с учащимися
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ Конфликтные ситуации и конфликты Следует различать конфликтные ситуации и конфликты. ► Конфликтная ситуация — это возникновение разногласий, т. е. столкновение желаний, Конфликтная ситуация может возникнуть в ходе дискуссии, спора. Спор — это такая дискуссия, когда ее участники не просто обсуждают проблему, а «кровно» заинтересованы в ее решении в свою пользу при несогласии другой стороны. Однако для спора, как и для дискуссии, характерно уважение обеих сторон друг к другу, проявление ими такта. " Индусские философы ввели следующее правило спора. Каждый из собеседников должен сначала изложить мысль своего противника в споре и, только получив подтверждение, что правильно все понял, может опровергать ее. Его собеседник должен повторить суть этих возражений и, получив подтверждение, что они поняты правильно, может приводить контрвозражение. В конфликтной ситуации надо придерживаться нескольких правил: • ограничивать предмет спора; неопределенность и переход от конкретного вопроса к общему • учитывать уровень знаний, компетентность в данном вопросе противника; при большой • учитывать степени эмоциональной возбудимости, выдержанности противоположной • контролировать себя, чтобы в пылу спора не перейти на оценку личностных качеств друг При несоблюдении этих правил спор перерастает в конфликт.
► Конфликт — это взаимные отрицательные отношения, возникающие при столкновении желаний, людьми. Таким образом, любой конфликт отражает столкновение интересов, мнений, но не всякое столкновение позиций и противоборство мнений, желаний являются конфликтом. Несмотря на эмоциональный заряд дискуссии и спора, они могут не переходить в конфликт, если обе стороны, стремясь к поиску истины, рассматривают суть вопроса, а не выясняют, «кто есть кто». Конечно, в любом обсуждении скрыта «искра» конфликта, но, чтобы «из искры возгорелось пламя», нужны определенные условия. Причины и условия возникновения конфликтов учителя с учащимися Учителя часто отмечают, что основная трудность в налаживании взаимоотношений с учащимися заключается в том, что дети грубят, оскорбляют, издеваются, поэтому справиться с ними можно только строгим, а порой и жестоким обращением. С другой стороны, учащиеся жалуются, что учителя обзывают их, игнорируют, издеваются над ними. Часто причина конфликта учителя с учащимися не лежит на поверхности, поэтому остается для учителя непонятной. «Мой внук непоседа. Учительница его невзлюбила. Внук в ответ возненавидел школу. Однажды я у него спросила: "Что лее ты, сынок, так плохо учишься?" Он ответил: "А зачем, баб? Я урок выучу, руку подниму, а учительница мне говорит: «Ты все равно ничего не знаешь, спрашивать не буду». А еще, баб, со мной сидит мальчик Миша, толкает меня, а то кляксу в тетрадь сделает. Я дам. сдачи, меня наказывают, а его нет". Мы учились, потому что учителя были для нас как родители». Бабушка Маша, Тамбовская область. «Неужели учителя не знают этой истины? Относятся к крошке, как к преступнику. Когда в школу пошел мой сын, тихий, домашний мальчик, учительница в 1 -м классе объявила ему бойкот. Запретила с ним играть, разговаривать. А все потому, что малыш посчитал себя несправедливо наказанным и отказывался ходить в школу». Смирнова, мама бывших школьников, Новосибирск.
«Пишет ученица средней школы. У нас есть учительница, очень злая. Когда идешь к ней на урок, то сердце в пятки уходит и начинается дрожь в коленках. Она может оскорбить ученика без особых причин при всем классе. С ней нельзя спорить, так как она может потрепать тебя. Оценки она ставит в зависимости от настроения. И создается впечатление, что она сама не знает материал». Без подписи. Курск. (Газета «Комсомольская правда», 25 апреля 2002 г.) Причинами конфликтов со школьниками младших классов (из-за непринятия учащимися · смысловой барьер, возникающий потому, что ребенок иначе смотрит на определенные факты (он, например, иначе относится к драке) или потому, что требование приобретает для учащегося особый смысл (кажется придиркой, насмешкой). Если, например, учитель предъявляет требование в грубой форме, возникающая у ученика отрицательная эмоция по поводу формы выражения требования переносится и на его содержание; · требование, потерявшее побудительную силу вследствие того, что оно повторяется учителем слишком часто, по каждому пустяку; · требование, которое кажется ребенку непосильным, или он считает, что для его выполнения нет условий; · неправильное мнение ученика о будто бы негативном отношении к нему учителя, связанное с несколькими необоснованными замечаниями последнего; это определяет соответствующую негативную установку на то, что говорит учитель (даже справедливое замечание воспринимается школьником как придирка; то же требование, исходящее от другого человека, школьник будет охотно выполнять).
У подростков появляются новые причины конфликтов с учителями, в частности расхождение представлений о характере своих прав и степени самостоятельности. Например, разница между поколениями заметна в вопросах моды, способах развлечения, отношении к сексу, наркотикам, жизненным ценностям. Попытки учителей административно решить вопрос, в чем приходить в школу, какие украшения на себя надевать и т. п., приводят лишь к конфликтам, но не достигают цели.
Завышенная самооценка у подростков при низких оценках их возможностей и личностных свойств, получаемых от учителей, тоже приводит к недовольству и конфликтному поведению. Причиной конфликтов старших школьников с учителем могут быть выставляемые последним отметки, несогласие с ними. Исследование конфликтов в школе показало наличие существенных расхождений между представлениями учеников и учителей о причинах возникающих между ними разногласий. Так, с точки зрения учеников, основные причины их конфликтов с учителями сводятся к оскорблениям со стороны учителя, его нетактичному поведению; отсутствию объективности в оценке знаний учеников; завышенным требованиям. По мнению учителей, основные причины их конфликтов с учениками связаны с нарушением дисциплины на уроках, плохим выполнением домашних заданий; нездоровыми отношениями в классе. Нетрудно заметить, что каждый из участников видит причины возникающих конфликтов в противостоящей стороне и возлагает на нее ответственность за их разногласия. Тенденция педагогов возлагать ответственность за возникающие конфликты на учеников обнаруживает явную связь со стажем работы учителя: она оказалась самой высокой в группе молодых учителей со стажем работы до 5 лет; далее, в группе учителей со стажем от б до 10 лет наблюдается ее ослабление; и наконец, среди педагогов со стажем свыше 10 лет эта тенденция вновь возрастает, причем с заметным увеличением количества негативных суждений в адрес учеников (Гришина Н. В, Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000. С. 242).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|