Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие трудовой занятости и ее обеспечение

Рынок труда и занятости, отечественный и зарубежный опыт.

Правовой и экономический аспекты

 


Содержание

 

Первая часть

Задача 1

Задача 2

Задача 3

Вторая часть

Активная позиция занятости: отечественный и зарубежный опыт

Введение

1. Понятие трудовой занятости и ее обеспечение

2. Активная позиция занятости: отечественный и зарубежный опыт

Заключение

Список литературы


Введение

При смене политической и экономической формации в начале 90-х годов возникла острая необходимость регулирования общественных отношений, связанных с проблемой занятости и безработицы. Именно это заставило законодателя в 1991году принять первый в истории России Закон о занятости населения – попытка каким–то образом защитить категорию граждан, оказавшейся в сложном положении. Уже в 1992 году он претерпел существенные изменения о дополнения, но и сегодня не соответствует в полной мере требованиям практики. Такое положение объяснимо. Во-первых, в теории советского трудового права правовой статус безработного не подвергался исследованию. В условиях государственной политики всеобщей и обязательной занятости государство не нуждалось в подобном законе. Во-вторых, ныне действующий закон о занятости, хотя и построен на общих международно-правовых принципах, однако в них не учитываются в должной мере наши национальные традиции трудовых отношений. В области трудовых отношений сильней, чем где бы то ни было, проявляются исторические традиции каждого народа, каждой страны. Но, тем не менее, Закон «О занятости населения в Российской Федерации» с учетом всех его положительных и отрицательных моментов живет и действует.

Проводимые в России преобразования направлены на формирование социально ориентированной рыночной экономики. Одним из важных факторов, обеспечивающих достижение этой цели, является эффективное использование трудового потенциала страны. Для этого требуется формирование цивилизованного рынка труда (что предполагает его государственное регулирование), системы социальных гарантий занятости и развитого сектора социальных и правовых услуг. Политика занятости должна, по существу, обрести новые направления и приоритеты. Необходимо сохранить и до известных пределов повысить уровень занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы. Речь идет о задаче законодателя по сохранению имеющихся и созданию новых рабочих

мест, придерживаясь, прежде всего, принципов экономической целесообразности, учитывая возможности государственных инвестиций.

Основы такого рынка уже заложены: ликвидирована монополия государства на использование рабочей силы, расширены правовые возможности её мобильности, возникли гибкие формы организации и оплаты труда и т.д.

Но и очевидна не развитость существующего рынка труда. Это можно объяснить общим экономическим спадом и слабостью конкуренции, ограниченностью финансовых ресурсов предприятий и т.д. Соблюдение социальных прав, предоставление работникам гарантий по условиям и оплате труда, противодействие росту безработицы – характерные черты организации цивилизованного рынка труда. Государство должно быть заинтересованно в экономической и социальной стабильности общества и способно своими решениями обеспечить высокий уровень правовой защиты законных интересов всех участников рынка труда.

В связи с этим особо интересует вопрос социально-правовой защиты самих безработных граждан, как особой категории граждан, не сумевших противостоять сложившейся ситуации, либо по каким то другим обстоятельствам, оказавшимся в таком положении.

Целью данной работы является осмысление понятий «трудовая занятость», «обеспечение трудовой занятости», используемых в законодательстве Российской Федерации и специальной учебной литературе; а также рассмотреть отечественный и зарубежный опыт активной позиции занятости населения.


Понятие трудовой занятости и ее обеспечение

Среди крупных социально-экономических и правовых проблем в России, требующих нового осмысления и практического решения, безусловно, находятся вопросы трудовой занятости населения и ее обеспечения. В законодательстве, к сожалению, до сих пор отсутствует легальное определение «обеспечение трудовой занятости», много сомнений в отношении понятия «занятость», а в науке пока нет единого взгляда на суть этих вопросов.

Содержащееся в пункте 1 статьи 1 Закона от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации»[1] определение занятости как деятельности граждан, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащей законодательству Российской Федерации и приносящей им, как правило, заработок, трудовой доход, все же не совсем конкретно. В частности, из него следует, что речь идет о легальных видах занятости, но (и самое главное) не ясно, о каких именно – трудовой, учебной или иной.

Тем более что абзаце 8 статьи 2 указанного нормативного правового акта, законодатель относит к занятым трудоспособных граждан, проходящих очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях профессионального образования и иных соответствующих образовательных учреждениях. Другими словами, здесь уже однозначно имеется в виду учебная занятость, в то время как в других абзацах статьи 2 перечисляются формы трудовой занятости, занятость на военной службе, в органах внутренних дел и т. д.

Приведенный пример лишний раз свидетельствует, что законодатель в силу каких-то причин четко не отграничил основные виды занятости. Высказываются и другие претензии относительно легального определения занятости и занятых граждан[2].

Не останавливаясь на анализе имеющихся в науке (прежде всего экономической, ведь «занятость» - это экономическая категория) суждений по теоретическим аспектам занятости вообще и полной занятости в частности[3], постараемся сразу сделать некоторые выводы.

Занятость – это естественное неотъемлемое состояние любого человека, означающее «делать что-то», «занятие» и т. д.

В отношениях между гражданами, государством и иными субъектами, занятость выступает (проявляется) в различных формах или видах. Прежде всего, следует выделять легальные и нелегальные формы (виды) занятости. В зависимости от различных критериев классификации они могут быть подразделены на самостоятельные различные формы (виды), а те, в свою очередь, на дробные формы и виды.

Вновь вернемся к статье 1 и 2 Закона о занятости. На наш взгляд, в статье 2 перечислены виды и формы занятости общественно полезной деятельностью, но далеко не все, а только те, охват граждан которыми не дает им права на получение пособия по безработице. В частности, отсутствуют такие важные формы занятости, как воспитание детей, уход за нетрудоспособными, занятость в домашнем хозяйстве и др. Иными словами, в статье 1 сформулировано такое понятие занятости общественно полезной деятельностью, которое в совокупности с содержанием статьи 2 позволяет лишь установить, когда граждан нельзя признать безработными и назначить им пособие по безработице.

Полагаем, что условно все виды занятости общественно полезной деятельностью в зависимости от ряда критериев, в том числе от целевой направленности, можно отнести к трем основным видам: учебная; на военной службе и службе в органах внутренних дел; трудовая. При этом, естественно, принималось во внимание и содержание статей 1 и 2 Закона о занятости.

Трудовая занятость – это занятость граждан в сфере общественного и личного труда в не противоречащих законодательству формах и как направленная на получение заработка (трудового дохода) или иного вознаграждения, так и не имеющая такой цели.

Из приведенного определения видно, что нужно различать, в свою очередь, как минимум два вида (подвида) трудовой занятости (в зависимости от ее цели). Каждый из них имеет свои формы. Так, основными формами второго вида являются: воспитание детей, уход за больным членом семьи, благотворительная деятельность, ведение домашнего хозяйства и другое.

Трудовая занятость первого вида – это и есть занятость людей в сфере производства или в экономическом значении[4]. Под ней следует понимать удовлетворение потребности трудоспособного населения в сфере общественного и личного труда в не противоречащих законодательству формах и направленную на получение заработка (трудового дохода) или иного вознаграждения.

Формы трудовой занятости в экономическом значении – это установленные законом (или, во всяком случае, не противоречащие ему) сферы приложения труда, показывающие, где и как граждане реализуют право на труд. Ими, например, являются: работа по найму в организациях независимо от их вида, формы собственности и хозяйствования; предпринимательская деятельность; членство в производственных кооперативах (артелях); занятость в подсобных промыслах с реализацией продукции по договорам; ведение крестьянского (фермерского) хозяйства и другое.

Приведенное определение трудовой занятости в сфере производства или в экономическом значении в принципе одновременно является и понятием полной трудовой занятости. Полагаем, что основное отличие между ними состоит лишь в степени удовлетворения потребности трудоспособного населения в сфере общественного и личного труда и т. д. Если потребность удовлетворена полностью, то налицо и полная занятость.

Термин «обеспечение занятости» встречается достаточно часто в действующем законодательстве. Употребляется он и в литературе, однако практически почти нигде не расшифровывается.

На первый взгляд, можно прийти к выводу, что обеспечение занятости сводится к гарантиям права на труд. Да и само слово «гарантия» означает обеспечение, ручательство. Гарантировать – значит, обеспечивать, поручаться, устанавливать гарантии[5].

Может быть, это обстоятельство позволило В. Н. Толкуновой[6] дать определение обеспечения занятости, прежде всего как комплекса социально-экономических, юридических и организационных гарантий, способствующих борьбе с безработицей, реализации всеми желающими своего права на труд и тому подобное.

С экономической точки зрения структура занятости складывается из трех элементов: привлечение трудовых ресурсов; собственно занятость, или непосредственная занятость, то есть использование рабочей силы; высвобождение трудовых ресурсов. Данные элементы представлены одновременно в занятости и отражают реальные процессы перехода трудовых ресурсов из одного состояния занятости в другое. Привлечение трудовых ресурсов и высвобождение трудовых ресурсов – непрерывные процессы, которые идут одновременно и без которых невозможно понять собственно занятость[7].

Причем доминирующее значение принадлежит собственно занятости, или непосредственной занятости. Именно на достижение собственно занятости (включение работника в совокупную рабочую силу и соединение со средствами производства) направлены два других элемента – привлечение и высвобождение трудовых ресурсов.

Вот почему, на наш взгляд, если под обеспечением занятости понимать все то, что направлено на ее достижение, то применительно к приведенной структуре занятости в обеспечение можно включить, прежде всего, привлечение трудовых ресурсов, а также их высвобождение.

Теперь постараемся выделить границы обеспечения занятости в воспроизводственном процессе рабочей силы. Он, как известно, характеризуется единством его фаз – производства, обмена, распределения и использования. При этом производство и распределение с экономической точки зрения расширенного воспроизводства рабочей силы в совокупности представляют собой формирование рабочей силы. А вот с позиций механизма государственно-правового воздействия на процесс формирования рабочей силы в его содержание следует включить третью фазу воспроизводства (распределение) и отчасти первую (ее третий момент – только производство квалифицированной рабочей силы). Этот момент мы именуем подготовкой рабочей силы. Тем самым процесс формирования рабочей силы с точки зрения государственно-правового воздействия на него состоит из двух стадий: подготовки и распределения.

Занятость не является особой или самостоятельной фазой процесса воспроизводства рабочей силы.

В литературе принято считать, что отношения занятости охватывают все фазы, а эффективность последней из них, на которой происходит использование трудовых ресурсов, зависит от целенаправленной деятельности общества на предшествующих этапах воспроизводства.

При этом категорию «занятость» не отождествляют с понятием «использование трудовых ресурсов».

Хотя параллельное употребление этих понятий имеет определенные основания: занятость не может осуществляться без использования трудоспособного населения в процессе труда. В то же время есть качественные и количественные отличия[8].

Таким образом, с позиции воспроизводства рабочей силы обеспечение занятости охватывает фазы производства, обмена и распределения. Именно они направлены на достижение занятости или использования трудовых ресурсов. А в совокупности все фазы воспроизводства выражают занятость.

Конечно, отнесение к категории «обеспечение занятости» только двух элементов структуры занятости (привлечение и высвобождение трудовых ресурсов) и нескольких фаз воспроизводства рабочей силы (формирование и обмен) весьма условно и вовсе не означает, что отношения по обеспечению занятости не возникают в собственно занятости и на фазе использования рабочей силы. Здесь также необходимы меры, направленные на сохранение, содействие и поддержание уже достигнутой занятости в процессе использования трудовых ресурсов.

Вот почему представляется более правильным рассматривать обеспечение занятости одновременно в двух аспектах: широком и узком (собственном) значениях. В первом значении под обеспечением занятости следует понимать совокупность экономических, социальных, организационно-правовых и других мероприятий, способствующих достижению удовлетворения потребности трудоспособного населения в сфере общественного и личного труда в не противоречащих законодательству формах, направленную на получение заработка (трудового дохода) или иного вознаграждения, а также сохранению и поддержанию уже достигнутой занятости. Другими словами, это понятие касается обеспечения занятости на всех фазах воспроизводства рабочей силы и всех составных элементов структуры занятости.

Обеспечение занятости во втором аспекте, т.е. в собственном значении этого слова – это совокупность экономических, социальных, организационно-правовых и других мероприятий, способствующих достижению удовлетворения потребности трудоспособного населения в сфере общественного и личного труда в не противоречащих законодательству формах, направленную на получение заработка (трудового дохода) или иного вознаграждения. Именно это значение нас интересует в дальнейшем.

Для более полной характеристики понятия «обеспечение занятости» целесообразно кратко остановиться на его организационно-правовых формах.

Под ними следует понимать установленные государством организационные и правовые приемы и средства, которые способствуют гражданам получить возможность трудиться (или быть «охваченными» определенной формой занятости) в избранной сфере деятельности согласно призванию, способностям, образованию или иную работу на период временной незанятости, а также необходимую профессиональную подготовку для этого.

К основным организационно-правовым формам можно, например, отнести трудоустройство через органы федеральной государственной службы занятости, перевод в другую организацию либо в другую местность, организованный набор рабочей силы, сельскохозяйственное переселение и другие формы распределения трудовых ресурсов или виды трудоустройства, профессиональную ориентацию, подготовку кадров[9] и так далее.

Таким образом, если понятие «форма занятости» означает, где и как гражданин реализует право на труд, то понятие «форма обеспечения занятости» имеет несколько другое значение – каким образом он это сделает (при помощи каких дополнительных механизмов) или какими иными установленными способами и средствами, направленными на оказание помощи в правильном выборе области профессиональной деятельности или формы занятости воспользуется (имеется в виду профессиональная ориентация, подготовка кадров и другое).

Что же касается неполного рабочего времени, многосменного режима работы, работы на условиях сокращенного рабочего времени, бригадной организации труда и некоторых других категорий, которые нередко именуют формами (или видами) занятости или обеспечения занятости[10], то здесь правильнее говорить о формах организации труда на предприятии и его режиме или об организационных формах занятости.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...