Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источники современного международного гуманитарного права




К источникам современного международного гуманитарного права относятся:

1. Четыре Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.

2. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.

3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

4. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.

5. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г. и другие многосторонние и двусторонние международные акты, многие из которых ратифицированы РФ.

ВОПРОСЫ:

1. Прочитайте текст и выполните задания 1−6.

Важным направлением развития демократии является гуманизация правосудия. В странах Запада после демократических революций исчезли пытки, постепенно ушли в прошлое телесные наказания. Считалось, что их необходимо отменить, поскольку они унижают человеческое достоинство. Во всех демократических странах создана единая судебная система, являющаяся самостоятельной ветвью государственной власти. Независимость суда отстаивает принцип разделения властей: законодательной, исполнительной, судебной. Судьи не могут смещаться другими ветвями власти — только коллегией судей. Судебные органы оценивают с точки зрения законности любые спорные действия граждан, фирм, властей. Во многих странах существуют конституционные суды, рассматривающие законы и другие решения властей с точки зрения их соответствия духу и букве конституции государства. Современный судебный процесс в демократических странах построен так, чтобы обеспечить равноправие участвующих сторон. Детально разработана процедура судопроизводства, созданы уголовный, административный и гражданский кодексы, действует независимая от государства адвокатура, помогающая гражданам отстаивать свои права в судебном процессе. В гражданском процессе равенство истца и ответчика делает реальным полный нейтралитет судебной власти. И истца, и ответчика защищают их адвокаты. В уголовном процессе подсудимого обвиняет государство в лице прокурора. Поэтому встаёт важная проблема обеспечения прав подсудимого. Сегодня на Западе существует точка зрения, согласно которой гарантии прав подсудимого в ходе судебного процесса важнее, чем установление истины. Соответственно сначала в США и Великобритании, а затем и в других странах было установлено, что незаконно добытые доказательства не могут приниматься судом, даже если они неопровержимы. Нельзя привлекать к суду дважды по одному и тому же обвинению, какие бы доказательства вины подсудимого ни удалось добыть к тому времени. Адвокаты получили широкие полномочия не только в суде, где законом утвержден принцип равноправия сторон, но и в ходе следствия. Так, по первому требованию подозреваемого адвокат должен приглашаться на допрос. Это рассматривается как гарантия от незаконного ареста. Подсудимым, не имеющим средств на адвоката, он предоставляется государством. В США полицейский обязан зачитать права подозреваемого, т. е. проинформировать его о праве на молчание (человек может не свидетельствовать против себя) и о праве на адвоката во время задержания. Важной гарантией прав подсудимых является суд присяжных, формируемый по жребию из обычных граждан. Они выносят вердикт о виновности или невиновности подсудимого, исключая возможность вынесения приговора по произволу судьи. На время вынесения вердикта присяжных обычно изолируют от внешнего мира в здании суда. Тем не менее общепринятого эталона судебной системы ещё не сложилось.

(По материалам энциклопедии для школьников)

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2. Какие механизмы защиты прав подсудимого созданы в странах Запада? Используя содержание текста, назовите любые пять механизмов.

3. Объясните, почему, по мысли авторов текста, равенство сторон в гражданском процессе обеспечить проще, чем в уголовном. Используя содержание текста и знания курса, дайте два объяснения.

4. Как формируется суд присяжных? Каковы его достоинства и недостатки в сравнении с профессиональным судом?

5. Адвокат подозреваемого в убийстве гражданина присутствовал на всех допросах своего клиента и следственных действиях с его участием. Он выяснял все обстоятельства дела, встречался со знакомыми своего клиента, свидетелями преступления. Наконец, он нашел подтверждение того, что его клиент в момент совершения преступления находился в совершенно другом месте. Подозреваемый был освобожден.

Как в действиях адвоката проявилась защита прав подозреваемого? Какое предложение текста поможет вам ответить на этот вопрос?

6. Согласны ли вы с тем, что «гарантии прав подсудимого в ходе судебного процесса важнее, чем установление истины»? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

ОТВЕТ

Тема: Че­ло­век и право

Урок: Меж­ду­на­род­ное право

Введение

Здрав­ствуй­те. Се­год­ня мы с вами за­кан­чи­ва­ем изу­че­ние пра­во­вой си­сте­мы Рос­сии. По­след­ней темой этого раз­де­ла яв­ля­ет­ся меж­ду­на­род­ное право.

Меж­ду­на­род­ное право, ра­зу­ме­ет­ся, по­яви­лось го­раз­до позже, чем го­су­дар­ствен­ное, но рань­ше, чем мно­гие дру­гие от­рас­ли права. Его ос­но­во­по­лож­ни­ком счи­та­ет­ся гол­ланд­ский юрист, бо­го­слов и ди­пло­мат Гуго Гро­ций (рис. 1), ко­то­рый в своем труде «О праве войны и мира» впер­вые де­таль­но обос­но­вал су­ще­ство­ва­ние «права, ко­то­рое опре­де­ля­ет от­но­ше­ния между на­ро­да­ми и пра­ви­те­ля­ми».

Рис. 1. Гуго Гро­ций

Необ­хо­ди­мость по­яв­ле­ния меж­ду­на­род­но­го права вы­зва­на целым рядом об­сто­я­тельств. Во-пер­вых, на ми­ро­вом уровне субъ­ек­та­ми права яв­ля­ют­ся не толь­ко го­су­дар­ства, но также все­мир­ные и ре­ги­о­наль­ные меж­пра­ви­тель­ствен­ные ор­га­ни­за­ции, мно­го­чис­лен­ные меж­ду­на­род­ные непра­ви­тель­ствен­ные ор­га­ни­за­ции, меж­ду­на­род­ные суды и три­бу­на­лы, транс­на­ци­о­наль­ные кор­по­ра­ции, фи­зи­че­ские и юри­ди­че­ские лица раз­лич­ных го­су­дарств. Меж­ду­на­род­ное право при­зва­но ре­гу­ли­ро­вать те от­но­ше­ния между ними, ко­то­рые вы­хо­дят за рамки внут­ри­го­су­дар­ствен­но­го права. Субъ­ект права – лицо, об­ла­да­ю­щее спо­соб­но­стью осу­ществ­лять юри­ди­че­ские права и юри­ди­че­ские обя­зан­но­сти.

Во-вто­рых, су­ще­ству­ют осо­бые объ­ек­ты меж­ду­на­род­но­го права, также не под­па­да­ю­щие ис­клю­чи­тель­но под юрис­дик­цию опре­де­лен­но­го го­су­дар­ства. К таким объ­ек­там, к при­ме­ру, от­но­сят­ся Арк­ти­ка и Ан­тарк­ти­ка, ко­то­рые об­ла­да­ют са­мо­сто­я­тель­ным меж­ду­на­род­но-пра­во­вым ста­ту­сом, кос­ми­че­ское про­стран­ство и кос­ми­че­ские объ­ек­ты. Объ­ек­ты права – кон­крет­ные иму­ще­ствен­ные и неиму­ще­ствен­ные блага и ин­те­ре­сы, от­но­ше­ния по по­во­ду ко­то­рых ре­гла­мен­ти­ро­ва­ны за­ко­ном или иным нор­ма­тив­ным актом.

Мно­гие во­про­сы го­су­дар­ствам проще ре­шать на ос­но­ве меж­ду­на­род­ных со­гла­ше­ний; на базе таких со­гла­ше­ний воз­ник­ли, на­при­мер, меж­ду­на­род­ное мор­ское право, меж­ду­на­род­ное воз­душ­ное право, меж­ду­на­род­ное уго­лов­ное право или меж­ду­на­род­ное эко­ло­ги­че­ское право. На­ко­нец, су­ще­ству­ет спе­ци­аль­ная от­расль меж­ду­на­род­но­го права, ко­то­рая ре­гу­ли­ру­ет от­но­ше­ния между го­су­дар­ства­ми в пе­ри­од во­ору­жен­ных кон­флик­тов – так на­зы­ва­е­мое меж­ду­на­род­ное гу­ма­ни­тар­ное право.

В от­но­ше­нии меж­ду­на­род­но­го права со­вре­мен­ные го­су­дар­ства при­ме­ня­ют один из двух под­хо­дов – мо­ни­сти­че­ский и ду­а­ли­сти­че­ский. В рам­ках мо­ни­сти­че­ско­го под­хо­да при­зна­ет­ся без­услов­ный при­о­ри­тет либо на­ци­о­наль­но­го, либо меж­ду­на­род­но­го права. В част­но­сти, Япо­ния до Вто­рой ми­ро­вой войны счи­та­ла, что меж­ду­на­род­ное право дей­ству­ет толь­ко в той части, в ко­то­рой оно не про­ти­во­ре­чит япон­ско­му за­ко­но­да­тель­ству; после Вто­рой ми­ро­вой войны в Кон­сти­ту­ции Япо­нии нашел от­ра­же­ние об­рат­ный под­ход, со­глас­но ко­то­ро­му япон­ские за­ко­ны, на­про­тив, не могут про­ти­во­ре­чить нор­мам меж­ду­на­род­но­го права.

В пре­ам­бу­ле япон­ской кон­сти­ту­ции ска­за­но: «Мы убеж­де­ны, что ни одно го­су­дар­ство не долж­но ру­ко­вод­ство­вать­ся толь­ко сво­и­ми ин­те­ре­са­ми, иг­но­ри­руя при этом ин­те­ре­сы дру­гих го­су­дарств, что прин­ци­пы по­ли­ти­че­ской мо­ра­ли яв­ля­ют­ся все­об­щи­ми и что сле­до­ва­ние этим прин­ци­пам долг для всех го­су­дарств, ко­то­рые со­хра­ня­ют соб­ствен­ный су­ве­ре­ни­тет и под­дер­жи­ва­ют рав­но­прав­ные от­но­ше­ния с дру­ги­ми го­су­дар­ства­ми».

В рам­ках ду­а­ли­сти­че­ско­го под­хо­да счи­та­ет­ся, что на­ци­о­наль­ное и меж­ду­на­род­ное право со­су­ще­ству­ют и вза­и­мо­дей­ству­ют между собой. Мно­гие со­вре­мен­ные го­су­дар­ства ис­хо­дят имен­но из этого прин­ци­па. Пункт 4 ста­тьи 15 Кон­сти­ту­ции РФ гла­сит, что «об­ще­при­знан­ные прин­ци­пы и нормы меж­ду­на­род­но­го права и меж­ду­на­род­ные до­го­во­ры Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции яв­ля­ют­ся со­став­ной ча­стью ее пра­во­вой си­сте­мы». Мно­гие рос­сий­ские за­ко­ны при­ни­ма­ют­ся с уче­том норм меж­ду­на­род­но­го права. Еще в 1960-е гг. в СССР был при­знан при­о­ри­тет норм меж­ду­на­род­но­го до­го­вор­но­го права над со­от­вет­ству­ю­щи­ми нор­ма­ми внут­рен­не­го права в слу­чае их кол­ли­зии.

В свою оче­редь, нормы на­ци­о­наль­но­го права могут вли­ять на со­зда­ние и из­ме­не­ние норм меж­ду­на­род­но­го права. В 1951 году в СССР был при­нят Закон о за­пре­ще­нии про­па­ган­ды войны, а в 1966 году под вли­я­ни­ем этого за­ко­на в Меж­ду­на­род­ном пакте о граж­дан­ских и по­ли­ти­че­ских пра­вах по­яви­лась норма о за­пре­те про­па­ган­ды войны. Ис­точ­ни­ка­ми меж­ду­на­род­но­го права яв­ля­ют­ся в част­но­сти, до­го­во­ры между го­су­дар­ства­ми, ко­то­рые, ра­зу­ме­ет­ся, за­клю­ча­ют­ся в со­от­вет­ствии с нор­ма­ми на­ци­о­наль­но­го права.

Рас­смот­рим прин­ци­пы меж­ду­на­род­но­го права. Ос­нов­ны­ми из них яв­ля­ют­ся:

- прин­цип су­ве­рен­но­го ра­вен­ства го­су­дарств;

- прин­цип непри­ме­не­ния силы и угро­зы силой;

- прин­цип неру­ши­мо­сти го­су­дар­ствен­ных гра­ниц;

- прин­цип тер­ри­то­ри­аль­ной це­лост­но­сти го­су­дарств;

- прин­цип мир­но­го раз­ре­ше­ния меж­ду­на­род­ных спо­ров;

- прин­цип невме­ша­тель­ства во внут­рен­ние дела;

- прин­цип все­об­ще­го ува­же­ния прав че­ло­ве­ка.

Под­пи­сан­ная в 1970 году Де­кла­ра­ция, ка­са­ю­ща­я­ся дру­же­ствен­ных от­но­ше­ний го­су­дарств, гла­сит, что все го­су­дар­ства юри­ди­че­ски равны; все го­су­дар­ства поль­зу­ет­ся пра­ва­ми, при­су­щи­ми пол­но­му су­ве­ре­ни­те­ту, и обя­за­ны ува­жать пра­во­субъ­ект­ность дру­гих го­су­дарств. Эти по­ло­же­ния никем не под­вер­га­ют­ся со­мне­нию.

Од­на­ко дру­гие по­ло­же­ния Де­кла­ра­ции 1970 года не все­гда со­блю­да­ют­ся всеми субъ­ек­та­ми меж­ду­на­род­но­го права. Так, в Де­кла­ра­ции ска­за­но, что тер­ри­то­ри­аль­ная це­лост­ность и по­ли­ти­че­ская неза­ви­си­мость го­су­дар­ства непри­кос­но­вен­ны, а каж­дое го­су­дар­ство имеет право сво­бод­но вы­би­рать и раз­ви­вать свои по­ли­ти­че­ские, со­ци­аль­ные, эко­но­ми­че­ские и куль­тур­ные си­сте­мы. За по­след­ние 20 лет в мире про­изо­шло нема­ло кон­флик­тов, участ­ни­ков ко­то­рых об­ви­ня­ли в на­ру­ше­нии дан­но­го прин­ци­па. Осо­бен­но оже­сто­чен­ные споры вы­зва­ло втор­же­ние стран НАТО в Юго­сла­вию в 1998 году, ре­зуль­та­том ко­то­ро­го стало от­тор­же­ние от Сер­бии тер­ри­то­рии ав­то­ном­но­го края Ко­со­во и об­ра­зо­ва­ние там от­дель­но­го го­су­дар­ства.

Одним из важ­ней­ших прин­ци­пов меж­ду­на­род­но­го права яв­ля­ет­ся прин­цип непри­ме­не­ния силы и угро­зы силой. При­ме­не­ние во­ору­жен­ной силы в по­ряд­ке са­мо­обо­ро­ны пра­во­мер­но толь­ко в том слу­чае, если про­изой­дет во­ору­жен­ное на­па­де­ние на го­су­дар­ство. Также за­кон­ное при­ме­не­ние во­ору­жен­ной силы до­пус­ка­ет­ся стро­го по ре­ше­нию Со­ве­та Без­опас­но­сти ООН в слу­чае угро­зы миру, на­ру­ше­ния мира или акта агрес­сии.

Прин­цип неру­ши­мо­сти го­су­дар­ствен­ных гра­ниц озна­ча­ет отказ от ка­ких-ли­бо тер­ри­то­ри­аль­ных при­тя­за­ний в на­сто­я­щем и бу­ду­щем. Не нужно объ­яс­нять, что этот прин­цип неред­ко на­ру­ша­ет­ся. Мно­гие го­су­дар­ства имеют тер­ри­то­ри­аль­ные пре­тен­зии к своим со­се­дям. Для нашей стра­ны наи­бо­лее ак­ту­аль­ной яв­ля­ет­ся про­бле­ма при­тя­за­ний Япо­нии на часть Ку­риль­ских ост­ро­вов (рис. 2).


Рис. 2. Ку­ри­лы

В меж­ду­на­род­ном праве вы­де­ля­ет­ся че­ты­ре типа тер­ри­то­рий. Пер­вый тип – это го­су­дар­ствен­ная тер­ри­то­рия, ко­то­рая на­хо­дит­ся под су­ве­ре­ни­те­том опре­де­лен­но­го го­су­дар­ства. Го­су­дар­ствен­ная тер­ри­то­рия со­сто­ит из су­хо­пут­ной тер­ри­то­рии, внут­рен­них вод, тер­ри­то­ри­аль­но­го моря и воз­душ­ной тер­ри­то­рии над ними. Тер­ри­то­ри­аль­ным морем на­зы­ва­ет­ся 12-миль­ная по­ло­са при­бреж­ных мор­ских вод.

Вто­рой тип – это тер­ри­то­рии со сме­шан­ным ре­жи­мом. Они уже не на­хо­дят­ся под су­ве­ре­ни­те­том опре­де­лен­но­го го­су­дар­ства, но это го­су­дар­ство имеет ис­клю­чи­тель­ные права на их раз­ра­бот­ку. К таким тер­ри­то­ри­ям от­но­сят­ся эко­но­ми­че­ская зона и кон­ти­нен­таль­ный шельф. Обыч­но они про­сти­ра­ют­ся на 200 миль от бе­ре­гов, од­на­ко в ми­ро­вом праве есть и ис­клю­че­ния. Неред­ко между го­су­дар­ства­ми воз­ни­ка­ют споры о при­над­леж­но­сти того или иного сек­то­ра моря к кон­ти­нен­таль­но­му шель­фу и эко­но­ми­че­ской зоне опре­де­лен­ной стра­ны. Такой кон­фликт на про­тя­же­нии мно­гих лет су­ще­ство­вал в от­но­ше­ни­ях между Рос­си­ей и Нор­ве­ги­ей, но недав­но спор­ные тер­ри­то­рии были офи­ци­аль­но раз­де­ле­ны.

Тре­тий тип – это тер­ри­то­рии с меж­ду­на­род­ным ре­жи­мом. К ним от­но­сят­ся от­кры­тое море и глу­бо­ко­вод­ное мор­ское дно за пре­де­ла­ми кон­ти­нен­таль­но­го шель­фа. На таких тер­ри­то­ри­ях, прав­да, дей­ству­ет не толь­ко меж­ду­на­род­ное право. Если в от­кры­том море на­хо­дит­ся судно ка­кой-ли­бо стра­ны, то на его борту дей­ству­ют за­ко­ны со­от­вет­ству­ю­ще­го го­су­дар­ства.

На­ко­нец, чет­вер­тый тип – это осо­бые зоны. Самая из­вест­ная из них – это Ан­тарк­ти­ка, по от­но­ше­нию к ко­то­рой дей­ству­ет осо­бый меж­ду­на­род­но-пра­во­вой режим, уста­нов­лен­ный До­го­во­ром 1959 года. До при­ня­тия этого до­го­во­ра от­дель­ные стра­ны, на­при­мер, Ве­ли­ко­бри­та­ния, Фран­ция, Нор­ве­гия, Чили и Ар­ген­ти­на, объ­яв­ля­ли о своем су­ве­ре­ни­те­те над неко­то­ры­ми ча­стя­ми Ан­тарк­ти­ды. В зна­чи­тель­ной сте­пе­ни по на­сто­я­нию Со­вет­ско­го Союза в текст До­го­во­ра были вклю­че­ны по­ло­же­ния об объ­яв­ле­нии Ан­тарк­ти­ки де­ми­ли­та­ри­зо­ван­ной и ней­тра­ли­зо­ван­ной тер­ри­то­ри­ей, а также об от­кры­тии этой тер­ри­то­рии для на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний всех стран.

К огром­но­му со­жа­ле­нию, пред­ме­том меж­ду­на­род­но­го права яв­ля­ют­ся не толь­ко мир­ные от­но­ше­ния между стра­на­ми, но и пра­ви­ла ве­де­ния во­ен­ных дей­ствий. Спе­ци­аль­ная от­расль, в ко­то­рую вклю­че­ны со­от­вет­ству­ю­щие нормы, на­зы­ва­ет­ся меж­ду­на­род­ным гу­ма­ни­тар­ным пра­вом.

Еще в сред­ние века го­су­дар­ства пы­та­лись до­го­ва­ри­вать­ся друг с дру­гом о пра­ви­лах ве­де­ния во­ен­ных дей­ствий, од­на­ко пер­вые меж­ду­на­род­ные со­гла­ше­ния по таким во­про­сам стали за­клю­чать­ся толь­ко в XIX веке. Счи­та­ет­ся, что на ми­ро­вом уровне впер­вые во­прос о пра­ви­лах ве­де­ния войны был по­став­лен на Па­риж­ском кон­грес­се 1856 года, ко­то­рый под­во­дил итоги толь­ко что за­кон­чив­шей­ся Крым­ской войны. На кон­грес­се была при­ня­та Де­кла­ра­ция о мор­ской войне, в ко­то­рой, в част­но­сти, го­во­ри­лось о том, что во­ен­ные дей­ствия одних стран не долж­ны ме­шать мир­ной жизни дру­гих стран.

В 1899 и 1907 годах в Гааге про­шли пер­вые мир­ные кон­фе­рен­ции, спе­ци­аль­но по­свя­щен­ные гу­ман­ным ме­то­дам ве­де­ния во­ен­ных дей­ствий. Пер­вая такая кон­фе­рен­ция была со­зва­на по ини­ци­а­ти­ве Рос­сий­ской им­пе­рии. На них было при­ня­то несколь­ко до­ку­мен­тов, опре­де­ля­ю­щих пра­ви­ла ве­де­ния войны, но это вовсе не по­ме­ша­ло участ­ни­кам га­аг­ских кон­фе­рен­ций в 1914 году на­чать Первую ми­ро­вую войну.

После Пер­вой ми­ро­вой войны, а потом и после Вто­рой ми­ро­вой войны по­яви­лось еще мно­же­ство актов, до­го­во­ров и со­гла­ше­ний, ко­то­рые, тем не менее, со­блю­да­ют­ся не все­гда. В на­сто­я­щее время на меж­ду­на­род­ном уровне за­кон­ны­ми счи­та­ют­ся лишь немно­гие во­ору­жен­ные кон­флик­ты – это обо­ро­ни­тель­ные и на­ци­о­наль­но-осво­бо­ди­тель­ные войны, а также во­ен­ные санк­ции на ос­но­ве Уста­ва ООН. Все осталь­ные во­ору­жен­ные кон­флик­ты счи­та­ют­ся агрес­сив­ны­ми и неза­кон­ны­ми и од­но­знач­но за­пре­ще­ны.

Га­аг­ская кон­вен­ция 1907 года тре­бу­ет, чтобы война за­ра­нее объ­яв­ля­лась путем пред­ва­ри­тель­но­го и недву­смыс­лен­но­го пре­ду­пре­жде­ния в форме мо­ти­ви­ро­ван­но­го объ­яв­ле­ния войны или уль­ти­ма­ту­ма. На­ча­ло во­ен­ных дей­ствий без объ­яв­ле­ния войны за­пре­ще­но. Тер­ри­то­рия, на ко­то­рой идут во­ен­ные дей­ствия, на­зы­ва­ет­ся те­ат­ром войны. Та­ки­ми тер­ри­то­ри­я­ми не могут быть тер­ри­то­рии ней­траль­ных го­су­дарств, а также так на­зы­ва­е­мые ней­тра­ли­зо­ван­ные тер­ри­то­рии, то есть зоны, ис­поль­зу­е­мые в транс­порт­ных и иных целях мно­ги­ми стра­на­ми мира. Ней­тра­ли­зо­ван­ны­ми тер­ри­то­ри­я­ми объ­яв­ле­ны, к при­ме­ру, Ма­гел­ла­нов про­лив, Су­эц­кий канал и Ан­тарк­ти­ка. Даже во время войны суда всех стран имеют право бес­пре­пят­ствен­но­го про­хо­да через эти зоны.

Важ­ней­шим прин­ци­пом меж­ду­на­род­но­го права, дей­ству­ю­щим во время войны, яв­ля­ет­ся прин­цип ве­де­ния во­ен­ных дей­ствий толь­ко про­тив во­ору­жен­ных сил непри­я­тель­ско­го го­су­дар­ства, но не про­тив его мир­но­го на­се­ле­ния, ко­то­рое яв­ля­ет­ся непри­кос­но­вен­ным. Ве­де­ние то­таль­ной войны рас­смат­ри­ва­ет­ся как пре­ступ­ле­ние меж­ду­на­род­но­го ха­рак­те­ра.

В со­ста­ве во­ору­жен­ных сил во­ю­ю­щих стран раз­ли­ча­ют­ся ком­ба­тан­ты и неком­ба­тан­ты. К ком­ба­тан­там от­но­сят­ся лица, сра­жа­ю­щи­е­ся с ору­жи­ем в руках, а неком­ба­тан­та­ми яв­ля­ют­ся не сра­жа­ю­щи­е­ся лица – ме­ди­ки, во­ен­ные юри­сты, кор­ре­спон­ден­ты, ду­хов­ные лица. К неком­ба­тан­там ору­жие при­ме­нять­ся не долж­но, а на ме­ди­ков и свя­щен­ни­ков не рас­про­стра­ня­ет­ся даже режим во­ен­но­го плена: по окон­ча­нии сра­же­ния их долж­ны от­пус­кать об­рат­но.

Осо­бый пра­во­вой ста­тус имеют пар­ла­мен­те­ры - лица, упол­но­мо­чен­ные во­ен­ным ко­ман­до­ва­ни­ем на ве­де­ние пе­ре­го­во­ров с во­ен­ным ко­ман­до­ва­ни­ем непри­я­те­ля. Со­глас­но Га­аг­ской кон­вен­ции 1907 года, пар­ла­мен­тер и со­про­вож­да­ю­щие его лица (ри­ту­аль­ная груп­па и пе­ре­вод­чик) поль­зу­ют­ся пра­вом непри­кос­но­вен­но­сти.

На­ем­ни­ки не при­зна­ют­ся ком­ба­тан­та­ми; они не на­хо­дят­ся под по­кро­ви­тель­ством меж­ду­на­род­но­го права и на­ка­зы­ва­ют­ся как уго­лов­ные пре­ступ­ни­ки. Вер­бов­ка на­ем­ни­ков также при­зна­ет­ся меж­ду­на­род­ным пре­ступ­ле­ни­ем, хотя армии имеют право при­вле­кать ино­стран­ных во­ен­ных ин­струк­то­ров и со­вет­ни­ков (они будут счи­тать­ся неком­ба­тан­та­ми).

В со­ста­ве во­ору­жен­ных сил неко­то­рых стран есть под­раз­де­ле­ния, сфор­ми­ро­ван­ные из граж­дан дру­гих го­су­дарств; такие во­ен­ные не счи­та­ют­ся на­ем­ни­ка­ми, так как слу­жат в армии на по­сто­ян­ной ос­но­ве, а не вер­бу­ют­ся спе­ци­аль­но для ве­де­ния агрес­сив­ной войны. Кроме того, по­доб­ные под­раз­де­ле­ния, такие, как Ино­стран­ный ле­ги­он во Фран­ции, су­ще­ству­ют на про­тя­же­нии де­сят­ков лет.

Меж­ду­на­род­ное право за­пре­ща­ет ис­поль­зо­ва­ние про­ти­во­прав­ных видов ору­жия, таких, как ору­жие мас­со­во­го по­ра­же­ния, а также ве­ро­лом­ных и недоз­во­лен­ных ме­то­дов ве­де­ния войны. Та­ки­ми ме­то­да­ми счи­та­ют­ся бом­бар­ди­ров­ка неза­щи­щен­ных го­ро­дов, уни­что­же­ние па­мят­ни­ков куль­ту­ры, хра­мов, гос­пи­та­лей, раз­граб­ле­ние го­ро­да или мест­но­сти. Думаю, вы по­ни­ма­е­те, что это по­ло­же­ние также со­блю­да­ет­ся да­ле­ко не все­гда. Одним из ре­зуль­та­тов войны США в Ираке в 2003 году стало уни­что­же­ние мно­гих па­мят­ни­ков ис­то­рии и куль­ту­ры, а также раз­граб­ле­ние му­зеев.

Меж­ду­на­род­ное право бо­рет­ся также с пре­ступ­ле­ни­я­ми меж­ду­на­род­но­го ха­рак­те­ра – к ним от­но­сят­ся пи­рат­ство, раб­ство и ра­бо­тор­гов­ля, тер­ро­ризм, за­хват за­лож­ни­ков, неза­кон­ное рас­про­стра­не­ние нар­ко­ти­че­ских средств, вер­бов­ка на­ем­ни­ков. Пи­рат­ство су­ще­ству­ет и в наши дни: все на­вер­ня­ка слы­ша­ли о со­ма­лий­ских пи­ра­тах, но есть и дру­гие рай­о­ны мира, где пи­рат­ская угро­за весь­ма ве­ли­ка, – это За­пад­ная Аф­ри­ка и Ин­до­не­зия. Не нужно ду­мать, что раб­ство давно ис­чез­ло: в неко­то­рых стра­нах оно было от­ме­не­но лишь в 1980-е годы, но там и се­год­ня со­хра­ня­ют­ся такие яв­ле­ния, как дол­го­вая ка­ба­ла, кре­пост­ное со­сто­я­ние или при­ну­ди­тель­ные формы за­му­же­ства, ко­то­рые с юри­ди­че­ской точки зре­ния также ква­ли­фи­ци­ру­ют­ся как раб­ство.

Вы пре­крас­но по­ни­ма­е­те, что со­зда­ние норм права – это толь­ко на­ча­ло. Необ­хо­ди­мо из­ме­нить пра­во­со­зна­ние мил­ли­о­нов людей и пред­при­ни­мать ак­тив­ные дей­ствия по ре­а­ли­за­ции права. Этим долж­ны за­ни­мать­ся не толь­ко про­фес­си­о­наль­ные юри­сты, но и обыч­ные граж­дане. В усло­ви­ях со­вре­мен­но­го об­ще­ства субъ­ек­том по­ли­ти­ки и права яв­ля­ет­ся каж­дый че­ло­век. Это озна­ча­ет, что судь­ба об­ще­ства и го­су­дар­ства в огром­ной сте­пе­ни за­ви­сит и от вас. А наш урок на этом окон­чен. Спа­си­бо за вни­ма­ние.

Гуго Гро­ций

Гол­ланд­ский юрист Гуго Гро­ций (1583-1645) не слу­чай­но об­ра­тил­ся к про­бле­мам вза­и­мо­от­но­ше­ний между го­су­дар­ства­ми. На время его жизни при­шлась зна­ме­ни­тая Трид­ца­ти­лет­няя война, ко­то­рую неко­то­рые ис­то­ри­ки на­зы­ва­ют даже «ну­ле­вой ми­ро­вой вой­ной». Дей­стви­тель­но, она охва­ти­ла весь кон­ти­нент, на ко­то­ром в то время и без того бу­ше­ва­ли во­ен­ные кон­флик­ты. До­ста­точ­но упо­мя­нуть хотя бы Войну за неза­ви­си­мость Ни­дер­лан­дов, ко­то­рую в самой Гол­лан­дии на­зы­ва­ют Вось­ми­де­ся­ти­лет­ней вой­ной.

Неуди­ви­тель­но, что во время такой войны не могло быть и речи о со­блю­де­нии ка­ких-ли­бо пра­вил. Гро­ций писал: «Во всём хри­сти­ан­ском мире я на­блю­дал недо­ста­ток в огра­ни­че­нии от­но­ше­ний войны, чего даже вар­вар­ские на­ро­ды долж­ны сты­дить­ся; я на­блю­дал как люди хва­та­ют­ся за ору­жие по незна­чи­тель­ным при­чи­нам, или без при­чи­ны вовсе, и когда ору­жие было под­ня­то, все за­бы­ва­ли о ка­ком-ли­бо ува­же­нии права, Бога и че­ло­ве­ка; это как будто, в со­от­вет­ствии об­ще­му ре­ше­нию, безу­мие дает всем сво­бо­ду со­вер­шать любые пре­ступ­ле­ния».

В своем трак­та­те Гро­ций вы­де­лял три цели спра­вед­ли­вой войны: это са­мо­обо­ро­на, воз­ме­ще­ние убыт­ка и на­ка­за­ние про­тив­ни­ка, а также писал о необ­хо­ди­мо­сти предот­вра­ще­ния войн. Труды Гро­ция ре­гу­ляр­но пе­ре­из­да­ва­лись; ими за­чи­ты­ва­лись вид­ные люди его вре­ме­ни, а швед­ский ко­роль Гу­став II Адольф даже якобы дер­жал его труд под своим сед­лом, когда от­прав­лял­ся на войну. Гу­ма­ни­сти­че­ские мысли гол­ланд­ско­го мыс­ли­те­ля со­вер­шен­но не ме­ша­ли ему во­е­вать.

Ку­риль­ская про­бле­ма

Ку­риль­ские ост­ро­ва давно яв­ля­ют­ся пред­ме­том спора между Рос­си­ей и Япо­ни­ей. Этот спор на­чал­ся еще в XVIII веке, когда на ост­ро­вах по­яви­лись япон­ские и рос­сий­ские по­се­лен­цы. Япо­ния в 1845 году офи­ци­аль­но объ­яви­ла о своем су­ве­ре­ни­те­те над этими ост­ро­ва­ми. Рос­сия по­пы­та­лась про­те­сто­вать, од­на­ко на­чав­ша­я­ся вско­ре Крым­ская война не поз­во­ли­ла ре­шить эту про­бле­му так, как хотел Пе­тер­бург.

7 фев­ра­ля 1855 года был под­пи­сан пер­вый рус­ско-япон­ский до­го­вор – так на­зы­ва­е­мый Си­мод­ский трак­тат, со­глас­но ко­то­ро­му южная часть Ку­риль­ских ост­ро­вов при­зна­ва­лась тер­ри­то­ри­ей Япо­нии. Токио до се­го­дняш­не­го дня ссы­ла­ет­ся на Си­мод­ский трак­тат, а 7 фев­ра­ля – день его под­пи­са­ния – от­ме­ча­ет­ся в Япо­нии как День се­вер­ных тер­ри­то­рий.

В 1875 году был под­пи­сан Пе­тер­бург­ский до­го­вор, по усло­ви­ям ко­то­ро­го Рос­сия по­лу­ча­ла все Ку­риль­ские ост­ро­ва в обмен на южную часть Са­ха­ли­на. Портс­мут­ский до­го­вор 1905 года, за­вер­шив­ший Рус­ско-япон­скую войну, воз­вра­тил все ост­ро­ва Япо­нии.

Такое по­ло­же­ние вещей со­хра­ня­лось до конца Вто­рой ми­ро­вой войны, од­на­ко Со­вет­ский Союз не счи­тал усло­вия Портс­мут­ско­го до­го­во­ра спра­вед­ли­вы­ми. Во время Ял­тин­ской кон­фе­рен­ции в фев­ра­ле 1945 года между Ру­звель­том, Чер­чил­лем и Ста­ли­ным была до­стиг­ну­та уст­ная до­го­во­рен­ность о том, что СССР всту­пит в войну с Япо­ни­ей и по­лу­чит Южный Са­ха­лин и Ку­риль­ские ост­ро­ва (рис. 3). Летом 1945 года Со­вет­ский Союз занял тер­ри­то­рию Ку­риль­ских ост­ро­вов; пе­ре­да­ча ост­ро­вов СССР была офи­ци­аль­но за­фик­си­ро­ва­на ко­ман­ду­ю­щим аме­ри­кан­ских ок­ку­па­ци­он­ных войск в Япо­нии ге­не­ра­лом Ма­кар­ту­ром.

Рис. 3. Ял­тин­ская кон­фе­рен­ция 1945 г.

В 1956 году Со­вет­ский Союз и Япо­ния под­пи­са­ли Сов­мест­ную де­кла­ра­цию, по усло­ви­ям ко­то­рой СССР на­ме­ре­вал­ся пе­ре­дать Япо­нии ост­ро­ва Ши­ко­тан и Ха­бо­маи после под­пи­са­ния мир­но­го до­го­во­ра. До­го­вор не под­пи­сан до сих пор, и Япо­ния тре­бу­ет пе­ре­да­чи ост­ро­вов до его под­пи­са­ния.

В Япо­нии счи­та­ют, что Рос­сия на про­тя­же­нии 65 лет неза­кон­но ок­ку­пи­ру­ет как ми­ни­мум че­ты­ре ост­ро­ва, при­над­ле­жа­щих Япо­нии. Визит Пре­зи­ден­та Рос­сии на Ку­риль­ские ост­ро­ва, со­сто­яв­ший­ся в 2010 году, был нега­тив­но вос­при­нят в Япо­нии как про­ник­но­ве­ние на их го­су­дар­ствен­ную тер­ри­то­рию.

Как про­во­дят­ся го­су­дар­ствен­ные гра­ни­цы

Все го­су­дар­ствен­ные гра­ни­цы де­лят­ся на три вида – су­хо­пут­ные, вод­ные и воз­душ­ные. Су­хо­пут­ные гра­ни­цы могут про­во­дить­ся тремя спо­со­ба­ми. Во-пер­вых, есть гра­ни­цы, ко­то­рые про­во­дят­ся по во­до­раз­де­лам. Такие гра­ни­цы на­зы­ва­ют­ся оро­гра­фи­че­ски­ми. По­доб­ным спо­со­бом про­ве­де­на гра­ни­ца Рос­сии на Кав­ка­зе – она про­хо­дит по Боль­шо­му Кав­каз­ско­му хреб­ту.

Во-вто­рых, гра­ни­цу про­ве­сти про­сто со­еди­не­ни­ем двух точек на по­верх­но­сти. Так гра­ни­цы обыч­но про­во­дят в ма­ло­на­се­лен­ных и нена­се­лен­ных мест­но­стях. Гра­ни­цы мно­гих го­су­дарств Се­вер­ной Аф­ри­ки про­ве­де­ны имен­но по та­ко­му прин­ци­пу.

В-тре­тьих, су­хо­пут­ная гра­ни­ца может быть про­ве­де­на по гео­гра­фи­че­ской ши­ро­те или дол­го­те. Такая гра­ни­ца будет на­зы­вать­ся аст­ро­но­ми­че­ской. Осо­бен­но по­пу­ля­рен этот метод в США, где боль­ше по­ло­ви­ны шта­тов имеет хотя бы одну аст­ро­но­ми­че­скую гра­ни­цу (на­пом­ню, что с юри­ди­че­ской точки зре­ния штаты яв­ля­ют­ся го­су­дар­ствен­ны­ми об­ра­зо­ва­ни­я­ми). Такой же яв­ля­ет­ся гра­ни­ца США и Ка­на­ды (рис. 4).

Рис. 4. Карта США

Вод­ные гра­ни­цы на несу­до­ход­ных реках уста­нав­ли­ва­ют­ся по­се­ре­дине реки, а на су­до­ход­ных – по таль­ве­гу, линии наи­боль­ших глу­бин. Так сде­ла­но для того, чтобы обе стра­ны имели воз­мож­ность ис­поль­зо­вать реку в транс­порт­ных целях. На озе­рах и дру­гих во­до­е­мах гра­ни­ца, как пра­ви­ло, про­во­дит­ся по пря­мой линии, со­еди­ня­ю­щей вы­хо­ды су­хо­пут­ных гра­ниц.

Вы­сот­ная воз­душ­ная гра­ни­ца в меж­ду­на­род­ном праве до сих пор офи­ци­аль­но не уста­нов­ле­на, од­на­ко счи­та­ет­ся, что го­су­дар­ствен­ный су­ве­ре­ни­тет за­кан­чи­ва­ет­ся при­мер­но на вы­со­те 110 км от по­верх­но­сти земли. Счи­та­ет­ся, что это наи­мень­шая устой­чи­вая вы­со­та ор­би­ты ис­кус­ствен­ных спут­ни­ков Земли.

1. Международное гуманитарное правосовокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности для их реализации и защиты.

2. Историческая справка о международном гуманитарном праве. Важным шагом в урегулировании правил ведения военных действий стало принятие Женевской конвенции (1867 г.), Петербургской декларации (1868 г.), Гаагских конвенций (1899 и 1907 гг.), которые закрепляли следующие положения:

— устанавливалась система мирных средств для разрешения споров между государствами;

— военные действия должны направляться только против сражающихся армий;

— мирное население не должно являться объектом военных нападений, военных действий;

— вводилась обязанность заботиться о попавших в плен больных и раненых, проявляя гуманное отношение к военнопленным;

— запрещалось применение отравляющего оружия и средств, причиняющих страдания;

— оккупация считалась временным занятием территории неприятеля, во время которой нельзя отменять местные порядки и обычаи.

Ход Первой (1914—1918 гг.) и Второй (1939—1945 гг.) мировых войн продемонстрировал, что большинство положений указанных деклараций и конвенций остались проигнорированными.

24 октября 1945 г. была создана Организация Объединенных наций (ООН). Принципы и нормы, выработанные ООН, которые составляют фундамент современного международного права, были следующие:

· Принцип равноправия и самоопределения народов.

· Принцип уважения прав человека.

· Принцип ответственности государств за агрессию и другие международные преступления (геноцид, расовую дискриминацию, апартеид и др.).

· Принцип международной уголовной ответственности индивидов.

3. Источники современного международного гуманитарного права относятся:

· · Всеобщая Декларация прав человека 1948 г.,

· · Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.,

· · Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.,

· · Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.,

· · Конвенция Содружества Независимых государств о правах и основных свободах человека 1995 г.,

· · четыре Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.

· · другие многосторонние и двусторонние международные акты, многие из которых ратифицированы РФ.

4. Механизмы по контролю за соблюдением прав человека:

· рассмотрение жалоб, которые представляются комитету или комиссии; затем контрольный орган выносит решение, ожидая, что соответствующее государство его исполнит, хотя никакой правоприменительной процедуры для этого не существует

· судебные дела. В мире только три постоянных суда являются органами, осуществляющими контроль за соблюдением прав человека:

· Европейский Суд по правам человека;

· Межамериканский суд по правам человека;

· Международный уголовный суд (рассматривает преступления против человечества)

· процедура представления докладов самими государствами, содержащих информацию о том, как права человека соблюдаются на национальном уровне; доклады открыто обсуждаются, в том числе и неправительственными организациями, которые параллельно составляют свои альтернативные доклады

5. В военное время роль в международной системе защиты прав человека возрастает у Международного Суда ООН.Помимо этого, возможно создание спецтрибуналов по отдельным «проблемным» странам (например, Руанда, бывшая Югославия), которые совмещают карательную и правозащитную функции.

6. Основные нормы международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов:

— Лица, вышедшие из строя, а также лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях (гражданское население), имеют право на уважение к их жизни, а также на физическую и психическую неприкосновенность.

— Взятые в плен участники боевых действий (так называемые комбатанты) и гражданские лица должны быть защищены от любых актов насилия. Стороны в конфликте обязаны всегда проводить различия между гражданским населением и комбатантами, с тем, чтобы щадить гражданское население и гражданские объекты. Нападение должно быть направлено только против военных объектов.

— Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдался в плен или прекратил принимать участие в военных действиях.

— Раненых и больных следует подбирать, и им должна быть оказана медицинская помощь.

— Каждый имеет право на основные судебные гарантии. Никто не может подвергаться физическим или психологическим пыткам, телесным наказаниям, жестокому или унизительному обращению.

— Ограничивается право сторон в конфликте и их вооруженных сил выбирать средства и методы ведения войны. Запрещается применять оружие и методы ведения военных действий, способные причинить излишние разрушения или чрезмерные страдания.

Однако международное право, даже регулируя вооруженные конфликты, провозглашает основной принцип: государства обязаны при всех обстоятельствах разрешать любые разногласия мирными средствами.

 

Международная защита прав человека

  1. Какие структурные подразделения ООН занимаются непосредственно защитой прав человека?
  2. Перечислите международные соглашения, которые включает в себя Билль о правах человека. В чем состоит их главный принцип?
  3. С какой целью подразделения ООН и региональные организации по защите прав человека работают с жалобами отдельных граждан?
  4. Как организована защита прав человека в рамках Совета Европы?
  5. Почему с провозглашением права индивидов обращаться непосредственно в Европейский Суд была упразднена Комиссия по правам человека?
  6. Что такое международное преступление? В чем специфика судебного преследования за совершение международных преступлений?
  7. Каковы причины организации Международного уголовного суда?
  8. Эффективен ли, по-вашему, существующий механизм международной защиты прав человека? Почему?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...