2011г.
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 031601 Реклама среднего профессионального образования (далее СПО)
МусатоваТ.В.
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 031601 РЕКЛАМА
Дисциплина входит в профессиональный цикл ФГОС.
- определять стилевые особенности в искусстве разных эпох, использовать знания в творческой и профессиональной работе;
-реализовывать в профессиональной деятельности знания по истории изобразительного искусства
-основные виды и жанры пластических искусств этапы исторического развития искусства;
-выдающиеся памятники и произведения искусства и их создателей.
самостоятельной работы обучающегося 48 часов.
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
| Объем часов
| Уровень освоения
|
|
|
|
|
Тема 1
| Введение в изобразительное искусство. Понятие «Искусство».
|
|
|
Содержание учебного материала:
| 4
| 2
|
| Искусство как область общественного сознания, его специфика.
Теории происхождения искусства. Основные понятия и термины.
|
| Виды искусства, их содержание и функции.
Основные этапы развития искусства.
|
| Система жанров. Понятие «Стиль» в искусстве.
|
Лабораторные работы
| Не предусмотрено
|
|
Практические занятия: представление наглядного эскиза, отражающего суть содержания термина» Искусство», особенности, характерные черты видов и жанров искусства. Составление наглядного пособия по теме «Роль искусства в жизни человека» для различных целевых аудиторий (школьники, студенты).
| 2
|
Контрольные работы
| Не предусмотрено
|
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Подготовка к практической работе.
| 2
|
Тема 2.
| Первобытное искусство.Периодизация первобытного искусства.
| 4
| 2
|
Содержание учебного материала:
|
| Искусство палеолита. Росписи и культовая пластика палеолита.
|
| Искусство мезолита, неолита, петроглифы.
|
Лабораторные работы
| Не предусмотрено
|
|
Практические занятия: ролевая игра «В музее первобытного искусства», представление презентаций по теме, выявление, анализ характерных черт и особенностей эпохи, изучаемых произведений.
| 2
|
Контрольные работы
| Не предусмотрено
|
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Подготовка сравнительной таблицы по периодам развития первобытного искусства.
2.Подготовка ответов на контрольные вопросы к практическим работам.
| 2
|
Тема 3
| Первобытное искусство эпохи бронзы и железа. Мегалитическая архитектура. Памятники, их особенности.
|
| 2
|
Содержание учебного материала:
1.Сравнительный анализ произведений эпохи палеолита, мезолита, неолита и железного века, просмотр презентаций по темам в форме виртуальной экскурсии по музеям и хранилищам художественных ценностей.
|
|
Лабораторные работы
| Не предусмотрено
|
|
Практические занятия с применением электронных образовательных ресурсов, составление электронного каталога «Сокровища первобытного искусства».
| 2
|
Контрольные работы
| Не предусмотрено
|
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Подготовка словаря терминов по теме, подготовка сообщений- визиток..
2.Подготовка ответов на контрольные вопросы к практическим работам.
|
|
Тема 4
| Искусство Древнего мира. Искусство Древнего Египта.
|
|
|
Содержание учебного материала:
|
|
1.Периодизация и особенности искусства Древнего Египта.
|
| 2
|
2.Скульптура: виды и жанры, особенности. Монументальная живопись Египта. Искусство Амарнского периода.
|
Лабораторные работы
| Не предусмотрено
|
|
Практические занятия: выполнение эскиза рекламного продукта (кофе, масла, кухня, украшения) с элементами египетского стиля.
| 2
|
Контрольные работы
| Не предусмотрено
|
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Подготовка ответов на контрольные вопросы к практическим работам.
|
|
Тема 5
| Древнее искусство стран Востока (Индии, Китая, Японии).
|
|
|
Содержание учебного материала
|
|
|
1.Искусство Месопотамии (Двуречья).
|
| 2
|
2.Искусство Эгейского мира и Древней Греции.
|
3.Искусство Древнего Рима.
|
|
|
Практические занятия: составление рекламного буклета Туристического агентства, организующего поездки по культурным достопримечательностям, музеям и хранилищам художественных ценностей Древней Греции.
| 2
|
Контрольные работы: тестирование на тему «Искусство стран Древнего Востока».
| 2
|
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Подборка материла для подготовки практического задания по теме.
2.Подготовка ответов на контрольные вопросы к практической работе.
|
|
Тема 6
| Искусство Древнего мира: эгейское искусство.
|
|
|
Содержание учебного материала:
|
|
|
1.Искусство Древнего мира: эгейское искусство.
Искусство Крита, его особенности: архитектура дворцов, живопись, пластика.
|
| 2
|
2.Микенское искусство, его особенности: живопись, архитектура, ДПИ.
|
|
|
Лабораторные работы
| Не предусмотрено
|
Практические занятия: разработка эскиза афиши показа Дома высокой Моды в Москве «Греческие мотивы: мода и современность».
|
|
Контрольные работы
| Не предусмотрено
|
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Подбор материала по теме. Создание таблицы сравнительных характеристик выдающихся памятников Крита и Миккен.
2.Подготовка ответов на контрольные вопросы к практическим работам.
|
|
Тема 7
| Искусство Древнего Рима.
|
|
|
| 1.Искусство этрусков, его особенности. Общая характеристика искусства Римской республики.
2. Особенности архитектуры, основные типы построек. Архитектура эпохи римской империи: ансамбли, памятники. Скульптура: виды и жанры.
|
|
2
|
Содержание учебного материала. Римский скульптурный портрет. Монументальная живопись.
|
|
|
Лабораторные работы
| Не предусмотрено
|
|
Практические занятия
| Не предусмотрено
|
Контрольные работы
| Не предусмотрено
|
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Подготовка словаря терминов и конспекта по теме.
2.Подготовка ответов на контрольные вопросы к практическим работам.
|
|
Тема 8
| Искусство средневековья: романский стиль.
|
|
2
|
Содержание учебного материала:
|
|
1.Изобразительное искусство средневековья.
|
|
Лабораторные работы
| Не предусмотрено
|
|
Практические занятия
| Не предусмотрено
|
Контрольные работы
| Не предусмотрено
|
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Подготовка словаря терминов и конспекта по теме. Создание таблицы сравнительных характеристик выдающихся памятников романского и готического стиля
2.Подготовка ответов на контрольные вопросы к практическим работам.
|
|
Тема 9
| Искусство средневековья: готический стиль.
|
|
2
|
Содержание учебного материала
|
|
1.Готический стиль в архитектуре средневековья.
|
|
Лабораторные работы
| Не предусмотрено
|
|
Практические занятия с применением электронных образовательных ресурсов, составление каталога «Мотивы средневекового искусства и современный дизайн», составление таблиц, схем.
| 1
|
Контрольные работы
| 2
|
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Подготовка ответов на контрольные вопросы к практической работе.
|
|
Тема 10
| Искусство Возрождения. Искусство Италии. Периодизация. Мастера. Центры.
|
|
|
Содержание учебного материала:
|
|
|
1.Искусство Возрождения. Искусство Италии.
|
| 2
|
Лабораторные работы
| Не предусмотрено
|
|
Практические занятия: сравнительный анализ этапов развития искусства эпохи Возрождения, выявление их особенностей и характерных черт.
| 2
|
Контрольные работы
| Не предусмотрено
|
Самостоятельная работа обучающихся:
1 Создание таблицы сравнительных характеристик выдающихся памятников различных этапов эпохи Возрождения.
2.Подготовка ответов на контрольные вопросы к практическим работам.
|
|
Тема 11
| Искусство Северного Возрождения.
|
|
|
Содержание учебного материала
|
|
|
1.Искусство Северной Европы.
|
| 2
|
Лабораторные работы
| Не предусмотрено
|
|
Практические занятия
| Не предусмотрено
|
Контрольные работы
| Не предусмотрено
|
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Подготовка словаря терминов и конспекта. Создание таблицы сравнительных характеристик выдающихся памятников Северного Возрождения.
2.Подготовка ответов на контрольные вопросы к практическим работам.
|
|
Тема 12
| Искусство Древней Руси.
|
|
|
Содержание учебного материала
|
|
|
Искусство Древней Руси.
Архитектура. Искусство Иконописи. Иконописные школы.
|
| 2
|
Лабораторные работы
| Не предусмотрено
|
|
Практические занятия
| Не предусмотрено
|
Контрольные работы
| Не предусмотрено
|
Самостоятельная работа обучающихся:
1Создание таблицы сравнительных характеристик иконописных школ.
2.Подготовка ответов на контрольные вопросы к практическим работам.
|
|
Тема 13
| Искусство Киевской Руси.
|
|
|
Содержание учебного материала
|
|
|
1.Архитектура и искусство Киевской Руси. Храмы св. Софии в Киеве и Новгороде.
2.Особенности архитектуры Владимиро-Суздальской Руси, Новгорода. Иконопись. Монументальная живопись.
3. Творчество Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия.
|
|
2
|
Лабораторные работы
| Не предусмотрено
|
|
Практические занятия
| Не предусмотрено
|
Контрольные работы
| Не предусмотрено
|
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Подготовка ответов на контрольные вопросы к практическим работам.
|
|
Тема 14
| Искусство Московского княжества.
|
|
|
Содержание учебного материала
|
|
|
1.Московский Кремль. Московская архитектура и искусство в ХVI - ХVII вв.
|
| 2
|
Лабораторные работы
| Не предусмотрено
|
|
Практические занятия деловая игра «Реклама культурных сокровищ России»- «Путешествие по Московскому Кремлю» с представлением презентаций, плаката, буклета по теме.
| 2
|
Контрольные работы
| Не предусмотрено
|
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Написание рекламного текста «Приглашение в путешествие по Московскому Кремлю».
2.Подготовка ответов на контрольные вопросы к практическим работам.
|
|
Тема 15
| Искусство Фландрии и Испании ХVII в.
|
|
|
Содержание учебного материала
|
|
|
1.Стиль барокко в живописи Фландрии: мастера и произведения. Творчество П.-П. Рубенса.
2.Архитектура: Эскориал. Живопись: творчество Эль Греко. Творчество Д. Веласкеса.
|
| 2
|
Лабораторные работы
| Не предусмотрено
|
|
Практические занятия
| Не предусмотрено
|
Контрольные работы
|
|
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Создание пригласительного билета на выставку «Мастера Барокко».
2.Подготовка ответов на контрольные вопросы к практическим работам.
|
|
Тема 16
| Искусство Голландии ХVII в.
|
|
|
Содержание учебного материала
|
|
|
1.Жанровое разнообразие голландской живописи: малые голландцы.
2.Мастера и произведения: Вермер, Хальс. Творчество Рембрандта.
|
|
2
|
Лабораторные работы
| Не предусмотрено
|
|
Практические занятия деловая игра «Малые голландцы» в форме диспута «искусствоведов» с представлением рекламного продукта – буклета, афиши..
| 2
|
Контрольные работы
| Не предусмотрено
|
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Создание афиши для выставки «Малые голландцы».
2.Подготовка ответов на контрольные вопросы к практическим работам.
|
|
Тема 17
| Искусство Франции ХVII вв.
|
|
|
Содержание учебного материала
|
|
|
1.Классицизм в архитектуре и живописи Франции XVII в.
2.Архитектура: мастера и произведения. Живопись: творчество Н. Пуссена.
|
|
2
|
Лабораторные работы
| Не предусмотрено
|
|
Практические занятия
| Не предусмотрено
|
Контрольные работы
| Не предусмотрена
|
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Создание пригласительного билета на выставку «Мир Пуссена».
2.Подготовка ответов на контрольные вопросы к практическим работам.
|
|
Тема 18
| Искусство Франции ХVIII вв.
|
|
|
Содержание учебного материала:
|
|
|
1.Искусство Франции XVIII вв.
2.Стили рококо, сентиментализм: мастера и произведения. Ж.-Б.-С. Шарден. Классицизм: Ж.-Л. Давид.
|
|
2
|
Лабораторные работы
| Не предусмотрено
|
|
Практические занятия: ролевая игра «Диспут искусствоведов»: обсуждение произведений искусства, реклама музейных коллекций, отражающих разнообразие стилевых направлений французского искусства 18 в.
| 2
|
Контрольные работы
| Не предусмотрено
|
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Создание рекламного буклета для выставки «Мастера классицизма»
2.Подготовка ответов на контрольные вопросы к практическим работам.
|
|
Тема 19
| Русское искусство ХVIII в.
|
|
|
Содержание учебного материала
|
|
|
1.Архитектура и строительство Петербурга в ХVIII в.: стили, мастера и произведения. Скульптура.
2.Портретная живопись: мастера и произведения.
|
|
2
|
Лабораторные работы
| Не предусмотрено
|
|
Практические занятия
| 4
|
Контрольные работы
| Не предусмотрено
|
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Создание пригласительного билета на выставку «Архитектура Петербурга».
2.Подготовка ответов на контрольные вопросы к практическим работам.
|
|
Тема 20
| Искусство Западной Европы ХIХ в.
| 4
|
|
Содержание учебного материала:
|
1.Стиль ампир в искусстве Франции.
2.Романтизм в европейском искусстве. Романтическая живопись Германии, Франции, Испании: мастера и произведения.
|
2
|
Лабораторные работы
| Не предусмотрено
|
Контрольные работы
| Не предусмотрено
|
Практические занятия: ролевая игра в форме круглого стола «Аукцион шедевров»: представление - произведений, отражающих разнообразие видов и жанров изобразительного искусства Европы начала ХIХ в..
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
1. Разработка рекламного буклета по теме.
2.Подготовка ответов на контрольные вопросы к практическим работам.
|
|
Тема 21
| Искусство Европы начала ХIХ в.
|
|
Содержание учебного материала:
1.Классицизм в русском искусстве начала ХIХ в.
2.Разнообразие стилевых направлений живописи первой половины столетия: мастера и произведения.
3.Искусство Франции середины XIX в.
4.Пейзажная живопись: барбизонцы.
5.Реалистические тенденции в жанровой живописи: мастера и произведения.
|
|
|
Лабораторные работы
| Не предусмотрено
|
Контрольные работы
Практические занятия: ролевая игра «Диспут искусствоведов»: реклама музейных площадок, выставляющих для экспозиции основные произведения искусства начала 19в.
| Не предусмотрено
Не предусмотрено
2
|
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Подготовка ответов на контрольные вопросы к практическим работам.
|
| 2
|
Тема 22
| Искусство России.
Русское искусство середины - второй половины ХIХ в.
Содержание учебного материала:
1.Жанровая живопись 40-50-х гг. Критический реализм П. Федотова.
Бунт 14-ти и «Петербургская артель художников». И. Крамской. «Товарищество передвижных художественных выставок».
2.Жанровая живопись 1860-х, 70-х, 90-х гг.: мастера и произведения. Стиль Романтизм.
3.Историческая и батальная живопись. Творчество И. Репина, В. Сурикова. 4.Пейзажная живопись. Творчество В. Серова.
|
|
|
Тема 23
| Лабораторные работы
| Не предусмотрено
|
|
Контрольные работы
Практические занятия: составление рекламных проектов-«Жанровая живопись в искусстве рекламы».
| Не предусмотрено
2
|
Искусство Европы середины века.
Содержание учебного материала:
1.Импрессионизм во французской живописи второй половины ХIX в.: мастера и произведения. Творчество Э. Мане, К Моне, Тулуз Лотрека, О. Ренуара и др..
2.Мастера и произведения постимпрессионизма.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Разработка рекламного проспекта- буклета по теме «Мастера французской живописи».
2.Подготовка ответов на контрольные вопросы к практическим работам.
|
|
|
Тема 24
| Искусство Европы второй половины ХХ века.
Лабораторные работы
| Не предусмотрено
|
|
Контрольная работа по теме «Искусство Европы второй половины ХХ века».
| 2
|
Практические занятия: ролевая игра «Реклама Благотворительного Аукциона» произведений искусства Европы 19 в..
|
|
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Разработка рекламного продукта: буклета афиши для выставки «Характер и стиль искусства эпохи Нового времени».
2.Подготовка ответов на контрольные вопросы к практическим работам..
|
| 2
|
Тема 25
| Искусство ХХ в. Характерные признаки постмодернизма.
Содержание учебного материала:
1. Деструктивное начало — один из стилеобразующих факторов современного искусства, продуцирующего образ агрессии, катастрофы, распада, хаоса.
Практические занятия: подготовка эскиза афиши к выставке «Постмодернизм: события время, люди».
|
4
|
|
Лабораторные работы
| Не предусмотрено
|
|
Контрольные работы
| Не предусмотрено
|
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Подготовка словаря терминов и конспекта по теме. Разработка рекламного буклета «Мастера постмодернизма».
2.Подготовка ответов на контрольные вопросы к практическим работам.
|
|
Тема 26
| Искусство ХХ в. Искусство России начала ХХ в.
Содержание учебного материала
1.Стиль модерн в русском искусстве, характерные черты, особенности стиля.
2.Художественные объединения начала века: разнообразие идейных и эстетических программ. «Союз русских художников», «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет» и др.
Самостоятельная работа обучающихся:
1.Подготовка ответов на контрольные вопросы к практическим работам.
|
|
|
Тема 27
| Искусство Европы начала века.
Содержание учебного материала
1.Стиль модерн в европейской архитектуре и искусстве: особенности стиля.
2. Художественные объединения, мастера и произведения.
|
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
1.Подготовка ответов на контрольные вопросы к практическим работам.
|
|
Лабораторные работы
| Не предусмотрено
| 2
|
Контрольные работы
| Не предусмотрено
|
Практические занятия: подготовка эскиза афиши к выставке «Стиль модерн в архитектуре».
| 4
|
Содержание учебного материала
1.Искусство и художественные объединения 20-х гг. Искусство Авангарда. Деятельность и творчество мастеров АХРР, ОСТ и др.
2.Создание Союза художников СССР, его роль в художественной жизни страны в 30-70-е гг. Стиль соцреализм. Искусство 30-50-х гг.: жанры, мастера и произведения. Разнообразие стилевых направлений зарубежного искусства ХХ в.
3.Фовизм. Экспрессионизм. Беспредметное искусство. Супрематизм. Баухауз. Сюрреализм. Поп-арт, концептуализм, видео-арт и др. направления. Выдающиеся деятели, художники и произведения. Неофициальное искусство 30-70-х гг. «Суровый стиль» в живописи 60-70-х гг. Разнообразие национальных школ в советском изобразительном искусстве: мастера и произведения. Основные тенденции в развитии русского искусства 80-90-х гг. Искусство на современном этапе.
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся::
1.Подготовка словаря терминов и конспекта по теме. Создание рекламного проспекта «Беспредметное искусство».
2.Подготовка ответов на контрольные вопросы к практическим работам.
|
|
Лабораторные работы
|
Не предусмотрено
|
Контрольные работы
| 2
|
Практические занятия: подготовка эскиза афиши к выставке «Беспредметное искусство».
| 4
|
Зачет
|
|
Всего: 144
| 96-48
|
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)