Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормативно-правовая база деятельности коммерческих банков




Коммерческие банки Российской Федерации являются юридически­ми лицами и подлежат обязательной государственной регистрации. Ее осуществляет Центральный банк РФ, который ведет Книгу государ­ственной регистрации кредитных организаций и заносит туда сведения о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций и их филиалов. Также он выдает коммерческим банкам лицензию (специ­альное разрешение на осуществление банковских операций), без полу­чения которой они не имеют право начинать банковскую деятельность. Деятельность коммерческих банков в России регламентируют Гражданский Кодекс РФ и федеральные законы от 2 декабря 1990 г. Ns 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке Рос­сии)» (в ред. от 6 августа 2001 г.), от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О бан­ках и банковской деятельности» (в ред. от 7 августа 2001 г.), от 25 фев­раля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (в ред. от 7 августа 2001 г.), и Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 30 декабря 2001 г.) и др.

Гражданский кодекс РФ определяет правовое положение банков как хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательс­кую деятельность, устанавливает порядок осуществления ими права собственности, регулирует их договорные и иные обязательства.

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» устанавливает принципы его взаимоотношений с кре­дитными организациями, определяет полномочия Банка России по вмешательству в деятельность кредитных организаций в ситуациях, угрожающих законным интересам вкладчиков, а также его полномо­чия по применению к кредитным организациям санкций за наруше­ние требований законодательства и нормативных актов Центрального банка РФ. Последние являются для кредитных организаций обязатель­ными документами, которыми они должны руководствоваться в своей деятельности. Нормативные акты Центрального банка РФ доводятся до сведения кредитных организаций в форме инструкций, положений и указаний, содержащих установление, изменения или отмену посто­янных или временных предписаний Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» опре­деляет понятие банковской системы Российской Федерации и ее со­ставляющих, устанавливает перечень банковских операций, выполне­ние которых допускается только при наличии соответствующей лицензии Банка России, и операций, которые кредитные организации могут осуществлять в рамках своей деятельности без лицензии. В этом законе также содержатся основные требования к учредительным до­кументам кредитных организаций, регламентируется порядок их ре­гистрации и лицензирования, устанавливаются формы отчетности кредитных организаций перед Центральным банком РФ. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредит­ных организаций» дополняет и развивает положения Федерально­го закона от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банк­ротстве)» (в ред. от 12 марта 2001 г.) применительно к деятельности банков и небанковских кредитных организаций. Этот закон устанав­ливает порядок и условия принятия мер по предупреждению несостоя­тельности кредитных организаций, особенности оснований призна­ния их банкротами и осуществления этой процедуры.

Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» на­деляет коммерческие банки, получившие лицензию Центрального банка РФ на проведение валютных операций, полномочиями агентов валютного регулирования и валютного контроля и устанавливает по­рядок ведения ими валютных операций.

В Российской Федерации коммерческие банки (и иные кредитные организации) могут быть образованы в форме хозяйственных об­ществ, т.е. в форме открытого (ОАО) и закрытого (ЗАО) акционерных обществ, обществ с ограниченной (ООО) и дополнительной (ОДО) ответственностью. Таким образом, регламентация деятельности ком­мерческих банков дополняется также положениями федеральных за­конов от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 21 марта 2002 г.) или от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об об­ществах с ограниченной ответственностью» (в ред. от 21 марта 2002 г.). Уставный капитал (УК) коммерческого банка, образованного в форме акционерного общества, формируется за счет размещения его акций.

Акционеры несут ответственность по обязательствам банка только в пределах стоимости принадлежащих им акций. Среди акционеров банка следует различать учредителей и прочих участников. Учредите­лями считаются юридические и физические лица, принявшие реше­ния об учреждении банка, занимающиеся его организацией и распо­лагающие необходимыми средствами для формирования его уставного капитала.

Если банк представляет собой открытое акционерное общество, то число его акционеров не ограничено; если же он является закрытым акционерным обществом, то число его акционеров не может быть больше 50.

Банки, образованные в форме открытого акционерного общества, вправе проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции (т.е. осуществлять их размещение среди любых желающих лиц), а акционеры вправе перепродать принадлежащие им акции другим лицам без согласия учредителей и прочих акционеров. Отметим, однако, что бан­кам в форме ОАО разрешается проводить и закрытую подписку (такая возможность должна быть предусмотрена в его уставе). В этом случае вновь выпущенные акции распределяют только среди его учредителей или заранее определенного круга лиц.

Банки, образованные в форме закрытого акционерного общества, не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции. Их всегда распределяют только среди учредителей ЗАО или заранее опре­деленного круга лиц, а акционеры могут перепродать принадлежащие им акции преимущественно только другим акционерам. Продать же эти акции лицу, не являющемуся участником банка, можно лишь при согла­сии других акционеров и отказе банка самому выкупить их.

Банки, создаваемые в форме обществ с ограниченной ответствен­ностью и дополнительной ответственностью, не могут выпускать свои акции. Их уставный капитал формируется одним или несколькими лицами путем внесения вкладов (паев) в денежной или натуральной форме (в виде зданий, помещений и т.п.). Доля каждого лица в устав­ном капитале определена в учредительных документах. Ответствен­ность лиц, внесших вклад в уставный капитал банка, образованного в форме ООО, по его обязательствам ограничивается стоимостью вне­сенных вкладов. Ответственность лиц, осуществивших вклад в устав­ный капитал банка, образованного в форме ОДО, по его обязательствам несколько выше. Они несут ответственность не только стоимостью сво­их вкладов, но и своим имуществом в одинаковом для всех вкладчиков кратном размере к стоимости своих вкладов. Организационно-право­вая форма ОДО больше подходит таким кредитным организациям, как кредитные союзы, общества взаимного кредитования и т.п.

Среди участников (пайщиков) банков, образованных в форме ООО и ОДО, следует различать учредителей и прочих участников (т.е. про­чих пайщиков). Общее число участников таких банков (т.е. и учреди­телей, и прочих пайщиков) не должно превышать 50 человек. Продать свою долю в уставном капитале они могут только другим участникам, а сторонним лицам только при согласии других участников.

При формировании уставного капитала банка, который создается в любой организационно-правовой форме, использование средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и средств, находящихся в ведении федеральных органов государствен­ной власти, допускается только на основании специальных законода­тельных актов.

Решение об учреждении банка принимает общее собрание его уч­редителей. Там же избирают совет директоров (наблюдательный со­вет), утверждают кандидатуры на должности руководителей исполни­тельных органов банка и главного бухгалтера, а также бизнес-план и план доходов и расходов сроком на 3—5 лет и принимают основной учредительный документ банка — устав. В уставе определяется орга-низационно правовая форма создаваемого банка, его официальное наи­менование и местонахождение, порядок формирования УК и порядок управления деятельностью банка, перечень операций, которые банк предполагает осуществлять, порядок его ликвидации и реорганизации. Если банк создается в форме ОАО и ЗАО, то, помимо устава, при­нимают решение о выпуске его акций (порядок регистрации выпуска акций кредитных организаций установлен Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в ред. от 7 авгу­ста 2001 г.) и нормативными актами Центрального банка РФ).

Если же банк создается в форме ООО или ОДО, то, помимо уста­ва, принимают учредительский договор, в котором определяют состав учредителей, размер УК, долю каждого учредителя в УК, порядок и сроки внесения вкладов в УК, порядок распределения прибыли меж­ду учредителями и прочими участниками, порядок их выхода из кре­дитной организации.

После проведения общего собрания учредители направляют в Цен­тральный банк РФ заявление с ходатайством о государственной реги­страции банка и выдаче ему лицензии на осуществление банковских операций, к которому прилагают протокол общего собрания учредите­лей, все принятые на этом собрании документы, заключение аудитор­ской организации об устойчивом финансовом положении учредителей и свидетельство об уплате государственной пошлины за регистрацию кредитной организации.

Рассмотрев представленные документы, Центральный банк РФ принимает решение о возможности государственной регистрации бан­ка. При принятии положительного решения он вносит сведения о но­вом банке в Книгу государственной регистрации кредитных организа­ций, выдает учредителям свидетельство о регистрации и открывает банку корреспондентский счет для оплаты учредителями уставного капитала. Оплата 100% заявленного уставного капитала должна быть проведена в течение одного месяца после получения свидетельства о регистрации.

После оплаты уставного капитала Центральный банк РФ выдает банку лицензию на осуществление банковской деятельности, в которой указываются банковские операции, которые данный банк имеет право проводить, и валюта, в которой эти операции могут выполняться. Вновь созданному банку может быть выдана лицензия на осуще­ствление банковских операций только в рублях или и в рублях, и в иностранной валюте, но в любом случае без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц.

Получение лицензии на привлечение во вклады средств физичес­ких лиц в рублях и иностранной валюте возможно только по истече­нии двух лет с даты государственной регистрации.

В дальнейшем банки могут получать лицензии, расширяющие круг выполняемых ими операций, и, наконец, — генеральную лицензию. Генеральная лицензия выдается банкам, имеющим лицензии на вы­полнение всех банковских операций в рублях и иностранной валюте. Банки, получившие генеральную лицензию, имеют право в установ­ленном порядке открывать за рубежом филиалы и приобретать доли в уставном капитале банков-нерезидентов.

Прекращение деятельности банка происходит путем его реоргани­зации или ликвидации. Под реорганизацией понимают слияние, присо­единение, выделение, разделение или преобразование банка. Его права и обязанности после реорганизации переходят к правопреемникам. При этом в Книгу государственной регистрации кредитных организаций и в устав реорганизованного банка вносят необходимые уточнения.

Ликвидация банка может быть проведена в добровольном и при­нудительном порядках. Добровольную ликвидацию осуществляют по решению общего собрания учредителей и только после выполнения банком всех обязательств перед вкладчиками.

Принудительную ликвидацию осуществляют по решению Цент­рального банка РФ об отзыве у банка лицензии за нарушение им бан­ковского законодательства или в связи с его неплатежеспособностью и решением арбитражного суда о признании его банкротом.

Высшим органом управления банком (вне зависимости от его орга­низационно-правовой формы) является общее собрание участников (т.е. акционеров или пайщиков), которое созывают не реже 1 раза в год. На этом собрании решают следующие вопросы:

вносят изменения и дополнения в устав банка;

уточняют размер уставного капитала банка (т.е. фиксируют его
уменьшение или увеличение);

принимают решение о реорганизации или ликвидации банка;

избирают ревизионную комиссию банка и утверждают аудитора
банка;

избирают совет директоров (наблюдательный совет) банка;

рассматривают предоставленную советом директоров отчет­ность: годовой отчет банка, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях
и убытках;

•   принимают решение о распределении прибыли банка.

Совет директоров (наблюдательный совет) банка — это орган, уполномоченный общим собранием участников осуществлять страте­гическое руководство деятельностью банка. Совет директоров уста­навливает приоритетные направления в деятельности банка, его кре­дитную и инвестиционную политику (для этого им может быть создан специальный кредитный комитет); планирует доходы, расходы и при­быль банка; утверждает его внутренние документы; принимает реше­ние об открытии и закрытии филиалов и представительств банка, его участии в других организациях; определяет структуру и численность работников, нормативы по оплате их труда и расходы на содержание и развитие банка. Совет директоров заседает не реже 1 раза в квартал; в его состав должно входить не менее семи членов. Именно совет дирек­торов обеспечивает созыв очередных и внеочередных общих собраний участников (акционеров, пайщиков), утверждает повестку и готовит ма­териалы для их проведения. Работу совета директоров организует его председатель, выбранный из числа членов совета директоров.

Для осуществления текущего руководства деятельностью банка в соответствии с уставом и положениями совета директоров формируют исполнительный коллегиальный орган — правление банка, возглав­ляемое генеральным директором (президентом, председателем прав­ления). Этот орган, заседания которого проводят регулярно, призван выполнять решения общего собрания участников и совета директо­ров, совершать от его имени сделки, издавать приказы и давать указа­ния, обязательные для исполнения всеми

работниками банка, утверж­дать штаты, решать все прочие вопросы, за исключением тех, которые относятся к исключительной компетенции общего собрания участни­ков или совета директоров.

Генеральный директор (президент) банка может осуществлять ру­ководство текущей деятельностью банка и единолично (т.е. при отсут­ствии коллегиального правления) на основе договора, заключенного с ним председателем совета директоров.

Руководство текущей деятельностью филиала банка осуществляет управляющий филиалом. Открытие всех филиалов должно быть от­ражено в уставе банка с указанием их юридических адресов.

Дальнейшая организационная структура коммерческого банка представлена, с одной стороны, его службами, а с другой — управле­ниями, в состав которых включается несколько отделов. К службам банка относят:

S отдел кадров (осуществляет подбор и расстановку персонала, организует его обучение, повышение квалификации и т.п.);

•S юридический отдел (разрабатывает и вносит изменения в нор­мативные документы, составляет договоры, ведет дела банка в судеб­ных и административных учреждениях и т.п.);

•S административно-хозяйственный отдел (занимается приобре­тением, ремонтом и продажей зданий, сооружений и оборудования банка);

•S отдел автоматизации (организует компьютерные системы бан­ка и выполнение электронных расчетов, разрабатывает и организует программы оснащения банка электронно-вычислительной и оргтех­никой, разрабатывает программное обеспечение для отделов и управ­лений банка);

•S служба безопасности (обеспечивает безопасность деятельнос­ти банка и его сотрудников, осуществляет проверку крупных вкладчи­ков и заемщиков).

Количество управлений и включаемых в них отделов зависит от ве­личины банка и разнообразия осуществляемых им операций и услуг. В крупных банках обычно функционируют следующие управления:

S управление планирования и развития деятельности банка;

•S управление депозитных операций;

S управление ценных бумаг;

•S кредитное управление;

•S валютное управление;

S управление комиссионных операций;

•S учетно-операционное управление;

•" управление депозитарных операций.

Управление планирования и развития деятельности банка при­звано обеспечивать ликвидность, рентабельность и надежность бан­ка. Это управление занимается определением конкретных задач для прочих управлений банка и путей совершенствования его деятельнос­ти, разработкой балансов, накоплением и анализом статистической информации, учетом различных показателей его деятельности и т.п. В состав этого управления включаются отдел организации банковской деятельности и управления банковской ликвидностью, отдел эко­номического анализа и отдел маркетинга и связей с клиентурой.

Управление депозитных, операций предназначено для привлече­ния, учета и анализа средств юридических и физических лиц в депо­зиты. В его состав могут входить отдел депозитных операций с юри­дическими лицами, занимающийся заключением договоров на депонирование средств юридических лиц и учетом таких депозитов по видам и срочности, а также отдел депозитных операций с физичес­кими лицами. Может быть и другое разграничение — отдел депозит­ных операций в рублях и отдел депозитных операций в валюте.

Управление ценных бумаг предназначено для привлечения ресур­сов путем размещения собственных ценных бумаг банка, инвестиро­вания банковских ресурсов в ценные бумаги других эмитентов, учета и переучета векселей. Размещением и выкупом собственных ценных бумаг банка занимается фондовый отдел, покупкой-продажей ценных бумаг других эмитентов — инвестиционный отдел, учет и переучет векселей осуществляет отдел по работе с векселями.

Кредитное управление является центральным звеном в осуществ­лении активных операций банка и предназначено для организации кредитования предприятий, других банков и населения. В силу широ­кого спектра выдаваемых кредитов в это управление могут включать­ся следующие отделы: краткосрочного кредитования, долгосрочного кредитования, кредитования населения, лизинга и т.п.

Валютное управление предназначено для осуществления и анали­за валютных операций. В его состав могут входить отдел ведения ва­лютных счетов и международных расчетов, отдел неторговых валют­ных операций, отдел иностранных корреспондентских счетов («ЛОРО», «НОСТРО»).

Управление комиссионных операций включает в себя трастовый отдел, занимающийся доверительным управлением вверенного банку имущества, а также оказывающий посредничество в покупке-прода­же каких-либо ценностей клиентов, отдел гарантийных операций и банковских услуг, консалтинговый отдел.

Учетно-операционное управление занимается организацией расчетно-налоговой деятельности банка. В него включаются операцион­ный отдел, отдел налоговых операций, расчетный отдел, а также бух­галтерия банка и инкассация.

Управление депозитарных операций выполняет функции депози­тария для акционерных обществ.

 

1.2 Организационно правовые аспекты

Ликвидность и платежеспособность коммерческих банков

Успех деятельности коммерческого банка обеспечивают три взаимосвязанных фактора.

1. Высокая доходность (прибыльность), создающая возмож­ность для выплаты дивидендов акционерам банка, увеличения его капитала, создания необходимых страховых резервов, фон­дов развития и проч.

Ликвидность (от лат. liquidus — жидкий, текучий), т.е. воз­можность быстрого (без больших потерь доходности или допол­нительных затрат) превращения его активов в платежные средст­ва для своевременного погашения своих долговых обязательств.

Платежеспособность, т.е. способность в должные сроки и в полной сумме отвечать по своим обязательствам перед креди­торами — государством, банками, вкладчиками и др.

В отечественной экономической литературе подчас смеши­ваются два понятия — ликвидность и платежеспособность ком­мерческого банка, что на практике приводит к отождествлению методов и способов управления ими.

В международной практике банкиры рассматривают плате­жеспособность приблизительно с тех же позиций, с какой врачи изучают сердцебиение своего пациента. В основе «жизнедея­тельности» коммерческого банка лежит прежде всего его ликвид­ность. В отсутствие ликвидности банк вряд ли может быть пла­тежеспособным. Как показывает практика, потеря банком лик­видности приводит в итоге к его неплатежеспособности, после чего, как следствие, наступает банкротство. Таким образом, в обеспечении высокого уровня стабильности, устойчивости и на­дежности коммерческого банка ликвидность — первична, плате­жеспособность — вторична.

Особенно важно учитывать данное положение при формиро­вании перспектив банковской политики, определении целей и стратегии его деятельности в условиях рыночной неопределен­ности спроса на банковские ресурсы и поступлений в банк де­нежных средств.

На практике ликвидность банка определяется путем оценки ликвидности его баланса: баланс банка считается ликвидным, если средства по активу позволяют за счет быстрой их реализа­ции покрыть срочные обязательства по пассиву.

Чем выше ликвидность какого-либо актива в балансе банка, тем ниже его доходность, и наоборот.

Активные операции по своей экономической значимости в деятельности банка можно охарактеризовать следующим образом.

1. По уровню доходности — это операции, приносящие наи­больший доход.

2. По уровню ликвидности — это операции, обеспечивающие
и возможность использования некоего актива в качестве платежного средства либо быстрое его превращение в таковое. В ба­лансе банка размещение видов активов сверху вниз построено на принципах убывающего уровня ликвидности каждого из них.

3. По степени риска — это операции, по которым имеется потенциальная возможность невозврата размещенных с целью получения прибыли банковских ресурсов.

Исходя из этого, оценивая ликвидность конкретного банка, следует учитывать ликвидность какого-либо актива, его потен­циально возможную доходность и степень риска, который свя­зан с вероятностью невозврата банковских средств по соответст­вующей активной операции.

В России для оценки состояния активов коммерческого банка и расчета показателей ликвидности активы подразделяются на пять групп с учетом степени риска банковских вложений, возможности потери ими части своей стоимости при невозвратности.

На основе вышеизложенного можно вывести следующую за­висимость между основными качественными свойствами активов банка, с учетом которой формируются его политика и стратегиче­ская цель: чем выше доходность активов банка, тем больше риск операций по ним, но тем ниже уровень ликвидности баланса, а сле­довательно, и платежеспособность банка в целом, и наоборот.

Таким образом, обеспечение ликвидности банка — это слож­ная и многофакторная задача, успех решения которой определя­ет суть и содержание политики и деятельности любого коммер­ческого банка как предпринимательской структуры в системе банковского дела.

Обеспечение ликвидности — задача весьма сложная и про­блематичная как для самих банков, так и для всей банковской системы в целом.

Для коммерческих банков сложность заключается прежде всего в том, что ликвидность банка и его доходность сопряжены обратно пропорциональной зависимостью: чем выше ликвид­ность, тем ниже доходность банка, и наоборот, а это противоре­чит основному предпринимательскому интересу банка — полу­чению прибыли.

Для государственной банковской системы в целом важность и необходимость управления ликвидностью коммерческих бан­ков заключается в том, чтобы с помощью регулирующих функ­ций Центрального банка РФ обеспечить:

стабильность функционирования банковской системы в целом;

защиту интересов государства, вкладчиков и кредиторов;

• осуществление государственной денежно-кредитной и фи­нансовой политики.

 


Виды коммерческих банков

Коммерческие банки по юридическому статуту подразделяются на:

а) национальные

б) штатные.

Первые функционируют согласно федеральным законам и в обязательном порядке входят в Федеральную резервную систему в качестве банков-членов; последние функционируют в соответствии с законами отдельных штатов и по желанию входят либо не входят в ФРС. Из всех коммерческих банков выделилось несколько крупнейших банков, чьи ресурсы возрастают быстрее, чем сумма ресурсов прочих банков.

Так, только с 1960 по 1970 гг. сумма депозитов 50 крупнейших коммерческих банков возросла с 88,8 млрд. до 230,4 млрд. долл., т.е. в 2,5 раза, тогда как общая сумма депозитов прочих коммерческих банков за это время увеличилась с 141,7 млрд до 255,1 млрд долл., т.е. в 1,8 раза. В 1970 г.

Эти 50 крупнейших банков распоряжались 47% общей суммы депозитов всех 13705 коммерческих банков. В свою очередь из крупнейших коммерческих банков выделилась горстка банков-гигантов — «Бэнк оф Америка», «Ферст нейшнл сити бэнк оф Нью-Йорк», «Чейз Манхэттен бэнк», «Менюфекчурерс Гановер траст К°», «Морган Гаранти траст К°». Эти банки либо возглавляют мощные финансово-промышленные группы, либо играют в них крупную роль. Они представляют собой, по существу, банковские холдинги, образовавшиеся путем слияния крупных банков.

В конце 1994 г. насчитывалось 40,9 тыс. коммерческих банков с совокупными активами в 4313 млрд долл., 9,3 тыс. штатных банков — членов ФРС и 24,5 тыс. штатных банков, не входящих в ФРС.

В ресурсах коммерческих банков США собственные капиталы занимают небольшую часть — до 7,4%; львиная доля приходится на депозиты, среди которых 44% — это депозиты до востребования и 56% —срочные депозиты.

Уровни кредитной системы

На данный момент в России Сформирована двухуровневая банковская система: I уровень – Центральный банк России2, II уровень – коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.

Центральный банк России является главным банком государства. Он независим от распорядительных и исполнительных органов власти. ЦБР – экономически самостоятельное учреждение. Он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости рубля, проведение единой денежно-кредитной политики, организация расчетов и кассового обслуживания, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности. ЦБР осуществляет денежно-кредитное регулирование экономики государства путем установления норм обязательного резервирования коммерческими банками своих привлеченных ресурсов, уровня учетных ставок по кредитам коммерческим банкам, доведения до них экономических нормативов, проведения операций с ценными бумагами. ЦБР осуществляет рефинансирование коммерческих банков, предоставляя им краткосрочные кредиты и выступая таким образом кредитором последней инстанции.
Второй уровень банковской системы представляется прежде всего широкой сетью коммерческих банков, обеспечивающих кредитно-расчетное обслуживание субъектов хозяйственной жизни.

Наряду с коммерческими банками в России функционирует ряд специальных банков. К ним относятся ипотечные банки, кредитующие под залог недвижимости; земельные банки, занимающиеся кредитованием под залог земельных участков; инвестиционные банки, осуществляющие операции по выпуску и размещению корпоративных ценных бумаг. Начался процесс формирования муниципальных банков, призванных обеспечить исполнение местных бюджетов, перераспределение с помощью кредита временно свободных финансовых ресурсов в рамках муниципальной собственности. Система специальных банков в силу несовершенства и отсутствия необходимой законодательной базы только начинает складываться.

Особое место в кредитной системе занимает Внешэкономбанк, преобразованный в банк по обслуживанию внешнего долга Российской Федерации, а также Банк реконструкции и развития, созданный государством для финансирования правительственных целевых программ общегосударственного и регионального характера с использованием бюджетных ресурсов на выдачу льготных кредитов.
В кредитной системе в институциональном плане можно выделить также союзы, ассоциации, консорциумы и иные объединения банков, образованные ими для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ.

Помимо банковских учреждений во второй уровень кредитной системы входят также специальные финансово-кредитные институты. В их деятельности можно выделить, как правило, одну или две банковские операции, на совершение которых требуется получение лицензии ЦБР. Они имеют обычно специфическую клиентуру. К таким институтам относятся кредитные союзы и кооперативы, финансовые и трастовые компании, страховые компании, частные пенсионные фонды, ссудосберегательные ассоциации, инвестиционные фонды, ломбарды и другие учреждения. Они аккумулируют средства населения и юридических лиц, осуществляют кредитование предприятий и граждан, выступают посредниками на рынке межбанковских кредитов, выполняют доверительные операции.
Активно развивается также коммерческое и внутрифирменное кредитование. Устанавливаются тесные связи между различными звеньями кредитной системы и рынком ценных бумаг.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...