Нормативно-правовая база деятельности коммерческих банков
Коммерческие банки Российской Федерации являются юридическими лицами и подлежат обязательной государственной регистрации. Ее осуществляет Центральный банк РФ, который ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций и заносит туда сведения о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций и их филиалов. Также он выдает коммерческим банкам лицензию (специальное разрешение на осуществление банковских операций), без получения которой они не имеют право начинать банковскую деятельность. Деятельность коммерческих банков в России регламентируют Гражданский Кодекс РФ и федеральные законы от 2 декабря 1990 г. Ns 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 6 августа 2001 г.), от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 7 августа 2001 г.), от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (в ред. от 7 августа 2001 г.), и Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 30 декабря 2001 г.) и др. Гражданский кодекс РФ определяет правовое положение банков как хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, устанавливает порядок осуществления ими права собственности, регулирует их договорные и иные обязательства. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» устанавливает принципы его взаимоотношений с кредитными организациями, определяет полномочия Банка России по вмешательству в деятельность кредитных организаций в ситуациях, угрожающих законным интересам вкладчиков, а также его полномочия по применению к кредитным организациям санкций за нарушение требований законодательства и нормативных актов Центрального банка РФ. Последние являются для кредитных организаций обязательными документами, которыми они должны руководствоваться в своей деятельности. Нормативные акты Центрального банка РФ доводятся до сведения кредитных организаций в форме инструкций, положений и указаний, содержащих установление, изменения или отмену постоянных или временных предписаний Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» определяет понятие банковской системы Российской Федерации и ее составляющих, устанавливает перечень банковских операций, выполнение которых допускается только при наличии соответствующей лицензии Банка России, и операций, которые кредитные организации могут осуществлять в рамках своей деятельности без лицензии. В этом законе также содержатся основные требования к учредительным документам кредитных организаций, регламентируется порядок их регистрации и лицензирования, устанавливаются формы отчетности кредитных организаций перед Центральным банком РФ. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» дополняет и развивает положения Федерального закона от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 12 марта 2001 г.) применительно к деятельности банков и небанковских кредитных организаций. Этот закон устанавливает порядок и условия принятия мер по предупреждению несостоятельности кредитных организаций, особенности оснований признания их банкротами и осуществления этой процедуры.
Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» наделяет коммерческие банки, получившие лицензию Центрального банка РФ на проведение валютных операций, полномочиями агентов валютного регулирования и валютного контроля и устанавливает порядок ведения ими валютных операций.
В Российской Федерации коммерческие банки (и иные кредитные организации) могут быть образованы в форме хозяйственных обществ, т.е. в форме открытого (ОАО) и закрытого (ЗАО) акционерных обществ, обществ с ограниченной (ООО) и дополнительной (ОДО) ответственностью. Таким образом, регламентация деятельности коммерческих банков дополняется также положениями федеральных законов от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 21 марта 2002 г.) или от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. от 21 марта 2002 г.). Уставный капитал (УК) коммерческого банка, образованного в форме акционерного общества, формируется за счет размещения его акций. Акционеры несут ответственность по обязательствам банка только в пределах стоимости принадлежащих им акций. Среди акционеров банка следует различать учредителей и прочих участников. Учредителями считаются юридические и физические лица, принявшие решения об учреждении банка, занимающиеся его организацией и располагающие необходимыми средствами для формирования его уставного капитала. Если банк представляет собой открытое акционерное общество, то число его акционеров не ограничено; если же он является закрытым акционерным обществом, то число его акционеров не может быть больше 50. Банки, образованные в форме открытого акционерного общества, вправе проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции (т.е. осуществлять их размещение среди любых желающих лиц), а акционеры вправе перепродать принадлежащие им акции другим лицам без согласия учредителей и прочих акционеров. Отметим, однако, что банкам в форме ОАО разрешается проводить и закрытую подписку (такая возможность должна быть предусмотрена в его уставе). В этом случае вновь выпущенные акции распределяют только среди его учредителей или заранее определенного круга лиц. Банки, образованные в форме закрытого акционерного общества, не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции. Их всегда распределяют только среди учредителей ЗАО или заранее определенного круга лиц, а акционеры могут перепродать принадлежащие им акции преимущественно только другим акционерам. Продать же эти акции лицу, не являющемуся участником банка, можно лишь при согласии других акционеров и отказе банка самому выкупить их.
Банки, создаваемые в форме обществ с ограниченной ответственностью и дополнительной ответственностью, не могут выпускать свои акции. Их уставный капитал формируется одним или несколькими лицами путем внесения вкладов (паев) в денежной или натуральной форме (в виде зданий, помещений и т.п.). Доля каждого лица в уставном капитале определена в учредительных документах. Ответственность лиц, внесших вклад в уставный капитал банка, образованного в форме ООО, по его обязательствам ограничивается стоимостью внесенных вкладов. Ответственность лиц, осуществивших вклад в уставный капитал банка, образованного в форме ОДО, по его обязательствам несколько выше. Они несут ответственность не только стоимостью своих вкладов, но и своим имуществом в одинаковом для всех вкладчиков кратном размере к стоимости своих вкладов. Организационно-правовая форма ОДО больше подходит таким кредитным организациям, как кредитные союзы, общества взаимного кредитования и т.п. Среди участников (пайщиков) банков, образованных в форме ООО и ОДО, следует различать учредителей и прочих участников (т.е. прочих пайщиков). Общее число участников таких банков (т.е. и учредителей, и прочих пайщиков) не должно превышать 50 человек. Продать свою долю в уставном капитале они могут только другим участникам, а сторонним лицам только при согласии других участников. При формировании уставного капитала банка, который создается в любой организационно-правовой форме, использование средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и средств, находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, допускается только на основании специальных законодательных актов. Решение об учреждении банка принимает общее собрание его учредителей. Там же избирают совет директоров (наблюдательный совет), утверждают кандидатуры на должности руководителей исполнительных органов банка и главного бухгалтера, а также бизнес-план и план доходов и расходов сроком на 3—5 лет и принимают основной учредительный документ банка — устав. В уставе определяется орга-низационно правовая форма создаваемого банка, его официальное наименование и местонахождение, порядок формирования УК и порядок управления деятельностью банка, перечень операций, которые банк предполагает осуществлять, порядок его ликвидации и реорганизации. Если банк создается в форме ОАО и ЗАО, то, помимо устава, принимают решение о выпуске его акций (порядок регистрации выпуска акций кредитных организаций установлен Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в ред. от 7 августа 2001 г.) и нормативными актами Центрального банка РФ).
Если же банк создается в форме ООО или ОДО, то, помимо устава, принимают учредительский договор, в котором определяют состав учредителей, размер УК, долю каждого учредителя в УК, порядок и сроки внесения вкладов в УК, порядок распределения прибыли между учредителями и прочими участниками, порядок их выхода из кредитной организации. После проведения общего собрания учредители направляют в Центральный банк РФ заявление с ходатайством о государственной регистрации банка и выдаче ему лицензии на осуществление банковских операций, к которому прилагают протокол общего собрания учредителей, все принятые на этом собрании документы, заключение аудиторской организации об устойчивом финансовом положении учредителей и свидетельство об уплате государственной пошлины за регистрацию кредитной организации. Рассмотрев представленные документы, Центральный банк РФ принимает решение о возможности государственной регистрации банка. При принятии положительного решения он вносит сведения о новом банке в Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает учредителям свидетельство о регистрации и открывает банку корреспондентский счет для оплаты учредителями уставного капитала. Оплата 100% заявленного уставного капитала должна быть проведена в течение одного месяца после получения свидетельства о регистрации. После оплаты уставного капитала Центральный банк РФ выдает банку лицензию на осуществление банковской деятельности, в которой указываются банковские операции, которые данный банк имеет право проводить, и валюта, в которой эти операции могут выполняться. Вновь созданному банку может быть выдана лицензия на осуществление банковских операций только в рублях или и в рублях, и в иностранной валюте, но в любом случае без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц.
Получение лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях и иностранной валюте возможно только по истечении двух лет с даты государственной регистрации. В дальнейшем банки могут получать лицензии, расширяющие круг выполняемых ими операций, и, наконец, — генеральную лицензию. Генеральная лицензия выдается банкам, имеющим лицензии на выполнение всех банковских операций в рублях и иностранной валюте. Банки, получившие генеральную лицензию, имеют право в установленном порядке открывать за рубежом филиалы и приобретать доли в уставном капитале банков-нерезидентов. Прекращение деятельности банка происходит путем его реорганизации или ликвидации. Под реорганизацией понимают слияние, присоединение, выделение, разделение или преобразование банка. Его права и обязанности после реорганизации переходят к правопреемникам. При этом в Книгу государственной регистрации кредитных организаций и в устав реорганизованного банка вносят необходимые уточнения. Ликвидация банка может быть проведена в добровольном и принудительном порядках. Добровольную ликвидацию осуществляют по решению общего собрания учредителей и только после выполнения банком всех обязательств перед вкладчиками. Принудительную ликвидацию осуществляют по решению Центрального банка РФ об отзыве у банка лицензии за нарушение им банковского законодательства или в связи с его неплатежеспособностью и решением арбитражного суда о признании его банкротом. Высшим органом управления банком (вне зависимости от его организационно-правовой формы) является общее собрание участников (т.е. акционеров или пайщиков), которое созывают не реже 1 раза в год. На этом собрании решают следующие вопросы: вносят изменения и дополнения в устав банка; уточняют размер уставного капитала банка (т.е. фиксируют его принимают решение о реорганизации или ликвидации банка; избирают ревизионную комиссию банка и утверждают аудитора избирают совет директоров (наблюдательный совет) банка; рассматривают предоставленную советом директоров отчетность: годовой отчет банка, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях • принимают решение о распределении прибыли банка. Совет директоров (наблюдательный совет) банка — это орган, уполномоченный общим собранием участников осуществлять стратегическое руководство деятельностью банка. Совет директоров устанавливает приоритетные направления в деятельности банка, его кредитную и инвестиционную политику (для этого им может быть создан специальный кредитный комитет); планирует доходы, расходы и прибыль банка; утверждает его внутренние документы; принимает решение об открытии и закрытии филиалов и представительств банка, его участии в других организациях; определяет структуру и численность работников, нормативы по оплате их труда и расходы на содержание и развитие банка. Совет директоров заседает не реже 1 раза в квартал; в его состав должно входить не менее семи членов. Именно совет директоров обеспечивает созыв очередных и внеочередных общих собраний участников (акционеров, пайщиков), утверждает повестку и готовит материалы для их проведения. Работу совета директоров организует его председатель, выбранный из числа членов совета директоров. Для осуществления текущего руководства деятельностью банка в соответствии с уставом и положениями совета директоров формируют исполнительный коллегиальный орган — правление банка, возглавляемое генеральным директором (президентом, председателем правления). Этот орган, заседания которого проводят регулярно, призван выполнять решения общего собрания участников и совета директоров, совершать от его имени сделки, издавать приказы и давать указания, обязательные для исполнения всеми работниками банка, утверждать штаты, решать все прочие вопросы, за исключением тех, которые относятся к исключительной компетенции общего собрания участников или совета директоров. Генеральный директор (президент) банка может осуществлять руководство текущей деятельностью банка и единолично (т.е. при отсутствии коллегиального правления) на основе договора, заключенного с ним председателем совета директоров. Руководство текущей деятельностью филиала банка осуществляет управляющий филиалом. Открытие всех филиалов должно быть отражено в уставе банка с указанием их юридических адресов. Дальнейшая организационная структура коммерческого банка представлена, с одной стороны, его службами, а с другой — управлениями, в состав которых включается несколько отделов. К службам банка относят: S отдел кадров (осуществляет подбор и расстановку персонала, организует его обучение, повышение квалификации и т.п.); •S юридический отдел (разрабатывает и вносит изменения в нормативные документы, составляет договоры, ведет дела банка в судебных и административных учреждениях и т.п.); •S административно-хозяйственный отдел (занимается приобретением, ремонтом и продажей зданий, сооружений и оборудования банка); •S отдел автоматизации (организует компьютерные системы банка и выполнение электронных расчетов, разрабатывает и организует программы оснащения банка электронно-вычислительной и оргтехникой, разрабатывает программное обеспечение для отделов и управлений банка); •S служба безопасности (обеспечивает безопасность деятельности банка и его сотрудников, осуществляет проверку крупных вкладчиков и заемщиков). Количество управлений и включаемых в них отделов зависит от величины банка и разнообразия осуществляемых им операций и услуг. В крупных банках обычно функционируют следующие управления: S управление планирования и развития деятельности банка; •S управление депозитных операций; S управление ценных бумаг; •S кредитное управление; •S валютное управление; S управление комиссионных операций; •S учетно-операционное управление; •" управление депозитарных операций. Управление планирования и развития деятельности банка призвано обеспечивать ликвидность, рентабельность и надежность банка. Это управление занимается определением конкретных задач для прочих управлений банка и путей совершенствования его деятельности, разработкой балансов, накоплением и анализом статистической информации, учетом различных показателей его деятельности и т.п. В состав этого управления включаются отдел организации банковской деятельности и управления банковской ликвидностью, отдел экономического анализа и отдел маркетинга и связей с клиентурой. Управление депозитных, операций предназначено для привлечения, учета и анализа средств юридических и физических лиц в депозиты. В его состав могут входить отдел депозитных операций с юридическими лицами, занимающийся заключением договоров на депонирование средств юридических лиц и учетом таких депозитов по видам и срочности, а также отдел депозитных операций с физическими лицами. Может быть и другое разграничение — отдел депозитных операций в рублях и отдел депозитных операций в валюте. Управление ценных бумаг предназначено для привлечения ресурсов путем размещения собственных ценных бумаг банка, инвестирования банковских ресурсов в ценные бумаги других эмитентов, учета и переучета векселей. Размещением и выкупом собственных ценных бумаг банка занимается фондовый отдел, покупкой-продажей ценных бумаг других эмитентов — инвестиционный отдел, учет и переучет векселей осуществляет отдел по работе с векселями. Кредитное управление является центральным звеном в осуществлении активных операций банка и предназначено для организации кредитования предприятий, других банков и населения. В силу широкого спектра выдаваемых кредитов в это управление могут включаться следующие отделы: краткосрочного кредитования, долгосрочного кредитования, кредитования населения, лизинга и т.п. Валютное управление предназначено для осуществления и анализа валютных операций. В его состав могут входить отдел ведения валютных счетов и международных расчетов, отдел неторговых валютных операций, отдел иностранных корреспондентских счетов («ЛОРО», «НОСТРО»). Управление комиссионных операций включает в себя трастовый отдел, занимающийся доверительным управлением вверенного банку имущества, а также оказывающий посредничество в покупке-продаже каких-либо ценностей клиентов, отдел гарантийных операций и банковских услуг, консалтинговый отдел. Учетно-операционное управление занимается организацией расчетно-налоговой деятельности банка. В него включаются операционный отдел, отдел налоговых операций, расчетный отдел, а также бухгалтерия банка и инкассация. Управление депозитарных операций выполняет функции депозитария для акционерных обществ.
1.2 Организационно правовые аспекты Ликвидность и платежеспособность коммерческих банков Успех деятельности коммерческого банка обеспечивают три взаимосвязанных фактора. 1. Высокая доходность (прибыльность), создающая возможность для выплаты дивидендов акционерам банка, увеличения его капитала, создания необходимых страховых резервов, фондов развития и проч. Ликвидность (от лат. liquidus — жидкий, текучий), т.е. возможность быстрого (без больших потерь доходности или дополнительных затрат) превращения его активов в платежные средства для своевременного погашения своих долговых обязательств. Платежеспособность, т.е. способность в должные сроки и в полной сумме отвечать по своим обязательствам перед кредиторами — государством, банками, вкладчиками и др. В отечественной экономической литературе подчас смешиваются два понятия — ликвидность и платежеспособность коммерческого банка, что на практике приводит к отождествлению методов и способов управления ими. В международной практике банкиры рассматривают платежеспособность приблизительно с тех же позиций, с какой врачи изучают сердцебиение своего пациента. В основе «жизнедеятельности» коммерческого банка лежит прежде всего его ликвидность. В отсутствие ликвидности банк вряд ли может быть платежеспособным. Как показывает практика, потеря банком ликвидности приводит в итоге к его неплатежеспособности, после чего, как следствие, наступает банкротство. Таким образом, в обеспечении высокого уровня стабильности, устойчивости и надежности коммерческого банка ликвидность — первична, платежеспособность — вторична. Особенно важно учитывать данное положение при формировании перспектив банковской политики, определении целей и стратегии его деятельности в условиях рыночной неопределенности спроса на банковские ресурсы и поступлений в банк денежных средств. На практике ликвидность банка определяется путем оценки ликвидности его баланса: баланс банка считается ликвидным, если средства по активу позволяют за счет быстрой их реализации покрыть срочные обязательства по пассиву. Чем выше ликвидность какого-либо актива в балансе банка, тем ниже его доходность, и наоборот. Активные операции по своей экономической значимости в деятельности банка можно охарактеризовать следующим образом. 1. По уровню доходности — это операции, приносящие наибольший доход. 2. По уровню ликвидности — это операции, обеспечивающие 3. По степени риска — это операции, по которым имеется потенциальная возможность невозврата размещенных с целью получения прибыли банковских ресурсов. Исходя из этого, оценивая ликвидность конкретного банка, следует учитывать ликвидность какого-либо актива, его потенциально возможную доходность и степень риска, который связан с вероятностью невозврата банковских средств по соответствующей активной операции. В России для оценки состояния активов коммерческого банка и расчета показателей ликвидности активы подразделяются на пять групп с учетом степени риска банковских вложений, возможности потери ими части своей стоимости при невозвратности. На основе вышеизложенного можно вывести следующую зависимость между основными качественными свойствами активов банка, с учетом которой формируются его политика и стратегическая цель: чем выше доходность активов банка, тем больше риск операций по ним, но тем ниже уровень ликвидности баланса, а следовательно, и платежеспособность банка в целом, и наоборот. Таким образом, обеспечение ликвидности банка — это сложная и многофакторная задача, успех решения которой определяет суть и содержание политики и деятельности любого коммерческого банка как предпринимательской структуры в системе банковского дела. Обеспечение ликвидности — задача весьма сложная и проблематичная как для самих банков, так и для всей банковской системы в целом. Для коммерческих банков сложность заключается прежде всего в том, что ликвидность банка и его доходность сопряжены обратно пропорциональной зависимостью: чем выше ликвидность, тем ниже доходность банка, и наоборот, а это противоречит основному предпринимательскому интересу банка — получению прибыли. Для государственной банковской системы в целом важность и необходимость управления ликвидностью коммерческих банков заключается в том, чтобы с помощью регулирующих функций Центрального банка РФ обеспечить: стабильность функционирования банковской системы в целом; защиту интересов государства, вкладчиков и кредиторов; • осуществление государственной денежно-кредитной и финансовой политики.
Виды коммерческих банков Коммерческие банки по юридическому статуту подразделяются на: а) национальные б) штатные. Первые функционируют согласно федеральным законам и в обязательном порядке входят в Федеральную резервную систему в качестве банков-членов; последние функционируют в соответствии с законами отдельных штатов и по желанию входят либо не входят в ФРС. Из всех коммерческих банков выделилось несколько крупнейших банков, чьи ресурсы возрастают быстрее, чем сумма ресурсов прочих банков. Так, только с 1960 по 1970 гг. сумма депозитов 50 крупнейших коммерческих банков возросла с 88,8 млрд. до 230,4 млрд. долл., т.е. в 2,5 раза, тогда как общая сумма депозитов прочих коммерческих банков за это время увеличилась с 141,7 млрд до 255,1 млрд долл., т.е. в 1,8 раза. В 1970 г. Эти 50 крупнейших банков распоряжались 47% общей суммы депозитов всех 13705 коммерческих банков. В свою очередь из крупнейших коммерческих банков выделилась горстка банков-гигантов — «Бэнк оф Америка», «Ферст нейшнл сити бэнк оф Нью-Йорк», «Чейз Манхэттен бэнк», «Менюфекчурерс Гановер траст К°», «Морган Гаранти траст К°». Эти банки либо возглавляют мощные финансово-промышленные группы, либо играют в них крупную роль. Они представляют собой, по существу, банковские холдинги, образовавшиеся путем слияния крупных банков. В конце 1994 г. насчитывалось 40,9 тыс. коммерческих банков с совокупными активами в 4313 млрд долл., 9,3 тыс. штатных банков — членов ФРС и 24,5 тыс. штатных банков, не входящих в ФРС. В ресурсах коммерческих банков США собственные капиталы занимают небольшую часть — до 7,4%; львиная доля приходится на депозиты, среди которых 44% — это депозиты до востребования и 56% —срочные депозиты. Уровни кредитной системы На данный момент в России Сформирована двухуровневая банковская система: I уровень – Центральный банк России2, II уровень – коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции. Центральный банк России является главным банком государства. Он независим от распорядительных и исполнительных органов власти. ЦБР – экономически самостоятельное учреждение. Он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости рубля, проведение единой денежно-кредитной политики, организация расчетов и кассового обслуживания, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности. ЦБР осуществляет денежно-кредитное регулирование экономики государства путем установления норм обязательного резервирования коммерческими банками своих привлеченных ресурсов, уровня учетных ставок по кредитам коммерческим банкам, доведения до них экономических нормативов, проведения операций с ценными бумагами. ЦБР осуществляет рефинансирование коммерческих банков, предоставляя им краткосрочные кредиты и выступая таким образом кредитором последней инстанции. Наряду с коммерческими банками в России функционирует ряд специальных банков. К ним относятся ипотечные банки, кредитующие под залог недвижимости; земельные банки, занимающиеся кредитованием под залог земельных участков; инвестиционные банки, осуществляющие операции по выпуску и размещению корпоративных ценных бумаг. Начался процесс формирования муниципальных банков, призванных обеспечить исполнение местных бюджетов, перераспределение с помощью кредита временно свободных финансовых ресурсов в рамках муниципальной собственности. Система специальных банков в силу несовершенства и отсутствия необходимой законодательной базы только начинает складываться. Особое место в кредитной системе занимает Внешэкономбанк, преобразованный в банк по обслуживанию внешнего долга Российской Федерации, а также Банк реконструкции и развития, созданный государством для финансирования правительственных целевых программ общегосударственного и регионального характера с использованием бюджетных ресурсов на выдачу льготных кредитов. Помимо банковских учреждений во второй уровень кредитной системы входят также специальные финансово-кредитные институты. В их деятельности можно выделить, как правило, одну или две банковские операции, на совершение которых требуется получение лицензии ЦБР. Они имеют обычно специфическую клиентуру. К таким институтам относятся кредитные союзы и кооперативы, финансовые и трастовые компании, страховые компании, частные пенсионные фонды, ссудосберегательные ассоциации, инвестиционные фонды, ломбарды и другие учреждения. Они аккумулируют средства населения и юридических лиц, осуществляют кредитование предприятий и граждан, выступают посредниками на рынке межбанковских кредитов, выполняют доверительные операции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|