Оплата труда в строительных организациях УССТ №8
Действующим законодательством о труде предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельно определять и фиксировать в коллективных договорах и других локальных нормативных актах вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий и поощрений, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями работников (ст. 80 КзоТ РФ)
Решение этих вопросов в строительных организациях обусловливает размер средств на оплату труда, включаемых в договорные цены и сметы на строительство. Договорная цена (смета на строительство) и включаемые в нее средства на оплату труда или способы их определения устанавливаются в договоре подряда по взаимному соглашению сторон (подрядчика и заказчика, генподрядчика и субподрядчика и т. п.), где определяются также порядок, условия и сроки расчетов за выполнение работы и сданные заказчику объекты. Различают основную и дополнительную оплату труда. Под основной заработной платой принято понимать: - выплаты за отработанное время, за количество и качество выполненных работ при повременной, сдельной и прогрессивной оплате; - доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий работы, за сверхурочные работы, за работу в ночное время и в праздничные дни и др.; - оплата простоев не по вине работника; - премии, премиальные надбавки и др. Дополнительная заработная плата включает выплаты, за не проработанное время, предусмотренные законодательством о труде и коллективными договорами: - оплата времени отпусков; - оплата времени выполнения государственных и общественных обязанностей; - оплата перерывов в работе кормящих матерей; - оплата льготных часов подростков; - оплата выходного пособия при увольнении и др.
Основная и дополнительная заработная плата основного производственного персонала включаются в себестоимость продукции. Организация оплаты труда на предприятии определяется тремя взаимосвязанными и взаимозависимыми элементами: - тарифной системой; - нормированием труда; - формами оплаты труда. Тарифная система позволяет качественно оценить труд, нормирование - учесть количество затраченного труда, а формы - определить порядок расчета заработной платы. В строительстве труд является сложным и трудоемким процессом. Поэтому большинство работ здесь выполняется не отдельными рабочими, а группами рабочих – звеньями и бригадами. Численность бригад и продолжительность выполнения строительных процессов, а также размер оплаты труда зависят от трудоемкости работы. С повременщиками проще: их основная заработная плата рассчитывается по тарифным ставкам и отработанному времени. Сдельщикам на основе сдельных расценок и объемов предстоящих работ выдают производственные задания с указанием трудоемкости работ в чел/час и суммы сдельной заработной платы. В настоящий момент многие строительные компании внедряют новую систему оплаты, которая позволит мобильно учитывать изменения на рынке труда и поддерживать конкурентоспособный уровень зарплаты. В расчет идут все основные статистические данные: официальный рост инфляции, данные из независимых источников об уровне заработных плат в сфере строительства, собственные мониторинги рынка, изменение стоимости потребительской корзины и так далее. Современные методы материального стимулирования сотрудников разнообразны и интересны. Однако на предприятии УССТ №8 не забывают и о традиционных способах, таких как системы премирования. Они очень популярны, и отмечают не только «подвиги» сотрудников (хотя и их не мало), но и рационализаторские решения, повышение эффективности работы, удачные предложения. В настоящее время в компаниях существуют два взаимоисключающих подхода к разработке системы премирования. Согласно первому подходу, премия рассматривается как необходимое и обязательное дополнение к установленным тарифным ставкам и должностным окладам. В этом случае практически полностью теряется основная функция премиальных выплат в пользу работника, а именно их стимулирующая роль. При приеме на работу сотруднику говорят, что его заработная плата состоит из оклада и постоянной премии. При таком подходе показатели, в соответствии с которыми премируются сотрудники, практически повторяют основные обязанности работников, изложенные в должностных инструкциях.
Например, такой показатель оценки деятельности кадровой службы, как своевременная подготовка и сдача статистической отчетности. Данный показатель играет роль не стимулирования высоких производственных результатов, а наказания в случае не исполнения работниками своих должностных обязанностей. Второй подход отражает чрезмерно повышенную роль системы премирования в организации. Часто показатели премирования имеют сложную структуру, при которой практически любое действие работника оценивается и стимулируется. Усложненная система премирования не отвечает одному из основополагающих требований, которое должно предъявляться к системе стимулирующих выплат, а именно, понятность и однозначность толкования, как стороны руководства, так и стороны работников. Оптимальная система премирования работников находится где-то посередине между обозначенными подходами. Для того, чтобы ее построить и внедрить, необходимо разобраться в сущности премиальных выплат. Основная суть премий - поощрение сотрудников за достижение определенных количественных и качественных показателей в результате трудовой деятельности. Поэтому очень важно определить сами показатели премирования. Не стоит включать в число показателей обязанности работника, отраженные в должностной инструкции, и функции структурного подразделения, определенные в положении об этом подразделении. Руководители забывают, что, собственно, за выполнение должностных обязанностей сотрудник получает должностной оклад, оплату по тарифным ставкам или по иным системам оплаты труда, принятым в организации.
Еще одна проблема, возникающая при разработке системы материального поощрения, оптимальное соотношение между постоянной и переменной частью оплаты труда. Существует мнение, что если труд работника можно достаточно жестко регламентировать в должностной инструкции, а организация в большей степени заинтересована именно в выполнении своих требований, то постоянная часть должна значительно превышать размер переменной части (составлять, например, 80–90% общего размера дохода работника). Необходимым требованием к системе премий является их измеримость и понятность для сотрудников. Главное здесь определить условия премирования и границы нормы, чтобы и работник, и компания понимали, где заканчиваются обязанности работника и начинается работа сверх того, что было запланировано. То есть, с какого момента работу сотрудника компания готова оплачивать дополнительно, поощрять. По некоторым видам премиальных выплат руководство может определить в качестве условия премирования достижение организацией конкретных финансово-экономических показателей. Однако при этом условия автоматически превращаются в ограничения. И необходимо помнить, что индивидуальное премирование за высокие производственные показатели не стоит ставить в зависимость от финансового положения организации. Также очень важно, чтобы одновременно с введением того или иного вида премирования были разработаны отчетные формы, регламенты или алгоритмы расчета премии, что позволяет максимально снизить неопределенность в вопросах начисления выплат. Размер премиальных выплат может определяться в процентах от выполнения определенного показателя, в процентах от тарифной ставки (должностного оклада), в абсолютном выражении и в виде коэффициентов. Выбор метода расчета зависит от многих факторов. Например, премия в виде абсолютной суммы или в процентах от выполнения определенного показателя используется при системе премирования, при которой стимулируется не просто достижение работником высоких производственных результатов, а в случае необходимости комплексной оценки его вклада в достижение целей компании. Премирование по результатам оценки многие называют бонусом, часто бонусами называются также все разовые выплаты в пользу работников. Более правильное толкование понятия «бонус» подразумевает денежную сумму, которую работник получает при успешном завершении того или иного проекта, как правило, долгосрочного. Обычно бонус устанавливается в процентах от прибыли, полученной от реализации проекта, поэтому названный вид поощрения призван стимулировать работника увеличивать эту прибыль. Таким образом, система бонусов должна и отвечать желаниям работника, и соответствовать целям компании.
Основной проблемой в данном случае будет необходимость четкой организации учета всех расходов, относящихся к проекту. В ходе работы сотрудники получают вознаграждение в соответствии с тарифными ставками, должностными окладами, все компенсирующие выплаты, а по завершении проекта бонусы. Простые арифметические подсчеты показывают, что чем меньше времени будет затрачено на выполнение проекта, тем большая сумма будет выделена к распределению среди работников. В зависимости от специфики деятельности работника, системой премирования могут быть охвачены все работники организации, однако, например, проектная группа в строительной компании и т. д. имеют свои премиальные системы) В большинстве случаев компании используют метод расчета премии в процентах от тарифной ставки (должностного оклада) как наиболее простой и понятный. Этот метод можно считать наиболее целесообразным и экономически оправданным при премировании за основные результаты работы и результаты, по которым сложно рассчитать экономический эффект. При премировании, например, за экономию сырья, топлива и энергии, за внедрение рационализаторских предложений более целесообразно рассчитывать премию в процентном отношении от полученного предприятием эффекта (прибыли). При этом необходимо учитывать, что шкала премирования может быть прогрессивной (чем больше эффект, тем больше процент выплаты), равномерной (размер эффекта не влияет на процент) или регрессивной (чем больше эффект, тем меньше процент, так как в абсолютных цифрах работник в любом случае выигрывает). Итак, показатели премирования должны носить объективный характер и быть измеримыми. Далее возникает следующий важный вопрос - периодичность и сроки выплаты премий. Во многом сроки зависят от возможности подводить итоги работы с определенной периодичностью, например, ежеквартально или ежемесячно. Поэтому в организации должна быть хорошо налажена система сбора информации. Возьмем для примера ситуацию, когда основой подведения итогов являются данные управленческого учета. В этом случае периодичность премий ставится в зависимость от сроков формирования отчетов. Как правило, система премирования в организации строится таким образом, что, получая вознаграждение за труд по тарифным ставкам и окладам текущего месяца, работник получает премию за предыдущий период. Поэтому нужно, чтобы данная ситуация нашла отражение в локальных нормативных актах, регламентирующих вопросы оплаты и стимулирования труда.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|