Шариат- исламский образ жизни.
«Мусульманский образ жизни», «законы веры», «правильный путь»- таков смысыл понятия шариат (буквально- «глубокое знание»). Можно сказать и так: шариат- это совокупность закреплённых Кораном и Сунной предписаний, которыми верующие должны руководствоваться во всех жизненных ситуациях, чтобы достичь нравственного совершенства, мирского благополучия и попасть в рай. Речь идёт не только о соблюдении обрядов, но и о личных качествах, убеждениях, правилах поведения каждого мусульманина. Шариат не только регулирует внешнее поведение верующего, но и определяет мотивы его поступков, требует сознательного выполнения Божьего завета. Шариат является религиозно- этической основой фикха- мусульманского правоведения, занятого определением конкретных правил поведения. А) Правосудие, преступление и наказание. В исламе все люди равны перед законом, и закон равно справедлив ко всем без исключения гражданам, даже к самым ничтожнейшим. Все граждане обладают равными правами, в том числе и правом на защиту в случан обвинения. Никто не должен возвышаться над законом, как бы ни был он могуществен, богат и влиятелен. Если кто-то может откупиться от справедливо заслуженного наказания, это значит, что общество испорчено и подлежит исправлению. Когда правосудие вершит истинный ислам- судья должен быть выше корупции и взяточничества и не страшиться могущества подлежаших суду людей. Более того, шариатский закон постановляет, что судья отстраняется от ведения дела, если он зол, голоден, юеспокоен или рассеян. С обвиняемыми нельзя обращаться как с преступниками до полного завершения дела и признания их виновными. Никто не можнт быть лишён свободы до вынесения обвинительного приговора независимым и беспристрастным судом. Никто не должен подвергаться угрозам, наказанию и лишению свободы по чужой вине или в целях устрашения и усмирения остальных граждан.
Шариатский закон всегда вершится открыто, не зверства ради и отнюдь не на потеху кровожадной толпе, но для того, чтобы все видели беспристрастность и сдержанность совершаемого правосудия. Мусульмане не одобряют практику проведения закрытыз судилищ и тайных наказаний, справедливо опасаясь возможности применения пыток и негуманного обращения с людьми. Б) Жесток ли исламский закон? Многие европейцы считают исламское правосудие жестоким и варварским, обрекающим мусульман на бесчисленные смертные казни, порки и увечья. Такие события, как обезглавливание и отсечение рук, всегда попадают на страницы газет и приводят в ужас читателей, привыкших к тому, что в их стране с преступниками обращаются очень мягко. Пенитенциарная система весьма снисходительна к правонарушителям, а учителям в школах запрещено подвергать детей телесным наказаниям. Здесь уместно сделять два замечания. Во-первых, многое из того, что представляется «исламским», чаще всего вообще не имеет никакого отношения к исламу и представляет собой по существу произвол со стороны отдельных правителей и правительств, которые вполне могут править исламским народом, презирая, а иногда и открыто попирая законы ислама. Исламский закон, надлежащим образом истолкованный и исполненный, всегда милосерден и отнюдь не жесток. К сожалению, он довольно часто искажается или неверно интерпретируется многими людьми, преследующими самые разнообразные цели, в том числе и создание некой экстремистской формы ислама, явно противоречащей Сунне. Во-вторых, следует отметить, что в истинно исламском обществе практически не существует пьянства со всеми сопутствоющими этому состоянию преступлениями; не существует воровства; не существует супружеских измен; не существует жестого избиения детей и стариков; не существует обмана и мошенничества. В наше время в это, вероятно, трудно поверить, однако те, кому удалось ознакомиться с жизнью настоящего исламского общества, отмечают в первую очередь полное отсутсвие преступности и беззакония.
Разумеется, во многих уголках мусульманского мира и особенно в городах встречаются люди, которые не соблюдают законы ислама и могут в той или иной мере способствовать развитию преступности, однако, если власть полна решимости следовать всем установлениям шариата, это реально побуждает людей воздерживаться от правонарушений. В) Отсечение руки за воровство. Отсечение руки- это исламское наказание за воровство, но Ближний Восток отнюдь не переполнен однорукими людьми. В истинно исламском обществе абсолютно немыслимо само понятие воровства, и первым, наиглавнейшим сдерживающим фактором является то, что Аллах может видеть все деяния человека – и хорошие, и плохие, которые последовательно записываются в Книгу Судеб каждого правоверного и за которые всем впоследствии предстоит держать ответ в Судный день. Стыд- второй сдерживающий фактор, ибо весть о воровстве очень быстро становится общим достоянием, особенно в малых общинах. Г) Смертная казнь. В исламе существуют три категории преступлений, которые наказываются смертной казнью: преднамеренное убийство, демонстративная супружеская измена и явная, откровенна хула ислама, грозящая подорвать основные устои веры, причём та, которая исходит от человека, некогда бавшего верующим мусульманином. В случае убийства ислам руководствуется справедливым принципом- жизнь за жизнь, хотя это не означает, что отдельным гражданам дозволяется самолично вершить суд в исступленной жажде мести. Наказание в виде смертной казни выносится только по приговору законного суда, после полной проверки умственного состояния убийцы, мотивов, обстоятельств и т.д. Пророк также даровал родственникам убитого право промтить убийцу или принять денежную конпенсацию и всячески поощрял людей к обретению в своих сердцах милосердия и взаимопрощения.
Говоря о смертной казни за хулу ислама, следует заметить, что мусульман не приговаривают к смерти за измену вере. Никого нельзя обязять верой. И хотя многие религиозные группировки совершают подпбный грех, стремясь насильно склонить других людей к вере, однако действуют они вопреки заповеди Аллаха, првозгласившего: «В религии нет принуждения». Д) Женщина в исламе. Права женщин. Всякая заповедь, данная Кораном мусульманам, равно относится и к мужчинам, и к женщинам. На них возложены одинаковые религиозные обязанности, и судимы они будут по одним и тем же критериям.. Мусульманские женщины не раасматривают домашнюю раюоту как нечто второстепенное и малозначимое, будучи абсолютно уверенными в её жизненной необходимости и значимости для благосостояния семьи. Как и мужчин, женщин, в интересах и к пользе общества, поощряют получать образование. Учиться- святая обязанность каждого мусульманина. Мужское превосходство. Ислам предоставляет мужчинам право «превосходства» над женщинами только лишь в определённых, весьма ограниченных аспектах. Мужчины превосходят женщин «степенью своего достоинства», когда речь идёт, например, о содержании семьи или расторжении брака. Таковое превосходство объясняется в первую очередь тем, что в основном на мужчин была возложена обязанность по содержанию семьи и ответственность за её благосостояние. Бракоразводные соглашения и законы о наследовании имущества во многих исламских странах приняты с учётом финансовой, материальной ответственности мужчин. Тем не менее именно ислам впервые и весьма недвусмысленно объявил не только о правах женщин, но и о правах девочек-сирот, которых прежде считали чуть ли не собственностью и нещадно эксплуатировали в замужестве. Хиджаб. Наконец, следует пролить свет на самый яркий, с точки зрения Запада, символ угнетения и дискриминации женщин - хиджаб, или головное покрывало. Действительно ли в иудео-христианской традиции отсутствует такое явление, как покрывание головы женщинами?
Как указывает профессор библейской литературы раввин Менахем Брайер в своей книге "Еврейская женщина в раввинистической литературе", у евреев было принято, чтобы женщина появлялась в общественных местах не иначе, как с покрытой головой, а иногда даже целиком закрывая лицо и оставляя открытым один глаз. Автор приводит слова одного из древних учителей: "Не годится дочерям Израиля выходить с непокрытой головой". "Да будет проклят тот мужчина, который позволяет своей жене показывать ее волосы… женщина, которая выставляет напоказ свои волосы в качестве украшения, приносит бедствия". Раввинистическое право запрещает произносить славословия Богу или молитвы в присутствии замужних женщин с непокрытыми головами, поскольку женщина с открытой головой считается "нагой". При этом покрывание головы не всегда рассматривалось как признак скромности. Иногда головное покрывало в гораздо большей степени символизировало высокий статус женщины, ее знатность, ее недоступность как признак благочестия ее мужа. Женщины из низших слоев часто носили головное покрывало, чтобы произвести впечатление обладания более высоким социальным статусом. В Европе еврейские женщины продолжали покрывать голову вплоть до XIX в., когда их жизнь стала более тесно связанной с окружавшей их светской культурой. Некоторые еврейские женщины стали тогда носить парик в качестве своеобразного головного покрывала. Сегодня даже наиболее набожные из них не покрывают голову уже и в синагоге, однако, некоторые, например, представительницы хасидов, продолжают носить парик. Что касается христианства, то известно, что католические монахини, например, испокон веков покрывали голову. Однако это не все. Весьма интересны высказывания Св. Павла в Новом Заветеотносительно покрывания головы женщинами: "Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава - Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытой головою, постыжает свою голову; и всякая жена, молящая или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая; ибо, если жена не хочет покрываться, пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему и жена должна иметь на голове своей знак власти над нею для ангелов" (1 Коринфянам 3-10). Таким образом, Св. Павел предписывает женщинам покрывать голову в знак власти мужчин, которые являются образом и славой Божией, над ними. Каноническое право Католической церкви также предписывает женщинам покрывать голову в церкви.
Из всего вышесказанного следует, что обычай покрывать голову женщинам, не был изобретен Исламом. Однако он был поддержан Исламом. Коран настаивает на том, чтобы верующие женщины, проявляя скромность и целомудрие, закрывали голову, грудь и шею: "Скажи [, Мухаммад,] верующим мужчинам, чтобы опускали они глаза долу и оберегали свое целомудрие… Скажи верующим женщинам, чтобы отводили они взоры в сторону [от того, что недозволено им] и оберегали целомудрие свое. Пусть не выставляют напоказ прикрас своих, за исключением тех, что обычно остаются неприкрытыми (т. е. лица, ладоней и стоп); пусть закрывают покрывалами [головными] вырез на груди…" (Коран 24:30-31). Почему же так необходимо целомудрие? Коран объясняет это следующим образом: "О Пророк! Скажи женам своим, дочерям своим и женщинам мужчин верующих, чтобы лучше укутывались они в одеяния свои. Так легче будет отличить их [от служанок и рабынь], и тогда не подвергнутся они унижениям каким-либо" (Коран 33:59). Целомудрие призвано защитить женщину от посягательств на ее честь. То есть, единственной причиной предписания женщинам покрывать голову и тело является их защита. В отличие от Христианства, покрывало в Исламе не является знаком мужской власти над женщиной; в отличие от Иудаизма, оно не является знаком особой выделенности знатных замужних женщин. Смысл хиджабав Исламе состоит исключительно в защите женщины от посягательств на ее честь. Однако сегодня, по странной иронии судьбы, головной платок или покрывало, считается символом святости, если его носят католические монахини в знак власти мужчины как образа и славы Всевышнего, и то же самое покрывало расценивается как проявление дискриминации и угнетения, если его, лишь с целью защиты, носят мусульманские женщины. Е) Самоубийство. Всякая человеческая душа сотворена Аллахом и принадлежит Ему, поэтому никто не имеет права нанести вред или попытаться умертвить тело, в котором гостит душа. Самоубийство так же запрещено, как и незаконное убийство другого человека. Люди, совершающие самоубийство, весьма вероятно, были подавлены и озабочены, казалось бы, неразрешимыми проблемами. Однако самоубийство- не выход, ибо мучения, которым самоубийцы подвергались в своей земной жизни, станут совершенно невыносимыми в жизни загробной. Жизнь может быть полна трудностей, страданий и одиночества, но мусульмане приучены воспринимать это как часть выпавшего им испытания, которое они, не теряя веры, должны встречать терпеливо и смиренно. Ж) Аборт По поводу аборта существуют две крайние точки зрения. Некоторые мусульмане, выступая на защиту искусственного прерывания беременности на ранней стадии, утверждают, что внутриутробный плод, не достигший 16- недельного возрвста, душой не обладает и поэтому, в случае крайней необходимости, аборт может быть сделан до истечения этого срока. Другие же утверждают, что никому не дано знать, чем по сути своей является дух или душа, ибо когда Пророка спросили об этом, Он по велению Аллаха ответил, что знание об этом всецело известно принадлежит только лишь Богу. Следовательно, внутриутробный плод, начиная с самого момента зачатия, наделён уже потенциальной жизнью, а потому его надлежит защищать, предоставив ему все права человеческой жизни. Обычная практика контроля зя рождаемостью, бытовавшая среди арабов задолго до появления Пророка, состояла в закапывани в песок лицом вниз новорождённых младенцев (главным образом девочек) ещё до того, как они сделают первый свой вдох. Эта практика была полностью запрещена Кораном. Некоторые женщины, полагая, что они вправе распоряжаться собственным телом по личному усмотрению, часто забывают о правах своих ещё не рождённых детей. Коран напоминает таким матерям, что в Судный день эти младенцы спросят их, почему и за что были они лишены жизни. Обряды жизненного цикла. А) Рождение. Появление на свет на свет ребёнка мусульмане считают отнюдь не «случайностью» или «ошибкой», но даром Аллаха. Способность иметь детей- великая благодать, которую, к сожалению, не многие ценят и понимают. Б) Тахник. Этот малый обряд состоит из помазания губ младенца мёдом или сладким фруктовым соком в сопровождение заздравных молитв с благопожеланиями ребёнку расти «сладким», послушным и ласковым. В) Акика. По истечении семи дней новорождённому обривают голову и, призывая на ребёнка благодать, раздают нищим денежные суммы, серебром или золотом, эквивалентные весу состриженных волос. Отсутствие на голове младенца волос не упраздняет раздачу милостыни, по обыкновению весьма и весьма щедрой. Г) Жертвоприношение. Принесение в жертву животного- древний ритуал благодарения. Двух животных приносят в жертву за мальчика, одного- за девочку. Мясо жертвенных животных раздают бедным и нуждающимся. Д) Имянаречение. Выбор имени весьмя важен для мусульманина; Пророку, например, доводилось даже менять имена некоторым из своих друзей, казавшиеся ему несчастливыми, оскорбительными или уродливыми, на более приемлемые и благозвучные. Самым распостранённым ныне мужским именемстановится Мухаммад, за ним следует Али (самые распространённые в христианском мире имена Пётр и Иван всё же несколько уступают им по популярности). Мухаммад, однако, посоветовал: «Желая угодить Аллаху, дайте своим детям имена Абдулла («раб Аллаха») или Абдуррахман («раб Милостивого»)». Если первая часть мужского имени состоит из слова «Абдул» («Раб»), то второй и заключительной его частью обязятельно должен быть один из девяноста девяти эпитетов Аллаха. Например, Абдул- Карим («раб Великодушного») или Абдул- Рахман («раб Милостивого»). Е) Бисмилла. Уже в раннем возрасте по мере способностей своих ребёнок приступает к изучению Корана. Когдаему исполнилось пять лет, иногда для совершения обряда «Биссмила» приглашается благочестивый врующий из числа родственников, а возможно, и имам, который предлагает ребёнку прочитать суру «Аль- Фатиха» и начертать по порядку буквы арабского алфавита. Ребёнок, успешно выдержавший это испытание, преисполняется невероятной гордостью и счастьем. После этого ребёнок учится канонам совершения вуду- малое ритуальное омовение перед молитвой и приступает к основательному изучению исламских дисциплин. В десятилетнем возрасте ребёнок, как правило, обладает достаточными знаниями для самостоятельного, осмысленного выполнения пятеричной молитвы и начинает вместе со взрослыми держать пост. Он уже знаком с нормами хорошего поведения и обычаями, принятыми в исламе. Ему уже не нужно постоянно напоминать об ответственности, скромности, чистоплотности и различии между запретной (харам) и разрешённой (халал) пищей. Ж) Брак и развод. Благополучие домашнего очага в исламе ценится превыше всего, а посему всеми мусульманами придаётся весьма и весьма большое значение созданию крепкого и прочного брака. Для мусульман брак не совершается на небесах между двумя абсолютно «созвучными друг другу душами» и не является таинством. Юрак для мусульман- это прежде всего социальный договор, налагающий на обычных мужчин и женщин равные обязятельства и предоставляющий им равные права. И только при обоюдном выполнение всех предписаний, условий, взаимной любви и преданности брак может бвть признан успешным. За благосостоянием семьи следит прежде всего мать, и именно на неё возложена ответственность личным своим примером привить детям общепринятые нормы исламской нравственности и обучить их основам исламского вероучения. В исламе главой семьи считается отец, но сердце её- мать. Создание семьи, таким образом, почитается делом веьма ответственным и важным. Ибо создаётся семья всей жизнью и на всю жизнь. З) Браки по соглашению. Мусульманские браки довольно часто создаются по взаимному уговору родителей жениха и невесты, желающих своим детям всяческих благ, счастья и любви в супружеской жизни. Юные мусульмане обычно не спешат воспользоваться теми возможностями, которыми наслаждается западная молодёжь, они не посещают вечеринок и не влюбляются «с первого взгляда», ибо таковая влюблённость, по мнению мусульман, не что иное, как умственное опьянение, могущее к тому же весьма сильно воспрепятствовать верному и правильному суждению. По исламским обычаям не принято принуждать своих чад к нежелательному для них браку. Для первого знакомства вожможных супругов друг с другом устраивается нечто вроде тайных смотрин, которые довольно часто проводятся во время семейных торжеств или свадеб общих знакомых. Если какой-то из заинтересованных сторон не понравился предполагаемый суженый или суженая, то отказ должен быть сделан тактично и осторожно. И хотя в наши дни газеты явно переполнены сообщениями о многочисленных злоупотреблениях, брак по принуждению, согласно шариатскому закону, объявляется и считается недействительным Многте мусульмане и мусульманки предпочитают вступать в брак с людьми из круга своих родственников, нравственный одлик и воспитание которых им хорошо известны. Впрочем, в наше время мусульмане осведомлены об опасностях близкородственных браков, особенно если таковые совершались на протяжении нескольких (или многих) поколений, ибо в этом случае весьма увеличивается риск появления крайне нежелательных врождённых заболеваний. И) Смешанные браки. Юношам- мусульманам разрешено жениться на девушках. Исповедующих христианство или иудаизм, однако девушкам- мусульманкам не дозволяется выходить замуж за юношей христианской или иудейской веры, потому что дети обычно принимают религию отцов и становятся в результате немусульманами. Мусульмане могут вступать в брак с людьми, исповедующими индуизм, буддизм и т.д., при одном лишь условии, что эти последние охотно воспримут новую веру и обратятся в ислам. Европейцу, привыкшему к вольному стилю общения в молодёжной среде. Подобные требования покажутся, вероятно, излишне жестокими, однако в исламском обществе мусульманская девушка, стремящаяся выйти замуж за юношу- христианина, - исключительная редкость. Строгость исламских предписаний и неукоснительное их выполнение очень беспокоит и озадачивает многих мусульман, живущих ныне в немусульманских странах, дочери-подростки которых вынуждены посещать государственные школы, широко известной царящей там вольностью нравов и непренуждённостью общения. В этом и состоит главная причина. По которой мусульмане неуклонно стараются пристроить своих детей в школы с раздельной формой обучения. Всякий немусульманин, решившийся вступить в брак с активно исповедующей свою веру мусульманкой, обнаружит вскоре невероятную, доселе неведомую ему сложность и требовательностьжизни по исламским обычаям и канонам. Ислам в современном мире. Мусульманские Школы в США. По результатам последней статистики в мире насчитывается немало Исламских общеобразовательный школ, т.е. школ, дающих полное общее образование, при этом обучающих законам Ислама, чтению Корана, арабскому языку и т.д. Важно отметить, что в таких школах строго соблюдается норма одежды, соответствующая нормам Шариата, халяль-питание, вовремя выполняются намазы, устанавливается специальный распорядок во время Священного месяца Рамадан. В настоящее время в США насчитывается 517 таких школ, в Англии 75, В Южной Африке 65, в Австралии 23, в Дании 11 и в Голлландии свыше 10. Родители, посылающие детей в обычные средние школы США, выражают беспокойство в связи с вечными проблемами переполненных классов, низкой дисциплиной и давления сверху. “Дети в мусульманской школе “Ан-Нур” учатся в совершенно иной обстановке”, - пишет американская публицистка Лиза Санберг. Когда школа “Ан-Нур” открывала свои двери для 400 учеников начальных классов в 1995 году, был предложен строгий учебный план по математике, гуманитарным дисциплинам - наряду с занятиями по арабскому языку, изучением Ислама и полуденными молитвами. После второй ступени обучения все классы делятся по половому признаку, и девушки, обучающиеся в старших классах, носят хиджаб. Целью этого является обучение нормам морали и дисциплине. Подобные школы становятся в США популярными. Их количество, по данным Исламского общества Северной Америки (ИОСА), возросло с 49 в 1989 году до 120 (имеются ввиду школы с полным учебным планом). Шакер Этсайед, занимающийся вопросами образования в ИОСА, говорит, что ожидается усиление этой тенденции - по крайней мере в течении 10 лет. Есть несколько причин увеличения числа Исламских школ. Обычно родители упоминают среди них - необходимость изучения Ислама, а также стремление оградить детей от влияния “улицы”. Многие родители видят в Исламских школах альтернативу, возможность уберечь детей от воздействий тех нравов, которые считаются в Америке нормальными, но строго запрещены Исламом: подростковых свиданий, танцев; выпивки и курения. По мнению экспертов, рост количества Исламских школ связан с изменением приоритетов в мусульманской общине. “Еще 15 лет назад основное внимание мусульман в США было сосредоточено на строительстве мечетей; в 80-х и 90-х годах главным стало открытие школ”, - сказал Этсайед. Открытие подобных школ по всей стране свидетельствует, также, об увеличении мусульманского населения. Ислам - религия, наиболее быстро набирающая последователей в стране, где уже около 5,5 млн. мусульман (данные ИОСА). Этсайед говорит, что мусульмане, родившиеся в США, составляют более 50% от общего количества последователей Ислама. Перспектива ношения хиджаба не тревожит девушек. Муна Саид, 17-летняя выпускница Исламской школы в Джерси-сити, говорит, что хиджаб помогает чувствовать себя уверено. Что касается учебных планов, то официальные лица заявляют, что большинство Исламских школ сочетают общеобразовательные и религиозные дисциплины. Практически все мусульманские школы используют стандартные учебники для государственных школ, хотя методы обучения могут различаться. Мусульмане в Германии. Сегодня Ислам в Германии является второй по значимости религией. По оценке федеральной статистической службы и других институтов от 2,8 до 4,1 млн жителей Германии являются мусульманами, либо прибыли из мусульманских стран. Подавляющее большинство среди них составляют турки (более 70%). Подобно выходцам из Индии и Пакистана в Англии и выходцам из Северной Африки во франкоговорящих странах, они формируют облик мусульманской общины в Германии. Кроме турок в Германии много мусульман - уроженцев Северной Африки, бывшей Югославии, а более 150 тыс. мусульман являются этническими немцами. Несмотря на то, что Германия уже более 450 лет поддерживает контакты с мусульманским миром, обширная мусульманская диаспора в Германии появилась впервые только после второй мировой войны. Первая волна иммиграции мусульман в Германию явилась следствием потребности в рабочей силе для выполнения неквалифицированной работы, в которой нуждалась стремительно развивающаяся немецкая промышленность эпохи “экономического чуда”. В 60-х и в начале 70-х годов мусульмане были, в основном, “гастарбайтерами”. Их жизнь протекала в общежитиях, общение и встречи происходили в комнатах или арендуемых помещениях для молитв. Впервые возможность полноценной семейной жизни предоставилась мусульманам только после многих лет проживания в Германии, тогда же стало возможным предпринять первые шаги для создания мусульманских организаций. К этому времени относится и возникновение отдельных турецких организаций и попытка верующих мусульман организовать основные формы повседневной жизни - такие как молитва, курс изучения Священного Корана для детей и т.п. С конца 70-х годов большинство мусульман, прибывающих в Германию, не являлись уже более в поисках работы, а переселялись, как правило, вследствие гонений, войн и подобных событий у себя на родине. Большинство таких мусульман прибыло из Афганистана, Палестины, регионов расселения курдов и Пакистана. С начала 90-х годов в их числе появились мусульмане из Боснии, позднее Косово, которые бежали в Германию от войны и разрухи. Этим определяется и специфика различных мусульманских этносов, проживающих в Германии. Турки, а позднее другие мусульмане из Северной Африки, Югославии, Пакистана и арабских стран, постоянно живут в Германии, тогда как пребывание других ограничено временем и статусом. Соответственно, мусульмане, объединенные в союзы, группы и землячества в основном являются постоянными жителями страны и воспринимают ее как свою родину. Эта “немецкость” Ислама усиливается и фактом наличия в Германии мусульман - этнических немцев, чье влияние не замыкается в сугубо этнических рамках. При относительно большой численности мусульманских объединений и их хорошей технической оснащенности, они все равно рассматриваются как маргинальные. До сих пор в Германии никакие мусульманские группы не имели успеха, поскольку они ограничивались пассивным реагированием на внешние факторы, в то время как развитие движения “зеленых” преподносит хороший урок, когда относительно небольшие группы при помощи активной лоббистской работы и работы со СМИ смогли организовать обсуждение важнейших проблем в немецком обществе. Окончание в 70-х годах немецкого экономического бума коснулось, а во многих случаях отрицательно отразилось на рабочих - мусульманах. С этого времени начинается активная предпринимательская деятельность мусульман, которая принимала формы маленьких предприятий и служб по оказанию различных услуг. Они были лучше организованы, чем немецкие конкуренты, поскольку имели характер семейных предприятий. Уже к началу 80-х годов не являлись редкостью турецкие предприниматели в области овощеводства и пакистанские - в ресторанном бизнесе. Со временем экономическая деятельность распространилась и на другие сферы - такие, как строительство, производство, большие торговые фирмы. На сегодняшний день мусульманские предприниматели составляют во многих отраслях важную часть немецкой деловой жизни. От преобладавшего на первых порах выращивания овощей многие мусульманские предприниматели перешли к интенсивной инвестиционной деятельности и создали большие торговые фирмы и взаимосвязанные цепи предприятий. Внутримусульманская солидарность и готовность помочь друг другу сыграли в этом успехе большую роль. Исходя из такой экономической динамики мусульманские предприниматели стали создавать свои собственные союзы, которые должны были представлять интересы их фирм. Одно из важнейших таких объединений находится в Кельне (MUSIAD). Этот союз помогает мусульманским предпринимателям не только в организационных вопросах, но и пытается, используя международные связи, расширить влияние мусульманских предпринимателей в деловом обществе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|