Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аудиторский риск, его составные элементы

 

С аудитом финансовой отчетности непосредственно связаны следующие виды риска: предпринимательский и аудиторский.

Предпринимательский риск аудитора заключается в том, что аудитор может потерпеть неудачу из-за конфликта с клиентом даже при положительном аудиторском заключении. Этот риск зависит от:

§ конкурентоспособности аудитора;

§ недружественной рекламы деятельности аудитора;

§ вероятность судебных исков по отношению к аудиторов;

§ финансового состояния клиента;

§ характера операций клиента;

§ компетентность администрации и учетного персонала клиента;

§ сроков проведения аудита и т.д.

Риск аудитора (аудиторский риск) означает вероятность того, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта может содержать невыявленные существенные ошибки и (или) искажения осле подтверждения ее достоверности или что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений бухгалтерской отчетности нет.

Аудиторский риск состоит из трех компонентов:

1. Внутрихозяйственный риск;

2. Риск средств контроля;

3. Риск необнаружения.

Для анализа составляющих представим аудиторский риск в виде упрощенной модели:

ПАР = ВХР ∙ РК ∙ РН,

 

где ПАР – приемлемый аудиторский риск (относительная величина). Выражает меру готовности аудитора признать тот факт, что финансовая отчетность может содержать существенные ошибки после того, как уже завершен аудит и дано положительное заключение;

ВХР – внутрихозяйственный риск (относительная величина). Выражает вероятность существования ошибки, превышающей допустимую величину, до проверки системы внутрихозяйственного контроля;

РК – риск контроля (относительная величина). Выражает вероятность того, что существующая ошибка, превышающая допустимую величину, не будет ни предотвращена, ни обнаружена в системе внутрихозяйственного контроля;

РН – риск необнаружения (относительная величина). Выражает вероятность того, что применяемые аудиторские процедуры и подлежащие сбору доказательства не позволят обнаружить ошибки, превышающие допустимую величину.

Приемлемый аудиторский риск – субъективно установленный уровень риска, который готов взять на себя аудитор. Если аудитор определит для себя меньший уровень аудиторского риска, – значит, он стремится к большей уверенности в том. что финансовая отчетность не содержит существенных ошибок. Большинство аудиторов считают, что величина приемлемого аудиторского риска не должна превышать 5%.

Внутрихозяйственный риск – уровень риска, установленный аудитором, отражающий подверженность финансовой отчетности существенным ошибкам. При установлении уровня внутрихозяйственного риска не принимается во внимание внутрихозяйственный контроль, поскольку он входит в модель аудиторского риска как самостоятельный элемент, называемый риском контроля. Несмотря на то, что нет точных правил для определения уровня внутрихозяйственного риска, аудиторы и при самых благоприятных обстоятельствах устанавливают уровень внутрихозяйственного риска значительно выше 50%, а при наличии обоснованного ожидания существенных ошибок – даже на уровне 100%.

Риск контроля представляет собой оценку аудитором эффективности системы внутрихозяйственного контроля клиента в отношении ее способности предотвращать или обнаруживать ошибки. Аудитор стремится установить такую оценку на уровне ниже максимума (100%), рассматривая это как часть плана аудита. Чем эффективнее система внутрихозяйственного контроля, тем ниже уровень риска контроля.

Риск необнаружения – риск, который аудитор готов взять на себя в той степени, в какой он рискует не обнаружить существенных ошибок в финансовой отчетности при помощи аудиторских процедур, предполагая, что в системе внутрихозяйственного контроля их не смогли обнаружить и исправить. Риск необнаружения определяет количество свидетельств, которые аудитор планирует собрать. Чем выше риск необнаружения, который аудитор готов взять на себя, тем меньше требуется собрать свидетельств.

После того как будут определены все риски и установлен соответствующий план аудита, компоненты внутрихозяйственного риска и риска контроля не подлежат изменению на основании полученных аудиторских свидетельств.

 


ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

 

Планирование аудиторской деятельности регулируется федеральным правилом (стандартом) «Планирование аудита» (утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696).

Планируя порядок проведения аудита аудиторская организация должна руководствоваться как общими, так и частными принципами проведения аудита, а именно:

§ комплексности;

§ непрерывности;

§ оптимальности.

Принцип комплексности планирования аудита предполагает обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования – от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.

Принцип непрерывности выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям).

Принцип оптимальности заключается в том, что в процессе планирования аудиторской организации следует обеспечить вариантность для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией.

При планировании аудита аудиторской организации следует выделять основные его этапы: предварительный; подготовка и составление общего плана аудита; подготовка и составление программы аудита.

 


4.1 Предварительный этап планирования

На этапе предварительного планирования аудитор должен получить информацию о:

§ внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и е отраслевые особенности;

§ внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями;

§ организационно-управленческой структуре экономического субъекта;

§ видах деятельности;

§ структуре капитала и курсе акций;

§ технологических особенностях;

§ уровне рентабельности;

§ основных контрагентах экономического субъекта;

§ порядке распределения прибыли, остающейся в распоряжении экономического субъекта;

§ существовании дочерних и зависимых организаций;

§ системе внутреннего контроля;

§ принципах формирования оплаты труда персонала.

На этом этапе аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита.

Считая проведение аудита возможным, аудиторская организация готовит письмо-обязательство о согласии на проведение аудита и отсылает его в адрес экономического субъекта. Затем формируется группа аудиторов для проведения проверки и с экономическим субъектом заключается договор.

Когда аудиторская организация не считает возможным проведение аудита, в адрес экономического субъекта посылается отказ от его проведения.

4.2 Подготовка общего плана проведения аудиторской проверки

 

Общий план – руководство осуществления программы аудита.

В общем плане необходимо предусмотреть сроки проведения аудита и составить график его проведения, подготовки отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения. В процессе планирования необходимо учесть: реальные трудозатраты; уровень существенности; проведение оценки рисков аудита.

Составляя общий план и программу аудита, аудиторской организации необходимо учитывать степень автоматизации обработки учетной информации, что также позволит точнее определить объем и характер аудиторских процедур.

В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля и рисков аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения проверки. Когда принимается решение о проведении выборочного аудита, аудитор формирует аудиторскую выборку.

Общий перечень объектов проверки (планируемых видов работ) при составлении общего плана аудита охватывает такие позиции, как:

§ учредительные и другие общие документы предприятия (устав предприятия, лицензии по видам деятельности, приказы, распоряжения, служебные записки, протоколы заседаний учредителей, штатное расписание и др.);

§ учетная политика предприятия (в целях ведения бухгалтерского учета; в целях налогообложения);

§ основные средства;

§ нематериальные активы;

§ производственные запасы;

§ расчеты по оплате труда;

§ затраты на производство;

§ готовая продукция, товары и реализация;

§ денежные средства;

§ расчеты;

§ финансовые результаты и использование прибыли;

§ капитал и резервы;

§ кредиты и финансирование;

§ учет по забалансовым счетам;

§ бухгалтерская отчетность и приложения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...