Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психодиагностика в школе. Резюме




Психодиагностика в школе

 

Психологические тесты, используемые для оценки развития детей младшего школьного возраста, в первую очередь направлены на оценку внимания, мышления, памяти и речи ребенка.

Среди тестов, направленных на оценку внимания, чаще всего используют кольца Ландольта.

В зависимости от задачи исследования с помощью данной методики можно определить уровень развития таких свойств внимания ребенка, как продуктивность и устойчивость внимания, распределение и переключаемость внимания.

 

Стимульный бланк методики «Кольца Ландольта»

 

Уровень развития мышления детей младшего школьного возраста обычно оценивается с помощью теста Векслера, который позволяет получить некую общую характеристику вербального и невербального интеллекта ребенка.

Однако для оценки развития мышления могут быть использованы и другие методики, например тест Равена, тест «Умение считать в уме» и др.

Существует целый ряд тестов для оценки развития речи ребенка. К числу простейших таких тестов относятся тесты по определению словарного запаса.

Например, учащимся предлагается за короткое время (3 минуты) назвать максимальное количество слов-существительных, которые содержат определенные буквы.

Таким образом, существует весьма большое количество психологических методик, позволяющих оценивать развитие психических познавательных процессов детей школьного возраста. Поэтому школьный психолог является полноправным участником процесса обучения детей. Причем он в состоянии не только оценить уровень развития когнитивной сферы ребенка, но и непосредственно воздействовать на характер этого развития.

 

 

Резюме

 

Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход психических познавательных процессов ребенка на более высокий уровень. Это прежде всего выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, память, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучении его письменной речи.

 

Познавательная деятельность   – сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний.

Наглядно-действенное мышление   – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами.

Абстрактно-логическое мышление   – особый вид мыслительного процесса, который заключается в использовании понятий и логических конструкций.

Произвольная память   – психический познавательный процесс, который осуществляется под контролем сознания в виде постановки цели и использования специальных приемов, а также при наличии волевых усилий.

Мнемические процессы   – совокупность процессов, обеспечивающих функционирование механизмов памяти: запоминание, воспроизведение, забывание и пр.

Понятия сохранения   – особый вид понятий, отражающих неизменность основных свойств предметов независимо от условий, в которых они находятся.

Стадия конкретных операций   – одна из стадий развития мышления у детей, предложенная Ж. Пиаже. Ее главная особенность заключается в том, что в это время умственные операции становятся обратимыми.

Консервация   – термин, предложенный Ж. Пиаже для обозначения способности индивида видеть неизменное на фоне видимых (кажущихся) перемен.

Классификация   – способность классифицировать группу объектов по какому-то признаку.

Сериация   – термин, используемый Ж. Пиаже для обозначения способности ребенка располагать набор элементов в соответствии с имеющейся между ними связью.

Транзитивность   – термин, используемый Ж. Пиаже при разработке «операционной теории». Суть данного понятия заключается в понимании следующих формул: если А = B и B = C, то A = C, А + B = B + A.

Дооперациональная стадия   – один из этапов развития мышления ребенка, выделенный Ж. Пиаже в качестве самостоятельной стадии. Соответствует возрасту от 2 до 7 лет.

Стадия конкретных операций   – одна из стадий развития мышления у детей, предложенная Ж. Пиаже. Ее главная особенность заключается в том, что в это время умственные операции становятся обратимыми.

Письменная речь   – особый вид речи, использующей графические символы для передачи речевых звуков.

Тахистоскоп   – специальный прибор, используемый для предъявления зрительных стимулов на строго определенное время при проведении экспериментов по изучению некоторых психических процессов, в частности внимания и восприятия.

Произвольное внимание   – один из видов внимания – психический процесс, который заключается в сознательном и активном сосредоточении субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Непроизвольное внимание   – один из видов внимания – психический процесс, который возникает независимо от сознания человека и заключается в вынужденном сосредоточении субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Объем внимания   – одна из характеристик внимания, отражающая способность одновременно сосредоточиваться на восприятии нескольких предметов.

Устойчивость внимания   – способность определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте.

Концентрация внимания   – одна из характеристик внимания, отражающая степень или интенсивность сосредоточенности субъекта на выполнении какой-либо деятельности или на каком-либо предмете.

Переключаемость внимания   – способность осмысленно и сознательно перемещать внимание с одного объекта на другой.

Механическая память  , или механическое запоминание   – способность запоминать без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала.

Логическая,   или словесно-логическая память   – запоминание и воспроизведение мыслей.

Мнемонические приемы   – специальные приемы, сознательно используемые субъектом для эффективного запоминания и воспроизведения информации.

Тест Векслера   – методика оценки уровня интеллектуального развития в соответствии с биологическим возрастом обследуемого.

Кольца Ландольта   – психологический тест, используемый для исследования особенностей развития основных свойств внимания.

Тест Равена   – психологический тест, используемый для оценки уровня умственного развития.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...