Тема 2. Эстетическое и художественное в контексте человеческого бытия
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Программа дисциплины
Направление подготовки: 030100 Философия Для заочной формы обучения
Составитель: Орлов Борис Викторович, кандидат философских наук, доцент
Екатеринбург
УТВЕРЖДАЮ Декан философского факультета УрГУ им. А. М. Горького __________________А.В.Перцев
«_______» __________ 2010
Программа дисциплины «Эстетика»составлена в соответствии с требованиями федерального/национально - регионального (вузовского) компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки по направлению «Философия» код 030100 по циклу государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Семестр: 8 Общая трудоемкость дисциплины: 48 В том числе: Лекций: 24 Семинаров: лабораторных работ консультации: Контрольные мероприятия: Рефераты: Коллоквиумы: контрольные работы: другие:
Составитель (разработчик): Орлов Борис Викторович, кандидат философских наук, доцентэтики, эстетики, теории и истории культуры
Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией философского факультета Уральского государственного университета им. А. М. Горького
Утверждено: На заседании кафедры эстетики, этики, теории и истории культуры Уральского государственного университета, Протокол № От ___2010 года
Организационно-методический раздел Цель курса состоит в теоретически углубленном рассмотрении центральной проблемы современной эстетики – спецификации эстетического и художественного как ее предельных оснований и неоднозначных феноменов современной культуры, нуждающихся в адекватном философском осмыслении и соответствующих критериях.
Задачи курса: - обосновать философский статус эстетики и в этом аспекте трактовать ее теорию; - увлечь студентов идеей и возможностью философствования как их собственного творческого осмысления многообразного эстетического и художественного опыта на основе предлагаемого им совместного дискурса; - познакомить с разными методологиями современной эстетики и результатами их применения самыми авторитетными персоналиями - эстетиками классической, неклассической и постнеклассической ориентации; - значительно расширить категориально-терминологическую составляющую тезауруса студентов – философов; - концептуально фундировать курс таким образом, чтобы сосредоточиться на центральной проблеме в предмете эстетики, то есть именно на спецификации эстетического и художественного; - акцентировать экзистенциально-смысловой аспект даваемого материала, трактуя эстетическое и художественное как незаменимые, уникальные смыслы человеческого бытия; - показать множественность, вариативность, непредсказуемость, амбивалентность бытования эстетического и художественного как парадоксальных феноменов, привлекая для этого самый разнообразный, репрезентативный и интересный теоретический и практический материал (как узнаваемый, так и малоизвестный); - теоретически вывести дефиниции и определить критерии инвариантов эстетического и художественного, выявить возможности применения и ориентировать студентов на схватывание их значимости и необходимость личной, активной дальнейшей работы с ними. Место курса в профессиональной подготовке выпускника основывается на знании студентами предшествующих курсов истории и теории культуры, обеспечивая развитие теоретических представлений о философско-эстетических основах и методологии современных гуманитарных наук. Требования к уровню освоения содержания курса: в результате освоения курса студенты должны хорошо ориентироваться в терминологии и проблематике современной эстетики, получить теоретические знания о специфике основных категорий эстетического и художественного, а также необходимые навыки выбора и применения разных взаимосвязанных философско-эстетических методологий, как в процессе обучения, так и в последующей профессиональной деятельности.
Программа предназначена для студентов IV курса заочного отделения философского факультета. Отчетность: 7 семестр – зачет, 8 семестр – экзамен. Содержание курса
Тема 1. Основания эстетики Специфика предмета эстетики. Основные теоретические модели в истории эстетики. Эстетика в постнеклассической ситуации. Эстетическое и художественное как предельные основания и предмет эстетики. Предмет эстетики в сравнении с культурологией и искусствоведением. Эстетика как философствование. Типология философско-эстетической методологии: аналитика, систематика, герменевтика, деконструкция, потенциация. Специфика и конкретика выбора и применения разных типов методологий. Значение эстетики как философской дисциплины. Теоретико-концептуальная, нормативно-критериальная и эстетико-воспитательные функции. Собственная прагматика эстетики как творческого осмысления любого эстетического и художественного опыта. Специфическое значение философем эстетики для раскрытия возможностей эстетизации и артизации человеческого бытия.
Тема 2. Эстетическое и художественное в контексте человеческого бытия Эстетическое и деятельность. Специфика и типология человеческой деятельности как целеполагания и достижения значимых результатов Критическая деконструкция «эстетической деятельности». Базисные (практические, познавательные, коммуникативные) ценности и проблема спецификации эстетической ценности. Эстетическая ситуация. Эстетическая внутри- и вненаходимость. Точная локализация эстетической ценности в человеческом бытии. Эстетическое, художественное и экзистенция. Своеобразие экзистенциального модуса человеческого бытия как творческого смыслопорождения. Ценности духовной культуры как основные институционализированные смыслы человеческого бытия. Эстетические и художественные ценности в типологии духовных ценностей. Культурно-экзистенциальные смыслы эстетического и художественного: полифония, макрокосмичность (цельность, универсальность, вечность, бесконечность), пограничность (ситуативность), микрокосмичность (уникальность, подлинность, свобода), проективность, трансгрессия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|