Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

(СамГУПС)

 

Кафедра______ Безопасность перевозок пассажиров и грузов ___________

(название)

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник УМУ

___________ В.А. Покацкий

«__»__________20__ г.

 

 

Рабочая программа дисциплины

«Общий курс железнодорожного транспорта»

(наименование дисциплины (модуля))

блок «__ С.3Б.5 ___________»; раздел «__ Базовый __________»

 

для студентов очной и заочной форм обучения

направления (профиля, специальности) 190901 «Системы обеспечения движения поездов»

(шифр) (наименование)

Профили: «Телекоммуникационные системы и сети ж.д.транспорта», «Автоматика, телемеханика на ж.д. транспорте», «Электроснабжение железных дорог»

 

Вид учебных занятий Количество часов Компетенции
Очная форма обучения Заочная форма обучения  
Всего часов по дисциплине      
В т.ч. часов аудиторных занятий      
Лекции     ОК-8
Практические занятия (семинары)     ОК-8
Лабораторные занятия  
Самостоятельная работа      
Курсовой проект (семестр)  
Курсовая работа (семестр)  
РГР (контрольная работа) (количество/семестр) ??? ОК-8
Экзамен (семестр)  
Зачет (семестр)   ???  

 

Самара 2011


Регистрационный номер ___________________________

 

Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения, рабочего учебного плана и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению 190901 «Системы обеспечения движения поездов»

 

СОГЛАСОВАНО:

 

Председатель учебно-методической

комиссии направления 190901

²____²_____________20__г._______________ ______________________________

(дата) (подпись) (Ф.И.О.)

 

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры «Безопасность перевозок пассажиров и грузов»

(наименование)

(протокол № от «____» _____________ 20__ г.)

(дата)

 

И.о. заведующего кафедрой

²____²___________20____г._______________ ___ И.И.Кононов

(дата) (подпись) (Ф.И.О.)

 

 

Составитель рабочей программы:______________ (И.И. Кононов, доцент, к.т.н.)

 

 

1. Цели и задачи освоения дисциплины, ее место в структуре ООП, компетенции, формируемые в результате изучения дисциплины.

 

1.1. Цели и задачи освоения дисциплины.

 

Целями освоения дисциплины является формирование у студентов цельного представления о железнодорожном транспорте, взаимосвязи его подразделений, приобретение основных знаний о комплексе устройств, техническом оснащении, строительстве и эксплуатации железных дорог и взаимодействии их с другими видами транспорта. Особое внимание уделено вопросам безопасности движения поездов, сохранности перевозимых грузов, охраны труда и окружающей среды, обеспечения четкой и слаженной работы всех подразделений, повышения эффективности производства.

Задачами освоения дисциплины является получение студентом основ общетранспортной подготовки, необходимой для каждого выпускника ВУЗа железнодорожного транспорта. «Общий курс железного транспорта» должен помочь студентам в подготовке к первой производственной практике и последующему изучению специальных дисциплин.

 

Место дисциплины в структуре ООП специалитета.

 

Дисциплина входит в базовую часть профессионального цикла.

Дисциплина является опорой для изучения следующих учебных дисциплин:

«Теория безопасности движения поездов», «Эксплуатация технических средств обеспечения движения поездов», «Безопасность технологических процессов и технических средств на железнодорожном транспорте» и других специальных и прикладных дисциплин.

Изучению дисциплины предшествуют: данная дисциплина основывается на знаниях, полученных в рамках среднего и средне-профессионального образования.

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучаемого следующих компетенций: осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основные понятия о транспорте, транспортных системах;

- основные характеристики различных видов транспорта, технику и технологии, организацию работы, системы энергоснабжения, инженерные сооружения, системы управления;

- критерии выбора вида транспорта, стратегию развития железнодорожного транспорта;

- инфраструктуру железных дорог и систему организации движения поездов;

- техническую документацию, материально-техническое обеспечение, систему организации производственной деятельности структурных подразделений.

Уметь:

- определять влияние систем обеспечения движения поездов на общие результаты работы железных дорог, на обеспечение безопасности и выполнение графика движения поездов;

- уложить типовую схему разъезда или обгонного пункта с размещением систем обеспечения движения поездов;

- производить расчет количественных и качественных показателей работы железнодорожного транспорта.

Владеть знаниями о структуре управления железнодорожным транспортом в новых условиях хозяйствования, о путях финансово-экономической стабилизации работы железнодорожного транспорта в современных условиях, методах реализации гибкого тарифного регулирования, автоматизированной системе управления железнодорожным транспортом (АСУЖТ), включая создание сети автома­тизированных рабочих мест для персонала линейных предприятий и компьютерных технологий, о влиянии научно-технического прогресса на обеспечение высокого уровня безопасности, сервиса и экономич­ности железнодорожного транспорта, о его социальных и экологичес­ких проблемах.

 


2. Структура и содержание дисциплины.

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы; 108 часов.

Лекционный курс.

№ п/п Темы лекционных занятий (с изложением основных вопросов, изучаемых на занятиях) Количество часов Компетенции
Очная форма обучения Заочная форма обучения  
  Роль транспорта в развитии экономики. 1.1. Основные понятия о транспорте, транспортных системах. 1.2. Взаимосвязь развития транспортных систем и смены экономических взаимоотношений. 1.3. Выделение транспорта в сферу самостоятельной профессиональной деятельности. 1.4. Мировые тенденции развития видов транспорта. 1.5. Основные характеристики различных видов транспорта. Роль и место в системе. 1.6. Критерии выбора вида транспорта. 1.7. Транспорт и окружающая среда.   0,5 ОК-8
  Организация управления железнодорожным транспортом. 2.1. Структура управления железнодорожным транспортом. 2.2. Основные руководящие документы по обеспечению четкой работы железных дорог и безопасности движения. 0,5 0,5 ОК-8
  Основные показатели, характеризующие работу и развитие транспортных систем. 3.1. Показатели технического оснащения, развития сети. 3.2. Показатели перевозочной, технической и эксплуатационной работы. 0,5 - ОК-8
  Техника железнодорожного транспорта. 4.1. Понятие о комплексе устройств и сооружений на железнодорожном транспорте. 0,5 - ОК-8
  Габариты. 5.1. Габариты приближения строений и подвижного состава. 5.2. Расстояние между путями. 5.3. Габарит погрузки. Негабаритные грузы. 0,5 0,5 ОК-8
  Основы проектирования и строительства железных дорог. 6.1. Проектирование железных дорог. 6.2. Деление железнодорожных линий с точки зрения норм их проектирования. 6.3. Общие сведения о железнодорожном пути. Нижнее строение пути. 6.4. Верхнее строение пути.   0,5 ОК-8
  Соединения и пересечения путей. 7.1. Соединение путей. 7.2. Пересечения, переезды и примыкание железных дорог. 0,5 0,5 ОК-8
  Путевое хозяйство. 8.1. Путевое хозяйство. 8.2. Требования ПТЭ к содержанию пути. 0,5 0,5 ОК-8
  Системы энергоснабжения железных дорог. 9.1. Схемы электроснабжения. 9.2. Эксплуатация устройств электроснабжения. 0,5 0,5 ОК-8
  Подвижной состав железных дорог. 10.1. Общие сведения о подвижном составе. 10.2. Электрический подвижной состав. 10.3. Тепловозы. 10.4.Основные сведения о дизельпоездах, автомотрисах, газотурбовозах, мотовозах и паровозах. 10.5. Вагоны. 10.6. Локомотивное хозяйство. 10.7. Вагонное хозяйство. 2,5 0,5 ОК-8
  Инженерные сооружения и устройства сигнализации и связи. 11.1. Устройства СЦБ на перегонах. 11.2. Устройства СЦБ на станциях. 11.3. Связь на железнодорожном транспорте. 2,5 0,5 ОК-8
  Раздельные пункты. Работа станции. 12.1. Раздельные пункты. 12.2. Полная и полезная длина станционных путей. 12.3. Станции. Работа станций. 1,5 0,5 ОК-8
  Сортировочные, грузовые и пассажирские станции. Железнодорожные узлы. 13.1. Сортировочные станции. 13.2. Пассажирские станции. 13.3. Грузовые станции. 13.4. Железнодорожные узлы. 1,5 0,5 ОК-8
  Технология работы железной дороги. Организация движения поездов. 14.1. Общие сведения. 14.2. Организация грузовой и коммерческой работы. 14.3. Перевозочные документы. 14.4. Комплексная механизация погрузо-разгрузочных работ. 14.5. Основы планирования и организация пассажирских перевозок. 1,5 - ОК-8
  Организация вагонопотоков. 15.1. План формирования. 15.2. Операции, выполняемые с поездами на станции. 0,5 - ОК-8
  График движения поездов. 16.1. Понятие об элементах графика движения поездов. 16.2. Типы графиков. Порядок их составления.   - ОК-8
  Организация работы локомотивов и локомотивных бригад. 17.1. Способы обслуживания поездов локомотивами. 17.2. Основные показатели использования локомотивов. 0,5 0,5 ОК-8
  Руководство движением поездов. 18.1. Диспетчерская система руководства движением поездов. 18.2. Автоматизация рабочих мест диспетчера и дежурных по станции. 18.3. Автоматизированная система управления железнодорожным транспортом.   - ОК-8
  Итого:      

2.1.1. Темы для самостоятельного изучения.

 

№ п/п Темы для самостоятельного изучения Количество часов Компетенции
Очная форма обучения Заочная форма обучения  
  История возникновения и развития железных дорог 1.1. Возникновение железных дорог в России. 1.1. Железнодорожный транспорт СССР. 1.1. Зарубежный железнодорожный транспорт.     ОК-8
  Автоматизированная система управления железнодорожным транспортом 2.1. Возникновение и развитие АСУЖТ. 2.2. Подсистемы АСУЖТ.     ОК-8
  Метрополитены 3.1. Общие сведения о метрополитенах. 3.2. Технические средства, устройства электроснабжения и СЦБ. 3.3. Организация движения на линиях метрополитенов.     ОК-8
  Организация железнодорожных перевозок и движения поездов 4.1. Классификация грузов, виды грузовых перевозок. 4.2. Организация грузовой и коммерческой работы. 4.3. Организация погрузочно-разгрузочных работ. 4.4. Основы организации пассажирских перевозок. 4.5. План формирования поездов 4.6. Порядок приема, отправления и движения поездов. 4.7. Значение, классификация и типы графиков движения поездов.     ОК-8
  Основные показатели работы транспорта 5.1. Основные показатели объема работы железнодорожного транспорта. 5.2. Основные показатели использования технических средств железнодорожного транспорта. 5.3. Основные экономические показатели железнодорожного транспорта.     ОК-8
  Итого:      

 

Практические занятия.

 

№ п/п Темы практических (семинарских) занятий   Количество часов Компетенции
Очная форма обучения Заочная форма обучения Самостоятельная работа
Очная форма обучения Заочная форма обучения
  Построение, габаритов приближения строения и подвижного состава         ОК-8
  Построение поперечных профилей земляного полотна железнодорожного пути         ОК-8
  Построение схем одиночных стрелочных переводов         ОК-8
  Накладка масштабной схемы разъезда и переустройство отдельных ее элементов         ОК-8
  Построение графика движения поездов   1,5     ОК-8
  Определение производительности локомотивов и эффективности мероприятий по ее увеличению   0,5     ОК-8
  Определение норм массы и длины состава грузового поезда и экономии эксплуатационных расходов при их увеличении   0,5     ОК-8
  Определение оборота вагонов и экономического эффекта от его ускорения   0,5     ОК-8
  Выбор рациональной конструкции пути и экономии расходов на ее содержание и ремонт   0,5     ОК-8
  Выбор рационального типа подвижного состава для перевозки грузов   0,5     ОК-8
  Итого:          

 

2.3. Лабораторные работы.

 

Учебным планом не предусмотрены.

Курсовая работа (проект).

 

Учебным планом не предусмотрена

 

2.5 Контрольная работа.

 

Целью контрольной работы является закрепление знаний, полученных студентами заочной формы обучения при самостоятельном изучении дисциплины «Общий курс железнодорожного транспорта». Контрольная работа включает один теоретический вопрос и пять задач.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА

 

1. Технические средства обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте.

2. Основные железнодорожные устройства и хозяйства. Структура управления железнодорожным транспортом.

3. Основные положения документов, регламентирующих деятельность железнодорожного транспорта.

4. Основные показатели работы железных дорог.

5. Общие принципы проектирования и строительства железных дорог.

6. Понятие о габаритах на железнодорожном транспорте, их виды.

7. Элементы строения пути, их назначение и краткая характеристика.

8. Соединение и пересечения путей, устройство стрелочных переводов.

9. Состав, организационная структура и задачи путевого хозяйства.

10. Схема электроснабжения железных дорог и комплекс его устройств.

11. Технологические особенности и структура хозяйства электроснабжения.

12. Виды тяги на железнодорожном транспорте, их сравнительные технико-экономические характеристики.

13. Основные требования к локомотивам, их классификация.

14. Основы и назначение тяговых расчетов.

15. Управление локомотивным хозяйством, его основные сооружения и устройства.

16. Классификация вагонов, их устройство и показатели использования.

17. Основные сооружения и устройства вагонного хозяйства.

18. Классификация и назначение устройств автоматики, телемеханики и связи.

19. Классификация и назначение устройств СЦБ на перегонах.

20. Классификация и назначение устройств СЦБ на станциях.

21. Значение и виды связи на железнодорожном транспорте. Перспективы развития цифрового оборудования и волоконно-оптических линий.

22. Назначение и классификация раздельных пунктов.

23. Основные станционные сооружения и устройства.

24. Назначение и технология работы разъездов.

25. Устройство и технология работы обгонных пунктов.

26. Назначение, устройство и технология работы промежуточных станций.

27. Назначение, устройство и технология работы участковых станций.

28. Назначение, устройство и технология работы сортировочных станций.

29. Сортировочные устройства и их техническое оснащение.

30. Назначение, устройство и технология работы грузовых станций.

31. Грузовые дворы (районы) на станциях, их устройство и основы технологии работы.

32. Назначение, устройство и технология работы пассажирских и технических пассажирских станций.

33. Железнодорожные узлы, их назначение, устройство, характеристика основных типов.

34. Организация и планирование материально-технического снабжения железных дорог.

35. Виды сообщений и способы выполнения перевозок.

36. Основы планирования грузовых и пассажирских перевозок.

37. Основы организации пассажирских перевозок.

38. Основные перевозочные документы на железнодорожном транспорте.

39. Грузовые тарифы. Провозные платы и сборы.

40. Пакетные и контейнерные перевозки и их эффективность.

41. Организация грузовой и коммерческой работы. Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ.

42. Значение графика движения поездов в обеспечении согласованной работы всех подразделений железных дорог.

43. Виды и элементы графика движения поездов.

44. Пропускная и провозная способность железных дорог и мероприятия по их усилению.

45. Автоматическая система управления железнодорожным транспортом (АСУЖТ).

46. Особенности работы и основных устройств метрополитенов.

Номер вопроса студент определяет по табл. 1 в соответствии с шифром.

Таблица 1

№ вопроса   Две последние цифры шифра   № вопроса   Две последние цифры шифра   № вопроса   Две последние цифры шифра  
  00 46 92     16 62     32 78  
  01 47 93     17 63     33 79  
  02 48 94     18 64     34 80  
  03 49 95     19 65     35 81  
  04 50 96     20 66     36 82  
  05 51 97     21 67     37 83  
  06 52 98     22 68     38 84  
  07 53 99     23 69     39 85  
  08 54     24 70     40 86  
  09 55     25 71     41 87  
  10 56     26 72     42 88  
  11 57     27 73     43 89  
  12 58     28 74     44 90  
  13 59     29 75     45 91  
  14 60     30 76          
  15 61     31 77          

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ОТВЕТАМ НА ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА

 

При подготовке ответов необходимо особое внимание уделять современному состоянию и перспективам развития технического оснащения и технологии работы железных дорог в условиях новой организационно-правовой структуры. При этом следует рассматривать железнодорожный транспорт в виде государственной корпорации с созданием конкурентной среды в сфере перевозок, что имеет важное народнохозяйственное и государственное значение.

Ответ на 1 вопрос должен раскрыть значение устройств, повышающих безопасность движения поездов, их классификацию, основные виды и перспективы развития.

При ответе на 2 вопрос необходимо учитывать непрерывное развитие комплекса железнодорожных устройствна основе достижений научно-технического прогресса, отметить важность согласованной работывсех звеньев железнодорожного транспорта.

Отвечая на 3 вопрос, необходимо раскрыть назначение Правил технической эксплуатации железных дорог РФ и Устава железнодорожного транспорта, привести общие сведения об Инструкциях по сигнализации и по движению поездов и маневровой работе, показать значение Правил перевозок грузов и Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта.

В ответе на 4 вопрос должна содержаться характеристика наиболее важных количественных и качественных показателей работы железных дорог: грузооборота, пассажирооборота, грузонапряженности, производительности труда, себестоимости перевозок, оборота вагона, статической и динамической нагрузки, производительности вагона и локомотива.

В ответах на 7 - 9 вопросы следует особое внимание акцентировать на значении путевого хозяйства в обеспечении безопасного движения поездов, эффективности использования современных и перспективных конструкций элементов верхнего строения пути, а также охарактеризовать задачи путевого хозяйства, виды путевых работ и применяемые для их производства основные машины и механизмы.

При ответах на 12 - 15 вопрос необходимо показать значение локомотивного хозяйства в обеспечении бесперебойного и безопасного движения поездов, привести технико-экономические характеристики различных видов тяги, дать классификацию локомотивов, обосновать необходимость оборудования их устройствами безопасности.

Отвечая на 19 вопрос, необходимо отметить влияние систем интервального регулирования на пропускную способность перегонов, описать порядок движения поездов при той или иной системе.

Отвечая на 23 вопрос, следует дополнительно дать понятие полной и полезной длины путей, нормального положения стрелок, привести правила нумерации путей и стрелок, а также определение парка и горловины.

При ответе на вопросы 24 - 27 особое внимание следует уделять вопросам передовой технологии работы железнодорожных станций.

Отвечая на вопрос 28, следует осветить проблему повышения производительности горок, механизации и автоматизации сортировочного процесса.

При ответе на вопрос 34 необходимо изложить порядок определения потребности в материалах и оборудовании, принципы составления планов снабжения, показать, как организуется получение материалов и доставка их потребителям.

Отвечая на вопрос 36, необходимо изложить основные понятия о планировании пассажирских перевозок, рационализации и планировании грузовых перевозок, описать виды планов и основные планируемые показатели.

При ответе на вопрос 38 нужно отразить содержание и значение накладной как договора на перевозку грузов, а также назвать другие документы, прикладываемые к накладной. Описать порядок заполнения вагонного и натурного листа поезда.

При ответе на вопрос 44 следует показать влияние на пропускную способность различных устройств железнодорожного транспорта, перечислить технические и организационно-технологические мероприятия по усилению пропускной и провозной способности линий.

Отвечая на вопрос 45, следует четко сформулировать основные принципы создания АСУЖТ. Ее задачи, порядок сбора и передачи информации, а также показать, в решении каких задач управления железнодорожным транспортом используется ЭВМ.

Ответ на 46 вопрос должен раскрывать устройство пути, подвижного состава, системы электроснабжения и СЦБ, организацию поездной работы в метрополитенах.

 

На выполнение контрольной работы отводится 16 час. самостоятельных занятий

 

2.6. Подготовка к зачету.

 

На подготовку к зачету в соответствии с контрольными вопросами студенту отводится 18 часов.

 

2.7. Самостоятельная работа.

 

Общее количество часов сам. раб. по дисциплине   В том числе по семестрам
                     
Очная форма обучения                      
Заочная форма обучения   88??                  

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

3.1. Основная литература:

3.1.1. Учебники, учебные пособия.

1. Гагарина, Л.Г. Взаимодействие транспорта и региональных структур. Экономико-географический аспект [Текст]: учеб. пособие / Л. Г. Гагарина, Н. О. Михаленок; рек. Упр. учеб. завед. и правового обеспечения Федер. агентства ж.-д. трансп. - М.: УМЦ по образов. на ж.-д. трансп., 2007. - 188 с.

2. Крейнис, З.Л. Очерки истории железных дорог. Кн. 3. Великий Российский путь из Санкт-Петербурга во Владивосток [Текст] / З. Л. Крейнис. - М.: УМЦ по образов. на ж.-д. трансп., 2010. - 492 с.

3. Управление эксплуатационной работой на железнодорожном транспорте. В 2 т. Т. 1. Технология работы станций [Текст]: учебник для студ. вузов ж.-д. трансп. / доп. ФАЖТ; под ред.: В. И. Ковалёва, А. Т. Осьминина. - М.: УМЦ по образов. на ж.-д. трансп., 2009. - 264 с.

4. Пазойский, Ю.О. Пассажирские перевозки на железнодорожном транспорте (примеры, задачи, модели, методы и решения) [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов ж.-д. трансп. / Ю.О. Пазойский, В.Г. Шубко, С. П. Вакуленко; доп. ФАЖТ. - М.: УМЦ по образов. на ж.-д. трансп., 2009. - 342 с.

5. Варгунин, В. И. Информационные технологии и автоматизированные системы управления на железнодорожном транспорте [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов ж.-д. трансп. / В.И. Варгунин, О.В. Москвичев; М-во трансп. РФ, Федер. агентство ж.-д. трансп., СамГАПС, рек. УМО. - Самара: СамГАПС, 2007.

6. Главатских, В.А. Строительство метрополитенов [Текст]: учеб. пособие для вузов ж.-д. трансп. / В. А. Главатских, В.С. Молчанов; под ред. В.А. Главатских; рек. Упр. кадров, учеб. заведений и правового обеспеч. Федер. агентства ж.-д. трансп. - М.: Маршрут, 2006. - 680 с.

 

3.1.2. Учебно-методические указания.

1. Методические указания для практических занятий по дисциплинам «Общий курс железных дорог», «Общий курс транспорта», для студентов очной и заочной формы обучения всех специальностей / Cост. И.И. Кононов, Ю.Ю. Становова, Н.В. Становова, Н.А. Мясникова. – Самара: СамГАПС, 2008. – 23 с.

 

3.2. Дополнительная литература.

1. Хохлов, А.А. Технические средства обеспечения безопасности движения на железных дорогах [Текст]: учебник для студ. вузов ж.-д. трансп. / А. А. Хохлов, В. И. Жуков; доп. ФАЖТ. - М.: УМЦ по образов. на ж.-д. трансп., 2009. - 552 с.

2. История организации и управления железнодорожным транспортом России. Факты, события, люди. К 200-летию транспортного ведомства и образования на транспорте России [Текст] / под ред. А. А. Тимошина. - М.: УМЦ по образов. на ж.-д. трансп., 2010. - 468 с.

3. Оперативно-технологическая телефонная связь на железнодорожном транспорте [Текст]: учебник для вузов ж.-д. трансп. / рек. ФАЖТ; под ред. Ю. В. Юркина. - М.: УМЦ по образов. на ж.-д. трансп., 2007. - 264 с.

4. Терешина, Н.П. Эффективность корпоративного управления на железнодорожном транспорте [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов ж.-д. трансп. / Н. П. Терешина, А. В. Сорокина; доп. ФАЖТ. - М.: УМЦ по образов. на ж.-д. трансп., 2009. - 205 с.

5. Лукин, В.В. Вагоны. Общий курс [Текст]: учебник для вузов ж.-д. трансп. / В. В. Лукин, П. С. Анисимов, Ю. П. Федосеев; под ред. В. В. Лукина; утв. Департаментом кадров и учеб. завед. МПС России. - М.: Маршрут, 2004. - 424 с.

6. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации [Текст]: ЦРБ-756 / МПС РФ. - Введ. с 26.05.2000. - М.: [б. и.], 2000. - 190 с.

7. Железные дороги. Общий курс [Текст]: учеб. для вузов ж.-д. трансп. / утв. Деп. кадров и учеб. завед. МПС России; под ред. М. М. Уздина. - 5-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Выбор, 2002. - 368 с.

8. Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации [Текст]: ЦД-790 / МПС РФ. - Введ. с 16.10.2000.- М., 2000. - 317 с.

9. Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации [Текст]: ЦРБ-757, с изм. и доп. внесен. приказами МПС России от 03.07.2001 г. № 16; от 27.05.2002 г. №24 / МПС РФ. - Введ. с 26.05.2000. - М., 2008. - 128 с.

10. Общий курс железных дорог [Текст]: учеб. пособие для сред. проф. образов. / доп. М-вом образов. РФ; под ред. Ю.И. Ефименко. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2007. - 256 с.

11. Фролов, Ю.С. Метрополитены [Текст]: учеб. для вузов ж.-д. трансп. / Ю.С. Фролов, Д.М. Голицынский, А.П. Ледяев; под ред. Ю.С. Фролова; утв. Деп. кадров и учеб. завед. МПС России. - М.: Желдориздат, 2001. - 528 с.

 

3.3. Методические рекомендации для преподавателя.

 

При чтении лекций рекомендуется использовать учебно-технические фильмы по вопросам программы, проводить отдельные занятия в лабораториях специальных кафедр, музеях железнодорожного транс­порта и на передовых предприятиях.

 

3.4. Образовательные технологии.

 

Использование проблемно-ориентированного подхода - рабочая программа взаимосвязана с комплексным подходом к организации обеспечения безопасности движения поездов, эксплуатации и содержанию технических средств, перевозки грузов и пассажиров.

Контекстное обучение – при проведении практических занятий по дисциплине «Общий курс железнодорожного транспорта» широко используется учебный полигон и музей железнодорожной техники на ул. Литвинова.

Обучение на основе опыта - демонстрация учебных фильмов производится в мультимедийном классе в ауд. 9324.

Кейс-метод обучения - широко используется в преподавании специальных дисциплин, когда на реальном примере рассматриваются обстоятельства и причины различных производственных ситуаций.

 

4. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

 

Комплект плакатов, парк подвижного состава на базе учебного полигона ИТТС СамГУПС, музей железнодорожной техники, учебный полигон «Стрелочный перевод» в ауд. 9012.

 

5. Перечень вопросов к зачету.

по дисциплине «Общий курс железнодорожного транспорта»

 

1. Значение транспорта для государства, населения и обороноспособности страны. Основные показатели его работы.

2. Виды транспорта и их особенности. Роль железных дорог в единой транспортной системе страны. Технико-экономическая характеристика видов транспорта.

3. Технические средства обеспечения перевозочного процесса и безопасности движения на железнодорожном транспорте.

4. Основные железнодорожные устройства и хозяйства. Структура управления железнодорожным транспортом на уровне ОАО РЖД, ФА ЖДТ и МТ РФ.

5. Сооружения и устройства железнодорожного транспорта.

6. Габариты на железных дорогах.

7. Основные руководящие документы по обеспечению четкой работы железных дорог и безопасности движения поездов.

8. Основные экономические показатели работы железных дорог.

9. Основные сведения о категориях железнодорожных линий, их трассе, плане и продольном профиле.

10. Общие принципы и стадии проектирования железных дорог. Экономические и технические изыскания. Основы технико-экономического сравнения вариантов.

11. Организация строительных работ железнодорожных линий и краткие сведения об их механизации.

12. Общие сведения о железнодорожном пути.

13. Земляное полотно и его поперечные профили. Водоотводные сооружения.

14. Искусственные сооружения, их виды и назначение. Трубы, тоннели, подпорные стены, регуляционные сооружения и др.

15. Назначение, составные элементы и типы верхнего строения пути. Балластный слой, шпалы, рельсы, рельсовые скрепления, противоугоны. Бесстыковой путь и его преимущества.

16. Устройство рельсовой колеи. Общие сведения. Особенность устройства пути в кривых, на мостах и в тоннелях, на электрифицированных линиях.

17. Стрелочные переводы, назначение, типы, устройство.

18. Съезды, глухие пересечения, стрелочные улицы, конечные соединения.

19. Задачи путевого хозяйства и его структура. Защита пути от снега, песчаных заносов и паводков.

20. Сооружения и устройства электроснабжения. Схема электроснабжения железных дорог. Системы тока и напряжение в контактной сети.

21. Общие сведения о тяговом подвижном составе. Сравнение различных видов тяги. Классификация тягового подвижного состава.

22. Электрический подвижной состав. Общие сведения. Механическая часть электровоза.

23. Электрическое оборудование электровозов постоянного и переменного тока. Электропоезда.

24. Тепловозы. Принципиальная схема тепловоза (описание).

25. Понятие об электрической, механической и гидравлической передачах тепловоза и его вспомогательное электрическое оборудование.

26. Дизельные поезда, автомотрисы, мотовозы, газотурбовозы. Принцип работы паровоза.

27. Тяговые расчеты и их назначение. Силы, действующие на поезд. Расчет массы состава и скорости движения поезда.

28. Основные понятия о взаимодействии пути и локомотива.

29. Локомотивное хозяйство. Общие сведения. Обслуживание локомотивов и организация их работы.

30. Экипировка, ремонт локомотивов. Восстановительные и пожарные поезда.

31. Классификация и основные типы вагонов. Перевозка грузов в контейнерах и их эффективность.

32. Технико-экономическая характеристика вагонов. Понятие о силах, действующих на вагон.

33. Виды ремонта вагонов. Сооружения и устройства вагонного хозяйства. Текущее содержание вагонов.

34. Устройство светофоров. Места установки и сигнальные показания входных и выходных светофоров. Общие сведения о переносных, ручных, маневровых и поездных сигналах.

35. Назначение устройств автоматики и телемеханики. Классификация сигналов.

36. Системы интервального регулирования движения поездов. Автоматическая блокировка.

37. Автоматическая локомотивная сигнализация. Устройства диспетчерского контроля за движением поездов.

38. Автоматическая переездная сигнализация. Релейная полуавтоматическая блокировка.

39. Устройства автоматики и телемеханики. Общие сведения. Электрическая централизация стрелок и сигналов.

40. Диспетчерская централизация. Горочная автоматическая централизация.

41. Связь на железнодорожном транспорте. Проводная связь.

42. Радиосвязь. Линии сигнализации и связи, их обслуживание.

43. Назначение и классификация раздельных пунктов. Основные устройства на железнодорожных станциях. Станционные пути и их назначение, план и профиль путей.

44. Маневровая работа на станциях. Технологический процесс работы станции и техническо-распорядительный акт.

45. Понятие о разъездах, обгонных пунктах и

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...