Смерть – как основная категория новой социологии
В метафизике традиционализма тема смерти вообще не стоит. Там существует переход духовного импульса из одного мира в другой, проблема тем самым изначально снята. Смерть как реальность, конец субъекта, как проблема дана только в религии Откровения. Поэтому обещание Воскресения присуще только авраамической традиции. Это высшее проявление антисистемности, предельный парадокс. Повтор немыслим, повтор не бывает в контексте бесконечной возможности, как не бывает повтора одного и того же числа на числовой оси. Числовая ось неисчерпаема, поэтому нельзя представить, чтобы на каком-то числе произошла остановка счета. Вместо круга в реальной вселенной возможна только спираль, витки которой прилегают очень близко друг к другу. Если одна точка находится на месте другой, то она есть точно та же самая точка. Повтор невозможен в царстве Логоса. Но откровение обещает нам этот невозможный повтор, остановку счета, схлопывание числовой оси! Будет восстановлено внутреннее присутствие субъекта «здесь и теперь», тайное центральное самоприсутствие каждого «я», которое в каждый данный момент есть и дышит в нас. Это – искра света, отличающая сообщество тех, кто относит к себе тайное священное местоимение «мы». Откровение обращено именно к тем, кто причастен к этому сообществу, которое соотносит себя с этим местоимением. Местоимение это есть одно из названий Божьего Духа, вдунутого в глиняную куклу Адама при его творении. Именно поэтому в Коране Бог постоянно говорит о себе «Мы». «Нахну», арабское «мы», то, как называет себя Бог в Коране, – «Мы сотворили, Мы послали». Это «мы» имеет прямое отношение к тайной инвеституре субъекта, в котором существует причастность к сообществу света вопреки пространству, времени и законам логоса.. Этот конус света, опущенный во тьму, он идет вниз и он идет в центр ада. Мы, истинное тайное «мы», всегда в центре ада, потому что мы всегда на противоположной стороне того бытийного блаженства, которое является сущностью князя мира сего. И наша задача – это абсолютная революция света, это абсолютная трансформация, когда то, что было внизу, станет вверху, и последние станут первыми. Т.е. трансформация вселенной, онтологическая трансформация последней основы – это и есть рождение, реализация тайны жизни, это и есть приход абсолютно нового на место абсолютно вечного, отмена вечности.
Само человеческое общество создано и поставлено в мир как знамение об этой провиденциальной мысли. Мы на предыдущих встречах говорили о метафизике революции. Если мы посмотрим на общество как на знамение, то мы увидим, что оно состоит из двух полюсов. На самом верху существует бытийно предопределенная элита, люди типа принца Чарльза или Харольда Пятого. Их королевский статус просто условно подчеркивает их онтологическую укорененность вверху. Это люди, которые при всех обстоятельствах рождают вокруг себя определенный уровень жизни, изобилия, комфорта. Ни при каких обстоятельствах они не будут внизу. На другом конце находится полюс совершенно противоположный. Достаточно пойти в нищенские, бомжовые пригороды, чтобы увидеть этот полюс дна. Эти люди никогда не будут богатыми. Эти люди всегда будут деструктивно влиять на окружающую среду.. Эти люди всегда будут заражать водоемы вокруг себя своими отходами. Они – вечные производители нищеты и страдания. Нищий люмпен внизу, принц Чарльз вверху – два перманентных полюса, два перманентных заданных качества. Они являются точками отсчета, потому что между абсолютным полюсом нищеты внизу и абсолютным полюсом элитного комфорта вверху находятся две волнующиеся гибкие среды. Одна очень большая – это буржуазный средний класс. Это люди, которые, по сути дела, просто никто. Они никто настолько, что сегодня они могут быть управляющими компаниями, а завтра угрюмыми и сварливыми пенсионерами, а их дети – рядовыми неудачниками. Это существа, которые в полной мере являются заложниками броуновского социального движения. Антитезис к этому среднему классу – среда одиноких героев.
Это дискомфортные маргиналы, внутренняя неустроенность и неудовлетворенность которых делают их либо искателями приключений, либо организаторами хэппинингов, из них вербуются художники, революционеры. Но самое главное, что конус незримого света не имел бы никакого резонанса в человеческом социуме, если бы не было этого класса одиноких героев. Именно из них формируется круг сподвижников пророков. Кое-кто из сподвижников пророка Мухаммеда (да будет мир над ним) были разбойниками в прошлом или поэтами. Они были классическими неустроенными авантюристами, но стали наиболее яркими, лучшими последователями, благодаря которым в принципе этот свет Откровения не угас и существует до сих пор. Конечным орудием Провидения, действующего во времени, является полюс внизу, человеческие обломки, носители вечной нищеты.. К ним через посредство одиноких героев адресован призыв тех, кто входит в общину, говорящую о себе «мы». Новая социология – это социология, которая будет рассматривать процессы предэсхатологического состояния общества, которое уже сейчас началось, которое в полной мере будет расцветать с первых десятилетий ХХI века. Динамика взаимоотношений этих четырех реалий социума – суперэлиты, вечных нищих, среднего класса и одиноких героев – и их диалектическое взаимодействие по отношению к световому взрывному импульсу антисистемы, который скрыт и одновременно дан в Откровении через это местоимение «мы». Там, где «мы», там всегда центр ада. Там, где «мы», там всегда воля к трансцендентному преображению ничем не ограниченной ночи в ничем не замутненный свет.
ЧАСТЬ 4 "ОРИЕНТАЦИЯ - СЕВЕР" И ЕЕ ВРЕМЯ
/Абсолют. Пробужденность. Космос. Разум. Обскурантизм. Иллюзия. Ирония. Спящий./
Первая ориентация мусульман во время молитвы была в сторону севера – к Иерусалиму, пока не пришло откровение о смене кыблы в сторону Каабы… Тезисы этого текста формулировались в 1980-м. Это был первый год войны СССР против афганских моджахедов. Это был также первый год войны национал-социалистского саддамовского Ирака против Исламской революции в Иране. Вообще, это был тот год, когда началась конфронтация мирового гнета и мирового протеста. В это время мировой протест уже давно перестал ассоциироваться с марксизмом и социализмом. Советский Союз в окружении своих сателлитов превратился в империалистическое государство, проводящее колониальную политику путем тайных сговоров (в свое время осужденных Лениным) с классическим империализмом Запада. Мировой протест отождествился с исламом. Но сразу же стало очевидно, насколько чудовищно не готов исламский мир, протестные мусульманские массы, противостоять «зверю из бездны». Сегодняшний «зверь» – это не мекканская знать, озабоченная шкурным благополучием и конформистская, это даже не кесарь с коррупцией Рима, цинизмом сената и наемными легионами. Куфр сегодня – это тот самый человек, взятый глобально во всех его измерениях, о котором Бог в Коране говорит: «Мы сотворили человека из капли, а вот враждебен определенно». Именно к столкновению с этим глобальным человеком не готовы умы подавляющего большинства мусульман, ибо ментальность уммы заражена гуманизмом, который ее парализует и расслабляет. Ислам Авраама, Исаака, Иакова, Моисея, Иисуса, Мухаммеда (мир и благословение Всевышнего над ними всеми) это религия царей-воинов. «Царей» не в смысле валтасаровом, не угнетателей, подобных фараону и кесарю; пророки являются царями в том смысле, о котором говорит Коран: «Мы соберем на Земле ослабленных и сделаем их наследниками, и сделаем их предстоящими». Это те последние «краеугольные камни», которые Бог сделал первыми. Цари дальней жизни, т.е. Новой земли и Нового неба, которые ведут обездоленные низы против тирании ветхой реальности.
Вот это, к сожалению, не вполне ясно дано в ежедневном сознании каждого мусульманина. Слишком долго эта протестная традиция воинов была представлена клерикалами и торговцами. Их кастовые привычки, их внешние и внутренние специфические черты превратились буквально в атрибуты ислама. Клерикальный язык навязывает мусульманскому сознанию маразматическую сахарозность, в которой, как в наркотике, расплываются очертания духовной истины. Муллократия стремится превратить умму в терапевтическую общину, где носитель протеста автоматически объявляется безумцем. Разумеется, какие бы гигантские силы инерции, заговора власть имущих, людской подлости и трусости ни были брошены на обуздание ислама, провиденциально ислам как стратегия духа не будет разложен и умерщвлен. Пример талибов тому прекрасное свидетельство. Под оскорбленный вой культуртрегеров они восстали, согласно букве и духу единобожия, против засилья гинекократии, прикрывающейся разговорами о равенстве полов, против идолопоклонства, прикрывающегося демагогией о сбережении культурного наследия, против информационного штурма мозгов и душ, оправдываемого свободой доступа к информации в «современном мире». Талибы потрясли моральных ничтожеств как внутри, так и вне ислама, расстреляв изображения будд. Цель «Ориентации – Север» за двадцать лет до этой акции была та же самая, иронически соответствующая дзэнскому парадоксу: «Встретил Будду – убей его!» Этот текст «расстреливает» гуманизм как врага духа. Цель «Ориентации» – заложить основы новой теологии, политической теологии монотеизма. «Ориентацию – Север» часто принимают за поэму, не понимая ее внутренней системы. На самом деле это своеобразное рассуждение о методе. Главная цель подлинной теологии – создать интеллектуальный метод безусловного различения «внутреннего» и «внешнего», благодаря которому может состояться такое же различение в экзистенциальном опыте. Пока не осуществлен фуркан между «внутренним» и «внешним», нет истинного монотеизма, нет внутренней свободы. Эта книга шокирует тех, кто думает, что Бог озабочен длиной их бород. Что ж, умме, которую Всевышний поставил в центр мира, сегодня не обойтись без хорошего будильника. Снаружи – это грохот уже начавшейся новой мировой войны. Внутри – пусть будет шепот «Ориентации – Север».
АБСОЛЮТ 1. Отношение реальности к абсолютному является универсальной проблемой духа. 2. В зависимости от решения этой проблемы решается судьба самой подлинности духа. 3. Если реальность в целом действительно является абсолютной, дух – эфемерен.
4. Такой вывод неизбежен, поскольку специфика духа заключается в его претензии на некую особость. 5. Эта особость духа состоит в его неотождествленности со стихией глобальной инерции. 6. Таким образом, дух, как активное начало, находится в определенной оппозиции к реальности. 7. По отношению к абсолютной реальности такая оппозиция сводилась бы к пустой иллюзии. 8. В этом случае реальность включала бы в себя дух, как продолжение собственного всеобъемлющего покоя. 9. Природа духа не обладала бы тогда принципиальным качественным отличием от всех других аспектов реальности. 10. Это значит, что все различие между недуховным и духовным сводилось бы к различию в степени. 11. Духовное являлось бы в этом случае активной сущностью недуховного, максимумом инерции, характеризующей реальность. 12. Для такого духовного начала была бы в принципе невозможна сама идея о его особости. 13. Таким образом, сама позиция независимости духа от реальности уже указывает на то, что реальность не абсолютна. 14. Реальность – это то, что обладает переживанием, или относительно чего возможно переживание. 15. Любое возможное состояние реальности в конечном счете базируется на принципе переживания. 16. Таким образом, реальность в целом есть не что иное, как тотальное выражение принципа переживания. 17. Сознание, знание и опыт являются тремя модусами проявления этого принципа. 18. Сознание в самом широком смысле есть то, как реальность видит самое себя во всех своих частностях. 19. В этом видении фактически воплощается универсальное мнение реальности о самой себе. 20. Знание является частным и относительным проявлением сознания, присущим определенному слою реальности. 21. В знании воплощен статус определенного слоя реальности с точки зрения этого универсального мнения. 22. В опыте сознание проявляется наиболее элементарным образом. 23. В самом широком смысле, опыт – это внутренний субъективный вкус онтологической ситуации. 24. Возможность переживаний является границей между тем, что есть, и тем, чего нет. 25. Принцип переживания доминирует над всей онтологической сферой. 26. Это значит, что бытийным статусом обладает только то, что имеет отношение к переживанию. 27. Переживание, как безусловный критерий реального, всегда содержит в себе указание на ЭТО. 28. Иными словами, фактической тканью любого переживания всегда является актуальность ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ. 29. Таким образом, тотально воплощающая принцип переживания реальность всегда есть ЭТО. 30. Постоянство и вездесущность ЭТОГО довлеет над иерархичностью всех планов, из которых слагается глобальное целое. 31. Иерархические слои реальности представляют собой не столько замкнутые самостоятельные сферы, сколько различные проекции отношения единой реальности к самой себе. 32. Эти слои являются как бы различными направлениями взгляда на одну и ту же реальность, исходящего из одной точки. 33. Качество этого ЭТОГО совершенно неизменно вне зависимости от направления взгляда. 34. Именно это качество сообщает всем направлениям взгляда однородность и непротиворечивость. 35. Таким образом, реальность оказывается бесконечностью ЭТОГО, непосредственно открытой и доступной для самой себя во всех своих аспектах. 36. Последним метафизическим результатом отношения реальности к самой себе является ее глобальный имманентизм. 37. Сущность оппозиции духа по отношению к реальности, как ЭТОМУ, заключается в том, что дух несет в себе мысль об ином. 38. В самой общей форме эта мысль подразумевает то, что не контролируется принципом переживания. 39. То, что находится вне отношения к переживанию, пребывает вне опыта, знания и сознания. 40. С точки зрения принципа переживания, ИНОЕ есть именно то, чего нет. 41. Негативный статус ИНОГО по отношению к принципу переживания выражен в том, что ИНОЕ дано как раз через отсутствие переживания, в нулевом опыте. 42. Таким образом, реальность, построенная на принципе переживания, не может нести в себе даже намека на мысль об ИНОМ. 43. Относительно ИНОГО реальность пребывает в совершенном покое неведения. 44. Поскольку мысль об ИНОМ является сущностью духа, его оппозиция есть не что иное, как ориентация на внереальность. 45. Дух противостоит реальности именно потому, что принцип переживания скрыто для себя ограничен собственным неведением об ИНОМ. 46. С точки зрения духа имманентное ЭТО, как наиболее универсальный аспект реальности, есть всегда и только НЕ-ИНОЕ. 47. Иными словами, реальность не может быть абсолютной, потому что дух предполагает помимо нее нечто еще. 48. Это значит, что реальности не присуще качество избытка. 49. Самодостаточность реальности сама по себе еще не предполагает ее избыточности. 50. Эта самодостаточность, по сути дела, представляет собой герметическую замкнутость, из которой исключена мысль об ИНОМ. 51. В самодостаточности воплощается совершенная полнота реальности в отношении самой себя. 52. Эта совершенная полнота в принципе совпадает со всеобъемлющей сферой возможного. 53. Однако возможное с самого начала предполагает невозможность как свою метафизическую альтернативу. 54. Эта альтернатива сразу отнимает качество избытка у сферы возможного. 55. Избыток есть то, что не предполагает кроме себя ничего ИНОГО. 56. Таким образом, качеством избытка может быть наделен только подлинный абсолют. 57. Поскольку самодостаточная полнота реальности не является абсолютной, пребывающий в избытке абсолют безусловно внереален. 58. Тожество реального и возможного предполагает тожество абсолюта и метафизической невозможности. 59. Поскольку реальность детерминирована принципом переживания, абсолют предполагает в отношении себя простое и чистое отсутствие переживания. 60. Таким образом, абсолют есть не имеющее никакого соприкосновения с реальностью ВСЕЦЕЛО ИНОЕ. 61. Реальность, как интегральное единство всех модусов существования, лишена несуществующего абсолюта. 62. Более того, реальность, в конечном счете, и есть метафизическое выражение этого несуществования. 63. Дух стоит в оппозиции к реальности, потому что он ориентирован на присущую только ему перспективу роскоши. 64. Эта роскошь может быть воплощена только как реально невозможный абсолютный избыток. 65. Поэтому вся самодостаточная полнота реальности с точки зрения духа оборачивается безграничностью ее внутренней нищеты. 66. Поскольку реальность ничего не знает об ИНОМ, все, что она знает о самой себе, с точки зрения духа, лишено всякой ценности. 67. По своей принципиальной ориентации дух не солидарен с каким бы то ни было переживанием реальности относительно самой себя. 68. С этой точки зрения любое переживание находит свое последнее обоснование лишь в тотальном вселенском произволе. 69. Только декретом этого произвола определяется универсальное мнение реальности о себе. 70. Таким образом, всеобъемлющее самосознание реальности характеризует фундаментальная недуховность. 71. Реальность в целом пребывает в профаническом сне. 72. Пропасть между реальным ЭТИМ и АБСОЛЮТНО ИНЫМ – это пропасть между неизбывным сном и совершенным пробуждением.
ПРОБУЖДЕННОСТЬ 1.Реальность есть поток инерции. 2. Единственным активным началом, формирующим реальность, является изначальный вселенский произвол. 3. Все конкретные проявления его активности совершенно немотивированны. 4. Немотивированная активность изначального произвола есть единственная подлинная сила вселенского сна. 5. Эта сила управляет внешней инерцией наличного бытия. 6. Внешняя инерция наличного бытия осуществляется как некий механический порядок. 7. Эта инерция воплощена в детерминированных причинно-следственных структурах. 8. Внутренняя инерция произвола имеет хаотический, стихийный характер. 9. Именно хаотическая стихия произвола является принципиальной основой детерминистской несвободы. 10. Декреты произвола, организующие хаос в космос, рождаются по законам непредсказуемой игры. 11. Ветер немотивированной активности поднимает с поверхности бытия волны живых существ. 12. Эти живые существа, погруженные во внешнюю инерцию причинно-следственного космоса, имеют перед собой только две перспективы. 13. Первой перспективой является простое и непосредственное прекращение наличного бытия. 14. В этом случае существо вновь растворяется в стихии бытийной неопределенности. 15. Другая перспектива – это опыт немотивированного ветра, как своей истинной причины. 16. В этом случае существо навсегда порывает со своей инерционной субстанцией. 17. Такое существо как бы превращается из волны в айсберг, управляемый немотивированным ветром. 18. В этой перспективе осуществляется бессмертие, как прямая противоположность естественной гибели. 19. Гибель и бессмертие равным образом не имеют отношения к пробужденности. 20. Немотивированный ветер, летящий над океаном жизни, создает иллюзию некой позитивной духовности, как свободного начала реальности. 21. На самом деле эта позитивная духовность есть самая сущность тотального сна. 22. Немотивированность позитивного духа порождает и поддерживает неодолимый вселенский гипноз. 23. Позитивный дух является самим средоточием глобального имманентизма. 24. Поэтому позитивный дух поистине антидуховен с точки зрения перспективы пробуждения. 25. Сквозь реальность дует иной ветер, не поднимающий волн. 26. Это ветер вне реальности, ветер, проходящий сквозь реальность без контакта, ветер ИНОГО. 27. Немотивированный ветер позитивного духа свободен от направления, но ветер ИНОГО всегда противоположен ему. 28. Немотивированный ветер позитивного духа свободен в своем действии, а ветер ИНОГО в своем действии не оставляет следствий. 29. Немотивированный ветер позитивного духа не имеет цели, а ветер ИНОГО есть ветер проблемы. 30. Это проблема пробуждения, как реализации чистой невозможности. 31. Никакая жизнь, спровоцированная ветром позитивного духа, не имеет выхода на эту проблему. 32. Жизнь в ее глобальном целом принципиально незаинтересована в перспективе пробуждения. 33. Жизнь может быть заинтересована только в реализации все более глубоких и тонких форм вселенского гипноза. 34. В этих формах жизнь освобождается от бремени простой инерции. 35. Пробужденность во всей ее полноте есть исключающий все остальное опыт отсутствия абсолюта. 36. Полнота пробужденности состоит, во-первых, в опыте, что нет ничего, кроме чистого отсутствия. 37. Полнота пробужденности состоит, во-вторых, в опыте, что чистое отсутствие есть актуальный абсолют. 38. Первоначальный опыт отсутствия абсолюта есть отсутствие абсолюта в чем-либо. 39. Это ЧТО-ЛИБО есть просто вся реальность как таковая. 40. Первоначальный опыт отсутствия абсолюта обнаруживает, что абсолют внешен глобальной реальности. 41. Это значит, что абсолют по отношению к глобальной реальности является ИНЫМ. 42. Однако в таком опыте отсутствие абсолюта не является еще безусловным. 43. Оно обнаруживается не через сам абсолют, а через обездоленность реальности. 44. Абсолют является ИНЫМ не только по отношению к полноте реальности, но и по отношению к ее нищете. 45. Это означает, что простое уничтожение реальности не ведет к абсолюту. 46. Таким образом, абсолют, как ИНОЕ, ни в коем случае не есть альтернатива глобальной реальности. 47. Глобальная реальность есть выражение отсутствия абсолюта. 48. Сущностью абсолюта является его отсутствие. 49. Таким образом, между глобальной реальностью и абсолютом утверждается своего рода негативное тождество. 50. Негативное тождество не означает, что абсолют реален. 51. Негативное тождество не означает, что реальность абсолютна. 52. Негативное тождество означает, что ЭТО есть отрицательное указание на ИНОЕ. 53. Тотальный сон, как универсальная сущность реальности, всегда есть ЭТО. 54. ЭТО есть вкус всякого возможного опыта реальности. 55. В ИНОМ нет указания на бытийную противоположность ЭТОМУ. 56. ИНОЕ указывает на исключенность реальности из всякого возможного опыта абсолюта. 57. ИНОЕ есть вкус пробужденности. 58. Пробужденность не является одним из состояний реальности. 59. Пробужденность не является суммой всех реальных состояний. 60. Пробужденность, как опыт отсутствия абсолюта, противостоит всякому бытийному переживанию. 61. Именно поэтому проблема пробужденности для живого существа есть проблема невозможности. 62. Для субъективного эта проблема может существовать только как предмет бунта. 63. Невозможность не имеет ни корня, ни участия, ни перспективы в возможном. 64. Она не является даже отрицанием или игнорированием возможного. 65. Невозможное существует только как скрытый поток, всегда противоположный немотивированному ветру. 66. Проблема невозможного для живого существа начинается с поворота против вызвавшей его к жизни причины. 67. Этот поворот, другими словами, есть восстание против позитивного духа. 68. Только через такое восстание живого существа ветер ИНОГО, сталкиваясь с ветром первопричины, обретает силу. 69. Внутри носителя бунта рождается перспектива поражения объективного рока. 70. Эта перспектива вспыхивает, как точка невозможности в беспредельном потоке инерции. 71. Даже эта самая малая частица пробужденности оперативна и реальна. 72. Ее носитель стоит выше всех иерархий спящего космоса.
КОСМОС 1. Жизнь воплощенного существа сверху донизу пронизана опытом космичности. 2. Этот опыт характеризуется прежде всего непосредственно данной интуицией сферической замкнутости. 3. Существо воспринимает самого себя как обладателя этой сферической замкнутости. 4. Опыту космичности присуща также интуиция всеохватывающей аналогии. 5. Эта интуиция проявляется как переживание существом совершенной аналогии себя и мира. 6. Далее опыт космичности предполагает переживание структурной организованности бытия. 7. Эта структурная организованность предполагает, что бытие проявляется как некий глобальный, ритмично функционирующий механизм. 8. Наконец, опыт космичности – это опыт совершенной неумолимости причинно-следственных связей. 9. В этом аспекте опыт космичности связан для воплощенного существа с чувством собственной обреченности. 10. Таким образом, в переживании существа космос есть всеохватывающий сферически замкнутый механизм, структура которого построена по принципу аналогии, а деятельность управляется причинно-следственными законами. 11. В сущности, опыт космичности – это единственная непосредственно открытая воплощенному существу форма восприятия реальности. 12. Всякое воплощенное существо укоренено одновременно в двух взаимоисключающих началах – объективном и субъективном. 13. Принадлежа к субъективному началу, воплощенное существо является частью космоса. 14. Принадлежа к объективному началу, воплощенное существо является частью космоса. 15. Субъективное всегда загипнотизировано и усыплено объективным, в то время как объективное всегда предстает как космос. 16. Космос и есть фактическое осуществление того плена, в котором пребывает субъективное. 17. Этот плен начинается прежде всего с того, что существо не может непосредственным образом знать реальность как таковую. 18. Вся возможная сфера переживания воплощенного существа спровоцирована извне вселенским произволом. 19. Жизненный опыт предопределен декретами этого произвола, остающимися вне компетенции воплощенного существа. 20. Механически запрограммированная способность к переживанию не может вступить в непосредственный контакт со стихией чистой немотивированности. 21. Изначальное неведение реальности воплощается именно в опыте космичности. 22. Таким образом, космос является преградой, разделяющей существо и реальность. 23. В силу своей метафизической ситуации воплощенное существо вынуждено воспринимать реальность как нечто вполне объективное. 24. Объективность в этом восприятии есть агрессивная отчужденность, постоянно доминирующая над существом. 25. Однако объективное есть не что иное, как мертвое субъективное. 26. По сути дела, глобальный вселенский произвол является как бы мертвой, механической формой субъективного. 27. Его деятельность есть произвол субъективной воли, лишенной внутри себя всякой духовной перспективы. 28. Поэтому эта деятельность не может проявляться иначе, как постоянное творчество немотивированных бытийных феноменов. 29. Непробужденное субъективное начало, действующее в форме творящего произвола, как раз и образует всю мертвенно-бездуховную сферу объективного. 30. Таким образом, субъективное и объективное принадлежат к единому метафизическому типу. 31. Однако субъективное и объективное представляют собой непримиримо противостоящие начала. 32. Пропасть, разделяющая их, – это пропасть между живым и мертвым. 33. Таким образом, космический опыт воплощенного существа в конечном счете есть опыт окружающей его смерти. 34. Подлинный смысл этого опыта заключается в том, что космос радикально антидуховен. 35. Это означает, во-первых, что как сам космос, так и все, что внутри него проявлено, не является следствием активности духа. 36. Это означает, во-вторых, что как сам космос, так и все, что внутри него проявлено, не имеет с точки зрения духа ни смысла, ни ценности. 37. Таким образом, любые бытийные иерархии, существующие в космосе, не обладают подлинно духовной основой. 38. Доминирующий в космосе принцип превосходства является сугубо онтологическим. 39. Это означает, что превосходство в терминах космической иерархии наиболее общим образом связано с количеством бытия. 40. Количество бытия выражает определенную позицию в причинно-следственном ряду. 41. Чем больше количество бытия, тем выше интенсивность казуальной энергии и тем объемнее сфера последствий, источником которых является данная позиция. 42. В сущности, казуальная энергия есть не что иное, как энергия вселенской инерции. 43. Любая онтологическая иерархия представляет собой иерархию тотального сна. 44. Подлинно духовная ориентация в принципе направлена против онтологии. 45. Онтологические критерии превосходства, присущие космосу, для этой ориентации совершенно иллюзорны. 46. Таким образом, в космосе ничто не имеет духовного приоритета ни перед чем. 47. С точки зрения духа за иерархически организованной структурой космоса скрывается царство универсального хаотического равенства. 48. Это равенство всех вещей в их внутренней духовной неценности, в их обездоленности относительно духа. 49. Таким образом, космос есть законченная манифестация глобальной нищеты реальности. 50. По отношению ко всей реальности космос представляет собой окончательно фиксированное дно. 51. Сама по себе реальность не является ни космичной, ни антикосмичной. 52. Будучи наиболее универсальным предметом переживания, реальность неизмеримо превосходит космос, являющийся лишь наиболее очевидным объектом возможного опыта. 53. Таким образом, в отношении реальности космос выступает как ее самая явная и самая малая часть. 54. Субстанция космоса представляет собой грубый осадок всего того, что содержится в реальности по существу. 55. В этом узко определенном смысле космос противостоит реальности как внешний, поверхностный аспект. 56. Именно поэтому существа, вовлеченные в космическую ситуацию, оказываются, таким образом, автоматически вовлеченными в отчуждение от чистой непосредственной реальности. 57. Дисгармония, пронизывающая глобальную реальность, выражена в космической ситуации предельно конфликтным, трагическим образом. 58. Космическая ситуация есть не что иное, как пребывание живого в рабстве у мертвого. 59. Иными словами, именно космос является тем местом, где потенциальная воля к пробуждению находится в беспощадном плену вселенского сна. 60. Космос, как царство нищеты и равенства, полностью находится во власти объективного рока. 61. Внутренняя сущность объективного рока укоренена в немотивированной творческой активности вселенского произвола. 62. Специфическое космическое качество рока состоит именно в его немотивированности. 63. Поэтому его энергия может полностью проявляться только там, где совершенно отсутствует принцип духовного приоритета. 64. Именно духовная неважность всех элементов космоса делает его местом сценической задействованности существ. 65. Сценическая задействованность представляет собой полное торжество объективного внешнего над субъективным внутренним. 66. Быть космичным в сценическом смысле означает для существа быть функционально ангажированным. 67. Функциональная ангажированность существа – это прежде всего гипнотическая вовлеченность в мираж вселенского разума. 68. Весь космический опыт поддерживается и направляется мифотворчеством разума по поводу причины, цели и направления. 69. Далее функциональная ангажированность существа есть вовлеченность в стихию универсальной гибели. 70. Именно стихия гибели генерирует вселенский поток жизни, в котором воплощается работа космического механизма.. 71. Подлинно субъективная воля, пронизанная ориентацией на духовное рождение, с самого начала отказывается быть ангажированной в космической реальности. 72. Космос, как дно реальности, является для субъективной воли тем поворотным пунктом, с которого она начинает свой путь к пробужденности.
РАЗУМ 1. Пробужденности предшествует сознание иллюзорности разума. 2. Существование разума служит сокрытию принципиальной немотивированности бытия. 3. Противоположность разума и безумия существует только с точки зрения загипнотизированного инертного бытия. 4. Нет ничего более фиктивного, чем эта противоположность. 5. Инстинкт духовного рождения видит претензию разума на адекватную значимость как абсурд. 6. Инстинкт духовного рождения угадывает именно безумие как истинную подоплеку реальности. 7. Разум же есть не что иное, как гипнотическая цензура, навязанная бытию. 8. Только осознание произвола, стоящего за каждой бытийной данностью, выражает подлинную суть вещей. 9. Это осознание глубинно связано с инстинктом духовного рождения. 10. Разум, как цензор, подменяет это осознание навязчивым бредом целесообразной идеи. 11. Разум есть самое очевидное проявление космического сна. 12. Независимо от конкретного содержания существуют три неизменных аспекта разума. 13. Первым аспектом разума является причина, содержащая в себе и порождающая следствие. 14. В этом аспекте разум проявляется как знание причины. 15. Вторым аспектом разума является цель, сообщающая причинности смысл и оправдание. 16. В этом аспекте разум проявляется как загипнотизированность целью. 17. Третьим аспектом разума является направление, указывающее путь к цели и способ ее достижения. 18. В этом аспекте разум проявляется как одержимость направлением. 19. Внутренняя суть разума сводится к состоянию неразрешимого вопроса.. 20. Состояние вопроса задано разуму всеобъемлющим произволом. 21. Предшествуя разуму, немотивированность первопричины исключает саму возможность универсального ответа. 22. Разум во всех проявлениях есть орудие объективного рока. 23. Как глобальной иллюзии, разуму присуща внутренняя противоречивость. 24. С одной стороны, в разуме фиксированы все наличные элементы реальности. 25. В этом смысле разум выступает как объективный статичный аспект всеобщего гипноза. 26. С другой стороны, разум проявляется через свое воплощение в живых существах. 27. В этом смысле он есть не что иное, как субъективная загипнотизированность. 28. В этой двойственности соединены абсурдность и трагичность, как главные атрибуты разума. 29. Любая определенность, данная в объективном разуме, полагается им как нечто неизбежное и не имеющее альтернативы. 30. Истина же состоит в том, что любая определенность тотально немотивирована. 31. Относительно каждой данной определенности возможна радикальная альтернатива. 32. Специфическое свойство объективного разума – это его абсолютная серьезность, с которой он переживает безумие произвола. 33. Эта серьезность объективного разума выражает самый дух абсурда. 34. Разум, воплощенный в живом существе, полагает его собственное Я как неизбежную и безальтернативную определенность. 35. Субъективный разум глубоко озабочен доказательством такой безальтернативности. 36. Эта озабоченность основана на том, что определенность внутреннего Я совершенно не очевидна. 37. Стремясь утвердить эту определенность, субъективный разум неотвратимо вступает в конфликт с объективным разумом. 38. Неочевидность собственного Я подменяется в субъективном разуме неочевидностью внешнего бытия. 39. Истина же состоит в том, что Я любого существа всецело принадлежит немотивированному бытию. 40. Любое Я является лишь одной из произвольно заданных вещей в неограниченном ряду прочих. 41. Специфическое свойство субъективного разума – это его абсолютная серьезность в отношении к Я. 42. Эта серьезность субъе<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|