Понятие и виды гарантий местного самоуправления.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Конституцией РФ в ст. 12 установлено, что в РФ «признается и гарантируется местное самоуправление», что дает основания для вывода - наличие государственных гарантий местного самоуправления относится к основам конституционного строя РФ. Государственные гарантии местного самоуправления можно разделить на три группы: 1) создающие условия для осуществления местного самоуправления; 2) направленные на недопущение или пресечение деятельности, препятствующей осуществлению местного самоуправления; 3) обеспечивающие право местного самоуправления защищать свои интересы. Особенность гарантий местного самоуправления состоит в том, что они носят государственный характер, в то время как органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Выделяют две тесно взаимосвязанные группы гарантий: общие и специальные (юридические). Общие гарантии являются определяющими по отношению к специальным, обусловливают существование последних. Специальные гарантии представляют собой правовую форму выражения общих гарантий. К общим относятся политические, экономические, социальные, культурно-идеологические (духовные) и организационные гарантии, стимулирующие развитие местного самоуправления, обеспечивающие определенную устойчивость и стабильность деятельности его органов, создающие реальные предпосылки для наиболее полной реализации норм, устанавливающих компетенцию органов местного самоуправления. Среди общих гарантий, прежде всего, необходимо выделить политические, под которыми следует понимать демократический характер политического режима в стране: многопартийность; разделение ветвей власти, разграничение предметов ведения между органами государственной власти РФ и ее субъектов; право на местное самоуправление; его самостоятельность в пределах предоставленных полномочий и др.
К экономическим гарантиям относятся: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, предпринимательства и труда; признание разнообразия различных форм собственности и их правовая защита, в том числе муниципальной собственности. Экономические гарантии обеспечивают выполнение функций и полномочий местного самоуправления: становление и развитие его экономической основы, создание муниципальной собственности, формирование достаточной налогооблагаемой базы за счет развития местного производства и внедрения новых современных технологий. Под социальными гарантиями местного самоуправления понимаются: социальная стабильность; наличие «среднего класса»; возможность удовлетворения минимальных потребностей каждого члена общества; эффективная система социального обеспечения, бесплатность основного общего и среднего профессионального образования; общедоступность культурных ценностей; всестороннее развитие личности и т.д. Организационными гарантиями являются: наличие структур, обеспечивающих реализацию и охрану прав местного самоуправления (законодательные, исполнительные, судебные органы государственной власти различных уровней, органы местного самоуправления, уполномоченный по правам человека и др.); демократический порядок формирования и деятельности структур местного самоуправления; использование форм прямого волеизъявления населения; система подготовки кадров для органов местного самоуправления; материально-технические средства, обеспечивающие эффективность данной деятельности (здания, помещения, транспорт, средства связи, оргтехника и т.п.). Организационная самостоятельность местного самоуправления создает условия для участия граждан в осуществлении местного самоуправления как непосредственно, так и через представителей.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами. 1. Основания наступления ответственности депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и порядок решения соответствующих вопросов определяются уставами муниципальных образований в соответствии с настоящим Федеральным законом. 2. Население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|