Основные направления психологической науки.
Психология как наука. Методы психологии Психология-область знаний о внутреннем психическом мире чел-ка и жив-х, т.е. наука о психике. В переводе с греч.-го психо-душа, логос-наука. Предмет психологии- это происхождение закономерности различия и функционирования психики человека и животного. Объект психологии- совокупность различных носителей психич.явлений, основными из которых явл. поведение, взаимоотношения людей в группах. Методы психологии:1.Основные2.Вспомогательные1.а)наблюдение-преднамеренное систематическое и целенаправленное восприятие поведения человека. Виды:-в зависимости от хар-ра взаимодействия:а)включенное наблюд-е(иссл-ль ученик) б)стороннее(личное участие не обязательно) –в зависимости от позиции наблюдателя: а)открытое б)закрытое - в зависимости от хар-ра контакта а)непосредственное б)опосредованное - в зависимости от целей: а) целенаправленное б)случайное - в зав-ти от временной орг-и а) сплошное б)выборочное - в зав-ти от упорядоченности орг-и: а)стандартизированное б)свободное 1.б)самонаблюдение1.в)эксперимент. Осн.особ-ти: а)исследователь сам изуч.явление б) эксперементатор может изменять условия в) эксперимент позволяет выявить причинные зависимости и ответить на вопрос: «Что вызвало изменение в поведении г) эксперимент-матем. обработка данных. Наблюдение позволяет ответить на вопросы: «Как? Когда? Каким образом?», то эксперимент отвечает на вопрос: «Почему?». Виды: а)лабораторный(проводится в спец.условиях и контрольруется. б)естественный(протекает в норм-х усл-ях) в)формирующий(заключается в том, чтобы человек или группа людей участвуют в организованном экспериментаторами обучении и формировании тех или иных качеств и навыков г) констатирующий(устанавливающий наличие какого-либо непреложного факта или явления).
2.а)беседа либо интервью,анкетирование 2.б)анализ продуктов деятельности 2.в)методы математической статистики Основные задачи психологии на современном этапе. Психология-область знаний о внутреннем психическом мире чел-ка и жив-х, т.е. наука о психике. Задачи психологии:1)научиться понимать сущность психических явлений. Мы называем психическими такие явления, как ощущение, восприятие, процессы памяти, запоминания или припоминания, процессы мышления, воображения, эмоциональные переживания удовольствия и неудовольствия и другие чувства. 2)научиться управлять ими. Научиться управлять психическими процессами и явлениями, психическими функциями сложнее, нежели чем-либо другим. 3)использовать полученные знания для повышения эффективности различных отраслей практики. Психология в течение XX в. накопила такое большое количество научных знаний о мире психических явлениях и процессах, что сами психологи часто не вполне ясно представляют себе, как много они знают. 4)быть теоретической основой практики психологической службы. Основные направления психологической науки. Одним из наиболее значимых для развития психологии XX в. направлений является психоанализ, основателем которого считают австрийского психолога и психиатра Фрейда.Психоанализ основывается на идее о том, что поведение человека определяется не только его сознанием, но и бессознательными влечениями и желаниями, к которым Фрейд относил прежде всего стремление к любви и в то же время к смерти, разрушению. Эти влечения сосредоточены в особом структурном образовании психики, получившем название “ Ид ” (“ Оно ”).Поскольку требования “Ид” и “Супер-Эго” несовместимы, “Эго” пребывает в состоянии конфликта, напряжения, от которого спасается с помощью специальных психологических защит (вытеснения, проекции, сублимации и пр.).Учение Фрейда развили его ученики. Так, центральной идеей А. Адлера, создателя индивидуальной психологии, является тезис о бессознательном стремлении человека к совершенству, которое определяется переживанием чувства неполноценности и необходимостью его компенсации.По К. Юнгу, согласно принципам созданной им аналитической психологии психическое развитие личности в целом определяется коллективным бессознательным (архетипами), запечатлевшими опыт человечества.В дальнейшем развитии психоанализа в его рамках была выдвинута гипотеза о том, что человеком движут не только биологически заданные влечения и инстинкты, но и приобретенные: стремление к безопасности (К. Хорни), образы себя и межличностных отношений, сложившихся в детстве (Г. Салливен), под влиянием социальных и экономических факторов (Э. Фромм), стремление к идентичности, психическому здоровью личности (Э. Эриксон).Влиятельным направлением в психологии явился бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение), основателем которого считают американского исследователя Д. Уотсона. Научная программа Уотсона основывалась на схеме S-R, согласно которой внешнее воздействие, или стимул (S), порождает определенное поведение организма, или реакцию (R). Отсюда следовал вывод: достаточно подобрать нужный стимул, чтобы получить требуемое поведение. Такие понятия внутреннего, психического мира человека, как “сознание”, “переживание” и пр., игнорировались, считались ненаучными.
В дальнейшем Э. Толмен, К. Халл и другие ученые, работавшие в данном направлении, предложили схему S-O-R, по которой связь между стимулом и реакцией не является прямой, поскольку было установлено, что один и тот же стимул может вызвать разные реакции, равно как одна и та же реакция может побуждаться различными стимулами. Б. Скиннер на основе положений бихевиоризма выдвинул идею программированного обучения, предусматривающего “пошаговое” овладение деятельностью с подкреплением каждого шага. Его идеи внесли существенный вклад в становление кибернетики. Хотя в наше время бихевиоризм по сравнению с психоанализом находится на втором плане, несомненной заслугой его является разработка методических принципов и техники эксперимента, объективного подхода к изучению психических явлений.Еще одним направлением психологической науки явилась гештальт-психология (от нем. Gestalt — образ, форма). Возникновение данного направления связано в первую очередь с именами немецких ученых М. Вертгеймера, К. Коффки, В. Келера, которые в противовес положениям ассоциативной психологии выдвинули идею целостности образа, свойства которого не могут быть выведены из свойств отдельных его частей.Так, М. Вертгеймер показал возможность восприятия движения при фактическом его отсутствии. В проводимых им опытах два отрезка, находящиеся друг от друга на расстоянии, поочередно высвечивались и затемнялись. Оказалось, что при уменьшении интервалов времени между “вспышками” восприятие двух отрезков сменялось восприятием перемещения одного отрезка. (Это явление, получившее название ф-феноме на, применяется, например, в световой рекламе.)Было сделано предположение, что построение сложного психического образа происходит в инсайте (от англ. insight — постижение, озарение) — особом психическом акте мгновенного понимания ситуации, в результате чего обеспечивается решение проблемы.Проблема целостного образа, разрабатываемая в гештальтпсихологии, способствовала утверждению системного подхода к изучению явлений не только в психологии, но и в науке в целом.Под влиянием идей гештальтпсихологии американский психолог Ф. Перлс создал одно из наиболее значительных направлений современной психотерапии — гештальттерапию.
Основной задачей когнитивной (от лат. cognitio — знание) психологии, возникшей в 60-х годах ХХ в. как направление психологической науки, явилось доказательство решающей роли знания в психическом развитии человека. Представители этого направления (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, А. Пайвио, У. Найссер, Л. Фестингер и др.) сосредоточили свои усилия на изучении психических, прежде всего познавательных, процессов, которые по аналогии с ЭВМ рассматривались как последовательные блоки сбора и переработки информации. В результате были выявлены важнейшие свойства познавательной деятельности (зависимость от внешней среды, избирательность и др.).Одно из основных понятий когнитивной психологии — “схема” (внутренняя программа сбора и переработки информации). Схема задает развертывание всех познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и пр.) подобно тому, как генотип определяет строение организма.Такой подход привел к недооценке роли обучения в развитии познавательных процессов, прежде всего мышления.Одним из ведущих направлений современной психологической науки является гуманистическая психология, которая, по определению одного из ее основоположников А. Маслоу, представляет собой “третью силу”, противопоставляющую себя бихевиоризму и психонализу.В противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий, представители гуманистической психологии К. Роджерс, Г. Олпорт и другие рассматривают личность как единое целое. В отличие от психоаналитического подхода предметом гуманистической психологии обозначается психологически здоровая личность.При этом гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, насилие возникают в результате воздействия окружающей среды. Высшей основополагающей потребностью человека является потребность в самоосуществлении (самоактуализации) или, по В. Франклу, основоположнику логотерапии, в нахождении собственного смысла.В соответствии с этими представлениями в рамках гуманистической психологии разрабатываются подходы к обеспечению психического благополучия личности.В 60-х годах XX в. обозначилось еще одно направление — трансперсональная психология, изучающая предельные возможности человеческой психики с нетрадиционных позиций.Основными теоретическими источниками трансперсональной психологии являются психоанализ и восточные философские системы, принципы которых сформулированы на основе представлений об энергетической природе мира.В центре этого направления — так называемые измененные состояния сознания, которых можно достичь с помощью специально организованного интенсивного дыхания (С. Гроф) и особой, трансцендентальной музыки.Измененные состояния сознания дают возможность повторного переживания важных событий из жизни человека на более высоком уровне, что может привести к духовному перерождению, обретению целостности.
Отечественная психология в ХХ в. пошла по особому пути развития на основе философии диалектического материализма. На развитие представлений о природе психического, сложившихся в отечественной психологии, существенно повлияли работы таких выдающихся ученых, как И. Сеченов, И. Павлов, В. Бехтерев, Л. Выготский, А. Леонтьев, С. Рубинштейн и др.Так, Л. Выготский создал культурно-историческую концепцию психического развития человека, в которой раскрыл механизмы формирования высших психических функций (логической памяти, абстрактного мышления и пр.) в процессе освоения человеком культуры.А. Леонтьев, ученик и последователь Л. Выготского, основное внимание уделял изучению строения и функционирования психического отражения реальности в процессе деятельности.В русле теории деятельности была разработана концепция поэтапного формирования П. Гальперина, практическая реализация которой позволяет повысить эффективность обучения. Рубинштейн фундаментально исследовал взаимосвязь внутреннего и внешнего, сформулировав принцип детерминизма при объяснении психических явлений.Выдающийся украинский психолог Г. Костюк рассматривал психическое явление как особый вид деятельности, причем деятельности не мозга, а человека, который более или менее осознанно создает собственную психику.
В последние годы в отечественной психологии предпринимаются попытки объединить философский, культурологический и собственно психологический подходы к определению сущности психологических явлений человеческого бытия (А. Киричук, В. Роменец и др.). При этом возникновение и развитие всех психических феноменов определяются взаимодействием ситуативного, мотивационного и других компонентов поступка как единицы анализа личности человека. Понятие о психике. Психика -свойства животных и человека отражать объективный мир в его связях и отношениях. Функции психики:1)отражение объективной реальности 2)регуляция поведения и деятельности 3) осознание человеком своего места в окружающем мире. Отражение воздействий окружающей действительности.Психическое отражение действительности имеет свои особенности. При психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях. Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление этого мира и адекватное к ним отношение. С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность. Отражение - способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них явлений. Формы отражения:1)физическая(для неживой природы) б)физиологическая (отражение, присущее всей живой материи) в)психическая(сознание человека). Структура психики: а)психические процессы(возникает и развивается во взаимодействии живых существ с окружающим миром) б) познавательные процессы (представляют собой последовательное отражение в сознании человека предметов и явлений объективного мира., т.е. это память, ощущение, внимание). в)процесс мотивации и воли г)эмоциональные процессы (настроение,аффект) д)психическое состояние(желания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|