Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и сущность структуры управления

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Понятие и сущность структуры управления

1.2 Виды структур управления

РАЗДЕЛ 2 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДИКУЛЯ

2.1 Характеристика организации

2.2 Анализ структуры управления РЦ Дикуля

2.3 Анализ и оценка основных недостатков действующей структуры управления

РАЗДЕЛ 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ РЦ ДИКУЛЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОСК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

 

Любая организация – это система и как любая система она имеет определенное строение. Попытки определить это внутреннее строение организации привели к выделению большого количества различных составляющих и отсутствию единства в понимании между исследователями. Чаще всего выделяются следующие элементы, составляющие «внутреннюю среду» организации: цель, задачи, структура, технология, персонал (люди)[1].

На территории Иркутской области уже несколько лет функционирует учреждение, оказывающее медицинскую и психологическую помощь людям с нарушениями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата – Центр Дикуля.

В данной организации весьма неэффективная структура управления. Она характеризуется двойным подчинением и дублированием полномочий, а так же отсутствием стратегического плана развития организации.

Эти факты обуславливают актуальность темы данной курсовой работы.

Основной целью данной курсовой работы является анализ социальной деятельности Социальной службы.

Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Реабилитационный Центр для подростков и взрослых инвалидов с детским церебральным параличом и травмами позвоночника В.И. Дикуля». Сокращенное название: ООО «Центр В.И. Дикуля».

Цели работы:

- рассмотреть теоретическую базу социальной деятельности;

- рассмотреть зарубежный опыт социальной деятельности;

- рассмотреть особенности функционирования государственных, частных и добровольных организации социальной защиты населения;

- рассмотреть особенности социальной деятельности в учреждениях здравоохранения;

- проанализировать и дать оценку деятельности РЦ Дикуля.


РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ

Понятие и сущность структуры управления

 

Разговор об организациях и организационных структурах следует, видимо, начать с определения предмета. Итак, «организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей». На практике организация имеет не одну, а несколько, иногда даже множество целей.

Например, «МакДональдс» является организацией, состоящей из 7 с лишним тысяч самостоятельных предприятий, работа которых обеспечивается поддержкой большого числа организаций, работающих «за кулисами», ведущих строительство магазинов и цехов, осуществляющих рекламу, производящих закупку продуктов, разрабатывающих новые виды продукции. «МакДоналдс» – это крупнейшая в своей отрасли организация, умеющая эффективно взаимоувязывать цели всех составляющих ее организаций.

Если уж говорить совсем точно, то необходимо упомянуть об организациях формальных и неформальных, так как данное выше определение может охватывать обе эти категории. Граница между ними достаточно условна, то есть любая неформальная организация может стать формальной и наоборот. Для этого достаточно юридического оформления группы людей в соответствующую формальную структуру, скажем, любители подледного лова рыбы могут зарегистрировать свою собственную организацию, назвав себя «клубом любителей подледного лова». Хотя обычно приведенное выше определение относится все же к формальной организации[2].

Любая организация стремится не только к достижению определенных целей, но и к самоорганизации поэтому формирует некоторую систему управления. Способ группировки видов работ и проведения линий подчинения, объединяющих эти работы представляют собой организационную структуру. Разработаны и используются различные типы организационных структур, что зависит от конкретных задач организации, ее цели и специфики ее деятельности.

Любая организация – это система и как любая система она имеет определенное строение. Попытки определить это внутреннее строение организации привели к выделению большого количества различных составляющих и отсутствию единства в понимании между исследователями. Чаще всего выделяются следующие элементы, составляющие «внутреннюю среду» организации: цель, задачи, структура, технология, персонал (люди).

Задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать такую структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации. Наилучшая структура - та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью. Проектирование структуры должно основываться на стратегических планах организации, здесь действует принцип «Стратегия определяет структуру». Стратегическое планирование определяет что именно компания будет делать, организационная структура определяет каким образом распределяются и задачи и ресурсы компании.

Этапы организационного проектирования:

 1. Осуществляется деление организации по горизонтали на широкие блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности по реализации стратегии. Выбирается, какие виды деятельности должны выполняться линейными подразделениями, а какие - штабными.

2. Устанавливается соотношение полномочий различных должностей. Руководство устанавливает цепь команд, если необходимо, производит дальнейшее деление на более мелкие организационные подразделения, чтобы более эффективно использовать специализацию и избежать перегрузки руководства.

3. Определяются должностные обязанности как совокупность определенных задач и функций, их выполнение поручается конкретным лицам.

Существует несколько известных вариантов оргструктуры, которые оформились в течение многих десятилетий и выделены теоретиками менеджмента как наиболее распространенные. Порядок представления оргструктур примерно соответствует очередности их появления. Каждая из них годится только для определенной ситуации и достижения соответствующих целей.

Бюрократические оргструктуры

Наиболее разработанной, простой, широко используемой оргструктурой является бюрократическая. Концепция бюрократии сформулирована в начале 1900-х гг. немецким социологом Максом Вебером. Вебер предлагал бюрократию как некую нормативную модель, идеал, к достижению которого организации должны стремиться.

Характеристики рациональной бюрократии:

 1. Четкое разделение труда, которое приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности.

2. Иерархичность уровней уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему.

3. Наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординированность различных задач.

4. Дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои должностные обязанности.

5. Осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями. Защищенность служащих от произвольных увольнений.

Бюрократию называют классической или традиционной оргструктурой. Большинство современных организаций представляет собой варианты бюрократии. Причина этого в том, что ее характеристики еще достаточно хорошо подходят для большинства промышленных фирм, организаций сферы услуг и всех видов государственных учреждений. Концепция социального равенства, заложенная в бюрократической структуре, совпадает с системами ценностей демократических стран. Продвижение сотрудников на основе их компетентности позволяет обеспечивать постоянный приток в такую организацию высококвалифицированных специалистов и административных работников.

Однако существуют и отрицательные характеристики бюрократии. Трудности, возникающие в бюрократических структурах, связаны с преувеличением значимости стандартизированных правил, процедур и норм, обеспечивающих выполнение сотрудниками своих задач, выполнение запросов других подразделений этой организации, а также взаимодействие с клиентами и общественностью. Это приводит к тому, что организация утрачивает гибкость поведения. Поиск альтернатив сокращается, клиенты и общественность могут ощущать неадекватность реакции на их потребности, поскольку все их проблемы решаются в соответствии с установленными правилами. Еще одним негативным свойством бюрократических структур является отсутствие способности спонтанно и по-новому реагировать на окружающие условия, что необходимо для эффективного функционирования организации. Почти исключительный упор на строгое соблюдение правил ведет к негибкости и полному нарушению способности организации порождать и вводить новые элементы в свою деятельность. Бюрократическая модель неприменима без детальной проработки.
 Адаптивные структуры

Начиная с 60-х годов, многие организации столкнулись с таким положением, когда внешние условия их деятельности менялись так быстро, что недостатки бюрократических структур перевесили их достоинства, так как иерархичность традиционных структур может замедлять взаимодействие и процедуру выработки решений до опасных пределов. Чтобы организации имели возможность эффективно реагировать на изменения окружающей среды, были разработаны адаптивные оргструктуры[3].

Такие структуры называются адаптивными, поскольку их можно быстро модифицировать в соответствии с изменениями окружающей среды и потребностями самой организации. Другое название этих систем – органические структуры. Его связывают с их возможностями адаптироваться к изменениям в окружающей среде, подобно тому, как это делают живые организмы.

 Органическая структура строится на целях и допущениях, радикально отличающихся от тех, что лежат в основе бюрократии. Бюрократические структуры называют еще механистическими.

В механистической структуре проблемы задачи, с которыми сталкивается организация в целом, разбиваются на множество мелких составляющих по отдельным специальностям. Каждый специалист решает свою задачу как нечто обособленное от реальных задач, стоящих перед организацией в целом. Руководство решает, насколько эти частные задачи соответствуют задачам всей организации. Технические методы и средства решения задач, права и обязанности каждого функционального элемента механистической системы точно определены. Взаимодействие в системе управления происходит в основном по вертикали, то есть между начальником и подчиненным.

Такая иерархическая система строится на том, что вся информация о положении фирмы и ее задачах доступна или может быть доступна только главе фирмы. Руководство такой организацией использует очень простую систему контроля, где информация поступает снизу вверх.

Когда возникающие проблемы и требуемые действия нельзя разложить на отдельные элементы и распределить по специалистам в соответствии с четко определенной иерархической ролью каждого, органические системы адаптируются к нестабильным условиям. В этом случае сотрудники должны решать свои конкретные задачи в свете задач фирмы в целом.

Значительная часть формальных характеристик и определений должностных обязанностей отпадает, так как их необходимо постоянно пересматривать в результате взаимодействия с другими участниками решения данной задачи. Это взаимодействие происходит как по вертикали, так и по горизонтали. Взаимодействие между сотрудниками различных уровней напоминает скорее консультацию двух коллег, чем приказ начальника подчиненному. Руководителей такой организации уже не считают всезнающими.

Новые органические типы оргструктур нельзя в любой ситуации считать более эффективными, чем механистические. Выбор структуры зависит от темпа изменений окружающей среды. Часто бывает так, что различные подразделения внутри одной и той же организации имеют разные структуры. Так, в крупных организациях в производственных подразделениях используются механистические структуры, а в научно-исследовательских - органические.Рассмотрим по порядку типы организационных структур.

 

Виды структур управления

 

Выделяются несколько основных типов или видов структуры организации – функциональная, линейная, линейно-функциональная, дивизиональная, проектная, матричная. Рассмотрим каждую из них отдельно.

Функциональная структураоснована на принципе специализации организационных подструктур по функциональным признакам (производство, персонал, финансы, снабжение и др., т.е. однородных видов деятельности). Каждая специализированная функциональная подструктура подчиняется соответственно лицу Высшего руководства, ответственному за это направление деятельности. Рациональность функциональной конфигурации лежит в эффективности специализации. Вместе с тем, разноподчиненность по функциональному принципу рождает проблему множественности подчиненности персонала разным руководителям в соответствии с кругом решаемых задач.

Недостатки: высокая степень заинтересованности в реализации целей функциональных подразделений в ущерб общим целям организации.

Преимущества: высокий уровень специализации профессиональной деятельности; отсутствие дублирования линейных и функциональных взаимосвязей. Превалирующая область использования – организации со строгим подчинением и субординацией (например, военные организации).

 

Рис. 1.1. Функциональная структура организации[4]

 


 Линейная структура – это тип организационной структуры, строго иерархически организованной, характеризующейся разделением зон ответственности и единоначалием. Основные особенности линейной структуры в том, что 1) отношения строятся по принципу «руководство – подчинение»; 2) воздействие возможно только на ограниченный круг непосредственных подчиненных; 3) информация курсирует между руководителями и подчиненными.

Преимущества:

* четкая система взаимных связей;

* быстрота реакции в ответ на прямые приказания;

* согласованность действий исполнителей;

* оперативность в принятии решений

* простота организационных форм и четкость взаимосвязей.

Недостатки высокая степень бюрократизациии деятельности отдельных звеньев управления, – длинная цепь организационного воздействия от руководителя до конечного исполнителя. Превалирующая область использования – организации со строгим подчинением и субординацией (например, военные организации).

 

 

     
 
Руководитель

 



 

     
 

 

 


Рис. 1.2. Линейная структура организации [5]


Линейно-функциональная структура

Данный тип структуры предприятия характеризуется следующими особенностями:

1) двойное подчинение персонала линейному и функциональному руководителю;

2) специализация управленческого процесса по функциональному признаку;

3) «шахтный» принцип построения организации.

Недостатки: во-первых, дублирование функций руководителя и специалистов в процессе управленческой деятельности и во-вторых, неадекватность реагирования на изменения внешней и внутренней среды. Преимущества: рациональное сочетание линейных и функциональных взаимосвязей; стабильность полномочий и ответственности за персоналом. Превалирующая область использования – небольшие организации с устойчивым типом производства и управления; как элемент общей системы управления в организациях любого типа.

 

Рис.1.3. Линейно-функциональная структура организации[6]


Дивизионная структура характеризуется тем, что организационные подструктуры основаны на группировке по продукту, рынкам и клиентам. Прежде всего, это организации продуктовой, потребительской и региональной специализаций. Они относительно автономны и самостоятельны в хозяйственной деятельности. Но по ключевым направлениям в разработке нового продукта или освоении нового рынка, т.е. стратегическим факторам, подчиняются штаб-квартире.

 Недостатки: 1) многозвенность управления; 2) рост иерархичности;

3) усложнение информационных связей; 4) рост затрат на содержание аппарата управления.

 Преимущества: 1) оперативность взаимодействия с производителем;

2) повышение скорости реагирования; 3) повышение гибкости системы в целом. Область применения дивизионной структуры:

крупные организации с высокоразвитым специализированным производством; организации с высоким уровнем диверсификации производства; при создании филиалов, дочерних компаний и пр.; при

укреплении организаций.

 


 Рис. 1.4. Дивизиональная структура (продуктовая) [7]


Матричная структура.

Матричная организационная структура, прежде всего, – это «решетчатая» организация, построенная по принципу неординарного подчинения исполнителей, а управленческое воздействие осуществляется линейно, функционально и предметно. Основные недостатки такой структуры: 1) усложнение организационных взаимоотношений; 2) многопоточность информационных взаимосвязей; 3) многоуровневое подчинение исполнителей.

Преимущества: повышение ответственности исполнителей; * усиление функций руководителей; быстрота реагирования на изменение внешней и внутренней среды организации.

Превалирующая область использования: специализированные научные организации; крупные научно-производственные комплексы; многопрофильные предприятия; как элемент организационной структуры крупного промышленного предприятия.

 


Рис. 1.6. Матричная структура организации. [8]


Помимо названных структур, существуют их различные комбинации и вариации, например, программно-целевая структура организации является по сути, двойственной структурой – она включает элементы функциональной и дивизионной структур, т.е. принцип двойного подчинения (руководителю функциональной службы и руководителю проекта). Встречаются бригадная структура, буферная структура организации.

Однако, ни одна из рассмотренных выше схем не позволяет создать внутреннюю среду необходимую для осуществления сложных нововведений или творческого решения проблем.

Такой подход к делу требует создания структуры, в рамках которой объединяются специалисты по различным дисциплинам, работающие в учреждаемых для каждого конкретного случая группах. Такой тип структуры называется “Ad-hoc”-кратия. Это очень органичная структура с низкой степенью формализации поведения, высокой степенью горизонтальной специализации деятельности и не приемлющая любых форм стандартизации.

Эволюция организационных структур свидетельствует о том, что не существует в чистом виде какой-либо одной структуры. В каждой структуре всегда в той или иной степени присутствуют элементы других структур. Для оптимального выбора той или иной конфигурации необходимо учитывать внешнее окружение фирмы, ее стратегию и потенциал.

Если размер организации средний, она может иметь дивизионную/матричную конфигурацию. Дивизионная / матричная конфигурация должна быть, если двусмысленность среды велика и сложность её низка. Для малых предприятий чаще рекомендуется функциональная конфигурация, особенно, если количество (номенклатура) продукции невысока и неопределенность внешней среды также невысокая. Существенным преимуществом функциональной структуры является ее производственная реакция.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...