Гарантии непосредственной демократии
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
В современных условиях выборная демократия приобретает значение важнейшей составляющей механизма реформирования государственной власти, местного самоуправления, охватывающей не только представительные, но и исполнительные и иные выборные органы. На этой основе осуществляется переход к более открытой общественно-государственной модели обустройства России с вектором развития, направленным на обеспечение свободного волеизъявления граждан в ходе периодического проведения свободных и политически конкурентных выборов. Новая выборная демократия связана и с переходом от фактически унитарной административно-территориальной основы организации избирательного процесса и унифицированной формы его правового регулирования к гармонизированной (договорной) федеративной основе и законодательной форме правового регулирования выборов федерального, регионального и местного уровней. Правовой статус Центральной избирательной комиссии Российской федерации связан и с вопросом о ее положении в системе федеральных государственных органов, который должен разрешаться на основе конституционных положений. Конституция предусматривает порядок решения вопросов, отнесенных к ведению Российской Федерации. В соответствии с пунктом "г" ст.71 Конституции к ведению Российской федерации относится установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной властей, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти. При этом в пункте "н" ст.72 устанавливается, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Это означает, что к ведению Российской федерации относится не только образование тех федеральных государственных органов, которые прямо перечислены в Конституции, но и образование в порядке, предусмотренном федеральным "рамочным" законодательством, других видов федеральных органов, которые необходимы для решения вопросов, отнесенных к ведению Российской федерации, в том числе связанных с организацией и проведением федеральных и иных выборов. На этой основе Российская Федерация в лице Президента, Государственной Думы и Совета Федерации федерального Собрания имеют компетенционное, хотя текстуально и не оформленное в полном объеме (в части второй ст.102 и в части второй ст.103 Конституции), отношение к вопросам формирования Центральной избирательной комиссии Российской Федерации как федерального органа, на который законодательством возложена задача организации и проведения федеральных выборов, а также координация работы избирательных комиссий в Российской Федерации. Исходной основой для определения правового статуса избирательных комиссий в Российской Федерации является федеральное законодательство, которое включает Конституцию, федеральные законы "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы федерального Собрания Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации", другие федеральные законы, в частности, "О гражданстве Российской Федерации", "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства на территории Российской федерации", "Об информации, информатизации и защите информации". Кодекс законов о труде Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. При этом государство гарантирует свободное волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов и норм избирательного права. Эти гарантии обеспечиваются следующими мерами: во-первых, подготовка, проведение и контроль за соблюдением избирательных прав и свобод граждан осуществляют избирательные комиссии, которые в пределах своих полномочий независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления; во-вторых, выборы проводятся открыто и гласно; в-третьих, решения избирательных комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для органов государственной власти и органов местного самоуправления. В части второй ст.11 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав граждан устанавливается общая система избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов в Российской Федерации, а именно: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, окружные избирательные комиссии, территориальные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии. В соответствии с федеративной природой российского государства система, полномочия, порядок формирования и деятельности избирательных комиссий устанавливаются в зависимости от уровня выборов также законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом система избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации может претерпевать определенные изменения (модификации) в зависимости от того, какие конкретно федеральные государственные органы (высшие должностные лица) выбираются или на каком организуются и проводятся выборы. Так, окружные и территориальные избирательные комиссии действуют, как правило, не на постоянной основе, а срок полномочий участковых избирательных комиссий ограничен временными рамками избирательной кампании и истекает после официального опубликования общих итогов выборов. В рамках общей системы избирательных комиссий в Российской Федерации важное значение имеет обеспечение синхронности в работе избирательных комиссий, особенно по обеспечению избирательных прав граждан и иных участников избирательного процесса. Именно в этой связи федеральное законодательство о выборах особое внимание уделяет координирующей роли Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Данная работа проводится по нескольким основным направлениям. Первое направление связано с осуществлением Комиссией полномочий по обеспечению правовой гармонизации избирательного процесса на территории России вне зависимости от уровня и вида избирательных кампаний. Так, согласно части пятой ст.12 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав граждан она наделена полномочиями, позволяющими совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации участвовать в решении вопросов, касающихся не только организации и проведения выборов в федеральные органы государственной власти, но и деятельности всей системы избирательных комиссий в Российской Федерации по проведению выборов на региональном уровне и выборов органов местного самоуправления. Наиболее важные из них - полномочия, связанные с осуществлением контроля за соблюдением избирательных прав граждан. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, обеспечивая единообразное применение федерального законодательства о выборах, осуществляет контрольные проверки деятельности избирательных комиссий, а также органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, связанные с оказанием содействия комиссиям в реализации их полномочий. При этом по решению Комиссии к изучению данных вопросов могут привлекаться, помимо работников ее аппарата, представители избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, ученые и специалисты научных и учебных заведений. По результатам Комиссия может передавать вопросы на повторное рассмотрение избирательных комиссий, отменять (в случаях, предусмотренных законодательством) их решения, принятые с нарушением требований соответствующих федеральных законов. В целях осуществления эффективного контроля за соблюдением избирательных прав граждан, а также для обобщения практики проведения региональных выборов Центральная избирательная комиссия Российской Федерации запрашивает от избирательных комиссий субъектов Российской Федерации необходимую информацию о ходе региональных выборов. Второе направление связано с тем, что практика организации и проведения выборов выявила необходимость технологического обеспечения избирательных прав граждан и проведения избирательных кампаний с учетом современного уровня средств вычислительной техники и телекоммуникаций, а также подтвердила, что реформа избирательной системы без современного технологического обеспечения не возможна. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации 12июля 1994 года одобрила концепцию создания Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (ГАС "Выборы"), а Президент Российской Федерации издал Указ от 23 августа 1994 года № 1723 "О разработки и создании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы".
Третье направление координации связано с принятием Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, а в ряде случаев и избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, инструкций, обладающих характеристиками сопутствующих нормативных правовых актов, назначение которых состоит в обеспечении единообразного применения федерального законодательства о выборах. Заключение
Принимая тот или иной закон, правовое государство возлагает на себя тем самым конкретные обязательства перед гражданами и должно определить правовые меры ответственности своих официальных представителей за действия, совершаемые от его имени. Государство несет перед народом политическую, правовую и моральную ответственность за полное выполнение взятых на себя обязательств. Одной из важных характерных черт правового государства, связанных с его взаимоотношением с гражданами, является наличие развернутых юридических процедур, рассчитанных на любые ситуации, с которыми могут столкнуться граждане. У гражданина в каждом случае должен быть набор юридических средств и форм, при помощи которых он мог бы с успехом и без особых сложностей защитить свои права, свои законные интересы. Их отсутствие фактически лишает граждан реальных возможностей воспользоваться теми правами, которые предоставлены им законом. Однако, говоря об ответственности государства перед гражданами, необходимо подчеркнуть, что для правового государства не менее важна и ответственность граждан перед государством и обществом. Осознание такой ответственности приобретает особое значение в условиях, когда длительные беззаконие и произвол времен тоталитаризма породили безразличие граждан к делам государства, их отчуждение от государственных и общественных дел. Речь идет, прежде всего, о возрождении доверия граждан к государству, их заинтересованности в его делах, от которых во многом зависит судьба государства. Утверждение личных прав и свобод, развитие демократии в целом должны идти рука об руку с укреплением законности, осознанием каждым необходимости безусловного уважения к закону. Демократия, правовое государство несовместимы ни со своеволием, ни с безответственностью. Провозглашенная Конституцией правовым государством, Российская Федерация на деле таким государством пока не является. В ней все еще не обеспечено верховенство закона. Наоборот, делаются попытки объявить "полноценной правовой базой для возникновения, прекращения и изменения. общественных отношений" указы Президента Российской Федерации, подзаконный характер которых объявляется "неочевидным". В Российской Федерации существует эффективная норма защиты человека от произвола государства. Граждане России далеко не всегда могут безболезненно, в короткие сроки восстановить свои нарушенные права, защитить свои законные интересы. Помимо объективных сложностей переходного периода это во многом объясняется тем, что государственные и муниципальные органы не используют весь имеющийся в их распоряжении арсенал организационных и юридических методов для защиты прав граждан, для оказания им правовой помощи. До сих пор многие из них все еще не могут привыкнуть тому, что не только граждане, но и власть ограничена правом. Не адаптировались к новой обстановке, складывающейся в России, и многие граждане, которые не знают, как в новых условиях отстаивать свои права, к кому обращаться в тех или иных случаях, каковы обязанности различных государственных органов в отношении защиты прав граждан, а государственные и муниципальные органы не оказывают необходимой помощи гражданам в ориентации их в окружающей социальной среде. Поэтому построение в России правового государства потребует больших усилий со стороны и государства, и всех его граждан в деле преодоления всех этих трудностей и недостатков.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета 1993.25 декабря. 2. Указ Президента Российской Федерации от 23 августа 1994 года № 1723 "О разработки и создании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы". . Федеральный Конституционный Закон о референдуме РФ // Сборник законов Российской Федерации / Под общей ред. Ю.Н. Власова. - М.: "ОМЕГА-ЭЛ", 2000. - 752 с. 4. Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. N 2-ФКЗ О референдуме Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 октября 1995 г., N 42, ст.3921. . Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 декабря 1996 г. N 49, ст.5497. . Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 2002 г., N 24, ст.2253. . Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 декабря 2002 г. N 51 ст.4982. . Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 2 ст.171. . Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // "Российская газета" от 8 октября 2003 г. N 202. . Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации, М., 2001. . Вешняков А.А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации. М., 1997. С.13-18. 12. Государственное право Российской Федерации. Под ред.О.Е. Кутафина. - М., 1996. С.44. 13. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд: Учебное пособие для вузов. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. С.56. 14. Никитин В.Г. Конституционный институт политической системы советского общества. - Свердловск, 1984. - 207 c. 15. Теория государства и права: Курс лекций. / Под ред. проф. М.Н. Марченко.М., 1999. 16. В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. Введение в политологию. - 2006 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 22.01.2011. - URL: http://society. polbu.ru/pugachev_politology/ch32_ii.html1305 (дата обращения: 23.03.2011). 17. Демократия // Свободная энциклопедия. - 2010 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 12.03.2011. - URL: http://ru. wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%8F_ (%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F) (дата обращения: 23.03.2011). . Конституционное право России // Энциклопедический словарь. - 2006 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 02.01.2011. - URL: http://slovari. yandex.ru/~книги/Конституционное%20право%20РФ/ (дата обращения: 23.03.2011). . Народовластие в Российском государстве: понятие, основы, формы осуществления. - 2010 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 22.03.2011. - URL: http://www.kontrolnaja.ru/dir/constitutional_right_russian_federation/1305 (дата обращения: 23.03.2011).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|