Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Организация курсовой работы





Колледж ЧелГУ

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

По выполнению курсовой работы по дисциплине

МДК 02.02 Методы и средства проектирования информационных систем

(учебно-методическое пособие для студентов специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям))

 

Челябинск

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо выполнению курсовой работы по дисциплине: МДК 02.02 Методы и средства проектирования информационных систем для студентов 3 курса специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям).

 

Рекомендации содержат общие положения по выполнению курсовой работы по дисциплине: МДК 02.02 Методы и средства проектирования информационных систем для студентов 3 курса специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям).

Подробно рассмотрены методики создания рабочего проекта в условиях конкретного предприятия с использованием накопленных теоретических знаний и собранных материалов, необходимых для работы над курсовой работой.

В полном объеме изложены требования, предъявляемые к оформлению курсовых работ по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям). Рекомендации подготовлены в соответствии с требованиями ФГОС 3+, ориентированы на систему непрерывной профессиональной подготовки (СПО-ВПО).


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.. 4

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 5

Цель и задачи. 5

Выбор темы курсовой работы.. 7

Организация курсовой работы.. 9

КУРСОВАЯ РАБОТА.. 13

Состав и объем курсовой работы.. 13

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ... 19

Общие требования. 19

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ... 21

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ НА ОСНОВЕ БАЗЫ ДАННЫХ.. 25

Понятие предметной области. 25

Этапы проектирования базы данных. 26

Основные понятия ER-диаграмм.. 27

Способы документирования ER-модели. 29

Нормализация модели «сущность–связь». 32

Основные объекты реляционных БД.. 34

Структура таблиц и целостность данных. 36



ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ БАЗЫ ДАННЫХ.. 42

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗДЕЛА КУРСОВОЙ РАБОТЫ 49

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 51

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 53

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 54

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 55

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 56

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. 57

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. 59

 

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие методические указания предназначены для студентов третьего курса специальности 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)».

Курсовая работа – это научная работа, выполняемая студентом с использованием знаний по ряду дисциплин специальности и имеющая целью систематизировать и расширить знания и практические навыки решении сложных задач с элементами исследований, а также определить уровень и подготовленность к практической работе в соответствии с получаемой специальностью.

Курсовая работа является результатом самостоятельной творческой работы студента. Качество его выполнения позволяет дать дифференцированную оценку квалификации студента и его способности эффективно выполнять свои будущие обязанности на предприятии.

В ходе курсовой работы применяются полученные знания и умения, кроме того, КР может стать составной частью будущего дипломного проекта. По объему КР должен быть не менее 15–20 страниц печатного текста или 20–25 страниц рукописного текста.

Руководитель КР назначается по приказу, он консультирует студента по различным вопросам, совместно со студентом определяет тему КП и организует его защиту. Студент получает задание на курсовое проектирование, в котором указывается тема проекта и требования к разрабатываемой системе. Защита КР осуществляется в период летний экзаменационной сессии, согласно графику учебного процесса.

Основным содержанием КР должна быть разработка информационной системы (ИС) для автоматизации некоторой области человеческой деятельности. ИС разрабатывается на основе СУБД и должна включать в себя базу данных (БД) и приложение.

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Выполнение курсовой работы занимает важное место в подготовке высококвалифицированных специалистов, поскольку его написание способствует глубокому изучению учебных дисциплин, включенных в процесс обучения.

Курсовая работа выполняется на основе и в соответствии с действующими стандартами, нормами и правилами.

Выполненную работу студенты сдают на рецензию и защищают ее у руководителя в сроки, установленные учебным планом.

Студенты, несвоевременно выполнившие и не защитившие курсовой проект, к сдаче экзаменационной сессии не допускаются.

Цель и задачи

Целенаправленно и удачно выбранная тема с учетом желания студента в значительной мере благоприятно сказывается на качественном и своевременном выполнении курсовой работы. Кроме того, тема, выбранная с учетом пожеланий и наклонностей человека, будет раскрыта глубже, добросовестней и интересней. А это уже тот элемент мотивации, который позволяет успешно достигать поставленной цели с меньшими затратами.

Поставленная цель курсовой работы способствует успешному решению следующих задач:

· расширению знаний и навыков студентов по выбранной тематике;

· систематизации и закреплению полученных знаний;

· увеличению общей культуры студентов;

· получению опыта и навыков в работе с журнальной и монографической литературой;

· развитию навыков творческой работы, подготовке к проведению самостоятельных научных исследований, овладению методикой научного исследования;

· овладению навыками грамотного литературного оформления результатов своих исследований;

· подготовке к написанию дипломной работы.

Важным вопросом для преподавателя и самого студента является выявление возможности и степени самостоятельности работы студентов в решении поставленных задач, знание которых позволяет реалистичнее оценивать будущие шансы специалиста в практической работе.

Подготовка курсовой работы является важным звеном в образовательной цепи получения полного комплекта знаний будущего специалиста или бакалавра.

В процессе выполнения курсовой работы студенту необходимо:

· обосновать актуальность и значимость темы работы в теории и применительно к условиям объекта исследования;

· провести обзор литературных источников по предмету исследования и обобщить собранный материал;

· дать технико-экономическую характеристику объекта исследования;

· проанализировать особенности функционирования объекта исследования;

· осуществить технико-экономическое обоснование предлагаемых решений;

· последовательно и логично изложить результаты самостоятельных исследований по избранной теме, снабдить их необходимыми иллюстрированными и пояснительными материалами.

Учет этих особенностей при ее выполнении, оформлении и защите позволит создать студентам равные условия для прохождения аттестации вне зависимости от выбранной темы курсовой работы.

Предполагается, что отсутствие любой составляющей из рекомендуемых в данных "Указаниях" или некачественное ее выполнение снижает оценку работы, что и учитывается при ее защите.

1.2 Выбор темы курсовой работы

Тематику курсовой работы предлагает преподаватель. Тема работы должна отвечать современным требованиям развития науки, техники, производства, экономики, культуры и образования.

1. Организация разноуровневого доступа в ИС «Распределение учебной нагрузки».

2. Организация разноуровневого доступа в ИС «Ведение заказов».

3. Организация разноуровневого доступа в ИС «Прокат автомобилей».

4. Организация разноуровневого доступа в ИС «Учет кадров».

5. Организация разноуровневого доступа в ИС «Ломбард».

6. Организация разноуровневого доступа в ИС «Библиотека».

7. Организация разноуровневого доступа в ИС «Распределение дополнительных обязанностей».

8. Организация разноуровневого доступа в ИС «Выдача банком кредитов».

9. Организация разноуровневого доступа в ИС «Инвестирование свободных средств».

10. Организация разноуровневого доступа в ИС «Грузовые перевозки».

11. Организация разноуровневого доступа в ИС «Учет телефонных переговоров».

12. Организация разноуровневого доступа в ИС «Учет внутриофисных расходов».

13. Организация разноуровневого доступа в ИС «Страховая компания»

14. Организация разноуровневого доступа в ИС «Гостиница».

15. Организация разноуровневого доступа в ИС «Туристическая фирма».

16. Организация разноуровневого доступа в ИС «Фирма по продаже запчастей».

17. Организация разноуровневого доступа в ИС «Определение факультативов для студентов».

18. Организация разноуровневого доступа в ИС «Реализация готовой продукции».

19. Организация разноуровневого доступа в ИС «Бюро по трудоустройству».

20. Организация разноуровневого доступа в ИС «Платная поликлиника».

21. Организация разноуровневого доступа в ИС «Интернет магазин».

22. Организация разноуровневого доступа в ИС «Ювелирная мастерская».

23. Организация разноуровневого доступа в ИС «Парикмахерская».

24. Организация разноуровневого доступа в ИС «Сдача в аренду торговых площадей».

25. Организация разноуровневого доступа в ИС «Техническое обслуживание компьютеров и оргтехники».

26. Организация разноуровневого доступа в ИС «Анализ динамики показателей финансовой отчетности различных предприятий».

Закрепление тем курсового проекта за студентами оформляется приказом руководителя образовательного учреждения.

Выполнение курсовой работы сопровождаются консультацией, в ходе которой разъясняются назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления.

Организация курсовой работы

Процесс выполнения курсовой работы состоит из следующих этапов:

1. Выбор темы и согласование ее с руководителем.

2. Ознакомление с основными ее проблемами и составление плана работы.

3. Подбор и изучение литературных источников.

4. Уточнение плана работы.

5. Написание и оформление курсового проекта.

6. Передача работы на рецензию руководителю.

7. Защита проекта.

Основная организационная работа выполняется лично студентом.

Перед выбором темы курсовой работы рекомендуется каждому студенту ознакомиться с учебной программой дисциплины и перечнем основной литературы, что позволит ему подойти к проблеме выбора более осмысленно и ответственно.

Основные этапы выполнения курсовой работы

1-й этап – выбор темы. При выборе темы курсовой работы должна учитываться будущая специализация студента или направленность работы студента в настоящем (если она совпадает или соответствует профилю подготовки специалиста) и тот производственный опыт, который им уже приобретен.

При возникновении трудностей с выбором темы или подбором литературных источников студент вправе обратиться за помощью к руководителю или ведущему преподавателю изучаемой дисциплины.

2-й этап – составление примерного плана курсовой работы. Данный этап является очень важным и ответственным моментом в общем процессе работы над полученным заданием, поскольку именно от него в значительной мере зависит качество и целостность всего проекта. Четкий, последовательный и логичный план – это половина успеха.

План должен отражать основные узловые проблемы выбранной темы и может содержать от трех до пяти вопросов, подлежащих рассмотрению. Эти вопросы желательно расчленить на более мелкие в соответствии с принятыми нормами рубрикации (пример содержания приведен в приложении 4).

Составленный студентом план желательно обсудить с научным руководителем, что может в дальнейшем облегчить выполняемую работу. Окончательная доработка плана осуществляется после третьего этапа.

3-й этап – подбор и изучение литературных источников. На этом этапе студент должен составить всю библиографию, касающуюся темы выбранной курсовой работы, в которой выделяются основные и вспомогательные литературные источники. Желательно составлять краткую аннотацию каждого из них для последующего использования.

Составляют библиографию на основе рекомендованной литературы с обязательным конспектированием нужного материала с целью его изучения и использования в курсовой работе, так как материал, изложенный "своими" словами лучше подвержен усвоению человеческой памятью.

В составляемую библиографию желательно включать литературу, изданную в последние годы, в том числе журнальные статьи и материалы из "Интернет".

Необходимый материал желательно выписывать на отдельные листочки по каждому из вопросов с указанием фамилии автора, наименования источника и номеров страниц. Эти данные будут использованы при формировании библиографических источников.

4-й этап – уточнение плана курсовой работы. В процессе работы над литературными источниками у студента могут появиться новые мысли, идеи, способные повлиять на составленный нее план или даже на выбранную тему. В этом случае возникшие вопросы следует согласовывать с руководителем, после чего приступают к написанию курсовой работы.

5-й этап – написание и оформление проекта. Собранный материал группируют, обрабатывают и систематизируют в соответствии с окончательным вариантом плана. На этом этапе уточняется структура работы и подбирается иллюстрированный материал. После этого пишется черновой вариант проекта, который подвергается последующей литературной обработке и редактированию.

Завершенную работу оформляют в соответствии с ГОСТ 73281 и требованиям.

6-й этап – передача работы на рецензию руководителю.Выполненный проект предъявляется руководителю для проверки за три дня до контрольного срока окончания работы по графику. После проверки руководитель допускает проект к защите.

Если курсовой проект выполнена с нарушениями требований, – он возвращается студенту на доработку. Преподаватель, возвративший проект должен указать причину (причины) невозможности его защиты.

7-й этап – защита курсовой работы. Проект, допущенный к защите (при наличии рецензий) защищается в присутствии всей группы, где автор делает краткий доклад (5 минут) о ее содержании. На защиту курсового курсовой работы приглашаются заведующий кафедрой и его заместитель.

Докладчик должен обосновать актуальность темы, указать объект анализа, цель, задачи и степень их достижения (результаты), сделать выводы. Рецензенты, из числа преподавателей факультета отмечают положительные моменты и недостатки проекта, излагая их в письменной форме.

Автор работы должен свободно ориентироваться по данной теме и продемонстрировать хорошие знания по выполненной работе и приведенной литературе. По окончанию доклада и оглашении рецензии, студент-докладчик отвечает на вопросы присутствующих. В заключительном слове студент отвечает на вопросы и замечания, стремясь защитить свою точку зрения и в то же время продемонстрировать корректность и уважение к точке зрения оппонентов. Критериями оценки проекта являются: содержание работы, глубина и степень раскрытия темы, умение анализировать материал, доказательность выводов, тщательность оформления проекта, качество доклада и защиты. Курсовые работы оцениваются по четырех бальной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценка обсуждается на закрытом заседании комиссии, а затем публично объявляется студенту.

На основании выполненной работы и по итогам защиты преподаватель выставляет оценку в ведомость и зачетную книжку.

 

КУРСОВАЯ РАБОТА





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.