Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Потребность в двигательной активности




Потребность в двигательной активности

 

Среднее детство – это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. Можно сказать, что одной из возрастных задач этого периода является задача овладеть всеми доступными движениями, испытать и совершенствовать свои двигательные способности и тем самым приобрести более широкую власть как над собственным телом, так и над внешним физическим пространством.

 

 

Нормы развития

По данным Е. П. Ильина, у детей 5 6 лет среднесуточный объем основных локомоций составляет 7–8 км у мальчиков и 6, 5–7, 5 км у девочек, в 7 лет соответственно 12 и 8, 5 км, в 9 лет – 18, 5 и 14, 55 км. Затем суточная активность детей начинает постепенно снижаться и в 13 15 лет составляет 12–16 км, а в 10-м классе – 10–12 км в сутки (Е. П. Ильин, 2000).

 

По данным Г. Р. Пертенавы, среди 9-летних школьников (3-й класс) интерес к урокам физкультуры занимает второе ранговое место (0, 57 % опрошенных) после изобразительного искусства (Пертенава Г. Р., 1988).

Совершенное владение своим телом, развивающееся у детей на протяжении всего этого периода, наделяет их чувством «Я могу» и, безусловно, оказывает мощное воздействие на формирование Я-концепции ребенка, его самооценки.

Кроме того, физические умения представляют одну из трех наиболее значимых, «престижных» областей в среде сверстников, а хорошее владение своим телом во многом определяет социальный статус ребенка (в большей мере это характерно в мальчишеской среде) (Harter S., 1993).

М. В. Осорина отмечает, что взрослые, как правило, не понимают значимости удовлетворения двигательной и игровой потребности ребенка этого возраста. И если среда, в которой растет ребенок, не способна удовлетворить его стремление двигаться, играть, исследовать окружающее пространство, активно проявлять себя, общаться со сверстниками и т. д., то он будет становиться более злым, агрессивным, эмоционально и телесно неразвитым, неспособным вступать «в интимно-личные отношения со средой обитания» (Осорина М. В., 1999).

 

Резюме

 

В возрасте от 6 до 11 лет мотивационную сферу ребенка характеризует постепенный переход от аморфной одноуровневой системы побуждений к иерархическому построению системы мотивов, а также тенденция к формированию сознательного и волевого регулирования поведения ребенка.

В возрасте 10 лет в мотивации общения ребенка наблюдается довольно резкая перемена направленности его интересов – от взрослых к сверстникам, причем общение носит в основном гомосоциальный характер.

Возникновение просоциального поведения, мотивированного моральными соображениями, долгом, альтруистическими установками, является также одной из важнейших особенностей этого периода.

В системе мотивов, побуждающих младших школьников к учебной деятельности, выделяют два вида мотивов: познавательные и социальные мотивы. Познавательные мотивы порождаются самой учебной деятельностью и непосредственно связаны с содержанием и процессом учения. Среди социальных мотивов можно выделить такие мотивы, как статусный мотив «быть учеником» (характерный только для первого года обучения в школе), мотив хорошей отметки, мотив утверждения себя в классном коллективе, стремление к превосходству и признанию сверстниками.

Познавательная активность детей этого возраста выходит за рамки школьной программы. Желание исследовать и освоить окружающий мир во многом определяет интересы ребенка на этом возрастном этапе. При этом особую привлекательность для них имеют запретные зоны (свалки, кладбища, подвалы и т. п. ). Групповое посещение подобных мест является одной из самых ранних попыток ребенка самостоятельно исследовать и эмоционально прожить значимые элементы окружающей среды и сформировать свой, детский миф о мире.

 

Дистресс   – стресс, оказывающий отрицательное влияние на деятельность, вплоть до ее полной дезорганизации.

«Моральные инстанции»   – ступени поэтапного принятия индивидом системы моральных, нравственных норм и ценностей общества.

Познавательные мотивы   – мотивы учения, обусловленные содержанием или самим процессом учения.

Закон Йеркса – Додсона:   чем выше мотивация, тем выше результативность деятельности. Но прямая связь сохраняется лишь до определенного предела: если по достижении некоторого оптимального уровня сила мотивации продолжает увеличиваться, то эффективность деятельности начинает падать (Реан А. А., Коломинский Я. Л., 1999).

Мотивация содержанием   – стремление ребенка к познанию новых фактов, сути явлений, их происхождения.

Мотивация процессом   – интерес к самому процессу совершения действия.

 

 

Глава 4

Развитие Я-концепции

 

Возраст от 6 до 11 лет , годы начальной школы – классический психоанализ называет их латентной фазой в развитии ребенка.

В этот период любовь сына к матери и ревность к отцу (у девочек наоборот) еще находится в скрытом состоянии.

В этом возрасте у ребенка развивается способность к дедукции, к организованным играм и регламентированным занятиям. Психосоциальный параметр этой стадии характеризуется умелостью, с одной стороны, и чувством неполноценности – с другой.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...