Понятие, признаки и классификация конституционных (основных) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Саратовская государственная академия права Поволжский региональный юридический институт
Учебная дисциплина – конституционное право России
Курсовая работа
ВАРИАНТ IV
Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации
Выполнил: студент * курса * группы заочного отделения ПРЮИН ******** *****
Саратов – 2000
Содержание
1. Понятие, признаки и классификация конституционных (основных) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. ………………………………………………………………… 3
2. Нормативное содержание конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина в РФ. ………………………………………. 9
3. Реализация и защита конституционных прав и свобод в РФ. ………. 20
Список использованной литературы. ………………………………...… 28 Понятие, признаки и классификация конституционных (основных) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
5 сентября 1991 г. в СССР появился по существу первый официальный документ, посвященный конституированию и гарантиям прав человека – Декларация прав и свобод человека. Уже 22 ноября 1991 г. эстафета признания и обеспечения прав человека была принята Верховным Советом Российской Федерации, утвердившим Декларацию прав и свобод человека и гражданина. В апреле 1992 г. положения этого документа были внесены в текст российской Конституции. Конечно, разделы о правах, свободах и обязанностях граждан присутствовали практически во всех советских конституциях, но многие десятилетия, эти права и свободы были производными от интересов государства и общества. Речь шла не о правах человека вообще, которые власть признает за гражданами, а о правах "советского социалистического человека", предоставляемых гражданам властью. В связи с этим предусмотренный законодательством перечень прав и свобод не вполне соответствовал международным документам; не было достаточно надежных механизмов защиты прав. Ведь они рассматривались в качестве "дара" государства, его "награды" гражданину за "хорошее поведение". Между тем во всем цивилизованном мире речь идет об абсолютной ценности прав человека, подчинении государства и общества интересам граждан. В Конституции РФ сказано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 2, 17).
Провозглашение прав человека предполагает ориентацию на их обеспечение всех государственных органов, а общества – на осуществление контроля за тем, как эти права обеспечиваются властью. Уже в знаменитой Декларации прав человека и гражданина, принятой Национальным собранием Франции в 1789 г., говорилось о том, что незнание, забвение или презрение прав человека являются единственными причинами общественных бедствий и порчи правительства, тогда как сохранение таких прав должно быть целью всякого политического союза. Отсюда – провозглашение в Декларации естественных, неотчуждаемых и священных прав человека дает членам общества критерии оценки действий законодательной и исполнительной власти, вооружает граждан простыми и бесспорными принципами, опираясь на которые их требования будут всегда обращены на поддержание конституции и всеобщего счастья. Декларирование прав человека направлено, таким образом, на то, чтобы именно они стали главной целью функционирования власти и существования общества.[1]
Институт конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина занимает особое место в системе отрасли конституционного права РФ. Правам и свободам человека и гражданина посвящена глава 2 Конституции РФ, что говорит о значении, которое придает законодатель этому институту. Отметим, что положения данной главы могут быть изменены в особом, усложненном режиме путем созыва Конституционного Совещания. Статья 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Эта статья раскрывает важнейшую сторону характеристики Российской Федерации как правового государства. Одним из важнейших признаков такого государства является выраженное в комментируемой статье провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью. Это единственная высшая ценность; все остальные общественные ценности (в том числе обязанности человека) такой конституционной оценки не получили и, следовательно, располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить. Только в отдельных, специально оговоренных в Конституции Российской Федерации исключительных случаях, при особых, как правило, временных обстоятельствах отдельные права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены. Провозглашение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью является важным новшеством в конституционном праве и во всем законодательстве России. Ранее верховенство всегда принадлежало государственным интересам. В советское время они отождествлялись с " общественными", которым требовалось подчинять индивидуальные и коллективные личные интересы.[2] Правовой статус личности включает совокупность прав и свобод, а также обязанностей человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права. К основам правового статуса личности относятся конституционно закрепленные права и свободы. Они составляют относительно небольшую часть всех прав и свобод. Причины, по которым одни права и свободы закрепляются в Конституции, другие – в текущем законодательстве, не произвольны.
Можно выделить следующие причины, от которых зависит выбор того или иного уровня правовых актов для закрепления прав и свобод. 1. Значимость данного права и данной конституционной свободы для человека и общества. В Конституции закрепляются те права и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для конкретного человека, так и в целом для общества, для государства. То есть основные права и свободы. 2. Изначальный или производный характер принадлежности человеку данного права и данной свободы. Статья 17 Конституции, как известно, устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Именно такого рода права и свободы закрепляются конституционно. 3. Особые юридические свойства основных прав и свобод, специфика их реализации. Эти права и свободы: а) составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав и свобод, закрепляемых иными нормативными актами. б) адресованы самому широкому кругу субъектов; закрепляются за каждым человеком и гражданином, либо за каждым гражданином. Все другие (неосновные) права и свободы, устанавливаемые нормами не конституционного, а других отраслей права, увязываются с обладанием лицом различными статусами. в) характеризуются всеобщностью, они равны и едины для всех без исключения, соответственно для каждого человека или для каждого гражданина. Признавая то или иное право основным, государство исходит из возможности осуществления его всеми. Этим обусловливается процесс расширения основных прав и свобод по мере создания соответствующих социально-экономических предпосылок. Основные права и свободы гражданина Российской Федерации отличаются от других прав и свобод основанием возникновения. Единственным таким основанием является принадлежность к гражданству Российской Федерации. Они не связаны с осуществлением гражданином своей правоспособности и принадлежат всякому гражданину как субъекту права. Это свидетельствует о том, что основные права и свободы выражают главные связи лица с государством, его статус как гражданина. Они не приобретаются и не отчуждаются по его волеизъявлению, принадлежат ему в силу гражданства, неотделимы от его правового статуса и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства;
г) отличаются особым механизмом реализации. Все другие права и свободы могут стать достоянием человека и гражданина в процессе реализации его правоспособности через участие в конкретном правоотношении. Основные же права и свободы выступают в качестве предпосылки любого правоотношения в конкретной сфере, постоянного, неотъемлемого права каждого участника правоотношения; д) имеют особую юридическую форму их закрепления. Они фиксируются в нормативном правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу, – в Конституции; е) обеспечиваются повышенной правовой охраной. Понятие основных прав и свобод человека и гражданина может быть сформулировано следующим образом: конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина – это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности. [3] Конституционно-правовое регулирование в целом тоже связано с закреплением обязанностей лица. Но в отличие от других отраслей конституционное право выполняет здесь двоякую роль. Подобно всем отраслям права, оно закрепляет круг обязанностей лица как субъекта конституционно-правовых отношений – обязанности лица как избирателя, как депутата, как члена различных органов государственной власти и органов местного самоуправления, как обладателя многих других конституционно-правовых статусов. Вместе с тем конституционное право выполняет в закреплении обязанностей человека и гражданина и специфическую роль. Оно закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые:
1) имеют всеобщий характер; 2) не зависят от конкретного правового статуса лица; 3) закрепляются на высшем, конституционном уровне. К таким обязанностям отнесены те, осуществление которых обеспечивает нормальное функционирование самого государства, а тем самым и жизнедеятельность общества. Причем в зависимости от своей специфики одни обязанности распространяются на каждого человека, другие – только на гражданина Российской Федерации. В конституционно закрепленных основных обязанностях выражены наиболее важные требования – ответственности личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащего отношения гражданина к государственным и общественным интересам, активного включения его в охрану этих интересов. Ведь сущность гражданства, как отмечалось выше, состоит в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности человека и государства.
Соблюдение основных обязанностей обеспечивается всеми мерами правового и общественного воздействия. Таким образом, основные обязанности – это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан. Различие между понятиями «право» и «свобода» в достаточной мере условно. И то и другое означает юридически признанную возможность каждого избирать вид и меру своего поведения как человека, как гражданина государства. Вместе с тем понятие «свобода» в большей мере увязано с такими правомочиями личности, которые очерчивают сферу ее самостоятельности, защищают от вмешательства в ее внутренний мир (свободы совести, вероисповедания, мысли, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания). Понятие «право» в большей мере предполагает какие-то положительные действия, услуги со стороны государства или правомочия человека на участие в деятельности определенных общественно-политических, хозяйственных структур. Глава 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина», включает 48 статей, подавляющая часть которых посвящена конкретным правам и свободам. Они представляют собой определенную систему, имеющую логические основания, отражающую специфику самих этих прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются. В соответствии с этими основаниями конституционные права и свободы принято классифицировать натри группы: личные; политические; социально-экономические. Однако система основных прав и свобод характеризуется не только их группировкой, но и тем порядком расположения, который устанавливается в Конституции. Это имеет далеко не техническое значение, а отражает соответствующую концепцию правового статуса личности, которой придерживается государство. В действующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод зафиксирован в такой последовательности: сначала указаны личные, затем политические, а потом социально-экономические права и свободы. Именно такова последовательность во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. В российском законодательстве такая последовательность впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 г., а затем отражена в Конституции Российской Федерации 1993 года. Во всех предшествующих конституциях, вплоть до Основного Закона 1978 года в его первоначальной редакции, последовательность закрепления прав и свобод была иной. Сначала фиксировались социально-экономические, затем политические и личные права и свободы. Это свидетельствовало об иной системе приоритетов, при которой личные права отодвигались как второстепенные.[4] Отметим, что возможна и иная классификация прав и свобод. Права и свободы человека в соответствии с общепринятой классификацией подразделяются на социально-экономические, политические, гражданские, культурные и личные. Такое деление проводится как в мировой юридической практике, так и в национальных правовых системах, в том числе и в российской. Между всеми видами и разновидностями прав, существует тесная взаимосвязь. В историческом контексте современные исследователи выделяют три поколения прав: - первое–это политические, гражданские и личные права, провозглашенные в свое время первыми буржуазными революциями и закрепленные в известных Декларациях (американской, английской, французской); - второе–социально-экономические права, возникшие под влиянием социалистических идей, движений и систем, в том числе СССР (право на труд, отдых, социальное обеспечение н т.д.); они дополнили собой прежние права, получили отражение в соответствующих документах ООН; - третье поколение – коллективные права, выдвинутые в основном развивающимися странами в ходе национально-освободительных завоеваний (право народов на мир, безопасность, разоружение, независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет, избавление от колониального угнетения, достойнyю жизнь и т. д.). Выделение трех поколений прав в значительной мере условно, но оно наглядно показывает последовательную эволюцию данного института, историческую связь времен, общий прогресс в данной области. В отечественной литературе подвергнута справедливой критике концепция иерархии прав по степени их значимости. Что касается различий между правами человека и правами гражданина, то эти различия имеют под собой определенные основания, которые заключаются в следующем. Во-первых, права человека могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи их носителя с тем или иным государством. Это, в частности, естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие каждому от рождения. Права же гражданина находятся под защитой того государства, к которому принадлежит данное лицо. Во-вторых, множество людей в мире вообще не имеют статуса гражданина (лица без гражданства, апатриды). Следовательно, они формально являются обладателями прав человека, но не имеют прав гражданина. Иными словами, права человека не всегда выступают как юридические категории. Разграничение это возникло давно, о чем свидетельствует хотя бы название знаменитой «Декларации прав человека и гражданина» 1789 г. Сохранилось оно и в большинстве современных деклараций и конституции. Однако в наше время указанное деление все более утрачивает свой смысл, поскольку прирожденные права человека давно признаны всеми развитыми демократическими государств вами, и, таким образом, выступают одновременно и в качестве прав гражданина. Во всяком случае внутри государства разграничение прав на «два сорта» лишено практического значения. Тем более, что даже апатриды, проживающие на территории той или иной страны, находятся под юрисдикцией ее законов и международного права.[5]
2. Нормативное содержание конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина в РФ.
В отличие от советских конституций на первое место в новой Конституции выдвинуты гражданские (личные) права и свободы, за ними следуют политические, а уже потом – экономические, социальные и культурные. Сокращен до минимума круг конституционных обязанностей человека и гражданина. Особое внимание в данной главе Конституции уделено юридическим гарантиям провозглашенных прав и свобод. Среди них следует отметить судебную защиту индивидуальных и коллективных прав и свобод, право обращаться в соответствии с международными договорами России в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмана), ряд принципов уголовного и уголовно-процессуального права, охрану законом прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, право на получение квалифицированной юридической помощи. В действующей Конституции личные права и свободы (ст. 20–29) не только открывают главу о правах и свободах человека и гражданина, но и представлены в значительно более широкой степени, чем это было в предшествующих, советских конституциях. Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем: 1) эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т. е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него; 2) эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; 3) это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью. Основным личным правом человека является право на жизнь (ст. 20 Конституции). Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. Содержание названного права в Конституции не раскрывается. Это - естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни. К такого рода факторам относятся прежде всего политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и пр. К личным правам человека относится право на охрану государством достоинства личности (ст. 21 Конституции). Уважение достоинства личности – неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто не может быть основанием для его умаления. Любые меры воздействия на неправомерное поведение лица не должны быть сопряжены с умалением его достоинства. Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Значительное место в системе личных прав и свобод занимают права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 22-25 Конституции). Неприкосновенность личности (ст. 22) как личная свобода заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями, пользоваться свободой передвижения. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения. Основания к аресту регламентированы уголовно-процессуальным и другим законодательством, предусматривающим развернутую систему гарантий от неосновательного ареста, от нарушения прав человека при аресте. Гарантия неприкосновенности жилища (ст. 25) означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц. Законодательство четко регламентирует случаи, когда это допускается, и круг уполномоченных на то органов. Предусмотрены различные формы ответственности за неосновательное вторжение в личную жизнь граждан, за разглашение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений. Только в строго определенных законом случаях в связи с расследованием уголовных дел и при наличии судебного решения могут быть наложен арест на корреспонденцию и произведена выемка ее из почтово-телеграфных учреждений. Впервые в Конституции закреплено право человека на защиту своей чести и доброго имени (ст. 23). Причем законодательно установлен судебный порядок защиты, включая право на возмещение морального вреда. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну проявляется в запрещении без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации о его частной жизни (ст.24). Каждому должна быть предоставлена возможность ознакомления с материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Новым в конституционном закреплении личных прав и свобод является включение такой важной формы свободы личности, как свобода передвижения. В ч. 1 ст. 27 указывается, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В прошлом это право не только не закреплялось конституционно, но и не могло быть реализовано фактически. Так, существовавшая с 1932 года прописка и ее строго регламентируемые правила, отсутствие в течение длительного времени паспортов у колхозников, рынка жилья приводили к тому, что фактически человек не мог свободно решать вопрос о своем месте жительства. - В настоящее время сделаны важные шаги к устранению правовых препятствий для реализации этого права. На основе конституционной нормы принят Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. о праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Закон закрепил отмену прописки и ввел регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и жительства в ее пределах. При этом регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией. Конституция признает право каждого, кто законно находится на территории России, свободно выезжать за ее пределы и право гражданина Российской Федерации беспрепятственно возвращаться в нее (ч. 2 ст.27). Федеральный закон от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», по своему содержанию соответствует общепринятым международным стандартам, относящимся к данному вопросу. Принятый в 1996 году Федеральный Закон обеспечивает свободу граждан выезжать за пределы России и возвращаться в свою страну. Выезд, естественно, связан с согласием той страны, в которую намерен прибыть гражданин, и потому требуется въездная виза последней. Право гражданина России на выезд из своей страны может быть временно ограничено только в случаях, прямо оговоренных в Федеральном законе. Федеральный закон определяет порядок въезда и выезда иностранных граждан и лиц без гражданства, а также порядок транзитного проезда указанных лиц через территорию Российской Федерации. К личным правам и свободам относится право определять и указывать национальную принадлежность (ст. 26 Конституции). Закрепление этого права конституционно вытекает из отрицания правового значения признака национальности для каждого конкретного человека, означает его свободу ассимилироваться в инонациональной среде, которая стала для него родной и близкой по языку и образу жизни. Важной дополнительной правовой гарантией равноправия независимо от национальности является конституционная норма о том, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (ч. 1 ст. 26). В официальных анкетах не допускается вопрос о национальности. Как известно, в прошлом печально знаменитая графа пятая в анкетах выполняла далеко не просто познавательную функцию. В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г., к числу сведений, вносимых в паспорт, не отнесено указание на национальность. При этом оговаривается запрещение вносить в паспорт сведения, не предусмотренные Положением. Важное место в системе личных прав и свобод занимают свобода совести, свобода вероисповедания. В соответствии со ст. 28 Конституции каждому гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. В Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусмотрена широкая система гарантий реализации принадлежащей каждому свободы совести. Закон дополнительно включил право менять религиозные и иные убеждения, что является правовой гарантией от преследования единоверцами лица, вышедшего из состава религиозного объединения. Важной сферой личных нрав и свобод человека и гражданина являются свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции). Мысль не свободна, если она не может быть высказана без неблагоприятных или опасных для человека последствий. Поэтому свобода мысли неразрывно связана со свободой слова. Свобода слова означает безусловное право человека делать свои мысли, убеждения и мнения общественным достоянием. Это обеспечивается не только гарантиями самой свободы слова, но и правом свободно передавать, производить и распространять информацию, запретом цензуры. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации» предусматривает, что учредителем средств массовой информации может быть любой гражданин России, достигший 18-летнего возраста, кроме лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда, и душевнобольных граждан, признанных судом недееспособными. Это право подлежит судебной защите. В отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы (ст. 30–33 Конституции) связаны с обладанием гражданством государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права каждому, политические – гражданам. Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, однако, что они вторичны, производны îò воли государства. Политические права и свободы выступают как естественные права и свободы каждого гражданина демократического государства. В силу такого их характера эти права и свободы нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством. Так же, как и личные права и свободы человека, государство признает, соблюдает и защищает политические права и свободы. Это прямо закреплено в ст. 2 Конституции Российской Федерации. Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы является право участвовать в управлении делами государства, (ст. 32 Конституции). Право, закрепленное в ст. 32 Конституции, адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не участвует в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти (ст. 3 Конституции). Рассматриваемое право осуществляется в различных формах, как непосредственно, так и через представителей. Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Действующее законодательство о референдуме и выборах обеспечивает самые широкие гарантии реализации этих прав граждан Участие граждан в управлении делами государства осуществляется также путем их воздействия на деятельность представительных органов всех уровней – своих депутатов, через различные формы выражения общественного мнения о руководстве государственными делами, о направлениях политики государства, о его деятельности, связанной с удовлетворением социальных потребностей общества. Важной формой участия граждан в осуществлении власти на местах является местное самоуправление. Эффективность реализации названных политических прав связана с активностью, инициативой граждан, зависящих, в свою очередь, от уровня их политической и правовой культуры. Повышение этого уровня на современном этапе имеет первостепенное значение. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе (ст. 32, ч. 4) в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. Согласно Федеральному закону от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации», при поступления на государственную службу (и при ее прохождении) не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Формой привлечения граждан к решению государственных дел является их участие в отправлении правосудия (ст. 32, ч. 5). Это право осуществляется гражданами, привлекаемыми в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей. Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Это право – важное средство проявления общественно-политической активности граждан, заинтересованности их в общественных делах, а также защиты ими своих прав. Обращения граждан имеют значение и как канал укрепления связей государственного аппарата с населением, как источник информации, необходимой для решения текущих вопросов общественной жизни. В России пока не принят федеральный закон о порядке рассмотрения обращений граждан и действует акт бывшего Союза ССР – Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». Законодательством Российской Федерации урегулирован только судебный порядок рассмотрения жалоб. Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 14 декабря 1995 г., урегулировал круг субъектов, неправомерные решения, действия (бездействие) которых могут быть обжалованы, порядок и сроки подачи жалобы, виды решений суда и порядок их исполнения. Важным правом, связанным с участием граждан в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции). Это право дает гражданам возможность использовать в указанных целях различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач. Выражением социальной и политической активности граждан, их воздействия на процессы управления государством является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31 Конституции). Это право в последние годы широко используется гражданами Российской Федерации. 25 мая 1992 г. принят Указ Президента Российской Федерации «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования». В нем установлено, что впредь до урегулирования законом Российской Федерации порядка проведения этих мероприятий следует исходить из положений Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 г., о праве граждан собираться свободно и без оружия, проводить митинги и другие указанные мероприятия при условии предварительного уведомления властей. Осуществление этого права не должно нарушать свободы и права других лиц, запрещайся использование указанного права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны. Указ определил, что до принятия соответствующего российского закона упомянутый выше союзный Указ на территории России применяется в части, не противоречащей Декларации прав и свобод человека и гражданина. Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права и свободы. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности. Конституция Российской Федерации 1993 года, по сравнению с основными законами советского типа, исходит из принципиально иной идеологии при закреплении социально-экономических прав и свобод. Отказ от глобального огосударствления экономики, признание того, что объективно необходима частная собственность, основанная на экономической заинтересованности, активности и ответственности человека, не могли не привести к изменению роли государства в обеспечении социально-экономических прав и свобод личности. Оно уже не может быть единственным субъектом, который полностью отвечает за их реализацию и защиту. Ответственность ложится на всех субъектов экономической и социальной деятельности при возрастающей активности и индивидуальной ответственности самого человека. К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции, относятся свобода предпринимательской деятельности, право частной собственности, в том числе и на землю, свобода труда и право на труд в надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право социального обеспечения, право на жилище, пр<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|