Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Манипуляционная психотерапия или




ОЗДОРОВЛЕНИЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕМ

Развитие психотерапии происходит благодаря противоборству рациональных и иррациональных ее направлений. Среди теоретиков психологии всегда было стремление к абсолютизации психотерапии, ее универсализации с целью создания единой системы. Это хорошее стремление, но бесперспективное. Так же как процесс познания человека бесконечен, так и в психотерапии будут обнаруживаться все новые направления, которые по мере их развития будут переходить из ряда иррациональных в рациональные методы психотерапии. Кроме того, своя психотерапия требуется каждому месту и времени.

На наш взгляд, в современной психотерапии можно выделить несколько общих направлений. Первое направление — личностно -ориентированная терапия. Это направление основное внимание уделяет таким личностным особенностям, как система ощущений, самооценка и тенденция к самоактуализации. Это объясняющая терапия. Пациент в процессе терапии осознает причины своих конфликтов, ретроспективно оценивает свои реакции и реконструирует свою деятельность. Сюда входят психоанализ, гештальттерапия, нейро-лингвистическое программирование и другие.

Второе направление — это методики поведенческой (бихейвио ральной) психотерапии. Они базируются на представлении о неадекватных поведенческих стереотипах, возникающих вслед за психотрав мирующей ситуацией, которые и предлагается изменить с помощью психологического тренинга. Одним из основных разделов этого направления являются методики групповой психотерапии: групповая дискуссия, психодрама, проективные методики и другие.

Третье направление — это суггестия, косвенная и прямая, которая может иметь разную форму — от гипнотического внушения до внушения в бодрственном состоянии и самовнушения. Сюда входят гипнотерапия, внушение и самовнушение, аутогенная тренировка, метод обратной биологической связи. В этом случае пациенту объясняют или не объясняют истинное действие такой психотерапии, и он здесь занимает пассивную позицию, в отличие от вышеприве денных направлений.

Существуют методики, такие как позитивная психотерапия и другие, которые, видимо, больше относятся к первому или второму из вышеприведенных направлений, но ни коем образом не претендуют

на то, чтобы их можно было выделить в отдельное (общее) направление психотерапии.

Необходимо отметить, что все вышеприведенные направления где-то пересекаются и дополняют друг друга, и тем не менее это позволяет выделить их в отдельные направления психотерапии.

И наконец, четвертое выдвигаемое в данной работе направление — это манипуляционная психотерапия, которая, образно выражаясь, является цементирующим звеном между вышеприведенными направлениями. Поэтому ее приемы используются другими направлениями психотерапии. Базой этого направления выступает мистическая, иллюзорная, мифическая интерпретация действительности, осознан ное и неосознанное введение в заблуждение пациента, которое основано на глубоких знаниях из различных наук. Нами установлено, что часто невротики нуждаются именно в таком иррациональном подходе. Это объясяется тем, что часто причиной заболевания является иррациональный и неосознаваемый фактор (психотравма), являющийся, образно говоря, «клином», который можно выбить только таким же «клином». Если причина заболевания, по словам пациента, имеет мистическую окраску, иногда полезно бывает надеть мистическую маску самому психотерапевту. Целесообразность такого подхода оправдывается и тем, что больному необходима срочная помощь, когда на рассуждения нет времени. Хотя после такой срочной помощи возможно дополнительное применение рациональных и традиционных методов. Психотерапевт в этом случае как бы начинает играть ту же мелодию, что и больной, но завершают они эту мелодию вместе под дирижированием психотерапевта. Но это лишь одна из сторон этого направления. Таким образом, психотерапевт, используя приемы манипуляционной психотерапии, осознанно вводит в заблуждение пациента.

Основной предпосылкой для создания манипуляционной психотерапии явилось длительное исследование деятельности колдунов, магов, знахарей, экстрасенсов и т.п., которые, как показали наблюдения, в некоторых случаях вводили в заблуждение своих клиентов как неосознанно, веря в свои сверхвозможности, так и осознанно.

Так, например, встречались экстрасенсы-импровизаторы, которые делали все что угодно, достигая при этом эффекта.

В данной работе впервые систематизированы манипуляционные приемы психотерапии, и таким образом выдвигается новое направление — манипуляционная психотерапия. Особое место в манипуляционной психотерапии занимают иллюзии как способ осознанного введения в заблуждение пациента (психотерапевта). В связи с этим в работе впервые приведена классификация иллюзии с точки зрения применения их в психотерапии.

Существуют возражения против того, что манипуляционная психотерапия не новое направление, а лишь разновидность условно -рефлекторной терапии (УРТ). В действительности УРТ есть часть манипуляционной психотерапии. Иными словами, манипуляционная психотерапия шире УРТ. Манипуляционная терапия (МП) содержит в себе различные приемы заблуждения пациента, в том числе и УРТ. В системе МП УРТ является лишь разновидностью шанжировки (см. ниже терапию шанжировок).

В настоящее время в научно-психологической литературе хорошо представлены работы, посвященные играм в психотерапии. Манипуляционная психотерапия — это тоже психотерапия игр. Однако главное отличие этой игры в том, что она односторонняя и ведется только психотерапевтом. Пациент не должен знать, что с ним идет игра (манипуляция).

По меткому выражению одного из психологов, в настоящее время существуют десятки, а то и сотни методик, которые не столько отличаются оригинальностью, сколько являются «мечтой каждого честолюбивого психотерапевта внести свой вклад в историю психотерапии». С другой стороны, нет ни одной психологической теории и соответствующего направления и метода психотерапии, однозначно бы говоривших о психологии человека. Анализ показывает, что всегда одной хорошей теории противостоит другая хорошая антитеория. Все взгляды на мир хороши, если они хотя бы в некоторых случаях описывают, прогнозируют события, не говоря уже о разрешении проблем человека. Автор уверен, что манипуляционная психотера пия — это направление, которое необходимо выделить в общей психотерапии, и надеется, что оно получит дальнейшее развитие и будет хорошо воспринято психотерапевтами.

Современная психотерапия базируется на трех принципах: принципе удовольствия, принципе могущества и принципе смысла. Иными словами, человеком движет удовольствие, познание и смысл. Внедряясь в эти структуры личности, психотерапевт в большей или меньшей мере достигает лечебного эффекта. На наш взгляд, можно выделить еще один принцип и соответственно ему метод психотерапии. Это принцип иллюзий и заблуждений. Нас могут упрекнуть в том, что здесь особой новизны нет, так как анализом защиты (иллюзиями и т.п.) занимается психоанализ. В действительности речь идет об иллюзиях, заблуждениях, обмане и самообмане не только как системе защиты пациента, но и как искусственном методе воздействия психотерапевта на пациента. В этом случае иллюзии и заблуждения искусственно создаются психотерапевтом. Использование этого метода эффективно потому, что в человеке заложена жажда обманываться. Поэтому корни этого метода в конце концов упираются в систему защиты: иллюзии, самообман и т.п. Умелое использование этой реакции человека на внешнюю среду с применением искусственных методов заблуждения, а впоследствии их разоблачение, и составляет суть метода психотерапии, основанной на принципах искусственно -созданных иллюзий. Это направление в данной книге получило название манипуляционной психотерапии. Она основана на принципах манипуляционной психологии.

ВНЕШНЯЯ ШАНЖИРОВКА

ИЛЛЮЗИОНИЗМ И ВНЕШНЯЯ ВИЗУАЛЬНАЯ ШАНЖИРОВКА

ПРИ КОРРЕКЦИИ ЗРЕНИЯ

Внешней эта шанжировка названа условно, так как она связана с работой не внутренних органов (см. ниже), а внешних, в данном случае глаз. Следовательно, этот манипуляционный прием применим при коррекции глаз.

Для этого метода необходим зрительный объект, характеристики которого (яркость, четкость, контрастность, размеры, цвет и др.) могут регулироваться психотерапевтом. Пациенту создается иллюзия того, что зрительный объект после лечебного сеанса стал четче, ярче и т.п. О том, что характеристики зрительного объекта регулируются психотерапевтом и истинного улучшения возможно нет, пациент знать не должен. Все «улучшения» в зрительном восприятии объекта пациент должен приписывать своим глазам, что поможет ему в дальнейшем достичь истинного улучшения зрения.

В качестве зрительного объекта с»плавающими» характеристика ми может быть использована традиционная таблица для определения остроты зрения, отснятая на слайд и показанная через диапроектор. Четкость, размеры, яркость, цвет букв регулируются изменением положения диапроектора и его объектива, напряжения, подаваемого на лампу накаливания и светофильтрами. Пациент не должен догадываться о существовании диапроектора и необыкновенно сти таблицы.

Очевидно, что изменение характеристик зрительного объекта должно проводиться в разумных пределах, таких, чтобы пациент не мог обнаружить шанжировку (подмену). Так, например, часто приходит ся в целях создания иллюзии улучшения зрения (яркости) предмета увеличивать лишь общее освещение. В этом случае в качестве зрительного объекта может выступать любой предмет. Организация этой методики во многом зависит от изобретательности психотерапевта.

Перед сеансом пациенту дают возможность почувствовать исходную остроту зрения. Далее проводится сеанс лечебного внушения (в бодрственном или гипнотическом состоянии) с установкой на улучшение зрения. В это время глаза пациента должны быть закрытыми. После этого по команде психотерапевта пациент открывает глаза и смотрит на зрительный объект. Психотерапевт дает почувствовать пациенту как его зрение постепенно «улучшается» — увеличивается четкость, яркость зрительного объекта. Так например, если перед

сеансом пациент видел одну строчку, психотерапевт, немного увеличивая размеры и яркость букв, позволяет ему увидеть две строчки. Таким образом, проводя эту процедуру сеанс за сеансом, создается психологический сдвиг и закрепляется установка на улучшение зрения. Психотерапевт не должен забывать о возвращении к исходному состоянию диапроектора, проверяя истинное улучшение зрения. Эта методика аналогична процессу постепенного раскачивания от исходного состояния до нового с лучшим зрительным восприятием. Варьируя все возможные характеристики зрительного объекта, психотерапевт ведет поиск лучшего зрительного восприятия.

Приведем некоторые визуальные характеристики, которые можно изменять: яркость, размер, цвет, насыщенность, контраст, плотность, перспектива, передний фон, задний фон, живость, контекст, оттенок или цветовой баланс, формы, расщепленность экрана, локализованность, симметрия. В связи с этим необходимо отметить, что в качестве зрительного объекта могут выступать не только буквы, но и другие объекты (картины, предметы и т.д.), отснятые на слайд. Такая необходимость возникает при лечении детей, не знающих букв.

Во многом успех этого метода, который можно назвать игрой психотерапевта с пациентом, зависит от таланта целителя и суггестивности пациента. Желательно, чтобы пульт управления диапроек тором был дистанционным и находился в кармане психотерапевта.

ИЛЛЮЗИОНИЗМ И ВНЕШНЯЯ ВИЗУАЛЬНАЯ ШАНЖИРОВКА ПРИ ОЗДОРОВЛЕНИИ ДРУГИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Внешнюю визуальную шанжировку можно проводить не только при лечении зрения, но и парезов, параличей и других нервных заболеваний. При этом применяется оптическая система зеркал, получившая название зеркал Гарифуллина.

Внешний эффект.Больной с левой парализованной рукой помещается в специальный шкаф, который имеет лишь одну боковую стенку и отверстие для головы на верхней стенке так, что он свободно может двигать своими руками, но при этом не видя рук, так как верхняя стенка закрывает поле зрения. Больной может видеть свои руки лишь в зеркале, которое находится рядом с ним. Руки больной может поднимать лишь до уровне плеч, так как выше мешает верхняя стенка шкафа.

Психотерапевт в начале сеанса просит пациента, чтобы тот начал симметрично поднимать руки. К своему удивлению пациент обнаруживает, что обе руки поднимаются симметрично друг другу, хотя левая рука была только что парализованной. Это вселяет в него уверенность. Происходит психологический сдвиг, который может разрушить информационную доминанту, вызвавшую паралич руки.

В действительности с помощью системы специальных зеркал пациент видит в зеркале вместо левой парализованной правую здоровую, но отраженную руку, так что она кажется пациенту левой, и создается иллюзия здоровой руки.

Такую шанжировку необходимо проводить постепенно, не давая пациенту поднимать руки сразу высоко. При постепенном проведении сеанса вероятность уменьшения информационной доминанты увеличивается.

По мере того, как левая рука пациента в действительности начинает подниматься, положение зеркал изменяется так, что пациент начинает видеть истинное положение рук, то есть происходит шанжировка (подмена). Например, если психотерапевт обнаружил, что левая рука пациента поднимается на два сантиметра, то он просит больного, чтобы тот поднял обе руки также на два сантиметра,пред варительно убрав систему зеркал, так что пациент видит истинный эффект лечения.

Внешняя визуальная шанжировка может применяться при лечении нервных и психических заболеваний. Так например, с целью уменьшения галлюциноидных симптомов применяется голлографи ческий проектор.

Внешний эффект.Пациент видит объемное голлографическое изображение, хотя психотерапевт говорит, что это галлюцинация. Для большего доказательства психотерапевт проводит рукой в том месте, где больной видит объект. Суть лечения заключается в выработке условного рефлекса, позволяющего пациенту самому избавляться от галлюцинаций. В начале лечения пациенту вселяют уверенность, что это возможно, проводя манипуляцию с голлографическим диапроектором, уменьшая яркость, контрастность изображения вплоть до его исчезновения. Постепенно пациент обучается сам ликвидировать свои галлюцинации.

ИЛЛЮЗИОНИЗМ И ВНЕШНЯЯ АУДИАЛЬНАЯ ШАНЖИРОВКА

ПРИ КОРРЕКЦИИ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Этот прием аналогичен вышеприведенному и применяется при коррекции слабого (плохого) слухового восприятия. После проведе

ния лечебного внушения с установкой на улучшение слышимости проводится слуховая шанжировка. В этом случае регулируются все возможные параметры звука, исходящего из динамика. Пациенту создается иллюзия того, что его слуховое восприятие улучшилось. Параметры звука изменяются после соответствующих психотерапев тических манипуляций. Как и в случае коррекции зрения пациент не должен знать об изменении звука психотерапевтом (усилении громкости), думая и веря, что произошло улучшение слухового восприятия. По мере истинного улучшения параметры звука постепенно возвращаются к исходному уровню. В частности, громкость постепенно убавляется. «Раскачка» слухового восприятия идет аналогично коррекции зрения.

В начале сеансов пациенту дают возможность почувствовать исходное состояние слухового восприятия. Создавая иллюзию улучшения восприятия звуков, психотерапевт в каждом сеансе возвращает ся к исходному уровню (громкости), проверяя истинное изменение в слуховом восприятии. Особое внимание следует уделять следующим характеристикам звуков: амплитуде, частоте, модуляции, расстоянию, темпу, контрасту, ясности, непрерывности, моноаудиаль ности, стерео, локализованности. Эти параметры должны быть легко регулируемыми. Должен вестись амплитудный и частотный поиск наилучшего восприятия звуков. Часто приходится увеличивать амплитуду лишь некоторых частот из всего звукового спектра. В связи с этим для этой методики необходима соответствующая аппаратура. Желательно, чтобы пульт управления был дистанционным и незаметным.

ИЛЛЮЗИОНИЗМ И ВНЕШНЯЯ АУДИАЛЬНАЯ ШАНЖИРОВКА

ПРИ ОЗДОРОВЛЕНИИ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ

Особое место в практике манипуляционной психотерапии занимает аудиальная шанжировка при лечении внутренних органов. Например, при наличии солевых камней в почках, аудиальная шанжировка в некоторых случаях помогает разломить эти камни и выдавить их из почек. Для этого психотерапевт держит левую руку над поверхностью тела в области почек, а кулаком правой руки бьет по ладони левой руки, вызывая звуковые щелчки. Эта процедура длится до тех пор, пока приступ, вызванный движением солевых камней, не прекратится. Такие манипуляции приходится проводить в течении месяца, и результаты бывают впечатляющими, так как идет измельчение

и удаление этих камней. Пациент как бы подстраивает свою почку под эти щелчки, и почка как бы в резонанс начинает колебаться, динамируя и принимая ударную звуковую волну. Щелчки рукой вызывают у пациента психологический сдвиг. Этим способом можно лечить и другие внутренние органы. В случае заболевания других внутренних органов необходимо проявлять изобретательность, и тут могут быть полезными другие звуки: шелест, журчание, воздушный поток и т.д. Эти звуки могут исходить не только из рук, но и губ, ног и т.д. Для того, чтобы эти звуки было достаточно слышимы, можно применить усилитель.

Такие сеансы лучше проводить в темноте, чтобы пациент не разобрался в секретах и в то же время видел, что с ним делают.

Звуки, имитирующие процессы движения во внутренних органах, можно записать на магнитофон и в определенный момент сеанса воспроизводить, так что будет создаваться иллюзия того, что этот звук исходит из организма больного. Звуки эти должны быть необычными. Пациенту должно казаться, что этот звук исходит от него. Поэтому динамик магнитофона должен быть рядом с пациентом и в то же время невидимым.

ИЛЛЮЗИОНИЗМ И АУДИАЛЬНАЯ ШАНЖИРОВКА ПРИ ЛЕЧЕНИИ ОТ ШУМА В ГОЛОВЕ

В этом случае сначала проводится совместно с пациентом поиск звуков, которые бы в точности были похожи на те, которые он «слышит» в голове. Затем больному воспроизводится этот звук, т.е. идет имитация шума в голове. Об этой имитации в начале процедуры пациент знает. На определенном этапе сеансов этот звук должен появиться, так что больному должно показаться, что этот звук в его голове. Далее, используя принципы условного рефлекса, создается иллюзия того, что по мере прохождения курса лечения громкость звука уменьшается. Таким образом, происходит психологический сдвиг, уменьшающий информационную доминанту, связанную с шумом в голове. Этот курс имеет, на наш взгляд, следующи е пять этапов:

1. Этап поиска звука, имитирующего шум в голове.

2. Этап увеличения громкости этого шума.

3. Этап модуляции (громкости) этого шума.

4. Этап сложения (интерференции) шума, идущего извне, и шума из головы. Вариация амплитуды и фазы этих колебаний.

5. Постепенное убавление внешнего шума, по мере убавления внутреннего.

ИЛЛЮЗИОНИЗМ ЗВУКА И ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ЗОНЫ НА ТЕЛЕ

Внешний эффект.Психотерапевт прикладывает клеммы своего прибора к различным участкам тела, рукам, ногам. Прибор излучает звук. Чем дольше и громче звучит этот звук, тем патологичнее зона, к которой прикасается клемма. Шанжировка будет заключаться в том, что звук, идущий из динамика прибора, будет регулироваться самим психотерапевтом и больному как бы в качестве «вещественного доказательства» его выздоровления будет слышится уменьшение громкости, а затем вообще исчезновение звука. Этот метод мы назвали методом озвученной обратной биологической связи. Следовательно, эту методику хорошо проводить в комплексе с биокоррекцией.

ИЛЛЮЗИОНИЗМ И ВНЕШНЯЯ АУДИАЛЬНАЯ ШАНЖИРОВКА ПРИ ЗАИКАНИИ

В этом случае используются специальные наушники, обладающие одним замечательным свойством — благодаря им больной не слышит того, что он говорит в данный момент, а слышит лишь то, что уже сказал, но в откорректированном виде. В данном случае аудиальная шанжировка заключается в том, что пациенту создают слуховую иллюзию того, что он говорит без заикания.

Внешний эффект.Пациенту дают прочесть какой-либо текст в наушниках, работающих в обычном режиме, так что пациент слышит свою речь с заиканием. В это время его речь записывается на магнитную ленту. Во время перерыва на сеансе речь пациента корректируется, т.е. стираются те места, где было заикание. При продолжении сеанса пациенту вновь надевают наушники и дают повторить тот же текст. Больной вместо своей речи слышит откорректирован ную речь, но идущую в фазе с движением его губ. Мастерство психотерапевта заключается в умении регулировать воспроизведением записи так, чтобы не было рассогласования. Он слушает одновременно пациента и запись и старается, чтобы между ними была полная корреляция. Если есть возможность, то этот процесс можно автоматизи ровать. Обычно во время сеанса наблюдается феномен опережающе го восприятия, который заключается в том, что заиканию не дают родиться за счет иллюзии того, что слово уже произнесено и опережает заикание. Пациент лишь успевает почувствовать начало заикания, и развития заикания не происходит, так как оно как бы «проглатывается».

ИЛЛЮЗИОНИЗМ И ВНЕШНЯЯ АУДИАЛЬНАЯ ШАНЖИРОВКА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СЕАНСОВ ВНУШЕНИЯ В МАССОВОЙ АУДИТОРИИ

Известно, что сеансы в массовых аудиториях имеют одно преимущество над индивидуальным внушением — в них имеет место психологическая индукция или эффект заражения. Так например, во время установок психотерапевта на смех, плач и другие эмоциональ ные проявления больных часто происходит цепная реакция. Достаточно порой одному пациенту или небольшой группе очень выразительно и сильно засмеяться, как его подхватывает вся аудитория, и смех растет лавинообразно.

А как поступать, если нет таких инициаторов? В этом случае может помочь аудиальная шанжировка. Для этого в нужное время включается магнитофонная запись очень выразительного смеха. При этом психотерапевт идет в аудиторию к больным и подносит выключен ный микрофон к слабо смеющимся. Аудитории кажется, что виновником такого смеха является она сама. Для подобной шанжировки можно использовать различные эмоциональные проявления.

Помните, что разные звуки вызывают разные ощущения. Поищите эти звуки: скрежет, журчание, свист, булькание, сердцебиение.

АУДИАЛЬНАЯ ШАНЖИРОВКА И ПСИХОДЕЛИКИ

При проведении аудиальной шанжировки возможно применение психоделических фармпрепаратов, вызывающих слуховые иллюзии и сверхчувствительность к звукам. Этот прием может применяться при лечении глухоты методом шанжировки.

ВНЕШНЯЯ КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ ШАНЖИРОВКА

Кинестетическая шанжировка более универсальна, так как кинестетические ощущения включают в себя тактильные ощущения кожи, мускульные ощущения, внутренние чувствования в груди, желудке и других органах. Поэтому эта шанжировка применима при лечении нервных заболеваний, болезней внутренних органов, кожных заболеваний, облысения, головных болей и др., а также может быть использована при обучении самоуправляемой психорегуляции. (Установка: «Руки,ноги,тело,спина теплые или холодные»).

Во время сеансов лечебного внушения и аутотренинга, значительная часть пациентов не способна вызывать в себе ощущения теплоты, тяжести или легкости и т.д. и не чувствуют установок так необходимых для лечения. Кинестетическая шанжировка может дать толчок для того, чтобы почувствовать эти ощущения. В начале этому способствует шанжировка, но в дальнейшем пациент начинает испытывать кинестетические ощущения и без нее, при этом не подозревая, что именно шанжировка помогла ему в этом. О последнем пациент не должен знать.

Данный подраздел посвящен внешней кинестетической шанжировке. Внешней эта шанжировка названа условно, так как она связана с внешними или поверхностными кожными ощущениями: теплотой, холодом, зудом, щекоткой и другими. Вызывание этих ощущений очень важно. Так например, ощущение теплоты на поверхности кожи необходимо для последующего за ним более глубинного ощущения теплоты в руках, ногах, в организме, так как часто во время лечения ощущение боли заменяется ощущением теплоты или холода. Вызывание ощущения щекотки и зуда на коже головы применяется при лечении облысения. О важности кинестет ических ощущений на поверхности кожи можно привести много примеров.

Для проведения шанжировки на вызывание теплоты или холода необходимо специально оборудованное кресло, которое с помощью труб соединяется с воздушной системой нагревания и охлаждения. Иными словами происходит внутренний продув всего кресла (ложа, подлокотников, спинки). Скорость подачи и температура воздуха регулируется единым пультом управления. Обо всем этом пациент не должен даже догадываться. В связи с этим система охлаждения должна располагаться в другой комнате, подача воздуха должна осуществлять ся тихо и без звуков. Кресло должно быть смонтировано таким образом, чтобы в нем можно было избирательно нагревать его спинку, ложе или подлокотники, открывая с помощью дистанционного пульта управления соответствующую заслонку внутри кресла. Успех организации такого кресла зависит от изобретательности не только его производителя, но и психотерапевта. Так, для вызывания «эффекта тепловых волн», разливающихся по спине, рукам, ногам пациента, необходима специальная электрическая система. Пульт управления должен быть дистанционным, а размеры его таковыми, чтобы он мог поместиться в кармане. Система должна быть гибкой и динамичной, так как должна успевать за установками психотерапевта и быть максимально приближена к естественным ощущениям тепла и холода.

Может возникнуть вопрос о том, как вызвать подобные ощущения на голове, лице, на лбу. Так например, часто приходится давать установку: «Лоб приятно холодеет». Конечно, если спинка кресла достаточно высокая, то затылочная часть головы обдуваема. Сложнее обстоит дело с лицевой и лобовой частями головы. Но и в этом случае некоторым психотерапевтам удавалось такое обдувание либо за счет карманного вентилятора, либо обыкновенного обдувания с применением собственного дыхания. Конечно, это требует особого искусства. Кроме этого, вызывать теплоту можно с помощью бесконтактного массажа руками. Но об этом поговорим ниже.

Особое место в кинестетической шанжировке занимают приемы на вызывание ощущений зуда и щекотки на поверхности кожи головы, рук, ног, всего тела, которые часто применяются при различных заболеваниях. Так например, при лечении облысения (алопеции) вызывают зуд на голове, с установкой «Ваши волосы чешутся так, как будто вы их давно не мыли». Зуд на ногах, руках вызывают при различных ревматических, сосудистых заболеваниях, болезнях суставов и т.п.

Техническое исполнение этого приема намного проще, но требует большей аккуратности и внимательности при его исполнении. Зуд и щекотание на голове вызывается обыкновенным опусканием на голову больного механического раздражителя: нитку, пушок, перо, насекомого и т.д. Этот механический раздражитель удобнее расположить над пациентом, например, на люстре, бра или другом, ничем не вызывающим подозрения предмете интерьера. В нужное время с помощью системы блоков и невидимых нитей механический раздражитель опускается на раздражаемую часть тела.

Часто этот прием выполняется с помощью подсадки (во время групповых сеансов). Иными словами, раздражение вызывает «больной» сосед по креслу, держа в своих руках раздражитель. Но об этом читайте ниже.

Кроме того, возможно применение специальных мазей, которыми перед сеансом смазывается кожа рук, ног, головы, тела в зависимости от заболевания. Действие этих мазей имеет одну особенность — они вызывают различные ощущения (теплоту, зуд, холод и т.д.) лишь через определенное время, которое зависит либо от состава мази, либо от внешнего воздействия, которое приводит к тому, что мазь начинает взаимодействовать с кожей. В первом случае психоте рапевт должен знать, через какое время давать установку на те или иные ощущения, что и будет способствовать психологическому сдвигу. По мере усиления эффекта (теплоты, холода, зуда и т.п.) концент рация мази должна уменьшаться, так что в конечном итоге сеанс должен проводиться без мази, а пациент при этом будет чувствовать те же ощущения, которые были при смазывании. Во втором случае используются мази, действие которых начинается только при определенном физическом воздействии (температуры, влажности, ветра, электромагнитного излучения и т.д.). Эффективность этой мази регулируется ее концентрацией, а также величиной физического воздействия.

Приведенные шанжировки эффективны при лечении глазных заболеваний (для вызывания во время сеанса ощущения холода, теплоты, зуда в веках при установке: «Ваши глаза чешутся.»).

Для вызывания зуда, ощущения щекотки в ногах, руках, теле, голове можно использовать спецодежду. (Такая практика возможна при амбулаторном лечении). Ткань этой одежды устроена таким образом, что под действием электромагнитных сил шерстинки ее поверхности из горизонтального положения переходят в вертикальное, так что вызывают щекотку или зуд. Так например, при лечении от облысения (алопеции) надевается алопеционная шапка. Принцип работы такой спецодежды несложен. Спецодежда может быть устроена таким образом, что по мере необходимости возможна избирательная подача напряжения на те или иные участки тела, что, в свою очередь, будет зависеть от подаваемой психотерапевтом установки на зуд.

Значительно сложнее в техническом исполнении обстоят дела с внешней кинестетической шанжировкой на вызывание ощущений тяжести и легкости. В этом случае применяется иллюзионная и манипуляционная система, которую многие могли испытать в парках отдыха в развлекательных целях. При этой шанжировке создается иллюзия вращения окружающей обстановки. Это вращение может быть в различных плоскостях: вертикальной, горизонтальной и других. Кроме этого, возможна иллюзия поступательного движения вверх, вниз, в горизонтальной плоскости и комбинация этих движений. Такая иллюзионная киноустановка чем-то напоминает систему, применяемую в планетариях, и требует специально оборудованного кабинета. В зависимости от типа и скорости движения возникают ощущения тяжести и легкости различной величины. Так например, вращение в вертикальной плоскости вызывает тяжесть в теле, руках, ногах, и пациент сильнее прижимается к ложу кресла. В случае вращения в горизонтальной плоскости пациент прижимается к спинке кресла.

По мере обучения больного на вызывание тяжести скорость движения постепенно уменьшается до тех пор, пока больной эту тяжесть не научится чувствовать сам.

Создавать иллюзию тяжести и легкости можно с помощью электрических и магнитных полей. Так, если пол, на котором находится пациент, оборудовать электромагнитной системой и перед сеансом пациенту выдать специальные тапочки с металлической подкладкой, то эффект «прилипания» ног к полу или отталкивания вполне может создать иллюзию тяжести и легкости ног. «Тяжесть» и «легкость» будет зависеть от состояния полюсов магнита. Сила тяжести и легкости регулируется напряжением, подаваемым на электромагнит.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...