Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конкурентоспособность предприятия.

 В рыночной экономике предприятие не может длительное время занимать устойчивые позиции, опираясь в своей стратегии только на показатель конкурентоспособности продукции. При вступлении на новые сегменты рынка, расширении производства, осуществлении инвестиций в целях его модернизации и обновления ассортимента продукции, улучшении ее качества необходима оценка конкурентоспособности предприятия.

 Конкурентоспособность предприятия – это возможность эффективной предпринимательской деятельности и ее практической прибыльности реализаций в условиях конкурентного рынка.

 Несомненно, конкурентоспособность продукции во многом определяет конкурентоспособность самого предприятия, однако между этими понятиями имеются существенные отличия. Так, конкурентоспособность предприятия, отражающая его отличия от соперничающих с ним предприятий, применима к довольно длительному периоду, в то время как оценка конкурентоспособности продукции актуальна лишь в течение незначительного с точки зрения экономики промежутка времени. Поэтому в отличие от конкурентоспособности продукции, которая может изменяться в короткий срок, устойчивая конкурентоспособность предприятия достигается в течение длительного времени и может поддерживаться на протяжении длительного периода времени. Это связано с тем, что для достижения превосходства над конкурентами на соответствующем товарном рынке должен пройти хотя бы один цикл обновления продукции.

 Кроме того, эффективность деятельности производителя оценивает не только потребитель, но и сам производитель, который, в конечном счете решает, выгодно ли для него в данных конкретных условиях заниматься производством именно такой продукции.

 В зависимости от поведения предприятия на рынке различают четыре основных уровня конкурентоспособности предприятия.

 Руководство предприятий первого уровня рассматривает функцию экономического управления как нечто внутренне нейтральное. Свою роль руководители предприятия видят в том, чтобы производить и продавать продукцию, не заботясь ни о каких сюрпризах для конкурентов и потребителей. При этом они уверенны в непревзойденном уровне конкурентоспособности своей продукции и безупречности работы своих сбытовых подразделений и службы маркетинга.

 Предприятия второго уровня конкурентоспособности стремятся сделать свои производственные системы внешне нейтральными, т. е. полностью соответствующими стандартам, установленным их основными конкурентами. Такие предприятия стремятся максимально заимствовать все те технические приемы, технологии, методы организации производства и труда, что и ведущие предприятия отрасли.

 На предприятиях третьего уровня конкурентоспособности система управления активно воздействует на производственные системы, т. е. производство поддерживается изнутри всеми другими подразделениями предприятия. Успех в конкурентной борьбе в данном случае становится не столько функцией производства, сколько функцией управления. Это может найти проявление в более экономичном аппарате управления, более высокой оперативности в принятии решений, в лучшей мотивации работников.

 Предприятия, которым удалось достичь четвертого уровня конкурентоспособности, оказываются впереди конкурентов на многие годы. Их производственная система поддерживается извне. Эффективность ее определяется не столько влиянием внутренних факторов, включая управленческие, такими, как идеальное производственное клонирование или управление качеством, сколько внешними управленческими факторами: высоким качеством организации и эффективности функционирования системы управления. Это обеспечивает перспективный успех предприятию и долговременное превосходство его над конкурентами на рынке.

 

Предпринимательский риск.

 

Успех в достижении цели предпринимательской деятельности сопряжен с риском, связанным с конкурентной непредсказуемостью. Поэтому для предпринимателя важно обладать умением предвидеть и оценивать прогнозируемый ущерб в случае неудач.

 Предпринимательский риск – вероятность возникновения неудач, материальных и иных потерь, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

 Происходят различные потери предприятия при наступлении рискового случая;

1.Материальные – непредусмотренные затраты или прямые потери материальных ресурсов в натуральном выражении;

2.Трудовые – потери рабочего времени, вызванные случайными или непредвидимыми обстоятельствами;

3.Финансовые – непредусмотренный денежный ущерб в виде неполучения, недополучения денег или их утраты;

4.Потери времени – происходят, когда процесс предпринимательской деятельности проходит медленнее, чем предполагалось;

5.Специальные виды потерь – нанесение ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, имиджу предпринимателя.

6.Особые потери – ущерб от воздействия непредвиденных факторов политического характера, например от снижения деловой активности людей, дисциплины труда, закононепослушание, нарушение дисциплины платежей и расчетов, отчуждение имущества и капитала.

 Виды предпринимательского риска различают:

 Систематический риски – характерны для всех видов предпринимательской деятельности и определяются состоянием рынка, общеэкономической и политической ситуацией. К ним относят: изменение процентных ставок, инфляция, изменение цен, политические риски.

 Специфические риски – недополучение дохода, обусловленное финансовым и технико–экономическим состоянием отдельного предприятия. Среди рисков этой группы выделяют: производственные риски, коммерческие риски, финансовые риски, экономические риски.

 Разработана следующая методика анализа предпринимательского риска.

1. Выявление факторов, обусловливающих повышение предпринимательского риска.

2. Экономическая оценка возможного ущерба вследствие возникновения каждого рискового случая.

3. Определение допустимого уровня риска для анализируемой предпринимательской деятельности.

4. Обнаружение факторов, определяющих сверхдопустимый уровень риска, и планирование проведения защитных мероприятий, в ходе которых оценивается финансовая доступность, экономическая целесообразность и эффективность их реализации.

Существует несколько способов уменьшения риска:

1. Привлечение к управлению предпринимательской деятельности грамотных менеджеров, работа с компетентными партнерами, компаньонами и консультантами;

2. Глубокая предварительная проработка решаемых работ;

3. Маркетинговая разведка и непрерывное прогнозирование конъюнктуры рынка;

4. Распределение риска между участниками и исполнителями предпринимательства;

5. Создание и использование резервных фондов на покрытие непредвиденных расходов, дополнительное финансирование, кредиты;

6. Страхование – передача определенных рисков страховой компании. Наиболее распространены имущественное страхование, страхование от несчастного случая, от всех видов предпринимательского риска,


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...