Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Судебная почерковедческая экспертиза




 

Судебная почерковедческая экспертиза производится с целью установления лица - исполнителя рукописного текста или подписи, его пола и возраста, условий и обстоятельств, при которых выполнены различного рода рукописные документы, записи или подписи.

В соответствии с этими целями при решении идентификационных задач почерковедческой экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы.

1. Кем из числа указываемых лиц (например, Ивановым, Петровым или Сидоровым) выполнены рукописные тексты, буквенные или цифровые записи в данном документе?

2. Кем выполнена подпись от имени определенного лица, им самим или другим лицом?

3. Не выполнены ли одним лицом тексты (подписи) в различных документах либо отдельные части текста в одном документе (например, подписи от имени Иванова в накладной и расходном ордере или рукописный текст и подпись от имени Иванова)?

Диагностические задачи связаны с решением следующих вопросов.

1. Выполнен ли рукописный текст мужчиной или женщиной?

2. К какой возрастной группе относится автор рукописного текста?

3. Не выполнен ли рукописный текст (подпись) в необычной обстановке (например, на холоде, в непривычной для исполнителя позе и т.п.), в необычном состоянии пишущего (болезнь, алкогольное или наркотическое опьянение, состояние аффекта и проч.)?

4. Не выполнена ли исследуемая рукопись намеренно измененным почерком, с подражанием почерку конкретного лица, левой рукой (если привычно он пишет правой)?

5. Не дописаны ли слова или цифры к данному тексту другим лицом? Не выполнены ли фрагменты текста, отдельные документы разными лицами?

Объектами почерковедческой экспертизы являются рукописные документы, фрагменты рукописных текстов, краткие записи (буквенные и цифровые), подписи. Правила обращения с документами при назначении экспертиз данного рода аналогичны тем, которые соблюдаются в судебно-технической экспертизе документов.

На экспертизу представляются подлинники исследуемых документов. Копии (выполненные через копировальную бумагу, фотокопии, ксерокопии и проч.) документов, даже очень хорошего качества, существенно затрудняют исследование, ограничивают его возможности. Лишь в особых случаях, например, если надпись выполнена на стене, мебели или другом носителе, который невозможно изъять в натуре, допустимо представление копии. Залогом успешного решения задач почерковедческой экспертизы являются правильно собранные материалы для сравнительных исследований. Эксперту представляются свободные, условно-свободные и экспериментальные образцы почерка и подписей.

Свободными образцами почерка и подписей могут являться материалы личной и служебной переписки, автобиографии, анкеты, заявления, конспекты, дневники, подписи в платежных ведомостях и кассовых ордерах и другие тексты, выполненные собственноручно. Эти образцы могут быть обнаружены по месту работы, учебы, в отделениях милиции, связи, банках, военкоматах, дома или у родственников и т.д. При их обнаружении необходимо удостовериться, действительно ли они написаны лицом, заподозренным в исполнении рукописи или подписи.

Свободные образцы должны быть сопоставимы с исследуемым текстом. Под этим понимается, что они выполнены на том же языке. Язык документа необходимо установить заранее, воспользовавшись, например, консультацией специалиста-языковеда. В зависимости от языка документа будет впоследствии осуществляться выбор эксперта-почерковеда. Поскольку, несмотря на относительную устойчивость, почерк человека может все-таки изменяться с течением времени, желательно, чтобы свободные образцы были выполнены примерно в то же время, что и исследуемый документ. Если это невозможно, необходимо выяснить, не перенесло ли лицо, почерк которого исследуется, за истекший период каких-либо заболеваний, влияющих на почерк (например, заболеваний глаз, руки, психических и проч.), не связано ли изменение почерка с преклонным возрастом. Используемый вариант почерка зависит от содержания документа. Например, при заполнении анкет человек может писать старательно и медленно, а при конспектировании лекций пользоваться вариантом, подходящим для быстрого письма. Поэтому при исследовании объемных рукописей предоставляются аналогичные сравнительные материалы. Образцы должны быть выполнены в тех же условиях, что и текст (например, стоя, в том же состоянии), темп письма должен сохраняться, а если рукопись выполнена с подражанием какому-либо шрифту, следует разыскать свободные образцы, написанные тем же способом.

Если обнаружить пригодные для исследования свободные образцы не удалось, изымаются экспериментальные образцы, которые выполняются специально для производства экспертизы. Эти образцы должны быть сопоставимы с исследуемой рукописью (подписью) по всем вышеуказанным параметрам. Их рекомендуется получать при помощи пишущего прибора того же типа, на бумаге, аналогичной той, что использована в исследуемой рукописи. Для отбора образцов производят диктовку текста, в который включаются слова или фразы из исследуемого документа, или рекомендуют испытуемому составить какой-либо документ (автобиографию). Знаки препинания не указываются, правописание слов не объясняется, пишущему предлагается писать так, как он считает правильным. Экспериментальные образцы почерка могут быть отобраны в условиях, максимально приближенных к предполагаемым условиям выполнения рукописи (подписи), что особенно важно для установления состояния писавшего, в любом виде и количестве, при их изготовлении можно наблюдать за процессом письма. Однако при их исполнении пишущий может пытаться умышленно искажать свой почерк. Для противостояния этому варьируют темп диктовки.

Для производства почерковедческой экспертизы могут использоваться и условно-свободные образцы почерка и подписей - рукописи и подписи в документах, которые выполнены после начала производства по делу, но не в связи с подготовкой материалов на экспертизу. К ним относятся протоколы допросов, объяснения, жалобы, ходатайства и другие рукописи, выполненные во время ведения дела. Например, окончив допрос, следователь предлагает допрашиваемому расписаться на каждой странице протокола. Эти подписи могут служить условно-свободными образцами при назначении почерковедческой экспертизы. В гражданском и арбитражном процессе, административном производстве в качестве условно-свободных образцов могут использоваться, например, подписи свидетелей, полученные при предупреждении их об ответственности за отказ от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний.

Если исследованию подлежит рукописный текст, желательно предоставить свободные образцы рукописного текста, выполненные подозреваемым лицом на 5-10 листах; экспериментальные образцы рукописного текста на 5-12 листах.

Некоторые особенности имеет подготовка материалов для экспертизы подписей. Эксперту предоставляются не только образцы подписей, по 8-10 свободных и 15-20 экспериментальных, но и образцы почерка лица, от имени которого выполнена исследуемая подпись, и лиц, подозреваемых в исполнении этой подписи, причем в качестве экспериментальных образцов представляются подписи, выполненные подозреваемым от имени того лица, чья подпись предполагается поддельной, а также собственные подписи подозреваемого.

В гражданском и арбитражном процессе свободные образцы для производства экспертизы обычно представляются сторонами, которые для успешного решения собственного дела должны тщательно проверять их достоверность.

Например, по делу о признании завещания недействительным в качестве свободных образцов подписи П. использовались ее подписи в ведомостях на получение пенсии. На основании этих материалов эксперт пришел к выводу, что подпись в завещании и в ведомости выполнена одним лицом - П. Однако впоследствии выяснилось, что П. из-за полиартрита не владела правой рукой, и за нее при получении пенсии подпись регулярно выполняла ее соседка К. Ею же была выполнена подпись в завещании, по которому П. якобы оставила К., а не своей дочери, однокомнатную квартиру.

Почерковедческие экспертизы выполняются в государственных и негосударственных экспертных учреждениях, а также частными экспертами. Исследования, проводимые экспертами-почерковедами, позволяют получать не только доказательственную, но и некоторую ориентирующую информацию, интересную для работодателей, правоохранительных органов и детективных агентств. Индивидуальность почерка, его устойчивость базируются на психофизиологических особенностях данного человека, т.е. почерк отражает особенности характера и личности индивидуума. Раздел почерковедения - графология - позволяет по почерку лиц (например, кандидатов на вакантные должности в фирме) определить:

а) основные черты характера данного человека;

б) степень проявления тех или иных личностных качеств, в частности, способности принимать решения, самоконтроля, устойчивости, оригинальности и т.п.;

в) профессиональные характеристики лица, в частности, пригодность его для занятия тех или иных должностей и выполнения того или иного круга задач.

Исследования такого рода хорошо дополняют широко применяемые в практике агентств и служб, занимающихся трудоустройством и подбором кадров, компьютерные методики психологического тестирования, удобные тем, что испытуемый не догадывается о том, что его подвергают графологическому анализу, что делает результаты более объективными*(259). Если известно, в каком состоянии находился исполнитель (стресс, опьянение, возбуждение, обида и проч.), то полученный результат отразит особенности характера исполнителя в этом состоянии.

При отборе кадров обработка одного кандидата у специалиста-почерковеда занимает в среднем 20-30 минут. Затем группа кандидатов сортируется по значениям шкал, отражающих необходимые для участка работы качества. На этом этапе выявляется 90% психических особенностей, препятствующих использованию кандидата на данной должности. В качестве исходного материала при подборе кадров и иных исследованиях, производимых для банков, страховых компаний, частных предприятий и т.д., используется заявление о приеме на работу, автобиография или любые другие рукописные тексты. Графологический анализ позволяет прогнозировать взаимоотношения в группах, выделять вероятных лидеров и их оппонентов.

Пример результата тестирования, произведенного для решения вопроса о выборе одного из кандидатов для замещения вакантной должности, приведен ниже.

 

Иванеев К.И.

 

1. Оригинальность 6.3

2. Контроль 1.0

3. Уравновешенность 3.0

4. Стеничность 4.0

5. Интраверсия 2.5

6. Самолюбие 4.2

7. Активность 6.3

8. Смелость 4.7

9. Напряженность 5.2

Далее следует вербальный комментарий по тем показателям, значения которых выходят за рамки средних.

1. Оригинальность

Наличие акцентированных черт характера. Выделяется своеобразием поведения, мышления, взглядов и суждений. Расположен к деятельности, требующей нестандартного подхода, интуитивных решений, новых идей.

2. Контроль

Снижен осознанный контроль поведения, ведет себя естественно, возможна даже излишняя откровенность. При эмоциональном возбуждении может наговорить лишнего и потом сожалеть об этом.

3. Уравновешенность

Непостоянство в привязанностях, взглядах, увлечениях. Быстрые смены настроения. Эмоции оказывают заметное влияние на поступки. Вспыльчивость, склонность к ссорам и обидам, раздражительность. Нетерпеливость, импульсивность, горячность. Склонность горячо браться за дело, однако энтузиазм быстро улетучивается. Задержки раздражают.

4. Интраверсия

Ориентация на внешний мир и его требования. Открытый характер, разговорчивость, снисходительность к своим недостаткам, общительность, легкая приспособляемость к новым коллективам. Быстро подхватывает новые идеи, проявляет энтузиазм при их реализации.

5. Активность

Потребность в действии, в достижении цели, причем эти действия не всегда законны. Часто находится в возбужденном состоянии, тяготится бездействием. Самоуверенность. Склонность к авантюрам.

6. Иное

Склонность воспринимать людей и явления в фиксированном черном или белом свете. Недостаток дипломатичности. Повышенная ранимость.

Авторитарность, стремление к экспансии, игра "руководящей и направляющей роли". Комплекс собственной значимости.

Склонность критиковать сложившуюся ситуацию, порядки, руководство. Возможна оторванность от реального мира, уход в мир фантазий, легкомысленное отношение к материальной стороне жизни. На такого человека нельзя полагаться в житейских и материальных делах.

Эстетическая ориентированность. Склонность к творчеству. Возможна религиозность.

Демонстративность поведения, тщеславие, щеголеватость. Много внимания уделяет внешним эффектам. Неустойчивость к лести. Вероятны такие черты, как хвастливость, самовлюбленность, чванство. Характерно для людей с небольшим природным умом, но сбитым с толку легким налетом образованности.

Эгоистичность. Пренебрежительное отношение к чувствам, нормам морали, ориентация на себя, собственные интересы. Беспринципность.

Эмоциональность, эмоции перевешивают рассудок в случае конфликтных мотивов. Скорее всего, любит животных.

Стремление к эффектным психологическим положениям, публичному признанию, демонстративность. Вероятны мечты о величии, ярких публичных выступлениях, общественном признании.

 

Профиль профессиональной пригодности по 10-балльной шкале [-5...+5]

 

1. Производство -1.25

2. Военные профессии -1.25

3. Руководство -2.22

4. Ораторские данные 3.00

5. Творческий потенциал 1.00

6. Приниженность -1.88

Отрицательные значения шкал означают степень отсутствия качеств, нужных для данной группы профессий. Нулевые значения шкал означают отсутствие каких-либо особенностей субъекта в отношении группы профессий.

Далее следует расшифровка профиля профессиональной пригодности.

1. Производство

Отражает качества субъекта, ценимые в любом виде деятельности, и в частности, на производстве: способность к систематическому труду, дисциплинированность, ответственность, исполнительность, уравновешенность, терпение.

2. Военные профессии

Шкала отслеживает "бойцовские" качества, необходимые для группы профессий, связанных с опасностями, возможностью вступить в открытое противоборство, необходимостью долго находиться в условиях психологического и физического напряжения. К этой группе профессий можно отнести следующие: оперативный работник, следователь, боевые подразделения ВС и МВД, телохранитель, спасатель, авиадиспетчер, пожарный, хирург, врач скорой помощи, спортсмен-профессионал и проч.

3. Руководство

Шкала отслеживает качества, ценимые в руководителе любого коллектива в любой сфере деятельности: активность, настойчивость, самолюбие, твердость, дисциплинированность, умение мыслить, коммуникабельность.

4. Ораторские данные

Шкала отражает способность субъекта к профессиям, связанным с умением владеть своим языком и быть при этом интересным окружающим. Это может быть педагог, гид, переводчик, рекламный агент, снабженец, секретарь и проч.

5. Творческий потенциал

Шкала отражает присутствие качеств, важных для исследователя, аналитика, ученого, изобретателя, художника. Это ум, интуиция, нестандартное мышление, смелость мысли.

6. Приниженность

Шкала позволяет выявить людей, способных к рутинной монотонной работе, с низким уровнем притязаний, исполнительных, робких, неконфликтных. Группа профессий: клерк, рабочий конвейера, секретарь, делопроизводитель, гардеробщик и т.п.

По результатам графологического тестирования, которые совпали с результатами психологических тестов, данная кандидатура признана непригодной к занятию должности руководителя. В соответствии с профилем профессиональной пригодности и специализацией Иванееву К.И. предложена работа, связанная с творческим решением нестандартных, сложных задач.

Возможно также прогнозирование криминального поведения объекта.

Так, при расследовании дела, связанного с хищением оружия в одной из воинских частей, на основе временных и логических расчетов был выделен круг возможных соучастников похитителей из 18 человек. Графологическое исследование их письменной продукции позволило сразу исключить семерых как наименее вероятных соучастников, а среди оставшихся было выделено пять наиболее вероятных, на которых было сосредоточено основное внимание следствия. В итоге среди этих пяти оказалось два действительных соучастника.

В другом случае при расследовании сексуальных действий с малолетними круг подозреваемых был сужен в два раза на основе прогноза по почерку половых и психических отклонений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...