Потребление, сбережение, инвестиции. Потребление и сбережение.
Тема № 17. Общее экономическое равновесие. Понятие общего экономического равновесия. Теоретически интересам всех субъектов рыночной экономики, государства, домашних хозяйств, фирм соответствует макроэкономическое равновесие, условиями которого являются следующие моменты: • все потребители реализуют свой интерес на рынке путем приобретения товаров и услуг, соответствующих их потребностям; • все производители реализуют свой интерес, приобретая на рынке необходимые им факторы производства; • весь произведенный продукт находит свое место на рынке и реализуется. Внешние эффекты в ситуации идеального макроэкономического равновесия отсутствуют, рынок функционирует в условиях совершенной конкуренции. Однако состояние идеального равновесия – это теоретическая концепция. На практике экономическая система находится под воздействием внутренних и внешних эффектов, функционирует в условиях несовершенной конкуренции. Возникает диспропорциональность системы, спутниками которой являются излишки или дефицит продукции, безработица, инфляция. Таким образом, реальное равновесие не совпадает с идеальным и выступает в двух формах: общего и частичного. Понятие «общее макроэкономическое равновесие» означает, что на всех взаимосвязанных рынках одновременно достигается равенство спроса и предложения. Недостаточная конкурентность рынков, негибкость цен или несовершенство информации могут стать причинами устойчивого нарушения равновесия на тех или иных макроэкономических рынках. Если один или несколько рынков находятся в равновесии, а другие нет, возникает макроэкономическая ситуация частичного равновесия.
Таким образом, общее экономическое равновесие (ОЭР) означает соответствие и согласованное развитие всех сфер экономической системы. Совокупный спрос и совокупное предложение. Равновесие в модели «AD-AS» Совокупный спрос и его факторы. Совокупный спрос, агрегированный спрос (AD) – это суммарный спрос всех макроэкономических агентов (домашних хозяйств, фирм, государства и иностранного сектора) на конечные товары и услуги при каждом возможном уровне цен. В отличие от ВВП, представленного суммой фактических расходов, совокупный спрос отражает расходы, которые намерены сделать макроэкономические агенты. Кроме того, на уровень совокупного спроса оказывают влияние общий уровень цен и неценовые факторы, к которым относится изменение цен на ресурсы, технологический прогресс, налоги на бизнес, трансферты (субсидии фирмам), государственное регулирование экономики. Совокупное предложение, агрегированное предложение (AS) – стоимость всего объема конечных товаров и услуг, который производители данной страны готовы произвести и поставить на рынок в течение определенного периода времени. Равновесие в модели «AD–AS». Равновесие в модели «AD – AS» – это такой уровень цен, при котором величина совокупного предложения равна величине совокупного спроса. В экономике могут наблюдаться неожиданные резкие изменения совокупного спроса и совокупного предложения. Такие изменения имеют шоковый характер. Шок – неожиданное изменение совокупного спроса или совокупного предложения. Различаются позитивные и негативные шоки. Позитивным шоком совокупного спроса может быть неожиданное резкое увеличение любого из компонентов совокупных расходов (потребительских, инвестиционных, государственных или иностранного сектора). Причиной негативного шока совокупною спроса может стать сжатие денежной массы.
Особое место занимают негативные шоки совокупного предложения. Их обычно называют ценовыми шоками, поскольку последствия этих шоков ведут к росту издержек и уровня цен. Классическая модель макроэкономического равновесия. Классической называют модель, изучающую экономику со стороны предложения: предложение благ определяет спрос на них. Жан-Батист Сэй – французский экономист – утверждал, что «предложение порождает адекватный спрос», поскольку каждый субъект рынка является одновременно и продавцом, и покупателем. Расходы, по мнению классиков, всегда равны доходам. Экономика, по мнению классиков, представлена двумя параллельными рынками: реальным и денежным.В классической модели изменения на денежном рынке никак не отражаются на реальных показателях национальных хозяйств. Если денежная масса изменяется, то происходит отклонение номинальных величин от реальных. Реальные показатели (объем выпуска продукции, реальные доходы) остаются без изменений. Деньги, по мнению классиков, нейтральны. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия. В отличие от классиков, Кейнс доказывает, что не совокупное предложение определяет спрос, а наоборот – совокупный спрос определяет уровень экономической активности, так как фирмы готовы произвести ровно столько продукции, сколько у них захотят купить. Кейнсианская модель – это модель спроса. В модели Кейнса принцип нейтральности денег был заменен принципом «деньги имеют значение». Реальный рынок тесно взаимосвязан с денежным. Кейнс доказывает необходимость активного участия государства в регулировании экономики. Кейнс отрицает возможность автоматизма в обеспечении равновесия национальной экономики, создает принципиально новую модель макроэкономического регулирования, ведущую роль в которой играет «эффективный спрос». В отличие от Сэя, предполагавшего, что предложение автоматически рождает спрос, Кейнс определяющее место в стимулировании производства отводит потреблению. Потребление рассматривается как личное и производственное. Каждый вид потребления стимулирует эффективный спрос Производственное потребление предполагает использование располагаемого дохода для инвестирования производства и направлено на развитие производства.
Потребление, сбережение, инвестиции. Потребление и сбережение. От производства население получает все увеличивающиеся доходы. После уплаты подоходного налога и других обязательных платежей доход поступает в личное распоряжение и может быть использован или на текущее потребление, или на сбережение. Под потреблением в экономике понимается совокупность текущих денежных расходов на приобретение товаров и услуг. Оставшаяся часть дохода образует сбережения. Количественно они равны разнице между полученными доходами и потреблением. По своей экономической сути это отложенное потребление. Потребление и сбережение всегда взаимосвязаны: при фиксированном доходе с увеличением потребления уменьшается сбережение, и наоборот. Поэтому факторы, влияющие на размеры потребления, одновременно оказывают определенное действие и на сбережение. Самый важный фактор, влияющий на потребление и сбережение, это уровень дохода. Инвестиции. Виды инвестиций и факторы, влияющие на их величину. Дж. М. Кейнс придавал большое значение инвестициям как одному из главных компонентов совокупного спроса. Рост инвестиций ведет к увеличению занятости, приросту дохода и, в конечном итоге, к повышению потребительского спроса. Инвестиционный спрос осуществляют фирмы с целью увеличения основного капитала, технологического обновления производства, а также создания товарных запасов. В экономической теории существуют несколько концепций, касающихся принятия фирмами инвестиционных решений. Объем инвестиций прежде всего зависит от ожидаемой нормы чистой прибыли oт инвестиций, реальной ставки банковского процента, экономических ожиданий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|