Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Государственно-территориальное устройство





 

Вводная статья

Королевство Нидерландов является унитарным государством, разделенным на двенадцать провинций, которые в свою очередь делятся на муниципалитеты. Устройство политической власти в провинциях во многом воспроизводит общенациональную модель. Во главе провинции стоит Уполномоченный Короля, функции общего руководства делами провинции осуществляет совет, функции управления — правительство.

Статья 123

1. Провинции и муниципалитеты могут быть упразднены и учреждены в соответствии с Актом парламента.

Статья 125

1. Высшими органами провинций и муниципалитетов являются соответственно советы провинций и муниципалитетов. Заседания советов проводятся открыто, кроме случаев, установленных Актом парламента.

Статья 131

Уполномоченные Короля и бургомистры назначаются указом Короля.

Характер изменения

Статья 137

1. Для пересмотра Конституции должен быть принят Акт парламента, в котором указывается необходимость принятия поправки к Конституции в предложенной им редакции.

2. Вторая палата может разделить представленный законопроект на несколько законопроектов по предложению, внесенному Королем или от имени Короля либо в ином установленном порядке.

4. Вновь избранные палаты рассматривают законопроект о внесении поправки в Конституцию, и законопроект должен быть принят большинством не менее чем в две трети голосов депутатов.

5. Вторая палата может разделить законопроект о внесении поправки в Конституцию на несколько законопроектов по предложению, внесенному Королем или от имени Короля либо в ином установленном порядке, если решение по этому вопросу выносится большинством не менее чем в две трети голосов депутатов.

Статья 138

2. Законопроект по вопросам, указанным в пункте первом, принимается двумя палатами большинством не менее чем в две трети голосов депутатов.

Статья 140

Действующие Акты парламента и иные нормативные акты и указы, вступающие в противоречие с поправкой к Конституции, остаются в силе до приведения их в соответствие с Конституцией.



Форма написания

 

Не кодифицированный акт

Есть Статьи Конституции 1972 года, временно остающиеся в силе.

Порядок принятия

 

Первым актом конституционного значения стал Договор 1579 г. о создании Утрехтского союза. Во главе его стоял "статхоудер" (хранитель государства) Мориц Оранский-Нассау, родоначальник нынешней королевской династии. Законодательные и отчасти исполнительные (до образования Государственного совета) функции осуществляли Генеральные штаты, в которых каждая из провинций имела один голос.

Собственно, первой конституцией Нидерландов стала Конституция Батавской Республики 1798 г., во многом заимствовавшая идеи и нормы французского конституционализма революционной эпохи. Так, практически полностью в нее вошла Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Однако в 1801 г. принимается новая Конституция, в которой были изъяты многие демократические нормы.

С обретением независимости разрабатывается Временная Конституция 1814 г., восстановившая власть Оранско-Нассауской династии. Следом за ней принимается Конституция 1815 г., где были оформлены решения Венского конгресса о присоединении к Нидерландам Бельгии. Следующей стала Конституция 1848 г. Принятая на волне революционного движения, она по сути установила режим конституционной монархии со все возрастающей ролью парламента. В 1887 г. принимается новая Конституция, которая с изменениями и в различных редакциях просуществовала до 1984 г., когда была принята ныне действующая Конституция Королевства Нидерландов.

Время действия

 

Ныне действующая Конституция состоит из восьми глав, включающих 142 статьи, Дополнительных статей и целого ряда норм прежней Конституции в редакции 1972 г. К актам конституционного значения относится также Хартия Королевства Нидерландов от 15 декабря 1954 г., согласно которой в Королевство Нидераландов были включены на правах самоуправляющихся территорий Нидерландские Антильские острова и остров Аруба.

ШВЕЦИЯ

Форма правления

 

Форма правления закрепила дуалистическую монархию, сохранив за Королем значительные привилегии. Она предоставила представительному органу — Риксдагу — ограниченные права по многим вопросам. Незавершенный характер конституционных реформ выразился и в том, что Риксдаг формировался по сословно-представительному принципу.

§ 5. Главой государства являются Король или Королева, которые находятся на шведском престоле согласно Акту о престолонаследии. То, что установлено в данной Форме правления в отношении Короля, должно относиться и к Королеве, если она является главой государства (в ред. Закона 1979:932).

§ 4. Риксдаг является высшим представителем народа. Риксдаг издает законы, принимает решения о государственных налогах и определяет порядок использования государственных средств. Риксдаг осуществляет контроль за государственным управлением и администрацией (в ред. Закона 1976:871).

Политический режим

 

§ 1. Каждому гражданину в его отношениях с обществом должны быть обеспечены:

1) свобода высказываний: свобода распространять сообщения устно, письменно, путем изображения или иным способом, а также высказывать мысли, мнения и выражать чувства;

2) свобода информации: свобода получать сведения и высказываться, а также принимать участие в высказываниях других лиц;

3) свобода собраний: свобода организовывать собрания и присутствовать на них для сообщений, высказываний или иных подобных целей и для показа произведений искусства;

4) свобода демонстраций: свобода организовывать демонстрации или участвовать в демонстрациях в общественных местах;

5) свобода союзов: свобода объединения с другими для общественных или частных целей;

6) свобода религии: свобода индивидуально или вместе с другими исповедовать свою религию.

В отношении свободы печати и ограничений свободы высказываний на радио, на телевидении и в аналогичных средствах передачи высказываний, в фильмах, видеопрограммах и в какой-либо деятельности по созданию картин и их озвучиванию имеет силу то, что предписано Актом о свободе печати и Основным законом о свободе высказываний.

В Акте о свободе печати содержатся также постановления о праве участвовать в подобной деятельности (в ред. Закона 1991:1471).

§ 1. Вся государственная власть в Швеции исходит от народа. Правление шведского народа основывается на свободном формировании мнений и на всеобщем и равном избирательном праве. Правление осуществляется посредством государственного строя, основанного на представительной и парламентской системе, и посредством коммунального самоуправления.

Государственная власть осуществляется в соответствии с законом.

§ 2. Государственная власть должна осуществляться с уважением к достоинству всех людей вообще и к свободе и достоинству каждого человека.

Различное личное, экономическое и культурное благосостояние частных лиц должно быть основной целью деятельности государства. Оно обязано обеспечить всем право на труд, жилище и образование, а также содействовать социальному обеспечению, безопасности и хорошим условиям жизни.

Общество должно заботиться о том, чтобы демократические идеи оставались направляющими во всех общественных сферах. Общество должно обеспечивать мужчинам и женщинам равные права, а также защиту личной частной и семейной жизни.

Будет поощряться право этнических, языковых и религиозных меньшинств сохранять и развивать собственную культурную и общественную жизнь (в ред. Закона 1976:871).





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.