Совершенствование технологии управления коммерческой деятельностью потребительской кооперации с использованием информационных технологий
Кооперативный сектор экономики представлен сельскохозяйственными производственными и потребительскими кооперативами, потребительской кооперацией, кредитными снабженческо-сбытовыми и другими кооперативами. Все звенья кооперативного сектора взаимодействуют между собой, осуществляя разностороннюю хозяйственную деятельность, что требует в процессе управления переработки больших объемов информации. Органам управления кооперативных организаций и их союзов при принятии решений необходимо знать о состоянии подведомственных организаций, условиях внешней среды, ожидаемых ситуациях в ближайшем и отдаленном будущем. Известно, что управлять - значит принимать упреждающие решения на основе анализа и прогнозирования ожидаемой ситуации и организовывать их реализацию. Без своевременной, полной и надежной информации нельзя принимать эффективные управленческие решения. В связи с изложенным возникает необходимость разработки системы информационной поддержки процесса управления, под которой мы понимаем совокупность информационных потоков, методов их обработки и использования при принятии управленческих решений. Масштабы информационных потоков определяются количеством подведомственных организации, видами хозяйственной деятельности, взаимодействиями организаций кооперативного сектора между собой, а также с сельским населением, с муниципальными и региональными органами власти, с предприятиями взаимосвязанных отраслей и соседних регионов. Вся информация должна быть представлена в следующих временных измерениях: за прошедший период, в настоящее время, возможные изменения в будущем. Глубина анализа информации за прошлое и будущее, а также ее состав определяются конкретными целями управленческой деятельности.
Среди важнейших управленческих задач, которые должны иметь надежное информационное обеспечение, можно выделить следующие: -выбор целей, их корректировка на основе анализа и прогнозирования; - анализ, мониторинг состояния системы, в том числе по степени достижения основных целей в прошедшем периоде; -прогнозирование внешних условий функционирования кооперативного сектора в непрерывном режиме, а также ожидаемых результатов деятельности и их соответствие поставленным целям; -принятие решений с учетом установленных целей, анализа и прогноза на основе всех видов и типов информации; -выбор конкретных вариантов действий; -планирование хозяйственной и социальной деятельности подведомственных организаций на различных уровнях системы и на различные периоды упреждения; - непрерывный учет результатов деятельности подведомственных организаций и использование учетной информации для анализа, прогнозирования и принятия решений; -передача отчетных данных, свод информации по системе, ее анализ по степени достижения поставленных целей. Подчеркнем, что процесс управления экономическими явлениями является непрерывным, Происходит множество циклов элементарных актов управления: «целеполагание - анализ - прогноз - корректировка целей - принятие управленческих решений - их реализация» и скова «анализ - прогноз -.». Исходя из различных видов первичной информации, можно выделить следующие типы информационных систем по этому признаку: - компьютеризированные информационные системы на основе баз данных для планирования, прогнозирования, анализа, сводки; - справочно-консультативные компьютеризированные информационные системы - на основе баз знаний без логического вывода; -экспертные системы - на основе баз знаний и логического вывода;
-интегрированные, гибридные компьютеризированные информационные системы, объединяющие выше перечисленные. Рассмотрим особенности информационных потоков, характерные для современных условий. Во-первых, при принятии решений приходится перерабатывать большие объемы информации, характеризующие деятельность подведомственных организаций за несколько периодов времени по всем направлениям деятельности. Во-вторых, используемая информация носит часто вероятностный характер, является неполной, неточной, нередко – фальсифицированной. Примеров, подтверждающих сказанное, можно привести множество. Объемы закупок сельскохозяйственной продукции планируются за год вперед, но урожайность картофеля, зерна, овощей, а значит, и производство, сильно зависят от погодных условий, которые предсказать можно максимум на одну неделю вперед, но не на год. Объем производства сельскохозяйственной продукции личными подсобными хозяйствами населения определяется работниками органов государственной статистики на основе весьма приближенных расчетов, редко соответствующих действительности. При отсутствии более точной информации приходится принимать решения на основе этой информации, так как более качественная информация отсутствует. В-третьих, при принятии решений необходимо учитывать сложные взаимодействия между факторами - условиями и результатами деятельности. Например, на эффективность закупок продукции у населения оказывают влияние урожайность сельскохозяйственных культур, цены на средства производства для сельского хозяйства, тарифы на транспортные услуги, цены на продовольственные товары, складывающиеся на потребительском рынке, доходы населения, прожиточный минимум и сотни других факторов. Выделить влияние одного из них не всегда возможно, так как в экономике действует сложный причинно-следственный комплекс, а не единичные взаимодействия. В-четвертых, информация, как правило, запаздывает во времени: все управленческие решения принимаются для реализации в предстоящем периоде, а информация (за исключением прогнозной) поступает за прошедший период. Помимо информационных потоков важными элементами информационного механизма реализации социальной миссии потребительской кооперации являются методы обработки информации., адекватные решаемым управленческим задачам., совокупность которых может быть названа технологией обработки информации. В числе прочих выделятся так называемые информационные технологии, под которыми чаще всего понимается использованиесоответствующих методов современной вычислительной техники для обработки информации.
Методы переработки информации общеизвестны, в том числе статистические, экономико-математическое моделирование сложных процессов, сравнения, сопоставления и т.д. С помощью этих методов анализируют показатели динамики, изменения структуры, связей и зависимостей (анализ корреляций, регрессий, факторных нагрузок, главных компонент). Для характеристики совокупности определяют средние значения, что существенно сокращает описание объектов без потери информативности. Весьма перспективными в обработке информации, хотя и мало распространенными, являются методы многомерной классификации (таксономия, кластерный анализ), основанные на измерении «похожести» объектов (расстояния между объектами) в многомерном признаковом пространстве. Как показали наши исследования, для решения многих прикладных задач, возникающих при управлении потребительской кооперацией (прогнозирование, распределение плановых заданий и ресурсов, объективная оценка), наиболее эффективными методами являются машинные методы обнаружения закономерностей, в основе которых лежат модифицированные идеи многомерной классификации. Особый класс методов предназначен для обработки информации, представленной базами знаний. Эти методы должны решать следующие задачи: 1. Создавать базы знаний в виде формализованных моделей, в том числе в виде так называемых, продукций или совокупности правил, в которых каким-либо условиям сопоставлены ожидаемые результаты. В реальных базах знаний этих правил - продукций может быть несколько сотен, 2. Структурировать базы знаний, выстраивая дерево решений.
3. Находить противоречия в базах знаний. 4. Делать логический вывод, сопоставляя исходную информацию, вводимую конкретным пользователем, с базой знаний; на основе логического вывода информационная система должна дать рекомендации пользователю. 5. Пояснять, почему сделан тот или иной вывод, что позволяет пользователю или принять рекомендации к исполнению, или отвергнуть их и принять меры по наполнению базы знаний новыми продукциями, Информационные системы, которые способны делать на основе базы знаний логический вывод, называются экспертными системами. Конечной целью является создание интегрированных информационных систем, способных обеспечить принятие решений во всех областях деятельности кооперативных организаций и их союзов. В состав интегрированных информационных систем на первом этапе включены следующие блоки: - автоматизированные системы учета - бухгалтерского, управленческого, пайщиков, работников, сельского подворья… - прогнозирование условий внешней среды, в т.ч. конъюнктуры рынка, доходов населения, покупательского спроса, уровня цен, тарифов... - планирование деятельности организаций, общества, союза... - анализ результатов деятельности организаций, общества, союза... - системы передачи данных; - системы свода данных; -консультативные системы без логического вывода; -экспертные системы с логическим выводом для поддержки принятия решений; - географические информационные системы (геоинформационные системы -ГИС) для наглядного отображения и генерирования новой информации; -системы электронной рекламы и торговли. Рассмотрим более детально экспертные и геоинформационные системы. Экспертные системы (ЭС) предназначены для выбора наиболее эффективных направлений сельскохозяйственной деятельности потребительских обществ. В базу знаний введены закономерности (правила в виде продукционных моделей знаний), которые определяютприродные условия (агроклиматические ресурсы) по выбранному району. Этим исходным параметрам соответствуют рекомендуемые отрасли, которые наиболее эффективны для данных условий, сорта сельскохозяйственных культур и другие рекомендации. По желанию пользователя можно рассчитать основные показатели, характеризующие ожидаемую прибыль от развития того или иного сельскохозяйственного производства. Интерфейс пользователя прост и удобен, экспертные системы опрашивают пользователя, в каком районе он собирается развивать сельскохозяйственное производство, уточняет площади возделываемых культур и поголовье скота, вводит в диалоговом режиме ожидаемую урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животных, затраты на производство единицы продукции и рыночные цены, налоговые ставки и дотации, транспортные расходы на доставку продукции потребителю. Экспертные системы сопоставляют введенную информацию, характеризующую конкретную ситуацию по данному потребительскому обществу, и, используя блок логического вывода, дает рекомендации. В рекомендациях содержатся указания о том, какие отрасли, культуры более выгодны для данных условий, сорта, наиболее приспособленные для данного хозяйства, необходимые ресурсы, ожидаемая эффективность по всем отраслям и направлениям деятельности и делает вывод о том, что является выгодным или невыгодным, и приводит количественные характеристики в доказательство выводов об эффективности. По требованию пользователя ЭС приводит схему рассуждений, на основании которых сделаны данные выводы и рекомендации, то есть выводит все фрагменты базы знаний, использованные Для вывода.
Географические информационные системы, или геоинформационные системы (ГИС), позволяют объединить информацию, представленную в табличной форме, с географической. Известно, что большая часть экономической информации используемой при принятии управленческих решений, имеет географическую привязку. Регулярно собирают и анализируют показатели по всем районам, населенным пунктам, магазинам. При этом эффективность управления повышается, если пользоваться не только информацией в табличной форме, но и географической - территориальным расположением, транспортной сетью, природными условиями, экологическими характеристиками, в том числе загрязненностью почвы, водных источников и воздуха (эта информация особенно важна при закупках сельскохозяйственной продукции и дикорастущих). Географическая информация для создания ГИС должна быть представлена в виде электронных карт (векторизованных, оцифрованных), на которых имеется множество различных слоев, отражающих ту или иную информацию: территория районов, расположение населенных пунктов, магазинов, рек, озер, дорог, различных типов почв, агроклиматических характеристик. Экономическая информация характеризует объемы и эффективность производства, доходы и платежеспособный спрос населения и т.д. Табличная информация может быть представлена на электронной карте в виде диаграмм, таблиц, по интенсивности раскраски территорий и в другом. Пользователь может оперативно и наглядно получить интересующую его информацию, «щелкнув» кнопкой мыши по соответствующему району, населенному пункту, магазину. Можно выделить несколько объектов на карте и автоматически выполнить некоторые расчеты - просуммировать объем товарооборота по группе районов, найти среднее значение. ГИС позволяют также находить наиболее оптимальные транспортные маршруты завоза товаров или вывоза закупленной продукции (оптимизация кольцевого завоза), Эффективность геоинформационных систем повышается при интеграции их с экспертными системами или другими информационными технологиями. Для использования ГИС потребительской кооперацией геокнформационная система объединена с машинными методами обнаружения закономерностей, с помощью которых осуществляется выбор аналогов для каждого района, и эти группы аналогов отображаются на электронной карте. Таким образом, геоинформационные системы являются не только удобным средством отображения, визуализации управленческой информации, но и позволяют генерировать новую информацию, повышать качество управления» Как известно, закупать продукцию у населения, в фермерских хозяйствах и у других товаропроизводителей можно в том случае, если известны надежные и выгодные рынки сбыта, что автоматически не гарантируется, учитывая реальную покупательную способность городского населения. Экономический парадокс заключающегося в том, что повышение уровня жизни сельского населения обеспечивается ростом доходов и, как следствие, увеличением покупательной способности городского населения. Поэтому важнейшей задачей органов управления организаций и предприятий кооперативного сектора сельской экономики на всех уровнях является реклама и продажа закупленной у населения продукции и товаров, полученных из сельскохозяйственного сырья. Для этой цели могут успешно использоваться Интернет - технологии. Информационные технологии являются важнейшим блоком общей системы управления и могут широко использоваться в практической деятельности кооперативных организаций. Заключение
Данная курсовая работа по теме: «Технология управления «Черемисиновское», которое входит в состав потребительских обществ Курской области. Розничная торговля потребительской кооперации развивалась под воздействием многих факторов в том числе и деятельности самой потребительской кооперации. В ходе написания дали ответы на следующие задачи, поставленные во введении. Мы выяснили, что коммерческая деятельность - неотъемлемое условие потребительского рынка, сферы коммерческого предпринимательства, где происходит обмен денег на товары и товаров на деньги. Так же выяснили, что коммерческая деятельность в розничной торговле стремится к максимальному удовлетворению потребностей населения в товарах необходимого качества и ассортимента. Рыночная система управления приобрела особую значимость в России в связи с переходом к рыночной экономике. В данной работе раскрыты основные задачи коммерческой деятельности, основные принципы и методы управления, а также структура управления коммерческой деятельностью. Процесс управления должен определяться параметрами определяющей среды и их переменными величинами в пределах торгового предприятия. В пятом вопросе указаны пути совершенствования технологии управления коммерческой деятельностью организации потребительской кооперации. Таким образом, коммерческая деятельность зависит от множества факторов, в том числе и от структуры управления ею. Список использованной литературы 1. Абчук В.А. Коммерция: Учеб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 200. -475 с. 2. Аванесов Ю.А., Васькин Е.В., Клочко А.Н. основы Коммерции: Учебник. - М.: ТОО «Люкс-Арт», 1999. С. 10. 3. Агафонова М.Н. Оптовая и розничная торговля. - М.: Бератор-Пресс, 2002. - 464 с. 4. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли: Учебник для студентов высших учебных заведений. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговый центр «Маркетинг», 2001. - 596 с. 5. Каплина С.А. Организация коммерческой деятельности. «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: Феникс, 2002. -416 с. 6. Осипова Л.В. Коммерческая деятельность на промышленном предприятии: учебник для студентов вузов/ Л.В. Осипова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - Дана, 2005. - 255 с. 7. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. - 324 с. 8. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. -М.: «Маркетинг», 2000. 9. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учебник. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005. 10. Памбухчиянц О.В. Технология розничной торговли.: Учебник 11. Памбухчиянц О.В. Организация коммерческой деятельности.: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005. 12. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность.: Учебник. - М.: Инфра- М, 2005. -248 с. 13. Романов А.Н., Лукасевич И.Я. Оценка коммерческой деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2003. 14. Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности: Учебник. - М.: Юрист, 1998. - 659 с. 15. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник. -2-е изд., перераб. и доп./ Под общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько - М.: ИНФРА - М, 2002. - 560 с. 16. Хлебович Д.И. Сфера услуг: маркетинг: учебное пособие / Д.И. Хлебович; под ред. Т.Д. Бурменко. - М.: КНОРУС. 2007. -240 с. Вестник БУПК, выпуск 4(28) 2008 год стр. 240-244.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|