Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бихевиоризм и теория социального научения.




Развитие отождествляется с научением. Научение – процесс приобретения новых форм поведения. Научение происходит посредством классического и оперантного обусловливания. Оперантное (инструментальное) обусловливание объясняет научение сложным формам поведения (вождение автомобиля), которые не вызываются автоматически. Оперантное – совершение пробных действий, которые подкрепляются или нет. Если да – то закрепление в поведении. Классическое, опис. Уотсоном, различные стимулы вызывают одни и те же реакции. Развитие отождествляется с количественным расширением условно-рефлекторных связей, качественных изменений не происходит.

Бихевиоризм + влияние психоанализа – теории социального научения (Альберт Бандура, Дж.Уолтерс) Бандура считает, что дети приобретают новые формы поведения благодаря имитации поведения др. людей. Научение через наблюдение, имитацию и идентификацию явл-ся формой соц. научения. Научение происходит только тогда, когда включаются детерминанты регуляции индивидуального поведения в форме двух видов подкреплений - "косвенного (внешнего) подкрепления" (если поведение выбранной модели награждается, а не наказывается, то его целесообразно имитировать) и "самоподкрепления". Подкрепление необходимо, чтобы сохранить и усилить усвоенные благодаря подражанию формы поведения. Люди научаются не только на собственном опыте, но и наблюдая за поведением других людей и его последствиями. Имитация – процесс, в кот. личность воспроизводит мысли, чувства или действия другого, выступающего в кач-ве модели. Эксперимент (Бандура): первой группе подростков показывали фильм с агрессией, второй - с агрессией и осуждением ее, третьей – не показывали фильм вообще, четвертой – показывали фильм без агрессии. Наиболее агрессивными оказались подростки из первой группы. В теории социального начения представлены 4 стадии научения: 1. Внимание 2. сохранение (интерпретация поведения другого+ сохранение) 3. моторное воспроизведение 4.мотивация (закрепление либо утрата) Обосновывается ведущая роль в научении и организации поведения личности ее уникальной способности к саморегуляции. Выделяются три компонента саморегуляции поведения: самонаблюдение, самооценка и самоответ. Позитивная самооценка поведения приводит к поощряющему типу реагирования, а негативная – к наказывающему.

Представителями Социально-когнитивной т. проведены многочисленные исследования, подтверждающие важность научения посредством наблюдения детей за родителями (напр., в приобретении и модификации ими агрессивного поведения, в полоролевом развитии, формировании навыков общения).

 

Основные понятия теории интеллектуального развития Ж.Пиаже: гомеостаз, адаптация, ассимиляция, аккомодация. Эгоцентризм и проблема децентрации.

Интеллект понимается Пиаже как инструмент приспособления организма к окр. миру (биологическая адаптация)

Знание добывается из процесса взаимодействия субъекта с объектом, особое значение имеет активность субъекта. Посредством своей активности реб-к узнает окр. мир. Интеллект представлен как механизм установления равновесия организма со средой (гомеостаза), т.е. выполняет ф-цию биологической адаптации. Он организован по принципу ментальных стр-р или схем, кот представляют собой способы обработки инф-ции и меняются по мере когнитивного развития. В основе формирования интеллекта лежит интериоризация стр-ры действия. Интериоризация – формирование внутренних структур психики человека благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Выделяют 2 процесса когнитивного уравновешивания организма со средой (адаптации): ассимиляция и аккомодация. Ассимиляция – процесс включения новой информации (ситуации, объекта) в соответствии с уже имеющимися схемами интеллекта. Аккомодация – изменение уже существующих интеллектуальных схем под влиянием новых условий. Благодаря аккомодации происходит перестройка, модификация имеющихся схем и выработка новых. Интеллект всегда стремится к установлению равновесия между ассимиляцией и аккомодацией, к устранению несоответствия между реальностью и её отображением. Процесс уравновешивания (гомеостазис) лежит в основе любой адаптации. Направление когнитивного развития, по Пиаже, состоит в движении от аутистического, эгоцентрического мышления к логическому, социализированному. Эгоцентризм мышления – это скрытая умственная позиция, означающая неспособность индивида изменить исходную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом очевидных противоречий. Собственная точка зрения абсолютна, что не позволяет понять возможность существования других, противоположных точек зрения. Децентрация – переход от эгоцентризма, понимание точек зрения др. людей, с ней связана социализация.

 

Общая характеристика стадий интеллектуального развития в теории Ж.Пиаже.

1. Сенсомоторная стадия (0-2) – Восприятие окружающей среды через чувства и действия (телесные движения) (смотреть, дотрагиваться до вещей). Приспособление происходит посредством простых схем: кусание, жевание, хватание, сосание, дотягивание. Происходит установление связи между движениями и восприятием (сенсомоторная координация – к 4-5 месяцам). Формируется восприятие постоянства объекта. Формирование инструментального интеллекта (к концу 1го года жизни). 2. Дооперациональная стадия (2-7) – Появление речи, представление объектов с помощью слов и образов и развитие её символической ф-ции. Аутистическое мышление (опора только на свой чувственный опыт). Неспособность к классификации, но выполнение операции сериации (к 2-3 годам) – умение ранжировать предметы по какому-либо признаку (цвет). Анимизм – одушевление предметов. Синкретизм – зависимость суждений, представлений от конкретной ситуации. Эгоцентризм – неспособность занять познавательную позицию другого чел-ка, учитывать его мнение, реакции. 3. Стадия конкретных операций (7-11) – Появление объективной логики в мышлении: выполнение классификации, выстраивание иерархии отношений, понимание закона сохранения. Обратимость операций – способность вернуться к исходному пункту рассуждений. Это позволяет удерживать первоначальные данные о кол-ве жидкости. длине, площади, массе. Математические преобразования. 4. Стадия формальных операций (от 12 и старше (15)) - Мыслительные операции могут совершаться без опоры на чувственное восприятие конкретных объектов. Появляется абстрактное мышление, научное мышление, гипотетико-дедуктивные рассуждения. Развивается понимание других точек зрения (децентрация), формируются идеалы, ценности, моральные нормы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...