Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дефицит - ситуация на рынке товара, при которой объем спроса меньше объема предложения при данном уровне цены.

Рыночное равновесие

Взаимодействие спроса и предложения порождает равновесие или неравновесие на рынке. Неравновесие спроса и предложения представляет собой постоянную ситуацию на рынке.

Равновесие на рынке – это мгновенно возникающее и исчезающее состояние равенства спроса и предложения.

Графически точкой равновесия считается точка пересечения кривых спроса и предложения (рис. 1). При пересечении кривых спроса и предложения величина спроса равна величине предложения; цена спроса равна цене предложения: Qd=Qs; Pd=Ps.

 

P S1

 

 

P* E1

 

D1

Q* Q

Рис. 1 Рыночное равновесие

Равновесная цена P*- такое значение рыночной цены товара, при котором величина предложения равна величине спроса.

Равновесное количество Q*- такое значение количества товара, при котором цена предложения равна цене спроса. Графически равновесная цена (P*) и равновесное количество (Q*) - это координаты точки пересечения кривых спроса и предложения.

Нахождение рынка в состоянии равновесия означает, что все потребители, которые были готовы купить товар по цене выше или равной Р* смогли его купить. Производители, которые были готовы продать товар по цене ниже или равной Р*, продали его.

Кроме того, те потребители, которые были готовы купить товар по более низкой цене, чем равновесная, не смогли осуществить сделку. Так же как и производители, которые были готовы продавать товар только по более высокой цене, тоже не смогли осуществить сделку.

Важно понимать, что все, что было продано производителями, было куплено потребителями, поэтому при отсутствии государственного вмешательства в функционирование рыночного механизма (отсутствия налогов, субсидий, квот и др.) выручка производителей в состоянии равновесия всегда равна расходам потребителей

Считается, что равновесие - это устойчивое состояние рынка, то есть, по аналогии с куклой-неваляшкой при любом отклонении от равновесия рыночные силы стремятся его восстановить. Предположим, что равновесие на рынке кофе нарушилось под воздействием внешних по отношению к рынку причин, в результате чего текущая рыночная цена кофе (Р1) стала выше равновесной цены Р* (рис. 3). Величина предложения товара увеличилась до Qs>Q*, а величина спроса уменьшилась до Qd< Q*.

Тогда при цене Р1 объем кофе, который потребители готовы приобрести (Qd), меньше объема, который производители готовы продать (Qs). Следовательно, у производителей останется непроданной партия кофе в размере разности между Оs и Qd, которая называется избытком. Избыток - ситуация на рынке товара, при которой объем спроса меньше объема предложения при данном уровне цены (∆Q= Оs-Qd).

Что предпримут производители? В данном случае производители начнут конкурировать друг с другом, снижая цену кофе, что в свою очередь приведет к росту объема спроса (согласно закону спроса). На рис. 3. эти процессы иллюстрируются движением вдоль кривой предложения S и кривой спроса D по направлению к равновесной цене Р* и равновесному количеству Q*. В итоге цена опустится до уровня Р*, при котором избыток продукции исчезнет.

Рис. 3

Избыток товара на рынке

 

Теперь представим, что произойдет, если по каким-то причинам текущая рыночная цена кофе (Р2) ниже Р* (рис. 4). Тогда при цене Р2 объем кофе, который потребители готовы приобрести увеличился до Qd (Qd>Q*), а объем предложения больше объема, который производители готовы продать снизился (Qs< Q*). Следовательно, часть потребителей не смогут купить желаемый объем кофе. На рынке возникнет избыток спроса или дефицит товара, равный ∆Q= Qd- Qs.

Дефицит - ситуация на рынке товара, при которой объем спроса меньше объема предложения при данном уровне цены.

Рис. 4. Дефицит товара на рынке

 

Что предпримут потребители? Они начнут конкурировать друг с другом, предлагая заплатить за товар все более высокую цену, что в свою очередь приведет к росту объема предложения (согласно закону предложения). На рисунке 4 эти процессы показаны движением вдоль кривой предложения S и кривой спроса D по направлению к равновесной цене P*. Цена начнет расти и в итоге поднимется до уровня Р*, при котором дефицит продукции исчезнет.

Таким образом, рыночные силы самостоятельно, безо всякого воздействия со стороны, поддерживают значения рыночной цены и объема продаж на уровне равновесия. Привлекательность данного способа чисто рыночного установления цены на товар заключается именно в том, что все, кто готов предложить свою продукцию по данной цене, смогут ее продать, а все, кто готов купить, также смогут это сделать. Пропадают проблемы очередей и складов, заполненных нераспроданной продукцией, столь характерные для командной экономики.

Попробуем проанализировать, например, почему возникает очередь. Это характерно для случая установления государственной цены на товар на уровне ниже уровня равновесия. В рыночной экономике соревнование покупателей привело бы к росту цены, но в условиях государственного регулирования это невозможно, и конкуренция приобретает иную форму. Вместо того чтобы товар доставался тем, кто готов заплатить большую цену, он достается тем, кто готов пожертвовать большим количеством времени на стояние в очередях. Возникает довольно парадоксальная ситуация: основные доходы сосредоточены у работающего населения, а основные возможности их потратить - у пенсионеров и домохозяек. Это не может не вызвать к жизни такое явление, как «черный рынок», когда дефицитные товары начинают нелегально перепродавать по ценам выше государственных.

Обратите внимание, как в случае избытка, так и в случае дефицита, несмотря на желания продавцов и покупателей, объем продаж на рынке всегда равен минимальному значению из величины спроса и величины предложения при данном уровне цены.

S

 

 

D

Q

Рис. 5 Взаимодействие интересов продавцов и покупателей

 

Действительно, нельзя продать больше, чем готовы купить, и нельзя купить больше, чем готовы продать. Попробуем пояснить это графически, используя рис. 5.

Выделенную (оранжевой штриховкой) область под кривой спроса D можно охарактеризовать как область интересов потребителя в том смысле, что любая точка данной области соответствует такому сочетанию цены и количества блага (Р и Q), которые потребитель рассматривает как возможные с точки зрения готовности к совершению сделки.

Выделенную (голубой штриховкой) область над кривой предложения S по аналогии можно назвать областью интересов производителя. Соответственно, пересечение этих областей - зона допустимых сделок, приемлемых как для покупателя, так и для продавца. В заключаемой сделке возможно любое сочетание Р и Q из этой области, но мы будем исходить из предположения о том, что и продавец и покупатель стремятся к максимальному удовлетворению своих интересов. Поэтому привлекательные для обоих участников сделки сочетания Р и Q будут расположены на границе данной области. Таким образом, при Р> P* производитель «ограничен интересами покупателя», а при Р< Р* потребитель ограничен интересами продавца.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...