Принципы развития физических способностей.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Когда говорят о принципах развития физических способностей, то имеют в виду построение системы физической нагрузки, ее объема, интенсивности, распределения во времени, прогнозирования и достижения конкретных результатов педагогического воздействия за счет изменения функционального состояния человека. В адаптивной физической культуре могут быть применены не все принципы. Например, только в адаптивном спорте и реабилитации лиц после ампутации и спинальных травм реализуется такой принцип, как предельное и максимальное наращивание физической нагрузки. При этом в каждом виде спорта есть свои нормы и ограничения, связанные с медицинскими противопоказаниями. В системе адаптивного физического воспитания первостепенной задачей является обеспечение моторной деятельности, активизирующей коррекцию и компенсацию двигательных нарушений, в процессе которой и развиваются физические способности. Поэтому главная особенность всех видов адаптивной физической культуры состоит втом, что каждое упражнений и нагрузка в целом несут коррекционную направленность, а их многократное повторение - развивающую. 1. Принцип сопряженного развития координационных и кондиционных физических способностей.
Исследования, проведенные в специальных образовательных учреждениях детей с нарушением речи, зрения, слуха, интеллекта, свидетельствуют о том, что наиболее серьезные отклонения моторики распространяются на сферу координационных проявлений - эти отклонения являются одной из главных причин, затрудняющих формирование двигательных умений, развитие физических способностей. Неблагоприятные показатели общефизического статуса учащихся, вторичные отклонения в развитии соматической и двигательной сферы, нарушение гармонии в физическом развитии характерны для всех типов аномалий. При проведении занятий необходимо учитывать одно из главных методических положений: оптимальное сочетание координационных упражнений с направленным развитием физических качеств. Для сопряженного воздействия на координационные и кондиционные физические способности применяются в различных сочетаниях обще- и специально-подготовительные координационные упражнения. Примеры соединения силовых, скоростно-силовых и координационных способностей: метание мяча (правой, левой рукой) на расстояние; чередование метаний (бросков в цель) при использовании снарядов (мячей) разной массы; прыжки в длину или вверх с полную силу, в 1\2, 1\3 силы и т.д. Варианты соединения скоростных и координационных способностей: чередование бега с максимальной скоростью на короткие отрезки с бегом со скоростью 30-70% от максимальной (с обязательным определением времени пробегания отрезка самим учащимся и коррекцией бега педагогом); чередование пробегания равных отрезков по прямой с преодолением их при изменении направления движения, темпа, скорости бега, длины шага и т.п. Примерами упражнений, соединяющих развитие выносливости и координационных способностей, являются: продолжительный бег с препятствиями или изменениями направления и скорости по сигналу.
Координационные упражнения, в которых гармонически соединены требования к гибкости и координационным способностям, упражнения, выполняемые с предметами (палкой, мячом, обручем), на гимнастической стенке, в парах, элементы акробатики, аэробики, танца и др. 2. Принцип возрастной адекватности педагогических воздействий. Сроки наступления благоприятных периодов развития различных координационных и кондиционных способностей у учащихся массовой и коррекционных школ не совпадают, так как дети с аномалиями развития зачастую отстают в темпах биологического созревания, а также имеют отличный от здоровых детей механизм развития физических способностей. Установлено, что у школьников с нарушением интеллекта большинство сенситивных периодов развития базовых координационных способностей приходится на возрастной диапазон 9—12 лет; у школьников с нарушением речи, слуха на возраст 8—11 лет; у школьников с нарушением зрения — 8—12 лет, т.е. большинство сенситивных периодов развития координационных способностей приходится на возраст 8—12 лет, поэтому целенаправленное их развитие должно осуществляться в младшем и среднем школьном возрасте, при этом ориентироваться нужно не на усредненные, а на индивидуальные показатели, позволяющие определить зоны ближайшего развития для каждого ребенка. 3. Принцип оптимальности педагогических воздействий. Для лиц с ограниченными возможностями этот принцип означает, прежде всего, оптимальную меру воздействия физической нагрузки па организм, стимуляцию адаптационных и компенсаторных процессов. В качестве стимулов выступают физические упражнения, различные по характеру, направленности, координационной сложности, объему, интенсивности, методам организации. Важно, чтобы психофизическая нагрузка не превышала допустимых величин и соответствовала оптимальным реакциям (табл. 1).
Оптимальным режимом для детей с ограниченными возможностями считается психофизическая нагрузка, при которой частота сердечных сокращений (ЧСС) не превышает 150—160 ударов. Если допустимые пределы превышены, то необходимо снизить нагрузку путем увеличения интервалов отдыха, снижения темпа выполняемого задания, условий их выполнения
3. Принцип вариативности педагогических воздействий. Монотонные, неэмоциональные упражнения ухудшают внимание детей, вызывают двигательное беспокойство, смену настроения вплоть до агрессии, спад активности, снижение волевого контроля, что обусловлено особенностями реакции ЦНС, имеющей дефектную основу. Вариативность методов и методических приемов, включение игрового компонента, музыкальное сопровождение, быстрота переключения, дробность заданий, импровизация, изменение внешних условий и т.п. создают благоприятный эмоциональный фон на занятии, что позволяет решать в доступном объеме задачи развития физических способностей. Приоритетная роль в этом процессе принадлежит подвижным играм. Различные игровые ситуации вынуждают ребенка быстро изменять характер и направление движений, проявлять разную степень усилия, ориентироваться в пространстве, стремительно убегать или замедлять темп движений, переносить груз, точно отмерять расстояние, попадать в цель и т.п. в оздоровительных занятиях подростков подвижные игры должны занимать до 60% времени. А в специально организованных рекреативных занятиях умственно отсталых школьников они занимают все 100%, вызывая неизменный интерес и желание играть.
Подвижные игры подбираются с учетом основного дефекта, вторичных отклонений, реальных психических и физических возможностей занимающихся.
4. Принцип диагностики уровня развития физических способностей. Группы занимающихся в силу разнообразных патологических нарушений не могут быть однородными и стабильными, что затрудняет дифференцированный и индивидуальный подход к нормированию педагогических воздействий. Клинических, нейрофизиологических, психологических показателей недостаточно, чтобы определять оптимальные величины дозирования физической нагрузки. Методической основой управления процессом индивидуальной физической подготовленности лиц с ограниченными возможностями является диагностика физического развития, вторичных нарушений, проявляющихся в различных локомоциях, координационных и кондиционных способностей. Измерение параметров физического развития (длины, массы тела, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких, состояния осанки, голеностопных суставов), оценка координационных способностей (точности дифференцировки усилий, пространства, времени, равновесия, расслабления, способности усвоения ритма и др.) кондиционных способностей (силы, быстроты, выносливости, ловкости), показателей развития основных движений (ходьбы, бега, прыжков, метаний) дает информацию о состоянии сохранных функций, индивидуальных потенциальных возможностей организма. Динамическая диагностика позволяет выявить сенситивные периоды, зоны ближайшего развития, планировать программы комплексного развития физических способностей, выбирать оптимальные пути коррекции и компенсации двигательных нарушений. Контрольные вопросы и задания 1. Перечислите основные принципы развития физических качеств. 2. Раскройте сущность принципа сопряженного развития координационных и кондиционных физических способностей.
3. В чем проявляется принцип возрастной адекватности педагогических воздействий? 4. Дайте характеристику принципа оптимальности педагогических воздействий в адаптивной физической культуре. 5. Сущность принципа вариативности педагогических воздействий. 6. Раскройте значение принципа диагностики уровня развития физических способностей в адаптивной физической культуре. 7. Перечислите основные закономерности развития физических качеств в адаптивной физической культуре. 8. Какой ведущий фактор развития физических способностей? 9. В чем особенности единства и взаимосвязи между двигательными умениями и физическими способностями? 10.Раскройте взаимосвязь между физическими способностями и двигательными режимами. 11.В чем проявляется сущность этапности развития физических способностей? 12.Неравномерность и гетерохронность развития физических качеств занимающихся в адаптивной физической культуре - важная закономерность педагогического процесса. 13.Проиллюстрируйте на примере закономерность переноса физических качеств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|