Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы развития физических способностей.




Когда говорят о принципах развития физических способностей, то имеют в виду построение системы физической нагрузки, ее объема, интенсивности, распределения во времени, прогнозирования и дос­тижения конкретных результатов педагогического воздействия за счет изменения функционального состояния человека.

В адаптивной физи­ческой культуре могут быть применены не все принципы. Например, только в адаптивном спорте и реабилитации лиц после ампутации и спинальных травм реализуется такой принцип, как предельное и мак­симальное наращивание физической нагрузки. При этом в каждом виде спорта есть свои нормы и ограничения, связанные с медицинскими противопоказаниями.

В системе адаптивного физического воспитания первостепенной задачей является обеспечение моторной деятельнос­ти, активизирующей коррекцию и компенсацию двигательных нару­шений, в процессе которой и развиваются физические способности.

Поэтому главная особенность всех видов адаптивной физической куль­туры состоит втом, что каждое упражнений и нагрузка в целом несут коррекционную направленность, а их многократное повторение - раз­вивающую.

1. Принцип сопряженного развития координационных и кондицион­ных физических способностей.

Кондиционные способности: Ø силовые; Ø скоростные; Ø гибкость; Ø выносливость;   Сенсорные способности: Ø способность к дифференцированию различных параметров движения; Ø способность к ориентированию в пространстве; Ø способность к равновесию; Ø способность точно определять параметры движения; Ø способность к управлению временем двигательной реакции; Ø способность к рациональному расслаблению мышц; Ø способность точно и быстро воспринимать и перерабатывать информацию и адекватно реагировать в процессе двигательной деятельности;   Психодинамические способности:   Ø способность точно и быстро воспринимать и перерабатывать информацию и адекватно реагировать в процессе двигательной деятельности;  

 

Исследования, проведенные в специальных образовательных уч­реждениях детей с нарушением речи, зрения, слуха, интеллекта, сви­детельствуют о том, что наиболее серьезные отклонения моторики распространяются на сферу координационных проявлений - эти отклонения являются одной из главных причин, затрудняющих формирование двигательных умений, развитие физи­ческих способностей. Неблагоприятные показатели общефизического статуса учащихся, вторичные отклонения в развитии соматической и двигательной сферы, нарушение гармонии в физическом развитии ха­рактерны для всех типов аномалий.

При проведении занятий необходимо учитывать одно из главных ме­тодических положений: оптимальное сочетание координационных упраж­нений с направленным развитием физических качеств.

Для сопряженного воздействия на координационные и кондиционные физические способности приме­няются в различных сочетаниях обще- и специально-подготовительные координационные упражнения. Примеры соединения силовых, скоростно-силовых и координационных способностей: метание мяча (правой, левой рукой) на расстояние; чередование метаний (бросков в цель) при использова­нии снарядов (мячей) разной массы; прыжки в длину или вверх с полную силу, в 1\2, 1\3 силы и т.д.

Варианты соединения скоростных и координационных способностей: чередование бега с максимальной ско­ростью на короткие отрезки с бегом со скоростью 30-70% от макси­мальной (с обязательным определением времени пробегания отрезка самим учащимся и коррекцией бега педагогом); чередование пробегания равных отрезков по прямой с преодолением их при изменении направле­ния движения, темпа, скорости бега, длины шага и т.п. Примерами уп­ражнений, соединяющих развитие выносливости и координационных спо­собностей, являются: продолжительный бег с препятствиями или изме­нениями направления и скорости по сигналу.

 

Координационные упраж­нения, в которых гармонически соединены требования к гибкости и ко­ординационным способностям, упражнения, выполняемые с предмета­ми (палкой, мячом, обручем), на гимнастической стенке, в парах, эле­менты акробатики, аэробики, танца и др.

2. Принцип возрастной адекватности педагогических воздействий.

Сроки наступления благоприятных периодов развития различных ко­ординационных и кондиционных способностей у учащихся массовой и коррекционных школ не совпадают, так как дети с аномалиями развития зачастую отстают в темпах биологического созревания, а также имеют отличный от здоровых детей механизм развития физических способностей.

Установлено, что у школьников с нарушени­ем интеллекта большинство сенситивных периодов развития базовых координационных способностей приходится на возрастной диапазон 9—12 лет;

у школьников с нарушением речи, слуха на возраст 8—11 лет;

у школьников с нарушением зрения — 8—12 лет, т.е. большинство сен­ситивных периодов развития координационных способностей приходится на возраст 8—12 лет, поэтому целенаправленное их развитие должно осуществляться в младшем и среднем школьном возрасте, при этом ориентироваться нужно не на усредненные, а на индивидуальные по­казатели, позволяющие определить зоны ближайшего развития для каж­дого ребенка.

3. Принцип оптимальности педагогических воздействий.

Для лиц с ограниченными возможностями этот принцип означает, прежде всего, оптимальную меру воздействия физической нагрузки па организм, стимуляцию адаптационных и компенсаторных процессов. В качестве стимулов выступают физические упражнения, различные по характеру, направленности, координационной сложности, объему, интенсивности, методам организации. Важно, чтобы психофизическая нагрузка не превышала допустимых величин и соответствовала опти­мальным реакциям (табл. 1).

Оптимальным режимом для детей с ограниченными возможностя­ми считается психофизическая нагрузка, при которой частота сердечных сокращений (ЧСС) не превышает 150—160 ударов. Если допустимые пределы превышены, то необходимо снизить нагрузку путем увеличе­ния интервалов отдыха, снижения темпа выполняемого задания, усло­вий их выполнения

 

 

Признаки Степень момления
1 (допустимая) 2 (требующая снижения нагрузки)
Нервная система (поведенческие реакции) Лицо спокойное; несколько возбужден; снижено внимание Выражение лица напряженное; ребенок сильно возбужден; без толку суетлив (кричит, вступает в конфликт с другими учениками), значительно отвлекается или же вялый (пассивный)
Движения Бодрые; четкое выполнение задании Неуверенные; нечеткое выполнение заданий, добавочные движения
Окраска кожи лица и видимых слизистых оболочек Небольшое покраснение кожи Значительное покраснение или побледнение кожи, побледнение, небольшая синюшность слизистых оболочек
Потливость Небольшая Вы саженная, преимущественно лица
Дыхание Без изменений или слегка учащенное (на 5-8 в мин) Учащенное (на 10-15 в мин)
Пульс 11ссколько учащенный (на 15-20% от возрастной нормы), ритмичный Учащенный (на 30-50% от возрастной нормы), аритмичный
Самочувствие Отсутствие жалоб Жалобы на усталость, боль в мышцах, сердцебиение, нежелание продолжить занятия

 

3. Принцип вариативности педагогических воздействий.

Монотонные, неэмоциональные упражнения ухудшают внимание детей, вызывают двигательное беспокойство, смену настроения вплоть до агрессии, спад активности, снижение волевого контроля, что обус­ловлено особенностями реакции ЦНС, имеющей дефектную основу.

Вариативность методов и методических приемов, включение игро­вого компонента, музыкальное сопровождение, быстрота переключе­ния, дробность заданий, импровизация, изменение внешних условий и т.п. создают благоприятный эмоциональный фон на занятии, что по­зволяет решать в доступном объеме задачи развития физических спо­собностей. Приоритетная роль в этом процессе принадлежит подвиж­ным играм. Различные игровые ситуации вынуждают ребенка быстро изменять характер и направление движений, проявлять разную степень усилия, ориентироваться в пространстве, стремительно убегать или за­медлять темп движений, переносить груз, точно отмерять расстояние, попадать в цель и т.п. в оздоровительных занятиях подро­стков подвижные игры должны занимать до 60% времени. А в специаль­но организованных рекреативных занятиях умственно отсталых школь­ников они занимают все 100%, вызывая неизменный интерес и жела­ние играть.

Подвижные игры подбираются с учетом основного дефекта, вто­ричных отклонений, реальных психических и физических возможнос­тей занимающихся.

 

4. Принцип диагностики уровня развития физических способностей.

Группы занимающихся в силу разнообразных патологических нару­шений не могут быть однородными и стабильными, что затрудняет дифференцированный и индивидуальный подход к нормированию пе­дагогических воздействий. Клинических, нейрофизиологических, пси­хологических показателей недостаточно, чтобы определять оптималь­ные величины дозирования физической нагрузки.

Методической основой управления процессом индивидуальной фи­зической подготовленности лиц с ограниченными возможностями яв­ляется диагностика физического развития, вторичных нарушений, про­являющихся в различных локомоциях, координационных и кондици­онных способностей. Измерение параметров физического развития (дли­ны, массы тела, окружности грудной клетки, жизненной емкости лег­ких, состояния осанки, голеностопных суставов), оценка координаци­онных способностей (точности дифференцировки усилий, пространства, времени, равновесия, расслабления, способности усвоения ритма и др.) кондиционных способностей (силы, быстроты, выносливости, ловкости), показателей развития основных движений (ходьбы, бега, прыж­ков, метаний) дает информацию о состоянии сохранных функций, ин­дивидуальных потенциальных возможностей организма.

Динамическая диагностика позволяет выявить сенситивные перио­ды, зоны ближайшего развития, планировать программы комплексно­го развития физических способностей, выбирать оптимальные пути кор­рекции и компенсации двигательных нарушений.

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите основные принципы развития физических качеств.

2. Раскройте сущность принципа сопряженного развития координа­ционных и кондиционных физических способностей.

3. В чем проявляется принцип возрастной адекватности педагоги­ческих воздействий?

4. Дайте характеристику принципа оптимальности педагогических воздействий в адаптивной физической культуре.

5. Сущность принципа вариативности педагогических воздействий.

6. Раскройте значение принципа диагностики уровня развития фи­зических способностей в адаптивной физической культуре.

7. Перечислите основные закономерности развития физических ка­честв в адаптивной физической культуре.

8. Какой ведущий фактор развития физических способностей?

9. В чем особенности единства и взаимосвязи между двигательными умениями и физическими способностями?

10.Раскройте взаимосвязь между физическими способностями и дви­гательными режимами.

11.В чем проявляется сущность этапности развития физических спо­собностей?

12.Неравномерность и гетерохронность развития физических качеств занимающихся в адаптивной физической культуре - важная законо­мерность педагогического процесса.

13.Проиллюстрируйте на примере закономерность переноса физи­ческих качеств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...