Новые взгляды на творческие способности
Стр 1 из 19Следующая ⇒ Мерили Зденек Развитие правого полушария
Лишь около 10 процентов людей на земле сбалансировано используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют творческий потенциал правого. Данная книга поможет развить и научится пользоваться возможностями правого полушария головного мозга.
Содержание
Часть I. Теория
Предисловие 1. Возможности интеллекта Приглашение Три вопроса Несколько предупреждений 2. Творчество и интуиция Что значит мыслить творчески Развенчивая старые мифы Начало Что показали исследования Новые взгляды на творческие способности Сферы специализации левого полушария Сферы специализации правого полушария Остальные пять процентов Развитие полушарий головного мозга Идеальное партнерство Когда полушария враждуют Гипотетический случай Реабилитация мозга Древние знания Противоречия 3. Ключ к повышению творческих способностей Введение Категория 1. «Отключение» левого полушария Категория 2. Тренировка биологической обратной связи Категория 3. Направляемое зрительное воображение Категория 4. Переходные объекты Категория 5. Писание «другой» рукой Категория 6. Стимуляция чувств Категория 7. Фантазия Категория 8. Работа со сновидениями Категория 9. Свободные ассоциации Категория 10. Дары правого полушария мозга Категория 11. Утверждения Два условия для достижения успеха
Часть III. Практика. Ваша персональная программа
Введение. Как использовать персональную программу День 1 Диаграмма осознания и оценки состояния Что левое полушарие вашего мозга «думает» о вас
1. Мандала №1 2. Классическое начало 3. В далеком лесу 4. Вы можете снова вернуться домой 5. Что правое полушарие вашего мозга «думает» о вас 6. Тренировка ваших чувств 7. Воссоздание 8. Послушаем сновидца Специальные инструкции для работы со сновидениями (дни 1-6) 9. Утренняя мудрость №1 10. Сводная характеристика сознания №1 11. Программирование успеха День 2 1. Мандала №2 2. Цвета сознания 3. Место для вас 4. Мудрость прошлого 5. Синтез целей 6. Необычный способ видеть 7. Отдаленное место, далекое будущее 8. Расшифровка послания 9. Утренняя мудрость №2 10. Сводная характеристика сознания №2 11. Высокая оценка День 3 1. Мандала №3 2. Воображение 3. Избавиться от проблемы 4. Воскрешённый успех 5. Отсрочка вынесения приговора 6. Другой способ слышать 7. Ваша летающая машина 8. Что известно аборигенам 9. Утренняя мудрость №3 10. Сводная характеристика сознания №3 11. Использование подарка День 4 1. Мандала №4 2. Сущность предложения 3. Тайная пещера 4. Пещерные рисунки 5. Навязчивые мысли 6. Необычное восприятие осязательных ощущении 7. Вы - писатель: вот ваш сценарий 8. Скажите «привет» постановщику своих снов 9. Утренняя мудрость №4 10. Сводная характеристика сознания №4 11. Вам принадлежит ответственность День 5 1. Мандала № 5 2. Предложение погрузиться глубже 3. За закрытыми дверями 4. Обращение неудачи в успех 5. Если бы... 6. Необычный способ ощущения вкуса/запаха 7. Далекое место, далекое время 8. Диалог с актерами 9. Утренняя мудрость №5 10. Сводная характеристика сознания № 5 11. Ценность вашего дара День 6 1. Мандала № 6 2. Воображаемый массаж 3. Лестница в прошлое 4. Обратное движение 5. Словесный портрет 6. Необычный способ понимания 7. Путешествие на незнакомую планету 8. Программирование вашего вестника 9. Интерпретация утренней мудрости 10. Сводная характеристика сознания № 6 11. Появляющееся вдохновение
Часть I. Теория
Предисловие
Творческие способности и их связь с правым полушарием головного мозга - объект повышенного интереса не только для ученых, но также для той части обычных людей, которую интересует эффективное применение воображения. Как психиатр и психоаналитик, работающий над исследованием правого полушария, я восхищен программой Мэрили Зденек по повышению творческих способностей, которая основана на достоверных научных фактах. В ходе научных исследований Роджера Сперри, Джозефа Боугена и Майкла Газзанига было установлено, что каждое из полушарий головного мозга по-разному обрабатывает информацию и имеет свои области специализации. Эти открытия привели к тому, что во многих клиниках и экспериментальных лабораториях стала изучаться деятельность каждого из полушарий головного мозга по отдельности. Хирургическое разделение полушарий мозга позволило наблюдать работу, каждого из них в отдельности. В ходе проведенных исследований было установлено, что левое полушарие отвечает за обработку вербальной информации, логическое мышление и видит не лес, а множество деревьев. Правое же полушарие, напротив, специализируется на интуиции, пространственной ориентации, и благодаря ему мы имеем чувство целого, воспринимаем множество деревьев как лес. Кроме восприятия целого, правое полушарие также отвечает и за выражение чувств. В 1970 году мне посчастливилось познакомиться с двенадцатью пациентами доктора Боугена, у которых он посредством хирургического вмешательства разделил головной мозг на два независимых полушария. В течение последних десяти лет я проводил различные исследования этих пациентов доктора Боугена. В ходе исследований я установил, что этим людям крайне редко удается припомнить мечты и фантазии, а когда они иногда припоминают их, оказывается, что эти мечты утилитарны, практически лишены фантазии и привязаны к реальности. Вместе с доктором Боугеном мы установили, что люди, у которых разделены полушария головного мозга, не могут выражать в словах свои чувства и не в состоянии передать другому человеку какие-либо свои мысли, в которых присутствует немного фантазии.
Эти наблюдения подтвердили открытия Боугена, заключающиеся в том, что разделение полушарий головного мозга приводит к снижению творческих способностей. Творческие люди, и в особенности художники, остро нуждаются в том, чтобы между полушариями мозга существовали связи с помощью которых они могли бы взаимодействовать и обмениваться информацией. Мэрили Зденек перевела, результаты научных исследований и наблюдений на язык, полный поэзии и интуиции. В «Развитии правого полушария» она обогатила наше понимание личных возможностей человека, и в особенности возможностей правого полушария головного мозга. Ее интервью с людьми, которые добились выдающихся успехов благодаря активному использованию возможностей правого полушария, обращают наше внимание на его огромный потенциал, которому мы обычно не уделяем должного интереса при психиатрических и психотерапевтических исследованиях. Однако при проведении таких исследований следует сочетать и науку, и искусство. Шестидневная программа Мэрили Зденек включает в себя и древнее искусство медитации, и современные достижения в области расслабления и активизации работы воображения. При составлении своей программы Мэрили Зденек учла достижения Фрейда, Юнга, Уинникотта и некоторых эго-психологов, таких как Эрик Эриксон. Энтузиазм и интуиция автора этой книги заставляют читателя обратить внимание на его собственный творческий потенциал, который зачастую остается невостребованным. Читая эту книгу, мы перестаем недооценивать свой творческий потенциал - такую его оценку навязывает нам левое (логическое) полушарие нашего мозга. Стимулируя работу правого полушария, мы высвобождаем свое воображение, чтобы использовать его силы, которые часто игнорируются нами. Оптимистичный взгляд Мэрили Зденек на возможность полного использования своих способностей для борьбы с несостоятельностью и депрессией представляется мне весьма полезным. Ценность такого взгляда становится особенно очевидной в кабинете психоаналитика, каковым я и являюсь. Эта книга помогает читателю по-новому взглянуть на свои способности и почувствовать себя сильнее в борьбе с жизнью, успешно пройти через, как сказал Бодлер «лес символов» к самоутверждению и полному раскрытию своего потенциала.
Клаус Д. Хоппе, доктор медицины, доктор философии, профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, директор центра научных исследований и продолжения медицинского образования, клиника Хакера.
Возможности интеллекта
Приглашение
Много лет назад босоногий мальчик сидел на стене в Риме и смотрел вниз, на человека, который высекал что-то резцом из глыбы мрамора. «Эй, сеньор, - крикнул мальчишка этому человеку. -- Зачем вы стучите по этому камню?» Микеланджело взглянул вверх и крикнул в ответ, «Потому что там внутри ангел, и он хочет выбраться наружу?» Какой блестящий пример необычного восприятия процесса творчества! Мы часто думаем о творчестве как об осознанном выражении идей. Микеланджело же относился к созданию скульптуры иначе. Он хотел освободить ангела, который заключен в глыбе камня и не выберется на свободу, пока процесс создания скульптуры не будет завершен. Книга «Развитие правого полушария» призвана стать для вас и вашего творческого мышления тем же, чем стало новое отношение к творческому процессу для Микеланджело и его ангела. Быть может, ваш «ангел» не столь гениален, как ангел Микеланджело, но мы всё равно сможем по-новому подойти к процессу творчества. Мы можем освободить ангела, ведь всё в наших руках! Почти все люди хотят увеличить свой творческий потенциал. Но многие считают, что писатели, композиторы, художники, дизайнеры и другие творческие люди обладают особенными способностями к творчеству, которых лишены остальные смертные. Однако эта точка зрения не совсем правильна. Художник живет в каждом из нас. Силы воображения дремлют в отдаленных уголках нашего сознания; многие не обращают на них должного внимания или попросту их игнорируют. Цель этой книги - увеличить ваши творческие способности и повысить эффективность вашей работы. Когда вы научитесь использовать огромные потенциальные возможности правого полушария мозга, вам станет легче решать сложные проблемы, с которыми вы сталкиваетесь в повседневной жизни. У девяноста пяти процентов людей обработкой вербальной информации занимается левое полушарие. Оно «знает», как действовать логично и всё анализировать, но оно никоим образом не связано с работой интуиции и воображения. И интуиция, и воображение - это сферы, на которых специализируется правое полушарие.
В нашем обществе логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие, весьма ценят, а на интуицию и образное мышление, курируемые правым полушарием, не обращают особого внимания. У значительной части взрослого населения такая функция правого полушария, как воображение, практически не используется - взрослые разучились мечтать и фантазировать. Однако с помощью специальных упражнений можно развить скрытые возможности правого полушария, в частности воображение. О громадных возможностях правого полушария я впервые узнала двадцать пять лет назад от литературного критика «Лос-Анджелес Тайме» Роберта Кирша. Он использовал специфические приемы для увеличения эффективности своей и без того продуктивной работы и предложил мне попробовать эти же приемы. Честно говоря, мне было жаль терять время на выполнение каких-то упражнений, которые казались мне слишком простыми и несерьезными, чтобы существенно повысить эффективность моей работы. Но из любопытства я решила попробовать. К моему великому удивлению, некоторые из его приемов подействовали прекрасно. Я была просто поражена результатами и начала модифицировать приемы Роберта Кирша, создавать новые упражнения и формировать из них своеобразную программу для развития правого полушария головного мозга. С 1970 года я провела множество исследований и наблюдений, а разработав серию упражнений для стимуляции работы правого полушария мозга и, проверив ее эффективность на своих студентах, была просто поражена результатами. Я даже не ожидала такого успеха. Особенно меня поразило то, насколько быстро протекает процесс развития творческого мышления. Буквально в течение нескольких часов барьеры, мешавшие творческому мышлению, были сломаны, и воображение заработало. Я увидела «освобожденных ангелов» там, где раньше видела простой камень. Некоторые из предлагаемых вашему вниманию упражнений уходят своими корнями в глубокую древность. История техники медитации и йоги насчитывает несколько тысячелетий. Другие упражнения были разработаны психиатрами и психоаналитиками совсем недавно, во время исследований биологической обратной связи (БОС). Некоторые же базируются на оригинальных предложениях Роберта Кирша. Многие упражнения я разработала специально для этой программы.
Три вопроса
На всех моих семинарах аудитория обычно хотела знать ответы на следующие три вопроса: 1. Что является научной основой книги «Развитие правого полушария»? 2. Как используют приемы для развития правого полушария люди, которым всё удается? 3. Что изменится в моей жизни после выполнения серии этих упражнений? С учетом этих вопросов моя книга состоит из трех частей. Ответы на них ведут вас от интеллектуального понимания функций правого полушария к наблюдению процесса функционального развития правого полушария и, наконец, к выполнению самой программы. Первая часть этой книги объясняет, какую роль играет правое полушарие головного мозга в процессе творчества. Старые мифы о неуловимости и призрачности творческих способностей развеяны новыми научными открытиями. Понимание различий между функциями полушарий головного мозга является первым шагом в процессе стимулирования работы неразвитого правого полушария. Целью этой книги не является развитие правого полушария только ради самого развития. Развивать правое полушарие необходимо для того, чтобы между обоими полушариями сохранялся баланс, обеспечивающий наиболее эффективную работу. Если вам удастся установить такой баланс, то ваша работа будет намного продуктивнее. В первой части книги вы также познакомитесь с одиннадцатью категориями упражнений, которые я разработала для стимуляции работы правого полушария мозга. Для развития творческих способностей и увеличения эффективности работы эту программу использовали люди самых разных профессий. Содержащиеся в ней упражнения помогли этим людям добиться успеха в различных областях человеческой деятельности. Восемь выдающихся мужчин и женщин согласились дать мне интервью и высказали в них свои соображения относительно процесса творчества. Это писатели Рэй Брэдбери и Барбара Голдсмит, карикатурист Чарльз Шульц, артист Стив Аллен, секретный агент Иб Мельхиор, профессор Стэнфордского университета Роберт Макким, дизайнер Клео Бальдон и танцовщица и хореограф Мардж Чэмпион. Эти интервью помогают понять, как творческие люди используют в своей работе потенциальные возможности правого полушария мозга. Личные приемы стимулирования работы воображения вместе с интервью содержатся во второй части книги. В следующей же части книги изложена сама программа развития правого полушария. Шестьдесят семь упражнений, разбитые на одиннадцать категорий, помогут вам понять, насколько велик ваш творческий потенциал (в частности, воображение) и как его можно использовать. Вы будете поражены разнообразием упражнений и возможностей их применения в реальной жизни. Все упражнения чрезвычайно эффективны. Если вы хотите развить творческие способности и увеличить эффективность своей работы, если вы хотите научиться легко решать сложные проблемы, то именно приведенные упражнения помогут вам достичь этих целей. Книга «Развитие правого полушария» построена как ваше личное учебное пособие. Если бы вы были моим клиентом, то я бы сказала, что нам нужно работать в течение шести дней по два часа в день. Когда вы будете выполнять эту программу - не торопитесь! Также, пожалуйста, не забывайте, что упражнения имеют кумулятивный эффект, и поэтому результаты будут лучше, если вы будете выполнять упражнения последовательно в течение шести дней без перерывов. Если у вас хорошо развиты интуиция и воображение, то вы почувствуете результат после выполнения нескольких упражнений. Если же интуиция и воображение у вас развиты плохо, то результат вы почувствуете через несколько дней. Используя эти упражнения, вы научитесь легко активизировать свои творческие способности; вы сумеете самостоятельно входить в состояние творческого подъема.
Несколько предупреждений
Правое полушарие мозга, однако, не является местом обитания только лишь ангелов и муз - в нем также живут и драконы. Попадая в эту загадочную область интеллекта, вы рискуете столкнуться со страшными драконами, которые охраняют сон муз. Поэтому не лишним будет кое о чем вас предупредить. Драконы часто дышат огнем и могут быть опасными в том случае, если у нас нет никакой защиты. Бывают периоды, когда, никому из нас не следует пытаться попасть в подсознание. Я не советовала бы вам выполнять упражнения для развития правого полушария тогда, когда вы находитесь в состоянии сильного эмоционального возбуждения. Следует также напомнить, что некоторым людям вообще не стоит пытаться проникнуть в подсознание без консультации врача. Вы должны знать, к чему вы предрасположены, и в зависимости от этого принимать решение. К примеру, если вы склонны к нервным расстройствам, то вам лучше не использовать эти упражнения, или (по крайней мере) в этом случае вам следует посоветоваться с психиатром. Когда вы будете принимать решение, учитывайте «мнения» обоих полушарий мозга. Не верьте людям, которые говорят, что существует только один способ проникновения в подсознание. Есть люди, которые в течение нескольких лет занимались развитием правого полушария, но их приемы не имеют ничего общего с теми упражнениями, которые предлагаются вашему вниманию в этой книге. Возможно, у некоторых людей есть свои собственные приемы, помогающие им проникать в область подсознания. Не исключено, что эти приемы они выработали неосознанно; может быть, они вообще не подозревают о том, что используют для этого какие-то приемы. Если вы - один из тех, кто занимается творческой деятельностью, и ваша работа отличается высокой продуктивностью, то вы явно используете какие-то свои способы для вовлечения вашего подсознания в процесс творчества. Я надеюсь, что в этой книге вы найдете приемы, которые пополнят связку «ключей», открывающих дверь в подсознание. У каждого есть свои приемы для повышения продуктивности работы, но все упражнения, приведенные в этой книге, были разработаны для того, чтобы помочь вам работать с максимальной продуктивностью, на которую вы способны. Выполняя эти упражнения, вы научитесь легко повышать эффективность вашей работы, а это, без сомнения, весьма важно. Некоторые из вас наверняка испытывали периоды творческого подъема, которые сопровождались чувством экстаза. И большинство из нас относятся к этому как к мистическому, загадочному процессу, который нельзя понять и которым тем более нельзя управлять. Писатели, и в особенности поэты, объясняют эти периоды творческого подъема посещениями музы. Муза - это мифическое существо, живущее где-то на небесах и являющееся творцам для того, чтобы подсказать блестящие мысли и, в частности, бесподобные рифмы и метафоры. Но это лишь красивая сказка. Муза живет внутри нас. Она вдохновляет не только писателей и художников, но и ученых, и бизнесменов, и домохозяек. Эта муза является частью нашей личности, и она обладает всеми потенциальными возможностями подсознания. Можно сказать, что муза живет в правом полушарии мозга, и только наше пренебрежительное отношение к возможностям правого полушария мешает ей «выйти наружу». Но муза - ваш друг и помощник в труде. Эта книга поможет вам подобрать ключ к жилищу музы, а все остальное зависит от вас самих.
Творчество и интуиция
Что значит мыслить творчески
Несколько лет назад мне пришлось работать над пьесой. Я уединилась на целый месяц для того, чтобы заниматься только работой, ни на что не отвлекаясь. К моему удивлению, мне понравилось работать целые сутки, выделяя время на еду и сон тогда, когда это было совершенно необходимо. Когда работа шла хорошо, когда мне казалось, что слова сами ложатся на бумагу, когда главная героиня и ее переживания были мне так близки, что я чувствовала, как ее слезы увлажняют мои глаза, - тогда я поняла, что во мне произошли какие-то физиологические изменения. Мне казалось, что цвета стали ярче, знакомая музыка стала новой, я находила в ней совершенно новые нюансы, которых раньше просто не замечала. У меня не было аппетита, а все чувства были обострены. Возможно, единственным словом, которое может приблизительно описать охватившее меня состояние, является восторг. Чувства настолько переполняли меня, что мне было трудно их сдерживать, они рождали какие-то интуитивные подсказки, которые потом складывались в осознанные идеи. Позже, когда я думала о том состоянии небывалого творческого подъема и анализировала свои чувства, я была озадачена физиологическими изменениями. Я помнила чувство переполненности, я чувствовала, что взлетела на такую высоту, на которую мне раньше никогда не удавалось подняться. Позже я вспомнила шутки с том, что писатели просто сумасшедшие и что их творения являются продуктом работы больного сознания. Сейчас мне интересно было узнать: испытывают ли другие то же, что тогда ощущала я, или же эти чувства уникальны и никто, кроме меня, их не испытывал. Я успокоилась, когда прочитала «Мужество творить» Ролло Мэй; в этой книге описывались чувства, похожие на испытанные мной, причем люди переживали эти ощущения в периоды напряженной творческой работы. Оказалось, что подобные ощущения свойственны поэтам, писателям, ученым и другим творческим людям, которые напряженно работают над какой-либо проблемой. Мне вообще кажется, что такие ощущения бывают и у любого человека, если он хоть раз осмелился проникнуть в область вопросов, ответы на которые может дать только лишь мудрость подсознания. Если вам удастся почувствовать внутреннюю дрожь ожидания в процессе творчества, то постарайтесь внимательно прислушаться к своим чувствам и получить от них удовольствие. Попробуйте запомнить это ощущение - его, как редкий подарок, иногда посылает нам правое полушарие нашего мозга. Из-за потрясающей силы этих ощущений бывает трудно поверить, что источник этих чувств находится в нас самих, а не является даром богов или результатом посещения музы. Упоминания о творческом экстазе часто встречаются в литературе. В основном о нем пишут поэты и философы, но в это состояние могут попадать все, чья работа в той или иной степени связана с интуицией. Физик Алан Лайтмэн вспоминает: «Мое первое соприкосновение с возможностью заниматься наукой при помощи правого полушария, с творческим экстазом произошло десять лет назад, когда я был студентом последнего курса... Некоторые люди пытаются описать такое ощущение следующим образом: «Мне казалось, что мои чувства воспарили ввысь, в то время как все остальное упало вниз». Мне же кажется: то, что я испытывал, лучше описывает следующее сравнение. Предположим, ты плывешь на лодке, и при этом дует сильный, почти ураганный ветер. Обычно корпус лодки постоянно находится в воде, и это существенно снижает скорость. Когда же сильнейший порыв ветра подхватывает лодку, то она на какое-то время словно выпрыгивает из воды; в такой момент сила трения практически сводится к нулю, и это вызывает чувство полета. Подобное ощущение мне удалось испытать всего несколько раз за всю мою научную жизнь. И каждый раз оно длилось всего несколько секунд. Эйнштейну же и Дарвину, наверное, удавалось пребывать в таком состоянии в течение нескольких часов подряд. Я уверен, что весь мой многолетний кропотливый труд за письменным столом стоит тех кратких мгновений творческого восторга, которые мне удалось испытать. Мне кажется, что я отдал бы за них гораздо больше».
Развенчивая старые мифы
С древних времен люди верили мифу о том, что творческое вдохновение снисходит на человека свыше, что оно является божественным даром. Даже в наши дни многие творческие люди считают свое вдохновение чем-то мистическим. Они уверены, что вдохновение посещает их лишь время от времени, и что они никоим образом не могут им управлять, потому что оно не поддается никакому контролю. Ниже приводятся примеры того, что думают известные писатели о вдохновении. Джозеф Хеллер: «Я не понимаю сущность процесса работы воображения, не знаю, с чем связано моё вдохновение, но я знаю, что полностью от него завишу. Мне кажется, что идеи витают вокруг меня в пространстве и время от времени спускаются ко мне. Они могут приходить. А сам я их создавать не могу.» Джеймс Дикки: «Когда я пишу, я чувствую какое-то сумасшествие... Я не знаю, что это такое и с чем это связано...» Джоан Дидион: «Процесс создания произведения остается для меня совершенной загадкой...» Эрика Йонг: «Я не знаю, откуда в моем сознании возникает первая строчка, которую я потом напишу. Я понятия не имею, кто мне ее подсказывает. Может быть, это муза. Кстати говоря, я действительно верю в музу.» Гор Видал: «Я никогда не знаю, что произойдет в следующий момент... это весьма странно, не правда ли?» Похоже, что писатели, как, впрочем, и остальные люди, не могут по собственному желанию активизировать свои творческие способности. Они никак не могут объяснить творческий подъем и периоды отсутствия вдохновения, когда не удается написать ни одной стоящей строчки. За последние несколько лет наше понимание процесса творчества и творческих способностей претерпело такие значительные изменения, что даже старые мифы видятся нам в новом свете. Многие теперь поверили в то, что они не зависят от капризов ветреной музы. Теперь они поняли, что идеи носятся не в воздухе, а в голове. Нужно только научиться ловить их. Многие научились верить в большие возможности подсознания и активизировать его для участия в процессе творчества.
Начало
Письменный стол, за которым я работаю, весь завален медицинскими журналами и научными статьями. В стороне лежат записи моих бесед с нейрохирургами, психиатрами и психобиологами. А стопки книг по интересующему меня вопросу возвышаются с обеих сторон стола, образуя как бы стены, которые защищают мое рабочее место. Неважно, какую из этих книг я открываю и на какой странице, но мне постоянно встречаются три имени: Сперри, Боуген и Газзанига. Роджер Сперри - это психобиолог из Калифорнийского технологического института. В 1981 году он стал Нобелевским лауреатом в области физиологии и медицины. Эта престижная премия была присуждена ему за исследования функций разделенных полушарий головного мозга. Под руководством Сперра его студент Майкл Газзанига осуществил тестирование пациентов; нейрохирург Джозеф Боуген -провел нейрологические тесты и вместе с Филиппом Фогелем впервые провел операцию по разделению полушарий головного мозга. Эти люди, а также многие другие, кто работал вместе с ними, впервые установили, в чем заключаются различия между левым и правым полушариями головного мозга. Вообще исследования, связанные с разделением полушарий головного мозга человека, велись в Калифорнийском технологическом институте с 1960 года, а опыты на животных ставились еще в пятидесятые годы. Однажды предоставилась возможность провести опыты и на, человеке. В. Дж. был солдатом во время Второй мировой войны. Приземлившись с парашютом во вражеский тыл, он попал в плен. Его поместили в лагерь для военнопленных, где ему был нанесен страшный удар по голове прикладом винтовки. В результате этого удара он получил серьезнейшую черепно-мозговую травму, и у него начались припадки - жуткие судороги, которые сделали невозможной нормальную жизнь. Врачам не удавалось хоть как-то облегчить страдания В. Дж. от приобретенной эпилепсии, и они решили, что он будет первым пациентом, кому посредством хирургического вмешательства разделят полушария головного мозга. Идея состояла в следующем: нейрохирурги разрежут corрus callosum - сплетение нервных тканей, которое соединяет правое и левое полушария головного мозга и по которому судороги (точнее, нежелательное нервное возбуждение, вызывающее судороги) В. Дж. переходят из одного полушария в другое, а, следовательно, из одной части тела в другую. Таким образов полушария будут изолированы друг от друга, и если» судорога инициируется в одном полушарии, то она не сможет распространиться на другое. Благодаря этому боли во время припадков станут менее жестокими, и дальше пациента можно будет лечить с помощью медикаментов. Врачи думали, что если все пройдет успешно, то страдания В. Дж. уменьшатся. Операция удалась, и вскоре еще один пациент, а потом и еще десять перенесли эту операцию. После операции этих пациентов долгое время обследовали для того, чтобы выявить последствия.
Что показали исследования
В ходе проведенных исследований было установлено, что через соrpus callosum информация поступает из одного полушария мозга в другое. Когда же соrрus сallosum разрезали, полушария мозга потеряли возможность сообщаться друг с другом. Можно сказать, что у каждого человека функционируют два мозга, и без помощи соrрus сallosum один из них не может знать, что происходит в другом. Изучая полушария в отдельности, исследователи получили возможность определить, за что отвечает каждое из них. В ходе тщательного изучения ученые установили, какие задачи решает право-полушарие, а какие - левое. В приложении рассказывается о процедурах, с помощью которых проводилось изучение функций головного мозга. Итак, исследователи установили, что каждое полушарие головного мозга имеет свою область специализации и обрабатывает информацию своим собственным способом. Проведенные исследования помогли выяснить, что соrрus сallosum позволяет обоим полушариям работать вместе, однако при выполнении определенных задач одно из полушарий доминирует над другим в зависимости от характера решаемой задачи.
Новые взгляды на творческие способности
Из трех ученых, работавших над хирургическим разделением полушарий мозга и совершивших революцию в области знаний о головном мозге и выполняемых им функциях, только Джозеф Боуген посвятил себя работе по изучению творческих способностей и самого процесса, творчества. В настоящее время еще примерно дюжина учёных работает над изучением процесса творчества. У девяноста пяти процентов людей левое полушарие отвечает за запоминание имен, арифметические операции, фиксирование времени и выполняет многие другие функции; оно работает логично и прямолинейно. Правое же полушарие более загадочно. В нем рождаются метафоры и чувства. Мечты и фантазии, работа воображения в целом - это также одна из функций правого полушария. Когда художник инстинктивно чувствует цветовую гамму, необходимую для создания именно этой его картины, когда музыкант импровизирует на концерте, отклоняясь от основной темы, когда писатель буквально слышит, что говорят его герои, - это работает правое полушарие мозга. Зародыш страсти и творчества таится именно в правом полушарии. Мы живем в обществе, в котором больше ценится логическое мышление, а люди с доминированием левого полушария добиваются большего успеха. Ребенок с доминирующим левым полушарием, который успешно выполняет арифметические действия, старательно учит уроки и отличается прилежностью, получает в школе отличные оценки. А ребенок с доминирующим правым полушарием, который предпочитает мечтать, глядя на облака, или сочинять разные истории вместо того, чтобы учить уроки, считается плохим учеником, потому что его стремления не поощряются нашим обществом. Дети с раннего детства замечают, что следование общепринятым нормам поощряется больше, чем творчество. Как известно, мышцы атрофируются, если им в течение длительного времени не давать нагрузки. Точно так же ослабевают и способности правого полушария, если их не использовать. Однако ослабление способностей не означает, что их невозможно восстановить, и первый шаг на пути к восстановлению способностей правого творческого полушария - ознакомиться с тем, чего следует ожидать от каждого из двух полушарий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|