Половые различия. Развитие игровой деятельности ребенка. По мнению М. В. Осориной, в стремлении мальчиков подвергать предметы разнообразным испытаниям – поджигать, бить, плавить, «значимым для мальчиков моментом оказывается ощущение собственной власти на
Половые различия Во взаимодействии детей с предметами окружающего мира имеются определенные различия между мальчиками и девочками. У девочек выражено стремление поставить предмет или обломок предмета себе «на службу», «приспособить их качества к своим целям» (М. В. Осорина). Они в большей мере стараются сохранить, сберечь. В их личном окружении, играх, манипуляциях с объектами важна эстетика, «организация красивого целого из элементов». Мальчикам же больше свойственна аналитичность, стремление подвергнуть найденный предмет разнообразным испытаниям – огнем, ударом. Огонь и взрывы вообще чрезвычайно привлекательны для мальчиков. Поджигать, плавить, производить сильный шум, звон, грохот – привилегия мальчиков.
По мнению М. В. Осориной, в стремлении мальчиков подвергать предметы разнообразным испытаниям – поджигать, бить, плавить, «значимым для мальчиков моментом оказывается ощущение собственной власти над веществом предметного мира и одновременное раскрытие тайных сил материи». Хотя это, по-видимому, не единственная трактовка данного феномена, который можно истолковать и несколько иначе. Например, так. Одной из ведущих потребностей детей (как и взрослых) является самоутверждение и завоевание как можно более высокого статуса в группе. У мальчиков этого возраста средством достижения высокого статуса помимо ловкости и сообразительности является физическая сила и вообще способность воздействовать. Отождествляя себя с грохотом взрыва, неукротимым жаром огня, которые произвел мальчик, он оповещает окружающих о своем всемогуществе и необходимости подчиниться ему так же, как подчиняется ему вещь. Что-то похожее Джейн ван Лавик-Гудолл наблюдала у шимпанзе, когда молодой самец завоевал место вожака благодаря тому, что он научился издавать грохот с помощью пустых консервных банок.
Развитие игровой деятельности ребенка
Если дошкольника в подвижных играх больше интересовал сам по себе процесс движения, то в младшем школьном возрасте детей в большей мере интересует уже результат. В связи с этим в игре все большее место занимает соревнование. Причем соревнования вначале имеют скорее индивидуально-личный характер, а затем они все более становятся групповыми с наличием вожаков или лидеров в каждой группе. Квинтэссенцией соревнования является спортивная игра. Все мальчики любят хоккей (даже если в него играют без использования коньков), футбол, настольный теннис. Девочки предпочитают волейбол, баскетбол (Матюхина М. В. с соавторами). Помимо подвижных игр дети любят играть и в настольные игры. В настоящее время повальным стало увлечение играми на компьютере, что не только способствует развитию ребенка, но и представляет определенную опасность, о которой теперь много пишут и говорят.
Из игр все мальчики предпочитают хоккей, футбол
Половые различия Имеются также специфические игры, которые предпочитаются мальчиками и девочками. Мальчики играют с солдатиками, машинами, ракетами, самолетами, игрушечным оружием. Девочки – с куклами, игрушечной посудой и мебелью, в игры со скакалкой, в «классики». В дифференциации игр детей по половому признаку существует определенный смысл. Девочки стремятся в игре воплотить свойственные им заботливость и эмоциональную теплоту, мальчики же – доминантность и агрессивность. Кроме того, культурные стереотипы мужественности и женственности, которые внушаются обществом ребенку соответствующего пола, также накладывают свой отпечаток на особенности игровых пристрастий детей.
Развитие тонкой моторики
В этом возрасте продолжает совершенствоваться тонкая моторика ребенка. В 1-м классе многие дети еще неуверенно пользуются карандашом и ручкой. Их тонкие движения еще неловки и угловаты. Однако очень быстро дети овладевают навыками письма, и к 4-му классу подавляющее большинство детей не только бегло пишут, но и рисуют.
Развитие социального поведения
В младшем школьном возрасте социальные отношения все больше расширяются и дифференцируются. Социальный мир становится для ребенка шире, отношения глубже, а их содержание разнообразнее.
Поведение в школе
В 1-м классе самой авторитетной фигурой для ребенка является учитель (как правило, учительница). На это указывают все исследователи, которые пишут об этом возрасте. «Учителю он верит безгранично» (Возрастная и пед. психология). В глазах ребенка учитель всемогущ, потому что он не только «все знает», но и ему «все» подчиняются. Учительница может вызвать в школу даже родителей, поговорить с ними, и те будут ее «слушаться». То, что «Мария Григорьевна сказала», становится наивысшим критерием истины. При этом доверие, тяга к учителю не зависит от качеств самого преподавателя (Матюхина М. В. и др. ). В связи с выраженной склонностью детей к подражанию на учителе лежит высокая ответственность за демонстрацию образцов социального поведения. Во 2-м и 3-м классе личность учителя становится менее значимой для ребенка, зато теснее становятся его контакты с одноклассниками (там же).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|