Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 12. Средневековые университеты (2 часа)




1. Традиционные факультеты университетов Средневековья

1) Факультет искусств

2) Факультет медицины

3) Факультет права

4) Факультет теологии

5) Причины ухода ученых из университетов

2. Преподаватели и система обучения

1) Преподавание как профессия

2) Порядок назначения на преподавательские должности

3. Общая характеристика средневековой профессуры

1) Принципы подбора профессорского состава

2) Оплата работы в университете

3) Карьера и мобильность преподавателей

4) Профессура как особая социальная группа

4. Жизнь и быт средневековых студентов

5. История Парижской Сорбонны (XIII-XVI вв.)

Источники

Антология педагогической мысли христианского средневековья / Сост. и ред. В.Г. Безрогов, О.И. Варьяж. М., 1994. Т. 2.

Документы по истории университетов Европы XII-XV вв. / Уч. пос. под ред. А.Г. Москаленко. Воронеж, 1973.

Практикум по истории средних веков: в 2-х вып. / Под ред. М.Л. Абрамсон, М.М. Фрейденберга и др. М., 1998. Вып. 2.

Послушник и школяр, наставник и магистр: Средневековая педагогика в лицах и текстах. М.: РОУ, 1996.

Средневековье в его памятниках / Под ред. Д.Н. Егорова. М., 1913.

Хрестоматия по истории средних веков: В 3 т. / Под ред. С.Д. Сказкина. М., 1961. Т. 2.

Документы по истории Франции середины XVI в. / Публ. Т.П. Вороновой, Е.И. Гурари; под ред. А.Д. Люблинской // Средние века. М., 1961. Вып. 19.

 

Литература

Аполлонов А.В. Латинский аверроизм XIII в. М.: ИФ РАН, 2004.

Быховский Б. Сигер Брабантский. М., 1979.

Варбанец Н.В. Йохан Гутенберг и начало книгопечатания в Европе. М., 1972.

Даннеман Ф. История естествознания. М.-Л., 1936. Т. 2.

Добиаш-Рождественская О.А. Культура западноевропейского средневековья. - М.: Просвещение, 1987

Европейская педагогика от античности до нового времени (Исследования и материалы). Ч. 3. М., 1994.

Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль (Исследования и материалы): Сборник научных трудов. Вып. 1 / Под ред. К.И. Салимовой, В.Г. Безрогова. М., 1989.

Захаров И.В. Миссия университета в европейской культуре / Захаров И.В., Ляхович Е.С. - М.: Фонд Новое тысячелетие, 1994.

Из истории университетов Европы XIII - XV вв. - Воронеж, 1984.

Интеллектуальная история в лицах: Семь портретов мыслителей средневековья и Возрождения / Под ред. И.В. Кривушина и Н.В. Ревякиной. Иваново, 1996.

Коллинз Р. Средневековые университеты, схоластика и проблема интеллектуальной стагнации // Вестник высшей школы. - 2002. - № 8.

Костюкевич С. Образ университета как уникального сплава либерального образования, средневековой гильдии и естественной науки // Alma mater. М., 2001. № 6.

Ладыжец Н. Университеты Европы // Вестник высшей школы. - 1991. - № 7.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века. СПб.: СПбГУ, 2003.

Мишед Л. Идея университета // Вестник высшей школы. - 1991. - № 9.

Нехаева С. Источники существования студентов Флорентийского университета в эпоху Возрождения // #Возрождение: культура, образование, общественная мысль. Иваново, 1985.

Петерсон Олаф. Университет в ранний период современной Европы: традиции и новации // Alma mater. М., 2000. № № 10 - 11; 2001. № 1.

Пиков Г.Г. Средневековые европейские университеты. - Новосибирск,1993.

Питер А. Вандермеш. Преподаватели (реферат) // Alma mater. М., 2000. № № 7 - 9.

Предтеченский С.А. Парижский университет в средние века. Казань, 1901.

Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах. - М.: Новое литературное обозрение, 1996.

Пшазова С.Н. Флорентийский университет и развитие гуманизма в XIV-XV вв. // Средние века. М., 1993. Вып. 56.

Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979.

Роуг В. Университет как явление средневековой культуры // Вестник высшей школы. - 1991. -№ 8.

Рутенбург В.И. Университеты итальянских коммун. Средневековья и начало нового времени. - Л.: Наука, 1986.

Самин Д.К. Сто великих ученых. И., 2000.

Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

Средневековая Европа глазами современников и историков: Книга для чтения. Ч. II. Европейский мир X-XV вв. М., 1995.

Суворов. Н. Средневековые университеты. М., 1898.

Традиции образования и воспитания в Европе XI-XVII вв. Иваново, 1995.

Уваров П.Ю. Университеты и идея европейской общности // Европейский альманах, 199З. М., 1993. С. 115-123.

Уваров П.Ю. Интеллектуалы и интеллектуальный труд в средневековом городе // Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 2. М., 1999.

Уваров П.Ю. Университет в средневековом городе // Культура и искусство западноевропейского средневековья. М., 1981.

Университеты Западной Европы. Средние века. Возрождение. Просвещение. Иваново, 1990.

Школа и педагогическая мысль средних веков. Возрождение и начало нового времени: исследования и материалы. М., 1991.

Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI-XIII веков. М., 1978.

Проверочные вопросы

1. В чем смысл основания университета?

2. Охарактеризуйте принципы университетского образования. Чему и как учил университет?

3. Реконструируйте методику работы профессоров со студентами.

4. Чем был университет для интеллектуала, школяра, простолюдина, короля, папы?

5. Как строился учебный предмет и учебный процесс в университете? Как были организованы магистры и школяры?

Одна из наиболее ярких страниц в истории образования — рождение и утверждение университетов, или studium generate, как они первоначально назывались, будучи местом, где в средние века можно было получить наиболее полное школьное образование. Именно университеты и породили явление, которое называется "школьной наукой", — схоластику. Соединение веры, защитниками коей должны были в новых условиях выступить университеты, которые должны были стать авангардом теологической мысли папства (вместо монастырей), с одной стороны, и примером научной рациональности, поверяющей авторитет логическим исследованием, — с другой, закладывало фундамент научного образования нового времени.

Средневековые университеты послужили основанием и организационным структурам европейского образования. Они, как правило, обладали юридической, финансовой автономией, правом самоуправления. Университет подразделялся на факультеты, деятельность которых определялась статутами учебного заведения, осуществлялась и контролировалась советами и должностными лицами. Будучи формально независимыми, университеты обладали свободой в выборе профессуры и тематики обучения в большей степени, чем монастырские школы. Более того, университеты часто признавались вместо церковных властей основными цензорскими органами, дающими заключения о чистоте веры и соответствии тех или иных взглядов ортодоксии. В университетах возникла своя корпоративная культура, активно взаимодействующая с городской (магистры как трудящиеся) и рыцарской (благородство мантии пера, а не только шпаги) культурами.

Приводимые документы характеризуют отношение к университетам светских властей, принципы взаимоотношений студентов и преподавателей и жизни студентов и профессоров в студенческих и преподавательских объединениях (коллегиях), методы и формы обучения — лекции профессоров и знаменитые диспуты, актуализирующие знания их участников и развивающие навыки мышления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...