Сущность и этапы разработки концепции региональной политики в сфере туризма
Региональное развитие туризма
Комплекс управленческих мер для эффективного развития туризма в регионе
Обследование рынка туристских услуг и потребительских предпочтений позволяет выявить приоритеты в развитии регионального туризма по видам и формам реализации туристских услуг: - развитие социальных программ в туризме, в том числе в бюджетных организациях (инсентив-туризм), развитие учебных туров (специализированный туризм), культурно-массовых программ (событийный туризм); - стимулирование развития инфраструктуры туристских услуг; - поддержку технического состояния культурно-исторических памятников; - поддержку лечебных курортов (использование потенциала клиник, освоение и внедрение новых технологий в медицине); - реконструкцию туристских объектов (домов отдыха, профилакториев и др.) в зонах экологического отдыха; - развитие деловой среды (сотрудничество с научными организациями, в т.ч. зарубежными, стимулирование туристского бизнеса в малых городах и районах); - совершенствование информационной политики (в частности, информационная поддержка туристских объектов республиканского значения); - развитие общественных форм управления туристским комплексом (профильных объединений и ассоциаций предпринимателей). Развитие регионального туризма возможно только посредством эффективного взаимодействия субъектов сферы туристских услуг с органами регионального и местного управления (см. рис. 1). Рисунок 1. Взаимодействие субъектов туристских услуг с органами регионального и местного управления
Целесообразно создание в регионе комитета по развитию туризма, который будет заниматься разработкой комплексных программ развития регионального туризма, налаживанием связей с администрациями городов и районов, другими государственными и негосударственными организациями (см. рис.2)
Рисунок 2. Структура государственного органа управления развитием туризма в регионе
Создание подобной структуры может стать эффективным рычагом управления программным развитием туризма в регионе.
Сущность и этапы разработки концепции региональной политики в сфере туризма
Региональная политика в сфере туризма становится по актуальности в один ряд с политикой федеральной в силу двух обстоятельств. Во-первых, федеральная программа не в состоянии учесть специфику российских регионов, которые отличаются чрезвычайным разнообразием территорий, природно-ландшафтными, климатическими характеристиками, традициями, этническим составом населения, ремеслами, промыслами, составляющими уникальность и самобытность конкретной области, края, района. Во-вторых, для региона необходимость разработки собственной политики в области туризма определяется возможностями данной отрасли решить широкий круг социально-экономических проблем. В частности, с помощью туризма можно: - преодолеть неравномерность развития отдельных регионов или районов внутри региона, оживив экономическую жизнь за счет привлечения инвестиций, дополнительных поступлений доходов в местный бюджет; - улучшить инфраструктуру; - обеспечить занятость населения и предотвратить миграцию трудоспособного населения; - поддержать местную промышленность, обеспечив спрос на товары местных товаропроизводителей; - улучшить экологическую обстановку за счет дополнительного финансирования природоохранных программ. Приоритеты, принципы, пели, задачи региональной туристской политики, а также условия их реализации определяются в рамках таких документов, как Концепция и Программа развития туризма.
В качестве источников финансирования этих программ, предполагается использовать валютные отчисления от гостиничных предприятий в бюджет города, налог на проживание иностранных граждан, средства от приватизации и др. Развитие туристско-экскурсионного дела рассматривается в качестве приоритета как в рамках комплексных программ социально-экономического развития региона, так и программ поддержки и развития культуры. Актуальность данного приоритета обусловлена необходимостью своевременного поиска перспектив оптимизации социокультурной и экономической жизни региона. В процессе разработки региональной программы развития туризма (и особенно на ее концептуальном этапе) учету подлежит вся совокупность внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) факторов, определяющих приоритеты и перспективы развития туризма на данной территории. Группа внутренних факторов, непосредственно определяющих эффективность туризма, включает в себя: 1) уровень развития инфраструктуры туризма; 2) степень готовности населения путешествовать в любое время года; 3) номенклатуру предлагаемых населению видов туризма и работу с различными рыночными сегментами спроса; 4) кадровое обеспечение туристского бизнеса; 5) наличие структур, оптимизирующих деятельность турфирм и обеспечивающих защиту прав путешественников.
В группу внешних факторов входят: 1. Факторы, определяющие туристский потенциал региона и его аттрактивность: - природно-географические и климатические условия; - историко-культурный потенциал. 2. Факторы, косвенно воздействующие на туризм, а именно: - социально-демографические; - социально-экономические и политические; - научно-технические факторы; - социально-культурные факторы.
Перечисленные факторы могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на развитие туризма. Развитие туризма могут сдерживать такие факторы, как: - экономические кризисы; - милитаризация экономики; - рост внешней задолженности; - политическая нестабильность; - рост цен на предметы потребления; - безработица; - забастовки; - криминогенная обстановка;
- финансовая нестабильность (инфляция, стагнация валют); - сокращение объемов личного потребления; - неблагополучие экологической ситуации; - ужесточение визовых формальностей и таможенных правил; - снижение квот обмена валют и т.д. В свою очередь, развитие туризма в регионе может положительно сказываться на общей экономической ситуации - за счет создания новых рабочих мест, вовлечения в хозяйственный оборот дополнительных материальных ресурсов, строительства новых объектов туризма, привлечения инвесторов, увеличения товарооборота. Разработка региональной программы развития туризма предполагает последовательное решение ряда задач, каждой из которых соответствует этап проектирования. Первый этап предполагает всесторонний анализ внутренних и внешних факторов, прямо или косвенно определяющих состояние и перспективы отрасли. Основная задача данного этапа - маркетинговый анализ туристских ресурсов территории, прежде всего рекреационных, которые включают природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, артефакты, которые обладают комфортными свойствами и потребительной стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей в фиксированное время с помощью существующей технологии и имеющихся материальных возможностей. Предметом этого анализа являются: - природные условия; - историко-культурные ресурсы; - материально-технические ресурсы туризма; - географическое положение; - экологическое состояние территории; - социально-экономическая ситуация в регионе. Второй этап разработки региональной программы, заключающийся в определении перспективности развития туристской отрасли, предполагает: - анализ реального и потенциального спроса на данный регион со стороны местного населения, путешественников из прилегающих регионов, отдаленных территорий своей страны, а также иностранных туристов; - выявление преимуществ и недостатков данного региона в сравнении с другими (в том числе и аналогичными по основным показателям) регионами страны и других стран;
- определение приоритетных туристских потоков с оценкой возможных социально-экономических последствий развития туризма; - разработку «сценария» развития региона и его составляющих как туристских центров. Определение туристкой специализации района зависит, прежде всего, от ведущей группы туристских ресурсов. По этому критерию туристские районы можно подразделить на 1) природно-аттрактивные; 2) этнографически аттрактивные; 3) историко-культурно-аттрактивные; 4) экономически аттрактивные; 5) комплексно-аттрактивные.
По «туристской специализации» выделяют следующие типы районов: - районы познавательного или экскурсионного туризма; - районы рекреационного или оздоровительного туризма; - районы научного туризма; - районы фестивального туризма (с его подразделениями); - районы религиозного туризма; - районы ностальгического туризма; - районы делового туризма; - районы сельского туризма; - районы комплексного туризма. Типология, основанная на критериях туристско-рекреационного потенциала, включает: 1) Города, сформировавшиеся как рекреационные центры в силу благоприятного климата, наличия историко-культурных и природных объектов, имеющие развитую инфраструктуру и привлекающие путешественников; 2) Города, имеющие достаточный туристско-рекреационный потенциал (объекты природно-культурного наследия, благоприятный климат и др.), но не являющиеся центрами массового туризма в силу слабой инфраструктуры и отсутствия привлекательного имиджа. 3) Поселения, обладающие значительным рекреационным потенциалом, развитие которого блокировалось выраженной промышленной направленностью, но переживающие экономический кризис в силу исчерпанности сырьевых ресурсов, закрытия предприятий и т. д. 4) Города, обладающие определенным туристско-рекреационным потенциалом и имеющие выраженную промышленную ориентацию. 5) Поселения, возникновение которых связано с явлениями и объектами религиозно-культового характера (храмами, монастырями, местами, связанными с жизнью религиозных деятелей и т. п.). 6) Новые города, возникшие вокруг предприятий и научных учреждений, имеющие благоприятные природные условия и развитую инфраструктуру. 7) Города или сельские поселения с агропромышленной или аграрной ориентацией, имеющие объективные возможности (климат, экологию, инфраструктуру) для развития деревенского, экологического и делового туризма.
Для определения эффективности капиталовложений и строительство материальной базы туризма и оптимального использования туристских ресурсов применяется другая классификация туристских районов, включающая:
1) районы, располагающие огромными туристскими ресурсами, в которых туризм должен быть доминирующей отраслью региональной экономики; 2) районы, располагающие богатыми туристскими ресурсами, но в которых туризм должен получить развитие наравне с другими отраслями; 3) районы, располагающие туристскими ресурсами, но в которых развитие туризма будет зависеть от развития других отраслей.
На третьем этапе разработки программы развития туризма определяются: 1) структура, объем и качественные характеристики: - мест размещения туристов; - предприятий обслуживания; - транспортных коммуникаций; - предприятий, смежных с туристской отраслью; - жилья и предприятий сферы обслуживания для работников туристской и смежных отраслей; - кадрового корпуса работников туристской отрасли; 2) объем финансовых средств, необходимых для реализации программы туристского развития региона, источники их получения (федеральный, местный бюджет, банковские кредиты, коммерческий сектор, средства зарубежных фирм и т. д.), прогнозируемые сроки окупаемости вложений.
Программы развития туризма в регионе должны соответствовать концепции устойчивого развития, которая была разработана всемирным союзом охраны природы. Эта концепция основана на трех принципах – экологической, социально-культурной и экономической устойчивости. Экологическая устойчивость требует совместимости развития с поддержанием базовых экологических процессов, биологического разнообразия и ресурсов региона. Социально-культурная устойчивость предполагает обеспечение сохранности историко-культурных ценностей и местной самобытности. Экономическая устойчивость ориентирует на такие варианты развития региона, которые обеспечивают бережное отношение к местным ресурсам, дают возможность использовать их будущим поколениям. Применительно к туризму устойчивое развитие предполагает улучшение качества жизни местного населения; сохранение качества окружающей среды, оказывающей непосредственное воздействие как на местное население, так и на туристов; обеспечение туристам условий пребывания, соответствующих международным стандартам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|