Павильон РСФСР (№71). Главный вход (№227). Северный вход (№285). Южный вход (№286)
Павильон РСФСР (№71) - Павильон РСФСР – один из многих павильонов на центральной площади, построенных в процессе послевоенной реконструкции выставки. Архитектура павильона отличается торжественной пышностью, характерной для советских построек первой половины 1950-х годов (в качестве примера того же стиля можно привести, например, станцию метро «Смоленская» Арбатско-Покровской линии). - Под портиком у входа в павильон расположена фреска. Ее название: «Народы России построили социализм». В центре композиции взрослые и дети несут круглую картину в богатой раме. На картине – портрет Ленина. В правой части портрета можно заметить некоторую странность в пропорциях и контуре картины. Все дело в том, что изначально портрет был парным – Ленин и Сталин. - После смерти Сталина и XX съезда КПСС, все его изображения с выставки были удалены. Но всю фреску из-за этого уничтожать не стали. Голову Сталина просто закрасили, уменьшив радиус портрета и дорисовав руку женщины справа. - Авторы фрески – Бела Уитц (венгерский художник-коммунист, принявший советское гражданство) и Оксана Павленко. Эти же авторы написали фреску с аналогичным сюжетом для фасада павильона Белорусской ССР (№18). - Сейчас в павильоне проводятся различные тематические выставки. Главный вход (№227) - Главный вход – это часть ансамбля, построенного к открытию выставки в 1954 году. До войны у выставки был другой главный вход – сейчас он называется Северным (№285). В то время вся территория, которую занимает теперь Главный вход, центральная аллея и Центральный павильон, находилась за пределами выставки. Здесь располагались пустыри и часть построек села Алексеевское (остальные постройки находились на другой стороне Ярославского шоссе).
- Чтобы освободить всю территорию от Ярославского шоссе до старой границы выставки, в начале 1950-х годов потребовалось снести 55 жилых домов и переселить 1500 жителей. - Главный вход – это целый комплекс построек, состоящий из центральной арки и полукруга боковых крыльев, которые завершаются административными зданиями – все вместе эти постройки раскинулись на ширину 300 м. - Центральная часть Главного входа – пятипролетная триумфальная арка высотой 32 метра. Она построена по образцу Бранденбургских ворот в Берлине, что символизировало недавнюю победу в Великой Отечественной войне. - На триумфальной арке расположена 8-метровая скульптурная группа «Тракторист и колхозница». Автором композиции является скульптор Сергей Орлов. В 1954 году, одновременно с «Трактористом и колхозницей», Орлов создал еще один символ Москвы – конную статую Юрия Долгорукова на Тверской улице. Скульптурная группа «Тракторист и колхозница» изготовлена не из бронзы, как может показаться издалека. Это железобетон, облицованный смальтой. Сноп изготовлен из латуни. - Пилоны (колонны) арки украшены барельефами, изображающими фигуры агронома, механизатора, животновода и садовода (арка имеет 6 пилонов, так что фигуры повторяются). - Полуциркульная арка в центральном пролете является цитатой арки Северного входа. Северный вход (№285) - Арка Северного входа была главным входом на выставку с 1939 по 1941 годы. Посетители приезжали на выставку по Ярославскому шоссе (сейчас эта часть магистрали называется проспект Мира). На площади перед аркой находились конечные остановки трамваев, троллейбусов и автобусов, а также стоянка маршрутных такси. Метро в окрестностях выставки еще не было. - Посетители проходили через арку, по алее на центральную площадь выставки (до войны здание главного павильона было другим, а фонтана «Дружба народов» еще не существовало).
- Знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной была установлена как ориентир при повороте с Ярославского шоссе к арке главного входа. Сегодня связь между скульптурой и аркой больше не просматривается, так как теперь их разделяют павильоны №69 и №75. - В наши дни арка Северного входа оказалась внутри территории выставки и на практике уже не является входом. Целиком она видна только с площади Административного павильона (№230). - Трехпролетная арка мало напоминает классические прототипы: у нее нет аттика, и центральная арка поднимается в небо двумя легкими дугами. Зайдя под боковые купола ярки, можно оценить эффектность конструкции. На пилонах арки частично сохранились декоративные барельефы 1939 года. Южный вход (№286) - Южный вход появился в результате послевоенной реконструкции выставки. Он составил симметричную пару Северному входу (№285, который к тому времени перестал быть главным). - В 1950-е годы в районе Южного входа планировалось создать большой строительный раздел (перевести его с Фрунзенской набережной). Сегодня этот вход в основном используют те, кто оставляет свои автомашины на парковках, расположенных рядом. - Фасад Южного входа украшают несколько одинаковых барельефов, изображающих медаль участника ВСХВ (медали участника имели одинаковый дизайн и в 1939 году, и после войны). - С обратной стороны на углах арки видны цифры «1953». Это дата фактической постройки Южного входа, за год до официального открытия в 1954 году. - Архитектурный проект Южного входа разработан учениками знаменитого архитектора Ивана Жолтовского при его личных консультациях. Одним из учеников был Дмитрий Олтаржевский, племянник первого главного архитектора ВСХВ[8].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|